Народ казачьей национальности

   Как и в предыдущей кампании, в переписи 2021 года снова делалась попытка, хотя и не такая агрессивная, пересчитать «казаков» в качестве представителей особой, невиданной доселе, национальности «казак». Писатель  Захар Прилепин назвал эти действия прямым путём к сепаратизму, и в этом с ним трудно не согласиться.
   «Людей, к этому причастных, надо гнать с их должностей и судить. Чтоб было неповадно этим всем заниматься», – так написал Захар Прилепин в своём Телеграм-канале.
    Между тем, инициаторы и носители этой идеи, абсурдной с точки зрения и прежних, и существующих норм и правил, не только имеют место быть, но даже занимают порой заметные должности. Директор краеведческого музея в нашем небольшом городе, бывшем когда-то донской казачьей станицей, то и дело использует на страницах местной газеты обороты типа «казачий народ», а однажды он даже пространно  рассуждал о некоем «национальном донском художнике», сбежавшем, правда, из родных мест вместе с немецкими оккупантами.
    Поначалу я думал, что этот «хранитель древностей» плохо образован, ибо   сейчас это не редкость. Потом понял, что  этот гражданин своей риторикой всего лишь старается угодить власти.
    Есть носители и половинчатых воззрений. Ну, вот, например, один мой коллега по писательскому цеху выносит в публичное пространство идею о том, что казаки, конечно, русские, но… «не те». «Как, например, австрийцы, – рассуждает он, –  немцы, да не те».  В чём именно состоит это «не те» для сынов вольных степей, автор не конкретизирует.
    Скорее всего, он имеет в виду пресловутый особый «боевой дух», «воинские традиции», загадочный «особый уклад» и т.д. в том же роде. Но особый уклад можно найти в разных уголках нашей большой страны, а что до воинских традиций, так стоит напомнить, что Семён Буденный хоть и не был казаком, но его легендарная Первая Конная снискала немеркнущую славу в боях  с белоказаками. Да и в авантюрном походе на Москву в составе деникинской армии  господа белоказаки огребли в полной мере от вчерашних крестьян и рабочих. Как говорится, что есть – то есть.
     Вообще, рассуждая о казаках, стоило бы указывать, о каких периодах идёт речь. Одно дело сословные времена, другое – советские, третье – так называемое «возрождение» в 1990-е годы и, наконец, особняком стоит нынешняя «общественная организация».
    У меня и мысли нет принижать заслуги казачества в истории России, они велики и достойны памяти в веках. Казаки внесли весомый вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне, и об этом тоже нужно говорить и писать, донося правду, вместо того, чтобы тиражировать небылицы и спорные сентенции.
     Но при этом нельзя забывать нагайки, а то и шашки на спинах рабочих и крестьян, требовавших справедливости, предательство России в годы красновщины, о которой мы еще поговорим, и службу примерно 70-и тысяч казаков немецкому вермахту, пытавшемуся уничтожить не коммунистов – нет, а вообще русский народ. Тут уж буквально, «русские – да не те».
    Заметим, что в сословные времена идей о признании казаков народом не высказывалось, носители лампас были довольны тогдашним положением, в их среде бытовала присказка: «Слава Богу, что мы – казаки!» Речь при этом шла, главным образом, о земельных наделах, дававших гарантию сытой жизни казачьему семейству. Это было особенно заметно на фоне большинства  населения Донской области, не имевшего не только земли, но и основных прав. Ну, то есть, если даже это были русские, то не совсем «те». Что-то вроде нынешних мигрантов из Средней Азии.
   Честно говоря, трудно даже представить, как  могло бы выглядеть объявление казаков народом! В Российской империи было 11 казачьих войск, это что, столько же и новых народов? Забайкальский казачий народ, Семиреченский, Сибирский… При этом, надо отметить, что казаки во многих территориях не составляли большинства населения. В Донской области их было менее половины, а в Терском войске и вообще менее 20%. Такой вот немногочисленный «народ» среди большого «не совсем» народа. Странно, но это еще не всё. 
   На царской службе числились два отдельных казачьих полка – Иркутский и Енисейский, так тут вообще выходит, что  надо было бы признавать два «казачьих народа» в виде полков. Ну, абсурд же чистой воды! И всё же давайте  вернёмся к истокам этой «народно-лампасной» идеи.   
    Итак, февраль 1917 года подводит итог трехсотлетнему романовскому самовластью, и последний самодержец из этого ряда Николай Второй пишет в своём дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман!» Не будем рассуждать о заслугах самого императора в создавшейся катастрофе, а только отметим, что его отстранение от власти стало возможным благодаря предательству военной верхушки, а также поддержке отречения самодержца в обществе. В том числе со стороны казачества и церкви. Куда поехали предавшие царя генералы позже, когда власть перешла к Советам? На Дон! – и это о многом говорит.
