Человеческим голосом

          Куда уходит детство...
      Помните ли вы свои первые игрушки, помните ли так, как помню я…
Деревенское послевоенное детство. Игрушек в сельском магазине и в помине не было. А дети играли всегда. Игрушки делали сами из чего придётся. Мальчишки мастерили рогатки, да деревянные пистолеты и ружья.А девчонки из любой тряпочки за пять минут создавали крохотных безымянных куколок в большом количестве. Мал мала меньше .Кроватками для них успешно служили спичечные коробки.
Мою первую куклу звали Танька. Её сшила сама и привезла в подарок тётя Мария, жившая в соседней деревне. Она приезжала к нам на лошади зимой. Кукла была большая, толстая и очень не красивая . Особенно лицо с узкими глазами и зубастым ртом, нарисованными химическим карандашом на серой, грубой холстине..На круглой голове красовались пришитые чёрной ниткой волосы из спутанной кудели, которые не расчесать , не косичку заплести было невозможно. Я недолюбливала Таньку. Забираясь на печку погреться, брала её с собой, да часто там и оставляла в компании валенок и кошки Мурки.
Настоящей покупной куклой стал Вова. Его имя было написано на коробке. Мама привезла его из райцентра. Это был очень миленький мальчик. Гладкое личико, голубые глаза, хорошенькие носик и ротик, На розовых ручках пальчики с ноготочками можно было разглядеть . А на ножках настоящие ботиночки! И одет был Вова по-городскому в тёмные короткие штанишки и белую рубашечку. Я очень берегла Вову. Ведь он был такой красивый! В жизни не видала таких мальчиков. А кино тогда не было…На печку его никогда не брала, не пеленала-не баюкала. И даже руки мыла! Подержу на руках, полюбуюсь и посажу на комод. А Танька –то своя деревенская была, только не красивая.
В куклы мы с подружками играли только поздней осенью и зимой, а лето больше на улице проводили. а там другие забавы , другие заботы . Всем деревенским детям и малышне в том числе .поручалось множество дел. Вспоминаю, как носила в кадку воду из речки для полива грядок трёхлитровым бидончиком (у нас называли этот бидон таркой)и завидовала тем, кому под силу носить вёдра с водой на коромысле.Ещё надо было постоянно следить, чтобы настырные куры не забирались в огород и не разгребали картошку. Но самой трудной обязанностью для меня являлась охрана цыплят от ворон и кошек. Цыплята маленькие такие бестолковые. Так и норовили отстать от мамы наседки! Посчитаю, вроде все на месте, а чуть зазеваешься…и вечером жди наказания. Купаться не отпустят два дня!.А родиться , жить на берегу реки и не купаться? Мы купались несчётное число раз в день, до посинения. Если бы кто-то сказал, что не хочет идти купаться, я б ни за что не поверила!
Иногда ходили с девчонками в поле за васильками, ромашками. Плели венки , надевали на головы и воображали себя красотками.
Тёплыми вечерами играли в прятки, прыгали на доске или со скакалкой.
Но однажды случилась в моём кукольном царстве беда. Чуть пригрело солнышко и вынесла я Таньку и Вову погулять. Постелила на крылечко половичок и усадила рядком своих подопечных. Сама на минутку всего отлучилась, а вернувшись застала страшную картину.
Соседский поросёнок Борька стоит по брюхо в грязной луже и треплет за голову моего Вову. А Танька сидит на крылечке спокойнёхонько. Мой рёв, как говорила Фрося Бурлакова, у сельсовета слыхать было. Выбежала бабушка, отняла куклу у поросёнка и стала утешать меня . Вымыла Вову в тазике с хозяйственным мылом, повесила сушиться . Только и потом вид у Вовы не улучшился. Головка помятая, а розовые ручки-ножки пропитались, закрасились от набитых в них опилок. Дальнейшую судьбу Таньки и Вовы память не сохранила.Но иногда мне немного неловко, стыдно за то, что недолюбливала страшненькую Таньку и разлюбила, ставшего некрасивым Вову.
А когда мне исполнилось 7 лет в моей жизни случилось чудо. Даже не одно , а целых два! Тогда мы с мамой и старшей сестрой впервые на огромном настоящем пароходе, толи Леваневский, толи Ляпидевский, поехали в город Тотьма, что в 70 км от нашей деревни. Пароходы в то время были колёсные, шлёпали по
воде плицами-лопастями.в городе я узнала, что бывают магазины в которых продают только игрушки. Разные! Мама перед поездкой выиграла на облигацию, тоже впервые!, 100 рублей. Мама, видимо, была настроена купить мне подарок и попросила продавщицу показать куколку подешевле, маленькую. А потом другую, побольше. И когда кукла- на руках у мамы закрыла глазки и….. заговорила человеческим голосом….Я , буквально, вцепилась в маму, слёзы ручьём потекли из моих глаз и я шептала только одно :- «Купи-купи- купи « Кукла, её звали Зиночка, стоила очень дорого. Пятьдесят рублей! Мы тогда после смерти папы жили в четвером на мамину учительскую зарплату в 560 рублей. Но мама всё-же купила Зиночку!, Погладила меня по голове(наверное, вспомнила папу) и сказала : -« Пусть это будет твоя последняя кукла»
Ах, какая Зиночка была красавица! Нарядное розовое платьице в белый горошек, блестящие золотые кудрявые волосы и закрывающиеся -открывающиеся глазки. И самое главное чудо, она умела говорить! Домой мы возвращались на том же пароходе. Билеты купили самые дешевые, палубные, т.е. без места. Помню , мама постелила платок и газету прямо на полу около машинного отделения и мы устроились на ночлег. Палуба была блестящей и тёплой.

