Часть 1. Глава 5. Эмоции п. 1 Назначение эмоций

 

   1. Назначение эмоций

   В качестве отправного принципа условимся считать эмоциями не внешние поведенческие и органические реакции человека, а его субъективные переживания, обусловленные фокусировкой сознания в теле астрала и его процессах. Этот посыл очень важен для понимания природы эмоции, как в её чистом виде, в теле астрала, так и в её связях с иными телами. Всякая попытка объяснить эмоции описательно, используя методы наблюдения и эксперимента, заведомо обречены на несостоятельность. Слишком разной окажется физическая реакция различных субъектов на одно и то же по качеству и силе эмоциональное состояние. Вопреки мнению Джеймса и Ланге, эмоция является не производной от физиологических процессов организма, а, наоборот, причиной последних.

   Другое дело, когда существует взаимосвязь процессов разных уровней с общим банком памяти. Именно этим обстоятельством можно объяснить, к примеру, тот факт, что улыбка способна привести к хорошему настроению, несмотря на отсутствие тому видимых причин. В этом случае определенная мимика лишь связана с соответствующим сектором общего банка памяти других психических процессов. Этот сектор обычно и вызывал улыбку на лице, поэтому повторный настрой на такую установку улучшает настроение. Это всего лишь подспудная работа внимания и памяти, а не чистая заслуга лицевых мышц. Если сознание достаточно сильно сконцентрировано на потребности, требующей иной реакции организма, то в данном случае улыбка вряд ли способна помочь в продвижении дела.

   Связующим звеном между физиологическими и эмоциональными процессами служит эндокринная система и вырабатываемые ею биохимические вещества типа адреналина, серотонина и др. Сам факт выработки организмом этих веществ является подтверждением взаимозависимости тел разных уровней, но ни в коей мере не доказательством первичности физиологии по отношению к остальной части души человека.

   Образно формулу Козьмы Пруткова “Если хочешь быть счастливым — будь им”, (равно, как и популярные, в последнее время формулы аутогенных исцеляющих и иных психологических настроев)  можно представить в следующем виде. Улыбка, даже беспричинная, воздействует на физиологические процессы по выработке “положительной химии организма”. Это ещё не эмоция в чистом виде, а всего лишь память о соответствующем эмоциональном состоянии, её сектор радости.

   Мы рады старым друзьям, родителям, детям, хорошей музыке, веселому фильму, любимому эстрадному артисту и т. д. — даже тогда, когда только вспоминаем о них. Эта связь способна распространиться и на тела высшего, чем астрал, порядка, задействовать процессы мышления и духа. Коридор радости свяжет все уровни сознания, которым объект радости небезразличен.

   По схеме аналогичной радости могут воспроизводиться и иные эмоциональные состояния: печали, горя, страха, депрессии и др. Перефразируя Козьму Пруткова, можно смело добавить к приведенному выше афоризму следующий: «если хочешь быть несчастным — будь им». А если сказать еще более обобщенно: на какие эмоции настраиваешься, такие и получишь. Однако ещё раз повторюсь - при отсутствии, на данный момент, других доминирующих потребностей в иерархии тел.

   Каждый процесс производного тела является  вспомогательным для процессов высшего - причинного к нему тела. При концентрации внимания на секторе  памяти какого-либо из тел, отвечающего за определенное психическое состояние, происходит замыкание всей цепи общего банка памяти по вертикали как вниз, так и вверх. Преимущественно задействуются те тела, которые способны наиболее полно воспроизвести  психическое состояние, необходимое для удовлетворения потребности.

   Эмоция может воспроизвестись, непосредственно исходя из собственного тела астрала, используя для этого лишь свой сектор эмоциональной памяти. Примером тому могут служить яркие художественные сны с прекрасными видениями, музыкой и стихами, когда отсутствует какая-либо необходимость в поддержке эмоциональных процессов со стороны эфирного тела движением (скажем, танцем), а со стороны ментального тела — мыслительными процессами. Человек в данном случае полностью захвачен определенной эмоцией, в каком-то смысле он на время сам становится ею.

   Но эпицентром стимула для эмоционального состояния могут являться и тела низшего порядка: эфирное и физическое.  Вскользь уже упоминалось о выработке организмом веществ типа адреналина и серотонина, что является вспомогательной функцией телу эфира (будь то в радости или опасности). Но стимулом для задействования процессов высших тел, в подавляющем большинстве связанных с “вертикалью радости”, могут стать и вещества наркотические, сходные по сущности результата действия с теми, что вырабатывает сам организм. К слову сказать, имеются в природе вещества, способные не только вызывать эйфорию, но и, напротив, состояние страха, боли, депрессии. Некоторые из них уже давно опробованы на человеке и далеко не в благопристойных целях. Видимо, грядущие демоны не преминут воспользоваться этими веществами  с целью воздействовать на сознание людей.

