Информационная система в логике Гегеля

Данная статья является продолжением статьи «Sein логики Гегеля – основа теории систем» (https://aftershock.news/?q=node/1056894). Теория систем предполагает, что управляемая система состоит из объекта управления, информации, идеализации и органа управления. Объектом управления есть  сама управляемая система. Все это у Гегеля есть. Только по-другому называется. Не все элементы логики совпадают с элементами реальной системы, но несовпадений не так много.

Философских систем много, но все они рассматривают, как правило, лишь какую-то часть реальной системы. Логическая система Гегеля рассматривает реальную систему всю целиком, поэтому она такая одна. Философская наука с древних времен до настоящего времени знает единственного столь эрудированного философа с энциклопедическими знаниями. Это Гегель. Только Аристотель смог бы приблизиться к Гегелю, если бы жил в то же время. Поэтому думающие люди вновь и вновь обращаются к логике Гегеля, чтобы обосновать свои теории.

Реальная управляемая система описана у Гегеля абстрактной системой «Sein». Это диалектическая система, которая содержит реальную систему и то, что ее описывает. Реальная система – это то, что есть, независимо от того, естественное или искусственное к него происхлждение. Это первично. Гегелевская же система отображает то, что есть с помощью понятий, свойств (качества), законов и методов. Это материалистическая диалектика, изложенная в первой книге «Sein».

Очевидно, именно поэтому первый раздел этой книги называется «Bestimmtheit», что обычно переводят как «Определенность», но если чуть расширить понимание этого термина, то это может быть «Определяемость», как возможность определить названия изучаемых объектов реальности. По сути дела, это и есть информация об объекте исследования, которая тоже реальна. А любая информация имеет четыре элемента: номенклатурную классификацию (определяемость) объектов, их естественные свойства, как качество – пригодность для употребления, единицы измерения (меру) объектов одного качества и их количество.

Идеализм же Гегеля проявляется в идеализации реальности и ее отображения в виде логики. Этому посвящена вторая книга «Wesen». Практицизмом же Гегеля является описание в третьей книге «Begriff» сознательной деятельности от создания идей до их реализации и управления. Этим объясняется выделение трех книг о логике, поскольку четвертым элементом системы является сам реальность, которая существует независимо от того созерцает ее человек или нет.

Немецкое слово «Sein» можно перевести на русский не только как «Бытие», но и как «Действительность» или «Реальность», что ближе по смыслу этой философской категории. Следовательно, с полным основанием можно считать, что в «Науке логики» раздел «Sein» является не чем иным, как диалектической системой, где каждый элемент имеет два значения, которые отдельно реально не существуют, а только вместе. Конечно, у Гегеля нет термина «Информация», но по нынешним временам это так называется.

Как в теории систем осуществляются переходы от конкретных управляемых систем к всеобщим абстрактным понятиям? Посредством метода системного подхода (http://proza.ru/2019/07/23/1098). Его схема приведена на рисунке 1. Управляемая система отображает сначала сама себя, а затем все свои элементы. Но поскольку элементов слишком много, то отображается только та подсистема, которая содержит объект исследования. Системный поход от частной к всеобщей реальности может быть:

Орган управления > Нормирование > Информация >Объект управления
*****
Объект управления < Информация < Нормирование < Орган управления

Общество > Фауна > Флора > Биоорганизмы

Энергетика < Механические объекты < Материальные объекты < Живая природа

Гравитация > Электричество > Магнетизм > Тепловая среда.
*****
Однородные столкновения < Боковые связи < Разнополюсные связи

Положительное отклонение < Равновесие > Отрицательное отклонение

Разреженная среда < Вязкая среда < Плотная среда
*****
Равное количество > Предельное количество

Единичный объект < Предельная единица
*****
Количество единичных объектов.

 
Таким образом, реальное количество тепловых объектов (теплоносителей) является первичной физической субстанцией, которую Гегель назвал «reine Sein». Она в чистом виде не существует, а находится в пустоте и в ней обладает вечным движением.

