18. 28. Пушкин. Письма к жене - выписки по теме

 ПУШКИН. ПИСЬМА К ЖЕНЕ - выписки по теме:
18. Пушкин и женка НН. Очерки истории сватовства и погибельного счастья

Выписки по проблеме неверности и кокюажа

Н. Н. Пушкина — самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только Вяземский, первые письма к которому лежат у самых истоков пушкинской переписки. Вяземскому больше чем за 20 лет знакомства Пушкин отослал 72 письма, жене — за 17 месяцев разлуки — 78 писем. Письма писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сел Павловское и Языково. 
Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее — 18 мая 1836 г. 
(см. Я. Л. Левкович. ПИСЬМА ПУШКИНА К ЖЕНЕ - 1986 = Письма к жене.издано в 1986 г.   в серии Литературные памятники Наука. Ленинградское отделение Город: Ленинград

Приложение 1
• 1. Начало июня 1830 г. Москва
• 2. 20 июля 1830 г. Петербург
• 3. Около (не позднее) 29 июля 1830 г. Петербург
• 4. 30 июля 1830 г. Петербург
• 5. Последние числа августа 1830 г. Москва
• 6. 9 сентября 1830 г. Болдино
• 7. 30 сентября 1830 г. Болдино
• 8. 11 октября 1830 г. Болдино
• 9. Около (не позднее) 29 октября 1830 г. Болдино
• 10. 4 ноября 1830 г. Болдино
• 11. 18 ноября 1830 г. Болдино
• 12. 26 ноября 1830 г. Болдино
• 13. Около (не позднее) 1 декабря 1830 г. Платава
• 14. 2 декабря 1830 г. Платава
• 15. 6 декабря 1831 г. Москва
• 16. 8 декабря 1831 г. Москва
• 17. 10 декабря 1831 г. Москва
• 18. Около (не позднее) 16 декабря 1831 г. Москва
• 19. 16 декабря 1831 г. Москва
• 20. 22 сентября 1832 г. Москва
• 21. 25 сентября 1832 г. Москва
• 22. 27 сентября 1832 г. Москва
• 23. 30 сентября 1832 г. Москва
• 24. Около (не позднее) 3 октября 1832 г. Москва
• 25. 20 августа 1833 г. Торжок
• 26. 21 августа 1833 г. Павловское1[132]
• 27. 26 августа 1833 г. Москва
• 28. 27 августа 1833 г. Москва
• 29. 2 сентября 1833 г. Нижний Новгород
• 30. 2 сентября 1833 г. Нижний Новгород
• 31. 8 сентября 1833 г. Казань
• 32. 12 сентября 1833 г. Языково
• 33. 14 сентября 1833 г. Симбирск
• 34. 19 сентября 1833 г. Оренбург
• 35. 2 октября 1833 г. Болдино
• 36. 8 октября 1833 г. Болдино
• 37. 11 октября 1833 г. Болдино
• 38. 21 октября 1833 г. Болдино
• 39. 30 октября 1833 г. Болдино
• 40. 6 ноября 1833 г. Болдино
• 41. 17 апреля 1834 г. Петербург
• 42. 19 апреля 1834 г. Петербург
• 43. 20 и 22 апреля 1834 г. Петербург
• 44. 24 апреля 1834 г. Петербург
• 45. 28 апреля 1834 г. Петербург
• 46. 30 апреля 1834 г. Петербург
• 47. 30 апреля 1834 г. Петербург
• 48. Около 5 мая 1834 г. Петербург
• 49. 12 мая 1834 г. Петербург
• 50. 16 мая 1834 г. Петербург
• 51. 18 мая 1834 г. Петербург
• 52. 26 мая 1834 г. Петербург
• 53. 3 июня 1834 г. Петербург
• 54. 8 июня 1834 г. Петербург
• 55. 11 июня 1834 г. Петербург
• 56. Около (не позднее) 19 июня 1834 г. Петербург
• 57. 26—27 июня 1834 г. Петербург
• 58. Около 28 июня 1834 г. Петербург
• 59. 30 июня 1834 г. Петербург
• 60. 11 июля 1834 г. Петербург
• 61. Около (не позднее) 14 июля 1834 г. Петербург
• 62. 14 июля 1834 г. Петербург
• 63. Около (не позднее) 26 июля 1834 г. Петербург
• 64. Около (не позднее) 30 июля 1834 г. Петербург
• 65. 3 августа 1834 г. Петербург
• 66. 15 и 17 сентября 1834 г. Болдино
• 67. Около (не позднее) 25 сентября 1834 г. Болдино
• 68. 14 сентября 1835 г. Михайловское
• 69. 21 сентября 1835 г. Михайловское
• 70. 25 сентября 1835 г. Тригорское
• 71. 29 сентября 1835 г. Михайловское
• 72. 2 октября 1835 г. Михайловское
• 73. 4 мая 1836 г. Москва
• 74. 6 мая 1836 г. Москва
• 75. 10 мая 1836 г. Москва
• 76. 11 мая 1836 г. Москва
• 77. 14 и 16 мая 1836 г. Москва
• 78. 18 мая 1836 г. Москва
   А. С. Пушкин. Автопортрет. 1827—1830 гг.
   H. Н. Пушкина. Акварель А. Брюллова. 1832 г.