   Атомная бомба, по всей видимости, не самое страшное оружие будущего. Куда страшнее демонические походы в глубины человеческого сознания. Пока же мы только на пороге третьего тысячелетия, поэтому нас больше интересуют проблемы, связанные с употреблением наркотических веществ, редуцирующих всевозможные состояния эйфории. Наркотики воздействуют на организм по-разному: могут вызвать как биоэйфорию, так и состояния транса в телах эфира, астрала и даже ментального тела. Многие задействуют в этих целях сразу несколько психологических процессов.

   Наркотик вначале дает общую установку, соответствующую по своему составу определенным физическим процессам. В результате вырабатываемый избыток энергии  трансформируется в тело эфира, задействовав его «эйфорический» сектор памяти. Далее трансформация может продолжаться до уровня эмоций и даже мышления (фантазий, ментальных озарений и др.). «Высота взлета» сознания человека, находящегося под воздействием наркотиков, будет зависеть и от качества, сопровождающего восхождение доминирующего мотива. Чем более универсальна потребность во всем этом процессе, тем выше возможность взлета сознания. Многие великие люди, среди которых Байрон, А. Пушкин, А. Блок и даже непьющий  Л. Толстой воздавали похвалу действию на творчество бокала хорошего вина. Но, как правило, у лиц, больных наркоманией, эйфория далеко за пределы физического тела не идет, часто им и ограничивается, поскольку доминирующей становится не Любовь, Свобода, Творчество, а потребность избавления от физического страдания — “ломки”.

   Когда тело физическое пытается подчинить процессы высших тел потребностям своего уровня, что собственно и происходит с психикой наркомана, наступает деградация процессов тонких тел, гармония всей иерархии нарушается. Взлеты сознания, стимулируемые наркотическими веществами, по мере длительности их употребления становятся все более низкими, “приземистыми”. Наркотик  уже не вызывает былого  взлёта фантазии и озарений. Всю энергию, необходимую для редуцирования данных состояний, забирает под себя физический носитель сознания - истощённая нервная система организма. Вместо своего предназначения — быть инструментом для высших тел, физическое тело, ослабленное потреблением наркотиков, наоборот, становится им обузой, паразитом, мешком с дырой, в которую утекает энергия всей иерархии. Отсюда следствие — отторжение тела физического от тел высшего порядка и все, связанные с этим неприятные последствия, вплоть до его гибели.

   Если бы потребности физиологии определяли состав потребностей высших тел (а именно такой вывод необходимо вытекает из концепций психики, как производной физиологических процессов филогенеза), то высшими духовными достижениями по праву бы считались те, что непосредственно направлены на удовлетворение потребностей организма, главные из которых, как известно, хорошо поесть и размножиться.. Интересно, задумывались ли о таком повороте проблемы Джеймс и Ланге, разрабатывая органическую концепцию образования эмоций?

   Отметим, что если при наркотическом опьянении и возникают эмоции, то это лишь следствие выхода из глубин сознания скрытых до этого от внимания, но ждавших своего удовлетворения потребностей, будь то тела духа, мышления или тела астрала. Если таковых потребностей ни в видимом обозрении, ни в скрытых тайниках души не имеется, то и эмоциональные процессы не возникнут, сколько бы наркоман ни кололся, сколько бы алкоголик ни пил. Все удовольствия в таком случае ограничивались бы биологическими обменными процессами, разве что с привлечением процессов эфирного тела. Отсюда вывод: не биохимия призвана вызывать у индивида эмоцию, а, напротив, тело эмоций, в конечном счете, влияет на выработку тех или иных биологических веществ и связанных с ними субъективных состояний организма.

   Биохимия может лишь подвести сознание наркомана к определенному каналу общего банка памяти о психических состояниях. А возникнут последние или нет, зависит от наличия потребностей разного уровня тел. Психопатология эмоциональных состояний (уже вне связи с наркотическими) во многих случаях сталкивается с избыточным выделением организмом веществ, соответствующих памяти об определенных эмоциях, равно как и других процессов единого вертикального “коридора”. Вряд ли данное утверждение явится откровением для психиатров. Нас  здесь более интересуют  законы рациональной психики, а ещё конкретнее  — отношения между мышлением, эмоциями и действиями.