Чтобы понять в логике Гегеля такое, как у систем, нисхождение от конкретной управляемой системы к всеобщей абстракции и сопоставить ее с теорией систем, надо перевести оглавление книги «Sein». Естественно, автор статьи не является профессиональным переводчиком, поэтому его перевод может быть лишь предварительным. Стараясь избежать неточностей, автор обратился к «Науке логики» прижизненного издания. И не зря. Последующие издания, а тем более русские, почему-то, в частности, не приводят названий гегелевских примечаний, которые оказываются важными для понимания основных категорий. А в некоторых русских изданиях стараются вообще не переводить содержание, ограничившись нумерацией

Перевод оглавления первой книги «Науки логики»
«Sein» «Реальность»

Erster Abschnitt. Bestimmtheit (Qualit;t). - Раздел 1. Определенность (Качество)

Erstes Kapitel. Das Sein. - Глава 1. Реальность

A. Sein. - А. Реальность

B. Nichts ebendas. - B. Пустое место

C. Werden - С. Возникновение Превращение

1. Einheit des Seins und Nichts - 1. Единство реальности и пустоты

Anmerkung 1. Der Gegensatz von Sein und Nichts in der Vorstellung. -
 - Примечание 1. Противоположность реальности и пустоты в представлении

Anm. 2. Sein und Nichts, jedes f;r sichgenommen. –
- Примечание 2. Реальность и пустота соответственно соотносятся друг с другом

Anm. 3. Andere Verh;ltnisse in der Beziehung des Seins und Nichts. -
- Примечание 3. Другое соотношение реальности и пустоты

Anm. 4. Die gew;hnliche Dialektik gegen das Werden und gegen das Entstehen und Vergehen. -
- Примечание 4. Обычная диалектика об возникновении и исчезновении

2. Die Momente des Werdens. - 2. Фазы превращения

3. Aufheben des Werdens. - 3. Сохранение превращения

Anmerkung. Das Aufheben. - Примечание. Сохранение

Zweytes Kapitel. Das DaSein. - Глава 2. Реальность

A. DaSein als solches. – А Объективная реальность как таковая

1. DaSein ;berhaupt. – 1. Всеобщая объективная реальность

2. Realit;t. – 2. Действительность

a) AndersSein. - a) Другая реальность

b) Sein-f;r-anderes und AnsichSein. – b) Смежная и видимая реальности

c) Realit;t — Anmerkung. Gew;hnliche Bedeutung der Realitt. –
- c) Действительность – Примечание. Обычный смысл реальности

3. Etwas. – 3. Неопределяемость

B. Bestimmtheit. - B. Определяемость

1. Grenze. – 1. Предел

2. Bestimmtheit. – 2. Определенность

a) Bestimmung - a) Правило, нормы

b) Beschaffenheit ebendas. - b) Свойство

c) Qualit;t - c) Качество

Anm. Gew;hnliche Bedeutung der Qualit;t – Примечание. Обычный смысл качества

3. Ver;nderung. – 3. Изменчивость

a) Ver;nderung der Beschaffenheit. - a) Изменчивость свойства

b) Sollen und Schranke. - b) Равновесие и предел

Anm. Du sollst, weil du kannst. – Примечание. Ты должен, потому что ты можешь

c) Negation. - c) Отрицание

C.(Qualitative) Unendlichkeit. - C. (Качественная) бесконечность

1. Endlichkeit und Unendlichkeit. – 1. Конечность и бесконечность

2. Wechselbestimmung des Endlichen und Unendlichen. –
- 2. Смежная определенность конечности и бесконечность

3. R;ckkehr der Unendlichkeit in sich. – 3. Бесконечно малое

Anm. Gew;hnliche Entgegensetzung des Endlichen und Unendlichen. –
- Примечание. Обычное противопоставление конечности и бесконечности

Drittes Kapitel. Das F;rsichSein. – Глава 3. Подобная реальность

A.Das F;rsichSein als solches. - A. Подобная реальность как таковая

1. F;rsichSein ;berhaupt. – 1. Всеобщая подобная реальность

2. Die Momente des F;rsichSeins ebendas. – 2. Фазовые состояния подобных реальностей

a) Sein AnsichSein. - a) Внутренняя реальность

b) F;r eines Sein, ebendas. - b) Числовая реальность, состояния

Anm. Was f;r einer? – Примечание. Что за числа?