   Рис.Пушкина. 1829 г.  Впервые как портрет H. Н. Гончаровой он был напечатан М. Д. Беляевым (Огонёк, 1940, 10 июня). А. Эфрос нашел в рис. сходство с А. П. Керн (Эфрос А. Пушкин-портретист. М., 1946). Профильный силуэт А. П. Керн из семейной коллекции Вульфов, относящийся к 1825 г. (см. А. М. Гордин: Керн А. П. Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1974), не имеет ни малейшего сходства с рис. Пушкина.

= I =
Письма жениха

1. Начало июня 1830 г. Москва -  Черновой автограф
…я в Москве,- такой печальной и скучной, когда вас там нет. Вы не можете себе представить, какую тоску вызывает во мне ваше отсутствие. Я раскаиваюсь в том, что покинул 3.<авод> — все мои страхи возобновляются,  ещё более сильные и мрачные.— Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас…
2. 20 июля 1830 г. Петербург
Из очень хорошеньких женщин я видел лишь м-м и м-ль Малиновских, с которыми, к удивлению своему, неожиданно вчера обедал.3[7] Тороплюсь — целую ручки Наталье Ивановне, которую я не осмеливаюсь ещё называть маменькой, и вам также, мой ангел, раз вы не позволяете мне обнять вас. — А. П.
Прим. невеста холодна – поэт сетует, что ему не позволительно обнять ее даже на расстоянии в 500 верст…  и ему приходится довольствоваться ее ручками и еще не тещи ее маменьки… (ирония почти злая)
3. Около (не позднее) 29 июля 1830 г. Петербург
… о моём визите к Наталье Кирилловне <Загряжской>   повторила мне комплименты государя на ваш счёт (*)
Прим. Николай Афанасьевич и Наталья Ивановна Гончаровы имеют честь объявить о помолвке дочери своей Натальи Николаевны с Александром Сергеевичем Пушкиным, сего мая 6 дня 1830 года. Свадьба, действительно, сначала была отложена из-за материальных затруднений, потом ей помешали разразившаяся холера и смерть В. Л. Пушкина. Состоялась свадьба только 18 февраля 1831 г.
 (*) Николай I видел H. Н. Гончарову в Москве, на балах, в марте 1830 г. Когда 16 апреля Пушкин просил у Николая I через Бенкендорфа разрешения на женитьбу (см.: Акад., XIV, № 463), шеф жандармов отвечал: «Его императорское величество с благосклонным удовлетворением принял известие о предстоящей вашей женитьбе и при этом изволил выразить надежду, что вы хорошо испытали себя перед тем, как предпринять такой шаг, и в своём сердце и в характере нашли качества, необходимые для того, чтобы составить счастье женщины, особенно женщины столь достойной и привлекательной, как м-ль Гончарова» (Акад., XIV, № 470)
4. 30 июля 1830 г. Петербург
прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной,3[16] похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40 000 рублей. Аф.<анасию> Ник.<олаевичу> следовало бы выменять на неё негодную Бабушку, раз до сих пор ему не удалось её перелить. Серьёзно, я опасаюсь, что это задержит нашу свадьбу, если только Наталья Ивановна не согласится поручить мне заботы о вашем приданом. Ангел мой, постарайтесь, пожалуйста.
5. Последние числа августа 1830 г. Москва
 Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, — я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать. Быть может, она права, а неправ был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае вы совершенно свободны; что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь.
Прим. О ссоре с тёщей Пушкин писал В. Ф. Вяземской в последних числах августа 1830 г.: «Я уезжаю, рассорившись с г-жой Гончаровой. На следующий день после бала она устроила мне самую нелепую сцену, какую только можно себе представить. Она мне наговорила вещей, которых я по чести не мог стерпеть. Не знаю ещё, расстроилась ли моя женитьба, но повод для этого налицо, и я оставил дверь открытой настежь. <...> Ах, что за проклятая штука счастье!..» (Акад., XIV, № 518)
6. 9 сентября 1830 г. Болдино
Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног …
7. 30 сентября 1830 г. Болдино
Не смейтесь надо мной, я в бешенстве. Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с её карантинами — не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? (Мой ангел), ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка (где, замечу в скобках, мой дед повесил француза-учителя, аббата Николя, которым был недоволен)
Прим. Эту легенду о Л. А. Пушкине поэт повторяет и в так называемом «Начале автобиографии»: «Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урождённая Воейкова, умерла на соломе, заключённая им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую её связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на чёрном дворе…» (Акад., XII, с. 311).
Прим. Нам важно иное =  ЭТО ПЕРВОЕ упоминание темы верности жены и рогачества мужа-кокю между супругами. Пушкин не только был по-русски суеверен и уважал приметы, он еще и был мастер накаркивать …  30 сентября 1830 года Пушкин начал накаркивать – кликать свою Судьбу кокю… !
8. 11 октября 1830 г. Болдино
Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите мне, несмотря на то, что вам этого не хочется … Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые вас не стоили.
9. Около (не позднее) 29 октября 1830 г. Болдино
Милостивая государыня, Наталья Николаевна …
10. 4 ноября 1830 г. Болдино
моя свадьба расстроилась.1[34] Не достаточно ли этого, чтобы повеситься
11. 18 ноября 1830 г. Болдино
Прощайте, (мой ангел), будьте здоровы, не выходите замуж за г-на Давыдова и извините моё скверное настроение.
12. 26 ноября 1830 г. Болдино
моё пребывание здесь вынужденное, что я не живу у княгини Голицыной, вы несправедливо смеётесь надо мной
прим. НН ревнует … вы, по-видимому, не расположены верить мне на слово, посылаю вам два документа о своём вынужденном заточении  прим.  Свидетельство №2 – пока только из-за репутации жениха …
13. Около (не позднее) 1 декабря 1830 г. Платава
Вот ещё один документ… Прим. жених вынужден представлять документальные доказательства своей отлучки …
14. 2 декабря 1830 г. Платава
 меня назначают окружным надзирателем  … наконец ваше последнее письмо, повергшее меня в отчаяние. Как у вас хватило духу написать его? Как могли вы подумать, что я застрял в Нижнем из-за этой проклятой княгини Голицыной? Знаете ли вы эту кн. Г.<олицыну>? Она одна толста так, как всё ваше семейство вместе взятое, включая и меня. Право же, я готов снова наговорить резкостей. Прим. невеста ревнует и упрекает – жених оправдывается…

