Один бой. На полях первой мировой

Поражала красота и ухоженность этих мест .Зеленые долины,холмы,перелески и вдали бахрома синих гор. Дорога ,по которой мы шли походным строем, была на удивление хороша ,как и здания ,встречавшиеся на нашем пути . Большие ,белые с ровными ,надежными крышами ,с большими окнами , опрятные . Места были зажиточные ,что и говорить . Деревни попадались очень часто ,выступая из зелёных рощ и дубрав . Люди близко не подходили  ,смотрели на нас издали ,не выходили из-за плетней и заборов  . Складские помещения или лабазы в деревнях были разорены .Как впрочем и на станции ,куда привела наш эшелон одноколейка .На отводных путях стояло множество вагонов .Красные венгерские ,серенькие галицийские , вагоны с прусскими и австрийскими надписями . Маленький чернявый прапорщик прибежал сияя от радости начищенным самоваром   и доложил ,что мы захватили для царя и отечества около сотни вагонов и штук пятнадцать паровозов . Капитан Одинцов ,улыбнувшись ,спросил -А сколько вагонов у нас ?-Семь – доложил прапорщик ,тоже радостно улыбнувшись – Семь вагонов ,плюс один штабной вагон и один паровоз. Вздохнув капитан махнул перчаткой в направлении полей –Их пассажиры там .Скоро мы с ними встретимся .Думаю ,они уже заждались .Прапорщик погрустнел – Да. Много навезли они войск .
Станция была уничтожена полностью .Это был нам австрийский привет . Да и ради бога ! Мы высадились и сразу пошли по этому прекрасному шоссе от станции в глубь зелёных полей и перелесков . На равном расстоянии по обочинам шоссе высились заранее подготовленные груды щебенки для ремонта .В этом чувствовалась хозяйская предусмотрительность и основательность .Культура .Все - таки Европа ,что не говори .Мы шли и шли среди перелесков, через речки с аккуратными мостами  , у мостов мы оставляли охранение ,как и на станции. Когда отошли подальше ,от молчаливых безлюдных деревень к нашему строю стали прибегать дети . Робкими фигурками они застывали шагах в двадцати от строя и протягивали к нам ладошки – Цукер ! Тютюн ! Цукер !- тонкими голосками просили они сахар и табак .Все они были в темной довольно хорошей одежде ,иногда правда не по размеру , все в  черных овечьих шапках или картузах и все в справных ботинках . Потом ,впереди на дороге мы увидели мужскую фигуру . Остановили весь строй . Худенький мужичок мял в руках шляпу и все время заикался .Он жаловался на жизнь ,на войну , . Все время повторял – Пан добрий ,пан добрий- обращаясь к офицерам .Пару раз назвал нас москалями . Мы сделали вид ,что не заметили .  Рассказывал ,как ушли паны поляки побросав свое имущество в домах .Как за ними ушли паны – евреи,ничего не взыв из брошенного . Говорил ,что оставшимся  людям нечего есть .
Так идите в Россию – посоветовал я . – Так не дойдем ,со стариками и больными – ответил мужичок. К нему подтянулись оставшиеся поселяне ,мужчины и женщины .им удалось разжиться табаком и съестным припасом у наших солдатиков .
Через час мы расположились на широком поле на обед . Раздали похлебку , начали есть . Прозвучал далекий хлопок и за нашими спинами рвануло,посыпалась сверху земля  . С холмов открыли сильный огонь  . Ударила австрийская артиллерия . Спешно окапываемся .Куда стрелять не видно . Они хорошо расположились .Хорошая позиция . Мы посреди поля ,они на всех холмах слева и справа и по центру .Их не разглядеть ,а огонь они ведут густой  .Стреляли просто в их сторону .Но винтовки не добивали . Черт их забери .Сразу стали нести потери ,да еще австрийская артиллерия жарит по нашим флангам сгоняя нас в кучу . Ну и ладно . Так значит так .Поперли вперед . К холмам ринуылись . По своим окопам они палит не будут . На середине залегли под пулеметным огнем .Головы не поднять аи дождь этот ,божечки ,как же они жарили .Снова поднялись и вперёд . Людей потеряли но влезли по холмам к окопам . Мы в окоп ,пошла рукопашная работа .Когда все зачистили ,трети наших не было .Полегли наши солдатушки . Смотрим впереди еще окопы и за ними тоже вроде .Три линии окопов ,три австрийских полка нас ждали ,а мы вышли прямо на них и обедать сели .Вот и получили по сопатке . Пошли на вторую линию укреплений .такая круговерть началась .Кусками какими то помню ,обрывками жуткими .Заняли второй окоп ,осталось нас меньше половины .Одна мысль ,только б на третий хватило сил . А то отшвырнут и раздавят . не хотелось умирать ,а пошли на третье укрепление ,но тут они дрогнули .Побежали ,хоть и собралось их в третьем окопе много ,все кто из двух первых смог уйти . Ну побежали они по полю ,а мы по ним из пулеметов садим ,по спинам ихним . Сколько же их там погибло …Все поле было покрыто трупами .
Через неделю довелось мне возвращаться к станции и свернул я на то поле ,на котором не раз с жизнью прощался .Прошел дождь и  следы боя потонули в лужах и грязи . То там ,то здесь ,валялись снарядные ящики ,какие то колеса, обоймы от патронов усыпали бруствер окопа ,на колючей проволоке обрывки ржавых бинтов .
Похоронные команды уже собрали тела и вдалеке на холме высился большой деревянный крест . Земля навечно примирила нас и австрийцев приняв в свои объятья .Если бы мы тогда знали ,что нам и делить то нечего..сколько бы людей остались живы . А ведь они могли бы вернуться домой  жениться и у них были бы дети и внуки были бы.И у внуков их были бы дети. Сколько же людей никогда не появятся на свет. Не вдохнут весенний воздух,не увидят это небо и эти холмы .Да и дождь этот проклятый не увидят,хотя,чего это я,может быть им бы понравился дождь..
Последний раз довелось мне побывать на том поле лет через пять ,тоже летом .Окопов не осталось их закопали и по полю прошел плуг .Креста тоже не было .  Холмы дышали тишиной и покоем . Там где текла кровь вырос хлеб.И ничто на этой земле больше не напоминало о нас.


Рецензии