220. Дух дышит, где хочет

Рассказали мне недавно одну историю, не скажу, что сразу поверила в ее правдивость, но, как говорится, "автор был проверенный", не врал, перескажу вкратце, без приукрашений: дело было в православном храме, на богослужении, действующие лица:
- бомжеватого вида "усталый странник", на корточках у стеночки привалившийся и дремавший;
- неоговоренное количество прихожан, молящихся по ряду службы;
- певчий одна единица, певший дивным голосом, как будто несколько человек;
- священнослужитель, действующий по ряду службы;
- рассказчик (он же автор опуса);
- и некая девочка готического прикида (берцы, кожанка, черная юбка-пачка из фатина).
Действие - собственно богослужение, когда в полутемном храме священника не видно, он где-то там, за иконостасом, певчего не видно, он где-то там на клиросе, прихожане - в себе и молитве, не отвлекаются на посторонние события, бомжеватого вида мужик дремлет, а вот автор - как и сам честно заявил - не молится, а так, суетится о ненужном (пытается заглянуть на клирос и посмотреть - точно ли там один певчий, а если один - то почему слышится как несколько, а вот записать бы на диктофон, ну и так далее, какие тут молитвы?).
И вот видит автор, как в храм заходит готическая девочка и начинает усердно молиться Господу, потому что видно, что ей - очень нужна помощь Господа. Молится, естественно, с поклонами, что при юбке-пачке несколько... эээ... ммм... Откровенно.
Автор и сам замечание не сделал, и заметил, что прихожане - не сделали замечаний, а оно и неудивительно - тишину и порядок в храме на богослужении нарушать не полагается, ну - молится себе девочка в юбке-пачке, и молится. Но это заметил бомжеватого вида мужик, дремавший у стеночки.

Заметил, протер в недоумении глаза, и - не отрываясь продолжал смотреть на то, как девочка в юбке-пачке с поклонами усердно молится Господу. Какое-то на него снизошло откровение, очевидно, потому что после того, как девочка домолилась и из храма ушла, он поднялся, расправил, как Илья Муромец, затекшие члены и гоголем прошествовал к иконе праздника, старательно перекрестился, приложился и пошел себе. Да и богослужение, похоже, закончилось.

Автор, он же свидетель произошедшего, поведал это миру (и мне в числе реципиентов), ни прибавив, ни убавив, вот как дело было, так и рассказал, пребывая, однако, в недоумении о сути произошедшего.

Не скрою, на мой провинциальный взгляд история показалась диковатой, отчего я, собственно, не сразу и поверила в ее правдивость, но - автор проверенный, не могу не доверять, однако...

Однако - как такое вообще может быть? Что, женская попа обладает такой "живительной силой"? Или совсем уже в православных храмах "пусто место", и нету Духа Святаго? Господь попустил? Попустил. Зачем?

Есть такая книжка, как Типикон, он же "Церковный Устав". Каюсь, прочитала из нее только оглавление, но и этого было достаточно для того, чтобы понять: оказывается, порядок поведения в храме так же строго регламентирован, как заседание Государственной Думы или - что там у нас еще строго соблюдается? Ну, пусть аппендэктомия - шаг влево, шаг право и - амба, попал в область гнева Божиего.
И - такой рассказ, и храм не рухнул под тяжестью произошедшего, и гнев Божий не пролился - а куда и за что?

Еще раз по действующим лицам: священник где-то там за иконостасом что-то делает по ходу службы. Наверное, молится. Стяжая Благоволение Господа для храма, себя, прихожан и всего мира. И Бог - помогает ему, подавая Силы, Благодать, Духа Мирного и элемент дара прозорливости в виде "я точно знаю, что делаю по ряду службы".
Прихожане, часть из которых несомненно либо духовные дети служащего священника, либо "племянники" - ну, раз пришли именно в этот храм, значит, чьи-то из духовных детей постоянных священников этого храма.
И - богослужение. Ну, скажем, вот устраиваю я день рождения собственному сыну, и вижу, что Машенька начинает швырять в Петеньку вареньем из вазончика. Непорядок? Непорядок. Надо сделать замечание? Надо. Потому что иначе мама Петеньки вполне обоснованно будет на меня сердиться за испачканное выходное платьице Петеньки.

А прихожане - духовные дети либо духовные племянники служащего священника - такое замечание готической девочке не сделали, не отвлеклись от собственной молитвы ради Типикона, не предложили девочке "набедренную повязку", которых в каждом храме на входе специально для таких случаев пошито много-много. И платочков, кстати. Для того, чтобы соблюдать порядок, установленный Типиконом.

Зная немножко Господа по Священному Писанию, могу предположить, что в тот момент, когда готическая девочка о чем-то усердно Его просила, показывая афедрон бомжеватого вида мужичку, у ничего не подозревающего священника то книга из рук выпадала, то нужные слова на ум не приходили, а то и вообще - не мог найти нужный фрагмент из Евангелия, положенный по Типикону именно в этот день ко прочтению.
Уходили Силы.
Перетекали - куда?
К готической девочке (она пришла к Господу. В полном непонимании норм и правил, в порыве души - к Господу, и старательно молилась). К бомжеватого вида мужичку, который пришел, может быть, просто в "какое-то теплое место чтобы зимой не замерзнуть", не в храм - просто куда-то погреться. А тут - такое!..

От священника. И от прихожан, которые видели, понимали неправильность происходящего - но замечаний не сделали.

А автор...

Автор это рассказал неограниченному кругу лиц, пребывая в недоумении от произошедшего - как такое возможно, и как к этому относиться?

Троичная логика - мало знающий, поступающий плохо, бит будет мало. Много знающий, поступающий плохо (по собственному же представлению плохо!) - будет бит много. Но хуже всего быть заложником собственного неведения - я вот до сих пор не могу поверить в правдивость этой истории, хотя автор - проверенный, с чего бы ему лгать?

Дух дышит, где хочет.


Рецензии