c) Idealit;t. - c) Идеальность

3. Werden des Eins. – 3. Возникновение числа

B.Das Eins. - B. Число

1. Das Eins und das Leere. – 1. Число и нуль

Anm. Atomistik. – Примечание. Атомистика

2. Viele Eins (Repulsion). – 2. Много чисел (Отталкивание)

Anm. Vielheit der Monaden. – Примечание. Множество монад

3. Gegenseitige Repulsion. – 3. Взаимное отталкивание

C.Attraction. - C. Притяжение

1. Ein Eins. – 1. Одно число

2. Gleichgewicht der Attraction und Repulsion. – 2. Уравновешенность притяжения и отталкивания

Anm. Kantische Construction der Materie aus Attractiv- und Repulsivkraft. –
- Примечание. Кантовская конструкция материи из сил притяжения и отталкивания

3. Ubergang zur Quantit;t. – 3. Переход к количеству



Zweyter Abschnitt. Gr;;e (Quantit;t). – Раздел 2. Величина (Количество)

Erstes Kapitel. Die Quantit;t. – Глава 1. Количество

A. Die reine Quantit;t. - A. Абсолютное количество
B.
Anmerk. 1. Spinoza’s Begriff der Quantit;t. – Примечание 1. Понятие качества Спинозы

Anmerk. 2. Kantische Antinomie der unendlichen Theilbarkeit der Materie. –
- Примечание 2. Кантовские антимонии бесконечно большой материи

B. Continuirliche und discrete Gr;;e. - B. Непрерывная и дискретная величины

Anmerk. Gew;hnliche Trennung dieser beyden Gr;ssen. –
- Примечание. Обычные разделения этих обоих величин

С. Begrenzung der Quantit;t – С. Ограниченное количество

Zweytes Kapitel. Das Quantum. – Глава 2. Величина параметра

A. Die Zahl - A. Числа
Anmerk. 1. Raumgr;;e und Zahlgr;;e als Arten. –
- Примечание 1. Размерная величина и числовая величина, похожие друг на друга

Anmerk. 2. Ausdruck von Vernunftverh;ltnissen durch Zahlen. –
- Примечание 2. Выражение интеллектуального соотношения через числа

B. Extensives und intensives Quantum. - B. Величина постоянного и переменного параметра

1. Unterschied derselben. – 1. Различие этого

2. Identit;t beyder. – 2. Идентичность обеих

Anm. Beyspiele dieser Identit;t. – Примечание. Примеры этой идентичности

3. Ver;nderung des Quantums. – 3. Изменения параметра

C. Quantitative Unendlichkeit. - C. Количественная бесконечность

1. Begriff derselben. – 1. Понимание этого

2. Der unendliche Progre;. – 2. Бесконечный прогресс

Anmerk. 1. Der unendliche Progre; als ein Letztes. – Примечание 1. Бесконечный прогресс как конечный

Anmerk. 2. Kantische Antinomie der Begrenztheit oder Unbegrenztheit der Welt in Zeit und Raum.

3. Unendlichkeit des Quantums. – 3. Бесконечное количество

Anmerk. Der Begriff des mathematischen Unendlichen. - Примечание. Понимание математической бесконечности

Drittes Kapitel. Das quantitative Verh;ltni;. – Глава 3. Количественная пропорциональность

A. Das directe Verh;ltni;. - A. Прямая пропорциональность

B. Das umgekehrte Verh;ltni;. - B. Обратная пропорциональность

C. Das Potenzenverh;ltni;. - C. Степенная пропорциональность

Anmerk. Anwendung dieses Verh;ltnisses auf Begriffsbestimmungen. –
- Примечание. Применение пропорциональности при нормировании

Dritter Abschnitt. Das Maa;. – Раздел 3. Мера

Erstes Kapitel. Die specifische Quantit;t. – Глава 1. Точное количество

A. Das specifische Quantum. - A. Точное количество

B. Die Regel - B. Правило

1. Die qualitative und quantitative Gr;;enbestimmtheit. –
- 1. Количество и количественная определенная величина

2. Qualit;t und Quantum. – 2. Количество и величина параметра

3. Unterscheidung beyder Seiten als Qualit;ten. – 3. Различие обеих сторон ка качества

Anmerkung. Naturmaa;e. - Примечание. Естественная мера

C. Verh;ltni; von Qualit;ten. – C. Пропорциональность количества

Zweytes Kapitel. Verh;ltni; selbstst;ndiger Maa;e. – Глава 2.

