Социальные идеалы как иллюзия

ак замечал Гегель, "история учит тому, что она ничему не учит". Не то что столетиями - целыми тысячелетиями люди продолжают творить одни и те же социальные фетиши, свято веруя в идеалы "равенства", "справедливости" и "свободы". В 102-ю годовщину Октябрьского переворота удивительно наблюдать, как в России, прошедшей через кровавую мясорубку большевистской революции и Гражданской войны, сталинский тоталитаризм и брежневский застой, снова набирают популярность левые идеи. Мечта о социалистическом рае, где все были бы "равны", не дает людям покоя. Всеобщее равенство - абстрактно вроде бы вещь неплохая, однако стать друг другу равнее, нежели сотворил нас Господь Бог (а онтологически мы все друг другу равны) невозможно.

Социальная справедливость? - Тоже лозунг, казалось бы, привлекательный. Но с глобальной точки зрения, в мире и так все справедливо. Никому же в голову не придет утверждать, что то, что Земля вращается вокруг Солнца, деревья выше травы, а хищники поедают мелких животных, это несправедливо. Это просто законы физики и биологии. Лишь в собственной жизни человек упорно предпочитает не видеть закономерностей, нелепо именуя их "несправедливостью".

У либералов - идеалы другого рода, но в своей основе столь же иллюзорные. Им вечно не хватает каких-то "прав", "не хватает свободы". Однако "свобода" и "права", будучи снова категориями онтологическими, даны нам Богом, или природой, как хотите. Главное право - право проживать свою, а не чужую жизнь, быть счастливым или несчастным - у человека никто отнять не может, кроме него самого. Об истинной свободе говорит христианство - это не блажь делать все, что тебе заблагорассудится, а свобода выбора между добром и злом - ты волен выбрать любой из этих путей, но неизбежно несешь за этот выбор ответственность.

При этом сама по себе либеральная идея вовсе не является чем-то порочным - в ней, безусловно, присутствуют важные для человеческой жизни ценности. Однако в России либерализм превратился в довольно странную идеологию, весьма далекую от духа истинной свободы: по сути он сводится к слепому культу европеизма, безграничной апологетике цивилизованного Запада" и брезгливому отвращению к "варварской России", а также к повальному и крайне агрессивному отрицанию любых идей и идеологий, это оголтелое западничество не принимающих - и тем самым превращается в тоталитарную идеологию. Современный русский либерализм абсолютно деструктивен и энтропиен.

С психологических позиций, идеализация "политической свободы" или "социального равенства" есть ни что иное как рационализация базовых человеческих потребностей в безопасности и внутреннем комфорте (или счастье) путем проецирования их в социальное поле. И либерализм, и социализм, и практически любой другой "-изм" исходят из обманчивой предпосылки, что человека можно сделать счастливее, воздействуя на его жизнь извне, то есть стремясь усовершенствовать общество, сделав именно его более "справедливым", "свободным". Но по факту с "обществом" вообще нельзя ничего "сделать". И эта аксиома не должна нас печалить, ибо, чтобы чувствовать себя безопасно и гармонично, никакие социальные преобразования (и тем более потрясения) человеку и не нужны: все что, нам действительно необходимо, находится внутри нас, а не снаружи.

Часто при этом желание абстрактной всеобщей "свободы" и "справедливости" говорит об избегании своих истинных чувств и желаний, о вытеснении их во внеличную сферу (помню, как еще в эпоху моей юности одну очень харизматичную женщину-политика спросили, счастлива ли она - на что та ответила: "Я буду счастлива, когда будет счастлив мой народ"), а также о снятии с себя ответственности за свою жизнь и перенесении ее на кого-то или что-то иное - "власть", "законы", которые якобы должны "мне любимому" что-то гарантировать. Это позиция ребенка, перелагающего ответственность на мудрого и всесильного родителя, и ни к каким позитивным последствиям она привести не может.

Прошу понять меня правильно: я не собираюсь утверждать, что социальное равенство, справедливость, гражданские права и свободы - это что-то плохое и что мне по душе социальное неравенство и рабство (к сожалению, многие привыкли передергивать подобным образом). Речь идет о том, что фактически любые социальные идеалы, при всей внешней привлекательности по своей внутренней сути иллюзорны, и для гармонизации социальной жизни стремиться нужно вовсе не к ним.

Ноябрь 2019 г.


Рецензии