Радость моя! Христос воскресе!

Серафимо-Дивеевский монастырь — одно из настоящих чудес современного мира, его считают четвертым Вселенским жребием Божьей Матери после Афона, Иерусалима и Киева.
Недаром сестры обители, так же как ее устроитель и попечитель - преподобный Серафим Саровский (мощи этого святого были перевезены в Дивеево летом 1991 года), искренне верили и верят по сей день: в монастыре всегда присутствует Святая Игуменья — сама Богородица…

Сюда, особенно на святые родники, стекается множество паломников.
И вот чудо: молитвы и просьбы об исцелении не остаются без ответа, после посещения Дивеево часто отступают даже такие тяжелые заболевания, перед которыми бессильна современная официальная медицина.

Вода родников словно уносит с собой боль и слабость, начинают проходить серьезные болезни.
Еще бы!
Ведь старец Серафим когда-то рассказал одному из братьев в обители, как он молился, «чтобы вода сия была целительною от болезней».
С тех пор он часто посылал приходивших к нему больных в Цыгановку, на источник, вода которого действительно стала творить чудеса.
Окунувшись в нее и глотнув живительной влаги (так и хочется сказать «живой»!), посетители монастыря обязательно приходят к раке преподобного старца.
У нее обычно много плачут, словно со слезами выходят из тела все боли, страхи, злоба и раздражение.
Остается покой, умиротворенность и уверенность в том, что все будет хорошо.
Да и может ли быть иначе, если тебя услышал преподобный Серафим?
И на смену слезам приходит просветление.

Можно сказать, что Дивеевский монастырь — это одно большое Чудо.
Все здесь необычно: и сам уклад, и то, что о нем словно заботится кто-то «сверху» Сколько раз монахини оказывались в тяжелом положении, но уже на следующий день к ним поступали неожиданные пожертвования, приходили необходимые мастера, подписывались нужные документы и т. д..
Чего стоит нахождение на территории монастыря мощей Серафима Саровского, и постоянные чудеса исцеления, о которых могут рассказать все — от послушницы до настоятельницы.

Примечательно, что случаи избавления паломников от тяжелых заболеваний — это отнюдь не попытка привлечь к себе интерес.

Внимания Дивееву хватает с избытком, а чудеса исцеления старательно фиксируются здесь с 1840 года.
Так что скептикам не возбраняется проверить все диагнозы (равно как и необъяснимое, с медицинской точки зрения, исчезновение ранее установленных заболеваний) лично.
Как говорится, имеющий уши да услышит, а не имеющий… что ж, пускай имеет хотя бы глаза и здравый смысл, возьмет монастырскую книгу и ознакомится с перечисленными чудесами святого угодника Серафима.

Кроме того, стоит поговорить и с посетителями монастыря, среди которых хватает вчерашних закоренелых скептиков.
Узрев столько народу и услышав благодарственные молитвы по поводу избавления от болезней, всякий рано или поздно попробует на себе нехитрое средство исцеления. Правда, для этого нужно прийти в Дивеево с чистым сердцем, окунуться в холодную воду родника, искренне попросить преподобного Серафима о помощи.
И не сомневаться в том, что святой поможет, откликнувшись на вашу молитву об избавлении от беды.

Один из недавних примеров дивеевского чуда — мать и дочь Щербаковы.
Старшая из женщин шесть лет назад перенесла тяжелую операцию, осталась без желчного пузыря, жила в буквальном смысле на таблетках, периодически лежала в больницах.
Но, несмотря на все старания врачей, она не могла избавиться от приступов сильной боли, часто теряла сознание.
Наконец больной кто-то посоветовал обратиться в «последнюю инстанцию» и съездить в Дивеево.
Там, у мощей Серафима Саровского, женщина соборовалась, окуналась в святой родник, слезно просила преподобного старца о помощи.
Теперь она ездит в монастырь просто потому, что ей хочется приходить сюда снова и снова: уже пять лет Щербакова обходится без медикаментов, врачебной помощи, ест практически все, что такое обморок и боль — забыла напрочь.

Еще более впечатляющая картина рисуется при знакомстве с медицинскими диагнозами Людмилы Щербаковой.
26 лет она страдала воспалением оболочки мозга, проявлявшейся страшными головными болями и мучительными судорогами.
Затем «поехала» щитовидка, и эндокринологи положили Щербакову-младшую на операционный стол.
Но состояние большой продолжало ухудшаться, ее отправили к онкологу…
Диагноз был поставлен страшный: рак.
Людмила задыхалась, кое-как могла глотать только жиденькое картофельное пюре.
Измучившись, Щербакова отправилась на поклон к преподобному старцу.
У мощей долго плакала, про себя просила: «Помоги, батюшка Серафим, нет больше сил…»