A.Das Verh;ltni; selbstst;ndiger Maa;e. - A. Пропорциональность постоянства меры

1. Neutralit;t. – 1. Нейтральность

2. Specification der Neutralit;t. – 2. Специфическая нейтральность

3. Wahlverwandschaft – 3. Однородность

Anmerk. Die chemischen Stoffe als Maa;momente. –
- Примечание. Химические вещества как моменты меры

C. Knotenlinie von Maa;verh;ltnissen.- В. Узловая линия отношений меры
D.
Anmerk. Beyspiele hievon.- Примечание. Примеры этого

E. Das Maa;lose. – С. Безмерность
F.
Drittes Kapitel. Das Werden des Wesens.- Зарождение идеализации

A. Die Indifferenz. - A. Нейтральность

B. Das Selbstst;ndige als umgekehrtes Verh;ltni; seiner Factoren.-
- B. Стабильность как обратная пропорциональность ее факторов

Anm. Anwendung dieses Verh;ltnisses – Примечание. Использование этой пропорциональности

С. Hervorgehen des Wesens – С. Происхождение идеальности

________________

Зачем понадобилось переводить оглавление? Затем, что в русских изданиях перевод совсем не такой, а также затем, чтобы можно было сопоставить системный подход к продвижению от частного к всеобщему в теории систем и тоже самое в «Науке логики».

Дело в том, что Гегель в одном из предисловий изложил метод изучения его «Науки логики». Надо сначала ознакомиться и понять названия книг. Это понятно. Три книги вместе с объективной реальностью представляют управляемую систему. Далее следует изучать названия разделов. Тоже понятно. В каждой книге по три раздела, но один из разделов обязательно имеет возможность быть разделенным на два. Тоже получаются системы, точнее, подсистемы. Каждый раздел однозначно поделен на три главы, названия которых являются третьим этапом изучения логики. Это знаменитые гегелевские триады. Их использование вполне закономерно.

Каждая глава имеет структурные элементы, которые сейчас обычно называют параграфами. В них, как правило, Гегель рассматривает диалектические особенности. И последнее. Параграфы разбиты на пункты, в которых просматривается характеристика сред существования систем. Они могут содержать разъяснения абсолютных, неопределенных и определенных понятий. Параграфы и пункты строго не соответствуют порядку при системном изложении, но при внимательном прочтении его можно обнаружить, хотя и не во всем.

Этот метод, который рекомендовал Гегель, сейчас называется системным подходом. Достигнув всеобщей реальности, Гегель приравнивает ее к самой общей абстрактной монаде, и путем диалектического анализа расчленяет ее до самого конкретного объекта. Это сейчас называется системным анализом.

В авторском предисловия к «Науке Логики» Гегель пишет о важности применяемых методов: «Для правильного выяснения дела нужно подняться на высоту самой его сути, до осознания того, что при этом необходимо вступить на почву философии и иметь глубокую внутреннюю потребность в разумном понимании этой сути, которое возникает как результат философского знания. Такое познание является наиболее трудным для человека, но именно на этом пути он находит, что только метод в состоянии обуздывать мысль, вести её к цели и удерживать на этом пути.»

Подводя итог, можно констатировать, что в гегелевской логике есть аналог информационной системы, для которой имеется определено место и роль в «Науке логики».


Рецензии
*Положительное отклонение< равновесие> отрицательное отклонение*,- самое лучшее системное определение(на мой взгляд) в вашей статье...Почему так считаю? Пример: масса планеты Земля какой была миллион лет назад,такой она и осталась,ничего не прибыло и не убыло в количественном отношении...То есть в количественном отношении система Земля сохранила равновесие,но положительное и отрицательное отклонение требует роста системы...Как одновременно сохранить равновесие системы и увеличить рост?...Единственный способ -это качественное изменение системы, то есть ее качественный рост при сохранении количественной массы...Что мы и наблюдаем: земля изменилась качественно,но количественно осталась такой же...А представьте ,если бы с качеством менялось бы и количество...В таком случае Земля бы постоянно меняло орбиту,так как изменялась бы ее масса...Это говорит о том,что наша Земля это закрытая система...
Что касается информации...Как передать информацию при помощи количества? И тут нам на помощь приходит упомянутая вами категория *Мера*...Ну конечно только с помощью категории *мера* можно закодировать информацию...Иван,Гегель вам за такою интерпретацию дал бы хорошую оценку...

Лонгфелло   01.02.2022 05:59     Заявить о нарушении
Спасибо!

Иван Деревянко   01.02.2022 09:32   Заявить о нарушении