А в ту ночь я заболела, толи от счастливого потрясения, толи ещё от чего… мама рассказывала, что в бреду я шептала :- « Зина, Зина..», а утром, проснувшись, заплакала, подумав, что кукла мне приснилась.
Потом все деревенские бабы, я уж не говорю о девчонках, приходили поглядеть на говорящую , дорогущую куклу. При этом все в один голос утверждали, что Зиночка произносит не мА-ма, а чётко выговаривает моё имя –Эл-ля, Эл-ля
Первого сентября я пошла в первый класс, а Зиночка стала моей ученицей. Я задавала ей уроки, озвучивала ответы, ставила оценки. Конечно , пятёрки. Бабушка сшила моей любимой кукле два платьишка белое и голубое с кружавчиками. По выходным и праздникам я меняла Зиночке наряды.

Шло время. Я заканчивала четвёртый класс, когда мама сказала:-«Давай подарим твою куклу хорошей девочке Тане»(Таня была дочкой маминой подруги_) Чтобы учиться дальше, в нашей деревне была только начальная школа, мне приходилось с пятого класса жить в интернате, и я согласилась расстаться с Зиночкой.
Так закончилось моё счастливое детство. Не знаю радовалась ли незнакомая мне девочка Таня новой кукле… любила ли и берегла мою Зиночку , как я… ?А однажды, мне приснился сон, что я встретилась с той самой девочкой Таней и она сказала, что Зиночка живёт у неё до сих пор. Только зовут её Эл-ля, потому что кукла сама ей об этом ей сказала…

Прошли десятилетия, а я до сих пор , проходя по железному рифлёному настилу любого моста, невольно вспоминаю т у тёплую палубу , реку Сухону, большой пароход и чудо детства мою говорящую куклу Зиночку.


Рецензии
Правдивая и очень трогательная история!
С уважением, ТА

Татьяна Александровна Андреева   14.05.2022 10:45     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Татьяна Александровна! Тронута Вашим вниманием. С уважением Э.Ж.

Элеонора Жукова   07.10.2022 20:28   Заявить о нарушении