   Люди часто вполне сознательно провоцируют у себя появление того или иного эмоционального фона (сектора, коридора, установки, как угодно). Так бывает в компаниях на разного рода торжествах и пирушках. Сходную цель мы преследуем, отправляясь на природу, в более или менее длительные путешествия и прогулки. Как известно, отдых есть смена вида деятельности, а потому - понятие относительное. Грузчику выходной хочется провести на рыбалке, желательно неподалеку от дома; студента, напротив, тянет карабкаться по скалам, расположенным подальше от учебного заведения; пловец любит понырять с вышки, прыгун — поплавать, артист кино — попеть, певец — сняться в кино и т. д. Общую суть теории отдыха можно свести к следующей формуле. Отдых есть переключение внимания на информацию об удовлетворении потребности, отличной от потребности, ставшей мотивом предшествующего труда. Например, трудиться нас призывает потребность заработать деньги, а к отдыху зовет потребность эти деньги наиболее рационально и весело потратить.    

   Между тем, основным способом отдыха в наш замусоренный чрезмерным количеством информации век является расфокусировка процесса мышления. Сознание с ментального уровня, можно переключить как на духовную сферу, так и на тела низшего порядка, что подавляющее большинство населения планеты и делает. Мышление отдыхает, набираясь сил, прежде всего с помощью фокусировки внимания на эмоциональных процессах. Последние могут быть вызваны посещениями театров, выставок, концертов,  просмотром телесериалов. Этой же цели подчинены и комбинированные виды отдыха: подводная рыбалка, восхождение в горы или веселая дружеская попойка. Из сказанного напрашивается вывод: осознанно или неосознанно люди сами часто создают в себе искусственное эмоциональное состояние, будь то в чистом виде, или используя при этом также процессы эфирного и физического тел. Основной целью при этом является переключение сознания с ментальных на процессы более плотных тел, что дает возможность телу ментала отдохнуть и подготовиться к последующей работе.

   Чрезмерное увлечение искусственным вызовом эмоций (отдыхом с попойками, развлечениями низкого содержания)— патологически расслабляет мышление и может привести к его деградации. Что, собственно, и видно на примерах алкоголиков, наркоманов, разнузданных, развратных лиц.

   Эмоция, не служащая собственным тонким телам иерархии, нерациональна и никакой ценностью не является. Стремление испытывать эмоции ради эмоций иррационально и бессмысленно в большинстве случаев. В этой связи нельзя обойти вниманием точку зрения Б.И. Додонова, который в монографии “Эмоция как ценность” в качестве обратного аргумента в пользу самоценности эмоций приводит строки из стихов известных поэтов:

 Я праздный отдал бы покой
 За несколько мгновений
 Блаженства иль мучений.
М.Ю. Лермонтов

 О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей.
 Ф.И. Тютчев

 Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
 Но от преступного бесстрастья,
 Но от покоя сохрани.
 И. С. Аксаков

   Думается, нет нужды тщательно доказывать тот факт, что поэты в данном случае стремились к тем эмоциям, пусть и носящим отрицательный знак, но которые способствовали бы разрешению проблем их более тонких тел: выходу из мыслительного застоя, ведущего ум поэтов к деградации (“праздный покой”), из духовного кризиса (“мертвенность души”). Налицо во всех примерах - духовный дискомфорт поэтов, при котором эмоции могут выступать лишь в роли средства помощи мышлению и духу. И здесь, как и ранее, мы видим, что эмоция только ради самой себя никакого смысла не имеет. Она выступает лишь как посредник в установлении вертикального “коридора” от собственного уровня до высот тонких тел. Причем совершенно логично, что отрицательное состояние тел мышления и духа требует именно отрицательных эмоций, поскольку только они, а не другие соответствуют истинному состоянию духа поэтов в данный момент. Что проку веселиться телам низшего порядка, когда не до веселья телам тонким. В этом истинный смысл стремления поэтов к страданиям. Праздный покой низших тел вполне способен соседствовать с достаточно сильным дискомфортом тонких тел и потому гораздо менее ценен, чем несколько мгновений мучений, причем желательно именно тех тел, которые в наилучшей степени способны вывести человека из духовного кризиса.

   Духу, прежде всего,  должно помочь мышление, мышлению — эмоция. Если же причина страдания была бы безразлична для поэтов, то выход из мертвенности души и праздного покоя найти было бы проще простого. Стоило всего-навсего сунуть свою ногу под колесо проезжающей мимо хорошо нагруженной телеги. В тот же час проблема была бы снята: “мучительные дни” и “жгучее страдание” были бы с запасом обеспечены. Сомневающиеся могут при случае проверить сию гипотезу на собственном опыте. Кстати, подобным образом пытаются решить проблемы тонких тел самоубийцы. Б.И. Додонов должен бы согласиться, что именно в те самые моменты “мертвенности души” и “праздного покоя” - души поэтов и страдают более всего. А латентность, непроявленность этих страданий на внешне воспринимаемом уровне определяется лишь тем, что источник их находится в более тонком уровне, чем физический, отчего душе поэта, в целом, не легче.