Объяснить, куда делась опухоль и весь прочий «букет» болезней, врачи не могут.
А Людмила, еще вчера считавшаяся скорым кандидатом на тот свет, прекрасно себя чувствует и на этом.
Она говорит, что почти никогда не устает, не болеет (даже простуды теперь обходят женщину десятой дорогой, хотя она пьет холодную воду и купается в ледяных источниках).
Бывшая онкобольная запросто может пешком пройти за день 20 километров, самостоятельно сделала ремонт в доме, носила доски, грузила кирпичи…

…24 января 2001 года «скорая» привезла в одну из больниц неотложной хирургии Краснодарского края молодую женщину, Кузьменкову Валентину, в тяжелом состоянии. Той же ночью ей сделали сложную операцию, но врачи честно предупредили родных больной: ситуация почти безнадежная.
Больше месяца специалисты боролись за жизнь своей пациентки, но ситуация только ухудшалась.
Валентина в сознание не приходила, держалась только благодаря аппарату искусственного дыхания.
Мать умирающей пожаловалась на жизнь одной из знакомых, и та принесла женщине платок, освященный на мощах в Дивееве.
Мать аккуратно повязала этот платочек на голову дочери, а когда на следующий день Валентину перевозили в краевую больницу, очень просила сопровождавшего врача не снимать его.
Врач попалась понимающая, так что в клинике платок находился на голове пациентки, негласно признанной безнадежной, постоянно.
А спустя неделю Валентина стала подавать признаки жизни…
Женщина стала поправляться, и через полтора месяца ее — пусть еще слабую и беспомощную, но зато живую! — забрали домой.
Вскоре Валентина окончательно поправилась.

Перед силой дивеевской воды отступают совсем, казалось бы, невероятные болезни. Всего несколько ложечек этой жидкости в день давали мальчику, страдавшему тяжелой формой туберкулеза.
Спустя несколько недель хворь начала отступать, а затем и вовсе оставила ребенка в покое.
Немые, приложившись к раке с мощами и искупавшись в роднике, начинают говорить, а глухие — слышать, неизвестно куда пропадает катаракта, пьяницы, измучившие родных, зарабатывают стойкое отвращение к спиртному, а наркоманы забывают о тяге к «дури» разного вида…

Люди, страдающие бесплодием, обзаводятся после посещения Дивеева собственными малышами.
Сами собой заживают раны, исчезают кожные заболевания (даже диффузные нейродермиты — вещь практически неизлечимая), опухоли, язвы, рассасываются тромбы, еще вчера беспомощные больные поднимаются на ноги, обретают способность ходить.
Отмечено, например, что панкреатиты, при которых врачи говорили: перемены возможны только к худшему и никакой перспективы на излечение нет, — отступают буквально за пару месяцев.
Почти столько же времени требуется, чтобы избавиться от варикоза, астмы, отложения солей.

Даже диабет оставляет своих жертв в покое!
Что уж тут говорить о похудении больных ожирением (за год после посещения Дивеева такие люди часто теряют 30–40 килограмм веса)!
Это уже так, цветочки…

Молитва к преподобному Серафиму спасла от хирургического вмешательства и гостя Дивеева, отца Митрофана.
Этот монах со святой горы Афон (из монастыря Каракал) приезжал в Россию в 2001 году, и у него случился сильнейший приступ аппендицита.
Но масло от мощей святого быстро убрало не только боль, но и само воспаление.
Интересно, что отец Митрофан служит в единственном на Афоне храме, где вместо положенной по греческой традиции иконы святого пророка Иоанна Предтечи в местном ряду иконостаса находится икона преподобного Серафима Саровского.

Порой в монастыре происходят и курьезные случаи.
Так пару лет назад народ искренне потешался, видя, как у сестринского подколокольного корпуса ошалело мечется какой-то коренастый мужик в драной старой шубе.
Монахини, стоя вокруг, улыбались вовсю.
Наконец, мужик уселся в свою машину и укатил восвояси.
Оказалось, он ехал по Арзамасской дороге и подобрал старика, шедшего с поля.
Но случайный попутчик вместо «спасибо» обрушился на водителя с руганью!
"Мол, грехов на тебе полно, а ты и в ус себе не дуешь!"
Велел сердитый старичок мужику срочно в монастырь ехать.
А тот и в храме-то отродясь не бывал и сначала оторопел.
А дед тем временем не успокаивался.
Кончилось тем, что мужик обозлился, высадил попутчика и газанул по дороге… Однако, проезжая мимо Дивеева, водитель решил все же заглянуть в монастырь (уж больно убедительно дед ругался!).
Он зашел в Троицкий храм и… с левой от центрального алтаря стены на него укоризненно смотрел преподобный Серафим Саровский.
Водила, узнав в лике на иконе сварливого дедка-попутчика, заголосил на весь храм: «Ой, да я же его в машине-то вез! Его!»
Ошалевший мужик так шумел, что его поспешили вывести на улицу.
Наутро он пришел снова и принес в дар свою шубу (ничего больше с собой у водителя не было).
Но зима ведь, холодно.
А мужик, между прочим, с Урала…
Надо же как-то домой добраться!
Вот и выдали ему шубейку поплоше, чтоб в дороге не замерз.

