Истории Татьяны

Это были очень поэтичные вечера. Старая Татьяна выходила вечером на крыльцо, срывала веточку сирени, чтобы отгонять комаров, и задумчиво смотрела куда-то вдаль. Если в это время я проходила мимо, то всегда заходила к ней на крыльцо, чтобы послушать истории, которые знала уже наизусть.

Когда мне было 10-12 лет, байки казались необыкновенно правдоподобными и очень страшными. Это сейчас я понимаю, что большинство из них были фольклорными, но Татьяна всегда выдавала их за биографические.

-Баба Тань, расскажите страшные истории!

-Я не знаю никаких историй страшных, ненаглядышек.

-А Вы мне в прошлый раз говорили про красную овчину и копыта под шинелью, помните?

-А, эти-то. Конечно, только ведь это не истории, это всё правда, в нашей деревне было.

-Баба Тань, ну, расскажите, так интересно!

Татьяна даёт себя поуговаривать и в конце концов всё же соглашается. Задумчиво начинает:

-В деревне нашей мужик жил богатый. Откуда у него деньги были - люди не знали. Как и все богачи, был тот мужик очень жадным. В то время голодно было, к нему приходили деньги занимать или хлеб. Придут, а он куражится: то плясать заставит, то девчонок целовать начнёт, то за самую паршивую работу, как подачку, кидает под ноги хлеб. Издевался над людьми как хотел. Вот мужики и решили его проучить. Подкараулили, когда он муку вёз, стащили с телеги, да и порешили его на болоте - припомнили все обиды. А муку между собой разделили.

Начало в домах у этих мужиков неладное творится - то дети болеют тяжело, то вещи исчезают сами по себе, то разлады между домочадцами постоянно случаются, то неурожай случится. Пошли они к бабке, что у нас на краю деревни жила, и спросили, в чём причина всех их бед.

Старуха сказала, что виной всему красная овчина, которая по ночам в трубу печную влетает. А откуда она берётся и что делать - не сказала. Не поверили ей мужики, подумали, что из ума уже выжила. Но как-то ночью один из них видел, как по вечернему небу летела красная овчина, которая потом юркнула в трубу. А на следующий день хозяин избы старуху свою мёртвой нашёл.

-Баба Таня, а зачем овчина к ним летала?

-Как это зачем? - удивленно смотрит на меня слезящимися глазами старушка. - Неужели не поняла? Зло это прилетало к ним обратно в облике шкуры овечьей.

-И что потом с ними стало?

-Что-что! - досадует Татьяна. Пока все не вымерли в этих домах, овчина так и продолжала летать. Говорят, и сейчас ещё летает к тем, кто что-то плохое творит.

Мне как-то не по себе, зябко поёживаюсь. Ведь мне ещё идти до дома, а в нашей низине всегда туман. Хочу уже уйти домой от такой неуютной весенней сырости и от таких неприятных рассказов, но на Татьяну снизошло вдохновение. Слушая, как на закате начинает щёлкать соловей у реки, бабуля что-то вспоминает ещё.

-А ещё история такая была у нас. В послевоенные годы случилось. Пропал без вести муж у Вальки. Очень горевала она - одна осталась, ребятишек полный дом. Плакала она часто, жаловалась на свою долю, а потом как подменили её.

Смотрят, весёлая ходит, довольная. Наряжаться начала. Сказала соседке только, что муж к ней приходит по ночам - а днём прячется в землянке в лесу - боится, что засудят и в лагерь отправят после плена.

Соседка не поверила - подумала, что Валька от горя умом тронулась. Как-то утром слышит - дети плачут соседские. Пошла - матери дома нет, ребятишки голодные, печь не топлена. Собрались деревенские - пошли на поиски. Смотрят, а от дома пропавшей следы идут по снегу - к лесу. Вроде как лошадь вели - следы от копыт - и от валенок.

-Баба Тань, а кто на лошади-то приезжал? Куда Валька уехала? - интересуюсь я, хотя знаю, что мне ответят.

-Какая ж лошадь? Это бес к Вальке приходил - сверху вроде муж её пропавший, а снизу сам сатана.

-Ой!!!... а нашли Вальку-то?

-Вальку-то нашли, да уж поздно было - замёрзла она в лесу на смерть. Нашли в тот же день мёртвую, а вокруг одни следы от копыт.

Мне становится ещё жутче, и я говорю:

-Пойду я, баб Тань, темнеет уже.

-Ну, иди, ненаглядышек, я тоже засиделась, спать пора, а то Олечка закроется - потом не достучусь.

Я иду домой и невольно смотрю на крыши домов - вдруг где пролетит красная овчина? Дойдя до спасительного домашнего тепла про себя смеюсь над этими незамысловатыми историями Татьяны.

Не знаю, что в них меня привлекало. Ясно, что не содержание этих баек, которых в каждой деревне было полным-полно, а скорее всего манера моей рассказчицы. Всё благоволило созданию сказочной атмосферы - детство, страшные сюжеты, воображение и что-то ещё неуловимое.


Рецензии