    Ну, а пока  созданное днём раньше Временное правительство, не дожидаясь Учредительного собрания, в Декларации от 3 марта обещает населению  полную и немедленную амнистию по всем религиозным и политическим делам, свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
    Что должна была думать в свете этих намерений казачья верхушка? Если  не будет казачьего сословия, что тогда объединит казаков, что даст основания для сохранения  власти атаманов сотоварищи, существующих льгот и в первую очередь владения землёй?! Ну как же можно было господам казакам допустить даже в мыслях равенство со всеми этими «понаехавшими» иногородними, нищими  крестьянами и прочей чёрной костью – рабочими, шахтёрами и т.д.
    Вот тут-то и появляется на свет идея  казачьего народа. А уж если казаки – народ, так подавай автономию, а то и вообще державность.
   Может, кто-то думает, что это преувеличение? Нисколько. Атаману Каледину  казаки в поддержке борьбы с Советами отказали, и генерал, для которого честь не была пустым звуком, застрелился. Но не таков был сменивший его Пётр Краснов, с лёгкостью дававший слово и нарушавший его. Вместо Донской области в составе России, этот атаман-сепаратист провозгласил в мае 1918 года республику «Всевеликое Войско Донское», учредил её флаг. К слову, и название, и флаг в ходу и сегодня, что о многом говорит. Всевеликим Войском Донским  именуют нынешнюю общественную организацию, а красновский флаг  осеняет не только её, но,  с небольшим дополнением, и всю Ростовскую область. Кстати, жёлтая полоса на этом полотнище посвящена калмыкам, хотя об этом мало кто помнит. Так что, калмыки тоже, в некотором роде, «калмыки, да не те», однако  вовсе не очевидно, что они захотели бы поменять национальность.
    Ну, а в дальнейшем генерал Краснов снюхался со злейшим врагом России германским кайзером, стал предлагать ему  помощь зерном и прочими продуктами, и просить содействия в отторжении от России больших территорий для создания придуманной Красновым Доно-Кавказской Федерации. 
    Пресловутая триада «За веру, царя и Отечество» на этом этапе донской истории сильно потускнела: тут тебе и «вера», одобрившая низложение царя, и сам поруганный «царь», и новое «отечество».
    Вёшенское восстание, поднятое при поддержке германских штыков, окончилось провалом. «Мушкетёрам» Краснова рабоче-крестьянская Красная Армия надавала по ушам, немцы вынуждены были убраться восвояси, а женераль Петруша, сгноивший в концлагерях, расстрелявший и расказачивший десятки тысяч земляков,  дал дёру в Германию, где потом, через годы писания книжонок, пригодился фюреру.
    В начале 1990-х годов, когда разгорелось так называемое «возрождение» казачества, речи о «казачьем народе» тоже отнюдь не велись. Темы поднимались простые и понятные: земельные наделы, местное самоуправление, автономизация.  В сентябре 1993 года группа «казаков», щеголявших в стилизованных под царскую форму советских гимнастёрках из залежавшихся складских запасов, отправилась в Москву, поддержать вечно пьяного «царя» Бориса и таким образом поучаствовать в государственном перевороте.
    Они поднимали обильную чарку за строительство новой России, но в ответ на свои «строительные» заботы визитёры получили с барского плеча только статус общественной организации.   
    Большинство тех «казаков» на ельцинский пряник не клюнули и просто покинули ряды «возрождения». В дальнейшем, войсковой атаман Виктор Водолацкий, теперь уже бывший, не раз заявлял, что власть завела казачество в тупик. Вероятно, он так и не понял, что иного в современных условиях быть и не могло. Известно же, что если мафию победить невозможно, то нужно её возглавить. Власть это и проделала.
   Ну, а речистый казачий генерал был исключён не только из атаманов, но даже из казаков. 
    Я категорически не понимаю, где обитают эти, якобы, «многочисленные казаки», то и дело требующие признать их народом. В хуторе, где мы живем уже 45 лет, таковых категорически не наблюдается.  Есть, правда, один театральный «казак», подвизающийся в Доме культуры, – и всё. Впрочем, нет, есть ещё один.
    Дело в том, что кого бы ни назначили главой администрации поселения, не важно, какого роду-племени, назначенец обязан облачиться в ново-придуманную «казачью» форму, в которой теперь щеголяют даже руководящие дамы,  дабы предстать пред поселенцами каким-нибудь урядником, вахмистром или хорунжим. Лишь бы на молебнах крестился правильно, а остальное – не суть.  Вот эти-то «казаки» и просят признать их «народом». Оно и понятно, автономия могла бы открыть для власти новые возможности.
    Трое преступников в Беловежской Пуще потому и развалили великую державу, что хотели стать царьками, пусть хоть и местными, но всё же.