   Как только потребность тонкого тела оформится, адекватный психологический процесс (для реализации этой идеи в жизнь) не замедлит долго ждать (будь то - в творчестве, в любви или в схватке с врагом). Что же касается самого понятия “самоценность эмоции”, то оно, допустимо и справедливо в областях, где эмоции являют собой основной инструмент какого-либо из известных отношений, в основном из области искусств: художественного, театрального, музыкального. Точно так же можно говорить о самоценности движений - в танцах и спорте, мышления — в решении тех или иных задач и т. д. Все, что является инструментом, волей-неволей несёт ценность в себе. Беда лишь в том, что из данного постулата никак не вывести жизнеспособных психологических основ теории эмоций.

   Главное изначальное назначение эмоций — служить процессам высших тел, в первую очередь своему ближайшему соседу — мышлению. Проследим эту деятельность на простом примере.

   Студент на сессии приходит на экзамен, берёт билет, читает вопрос.
   
   Вариант первый. Студент знает материал билета. Если он знает так же хорошо и весь остальной материал, то никаких эмоций у него не возникает, он отвечает, как автомат. Минуя эмоциональный процесс или сведя его к незначительному минимуму, мышление отражается в эфирном процессе — в речи, содержащей ответ на вопросы билета. Если студенту повезло, и судьба пронесла его мимо тех билетов, которые он не выучил, то такое событие непременно окрашивается положительной эмоцией, связанной с осознанием избавления от вероятности худшего исхода экзамена. Работает потребность осознания преимуществ, отсюда соответствующий знак эмоции.

    Вариант второй. Студенту попадается незнакомый вопрос. Прежняя ментальная информация оказывается неудовлетворительной для ответа. Кто из нас хоть раз не оказывался в подобной ситуации? Вот здесь на помощь призвана прийти эмоция. Только не “пена” типа истерики и обморока, а именно эмоция, и именно та, которая способна помочь найти наиболее рациональный выход из данной ситуации. 

    Интересен тот факт, что само по себе содержание эмоции у разных лиц в одной и той же ситуации может сильно различаться. Одних зальет краска стыда, других обдаст холодный пот страха, третьи обозлятся и т. д. Суть заключается в том, что всякая эмоция призвана переключить внимание мыслительного процесса на более широкий банк информации. Об этом уже говорилось подробно в главе, посвященной мышлению. Эмоция призвана расширить информационное поле мышления, увеличив тем самым вероятность охвата им необходимой и достаточной информации для решения проблемы. Причем эмоции могут сменять друг друга: досаду — страхом, тот — гневом, а гнев — стыдом. Это происходит в силу того, что какая-то эмоция, испробовав себя в виде помощи ментальному процессу, не достигает цели. То есть тот круг информации, который она притягивает собой, не содержит оптимального в данной ситуации решения. Следующая  эмоция связана со следующим ментальным сектором и т. д. Расширение ментальной памяти с помощью эмоций происходит поэтапно, по мере смены их друг другом. Если ситуация достаточно серьёзна, потребность чрезвычайно актуальна, а информации для её удовлетворения не имеется, то может произойти психологический стресс.

    Здесь мы подошли к другой связи эмоции — с телом эфира. Когда сама эмоция оказывается несостоятельной, на помощь ей приходят действия эфирного тела. Движение призвано разрядить нерациональную, склонную превратиться в “пену” эмоцию, тем самым сменить ее качество (страх — на гнев, ярость — на стыд и т. д.) или упорядочить эмоциональный процесс, не меняя его качества. Способы такой разрядки могут быть самыми различными: на экзамене это может выражаться в покусывании авторучки, ерзании на стуле, мышечном напряжении, почесывании и прочем. Иные ситуации требуют иных эмоциональных разрядок. Однако закончим с бедным студентом. В итоге эфирные и эмоциональные процессы могут оказать добрую услугу мышлению, которое отыщет нужные “коридоры” из банка памяти, затуманенной бессонными ночами и прочими сопутствующими проблемами головы студента. Решение находится само собой: ответ на вопрос вспоминается, экзамен сдаётся.

    Бывает, правда, когда и эфирное тело оказывается не способным помочь отыскать нужный информационный иерархический коридор. Тогда в активную деятельность вступают физиологические процессы, начиная вырабатывать большие дозы адреналина и других веществ. Бывает - помогает.


Рецензии