А преподобный Серафим действительно иногда появляется у кого-то в келье, подходит к паломникам у Канавки: кого пожурит, кому улыбнется, кому кусочек хлеба даст.
И болезни уходят бесследно, а от проблем остаются только воспоминания.
Что же касается обители, то о ней преподобный, похоже, заботится даже на том свете.
Когда начинался монастырь, там жило всего шесть человек.
Холодные стены, прохудившаяся крыша, голодно…
Решили отслужить молебен Серафиму Саровскому.
А ночью какой-то незнакомец осторожно постучал в дверь обители — принес 600 рублей.
Утром потянулись люди с продуктами, а еще спустя сутки монахини собрались закрыть счет в Московском банке: лежала там смешная сумма, решили хоть провизии прикупить.
Однако по телефону сестрам посоветовали приехать, поскольку им на счет пришло… 17 000 долларов.
Монахини, которые валюты доселе в глаза не видели, отправились в путь.
В банке к ним подвели девушку лет восемнадцати, которую, по словам дирекции, и надлежало благодарить за нежданное денежное подношение.
Дело в том, что финская фирма торопилась закрыть свой счет, на котором как раз и оставалась указанная сумма.
Ее представители сокрушались: сколько, мол, хлопот «из-за такой мелочи» (!), а девушка-оператор вдруг посоветовала финнам пожертвовать эти 17 000 монастырю. Иностранцы посмеялись, но деньги на счет Дивеевской обители все же перевели…
Их как раз хватило, чтобы в буквальном смысле спасти комплекс: если бы не проведенный тогда ремонт крыши над четырьмя церквами и кельями, остатки фресок и полы погибли бы, а осадки нанесли бы серьезный вред фундаменту.

Так началось возрождение обители, о которой Серафим Саровский говорил, что она станет единственной на земле женской лаврой.
Сегодня восстановительные работы и строительство в обители ведутся согласно плану, нарисованному некогда самим преподобным Серафимом.

Даже сама природа в окрестностях монастыря постоянно напоминает людям: здесь нет места обыденности, вы вступили на территорию, принадлежащую Чуду.
Например, как-то в небе над Дивеевым почти полчаса висел… огромный православный крест!
Состоял он из облаков, которые не просто расположились крест-накрест, что можно было бы списать на игру сил природы, а образовали классический православный восьмиконечный крест — со всеми поперечными и наклонными перекладинами.

И жители Дивеева, и монахи, и паломники, затаив дыхание, наблюдали величественное знамение. Как пошутил один из свидетелей, не заметить огромный крест, имевший четкие очертания, мог разве что «председатель Всероссийского общества слепоглухотупых атеистов».

Что ж, добавочные комментарии и впрямь излишни…
Даже старший администратор гостиницы «Дивеево» — общепризнанный ярый и едва ли не воинствующий скептик — только ошеломленно покачала головой, не найдя аргументов в пользу «обмана зрения».
Но вообще местные жители к подобным знамениям относятся спокойно — привыкли…

С чудесами в Дивееве можно столкнуться всюду.
Например, 3 августа 2004 года в «Комсомольской правде» промелькнула статья о том, как в день 250-летия преподобного Серафима Саровского на левой стене Казанской церкви, где проходили ремонтно-восстановительные работы (строители как раз взялись за очистку поверхностей от плесени), стали сами собой проявляться фрески.

В частности, без вмешательства людей на глазах восстановились нижние фрагменты росписи: апостолы Петр и Иоанн.
А несколько позже в небе над монастырем снова образовался крест четких очертаний, причем видение продержалось без изменений около 20 минут, несмотря на ветер…

Еще одно удивительное место — так называемая Канавка Божьей Матери (согласно преданию, тут проходила сама Богородица).
По поводу нее еще сам Серафим Саровский говорил: «Пойдете по Канавке, тут вам и Афон, тут и Иерусалим».

Со всех концов России, а порой и из-за рубежа едут в Дивеево толпы паломников.
До Арзамаса поездом, а затем на автобусе — монахи и миряне, интеллигенция (среди которой, между прочим, хватает врачей) и рабочие, аккуратные старики и молодежь, измученные родители с больными детьми.

Все они спешат к преподобному Серафиму, чтобы пожаловаться на жизнь, выплакаться, попросить о помощи.
И не важно, что он уже давно покинул свою убогую келью, что путь его на земле окончен.
Все равно, находясь у мощей Серафима Саровского, все страждущие как будто слышат его слова, с которыми старец неизменно встречал каждого:
«Радость моя! Христос воскресе!»



Автор: Скляренко Валентина Марковна


Рецензии