   Когда-то я предлагал для «казачьей» печатной страницы материалы на тему героической истории казачества, но их так и  не опубликовали, хотя печатали нередко откровенную лабуду. Могу предположить, что высокомудрым идеологам той поры не подошла моя  фамилия, происходящая из Запорожского войска. Не секрет, что хохлов, переселённых на казачьи земли при Екатерине II,  на Дону очень долго, мягко говоря, недолюбливали.
    Конечно, суждение о человеке по его фамилии ярко характеризует этих всадников   идеологии, но с отбором истинных «арийцев» по фамилиям они катастрофически не справились. Донским Войсковым обществом ныне рулит атаман Виталий Бобыльченко, окружным  атаманом Донецкого округа долгое время числился Виктор Демьяненко, Таганрогским атаманом – Александр Шепеленко, Усть-Белокалитвинский юрт возглавлял Николай Тимошенко, хуторским казачьим обществом села Ильинка, где живут потомки некогда переселённых на Дон украинцев, много лет руководил Анатолий Алексеенко, а «казачье» приложение «Майдан» к районной газете долгое время держалось на  журналисте Александре Кравченко.
   Я не хочу никоим образом возражать против этих людей и самого порядка комплектования должностных лиц казачьего общества, а привожу этот пример исключительно в качестве факта. Чтобы было понятно, что рассуждения о каком-то особом казачьем «народе» в наше время выглядят не более чем фикцией, и это ещё мягко сказано.
    Правда, «теоретические» основы под это дело подводятся порой просто умопомрачительные. Кто-то убеждает, что казаки произошли от загадочных древних ариев, а вовсе не от  крепостных, искавших укрытия в необжитом Диком поле, а уже упомянутый  Виктор Водолацкий в нескольких интервью утверждал, что еще в античные времена на помощь осаждённой Трое, якобы, спешил лёгкий казачий отряд.    
    Перефразируя Михаила Ломоносова, можно сказать по этому поводу, что донская земля способна не только «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», но даже собственных «Гомеров» и «Геродотов» порождать. 
     Теперь о том, откуда берутся требования «многочисленных казаков». Никаких очных опросов, местных референдумов и прочих плебисцитов, естественно, не проводилось – дорого, да и бесполезно.
    Всё гораздо проще. Организуется голосование на каком-либо Интернет-ресурсе, к которому по «убедительной» просьбе привлекаются бюджетники и учащиеся. У нас ведь не важно, как проголосуют, важно как посчитают. Кстати, И.В. Сталин ничего подобного не говорил, это утверждение изначально принадлежит Наполеону III, известному фальсификатору выборов. Ну, а в последователях Шарля Луи Наполеона  у нас недостатка точно нет.
     Несколько слов касательно так называемых «казачьих» школ и прочих учебных заведений. Уже с самого начала их создания было понятно, что этот областной статус плохо отражается на  качестве учебно-воспитательного процесса, отвлекая учащихся на «мероприятия», но ничего не добавляя к бюджету и к материальной базе.  Позитив виделся в патриотическом воспитании, что в те времена казалось важным. Правда, со временем  место настоящего патриотизма  заняла  пафосно-царебожная белогвардейщина, чаще всего лживая и однобокая. Но сейчас мы не будем рассуждать об этом, оставаясь в русле «народной» темы.
    Как приобщаются учащиеся к «казачеству»? Очень просто, их туда принимают, для этого разработан специальный сценарий. В школах это происходит уже в первом классе. Могут ли дети в этом возрасте осознать такой судьбоносный поворот своей жизни?! А, впрочем, не беда. Если после школы выпускник пойдёт в «казачий» техникум, там его снова «примут», и батюшка  благословит новоявленного «казака» на новые подвиги.
    Учитывая, что идейной основой казачества всегда служило православие,   детям изначально «ненавязчиво» дается  ориентировка в отношении веры, несмотря на то, что государство у нас светское. Ну, а само «принятие в казаки» окончательно рушит всякое представление о «казачьем народе». Как можно принимать человека в народ?!
   Тем паче, что в школе обычно учатся дети разных национальностей, в том числе из семей трудовых мигрантов. Выходит, что принцип «казак родится от казака», как, кстати, и многие другие основополагающие принципы и обычаи исконного казачества, уже не действует. Тогда о каком «народе» ведётся речь?
    Зачем вообще это делается? Ну, хотя бы для того, чтобы создать этот самый «казачий народ» из того человеческого материала, что есть в наличии. А там, глядишь, и автономия прокатит. Но вот ведь незадача: уходят дети из школы, и на этом заканчивается их «казачья» карьера. И это вполне предсказуемо.
   Нет никаких государственных задач, которые могли бы решать исключительно казаки, пусть даже придуманные заново. Нет сферы деятельности, где они могли бы проявить себя именно в этом качестве. Ну, а на «нет», как известно, и суда нет. Так что, вся эта «народная» суета представляется абсолютно ничтожной, с какой стороны на неё  ни посмотри.


Рецензии