= II =
после женитьбы первые два года

15. 6 декабря 1831 г. Москва
Цалую тебя, жёнка, мой ангел.
Прим. жёнка – жена впервые опущена до простонародной жёнки…
16. 8 декабря 1831 г. Москва
Здравствуй, жёнка, мой ангел … очень расспрашивают о тебе, о твоих успехах; я поясняю сплетни, а сплетен много…   Дело с Нащокиным и Догановским, вероятно, скоро кончу, о твоих брилиантах жду известия от тебя…
тоска без тебя; к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне всё что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь, поедешь во дворец, и того и гляди, выкинешь на сто пятой ступени комендантской лестницы.
Прим. Пушкин поручил Нащокину. 26 июня 1831 г. он писал ему: «Напиши ко мне, к какому времени явиться мне в Москву за деньгами, да у Вас ли Догановский? Если у вас, так постарайся с ним поговорить, т. е. поторговаться, да и кончи дело, не дожидаясь меня…»  С Догановским он, видимо, расплатился, но Жемчужникову уплатил только часть долга. На векселе на 12 500 руб., выданном Жемчужникову летом 1830 г., с рассрочкой на два года, есть расписка последнего в получении от Пушкина 24 декабря 1831 г. 7500 руб. Остаток долга был уплачен Жемчужникову уже после смерти поэта Опекой над его детьми и имуществом (см.: Там же, с. 11).
В 1831 г. Пушкин заложил у купца Н. А. Вейера бриллианты своей жены. Собираясь в Москву, он надеялся их выкупить. 22 октября 1831 г. он писал Нащокину: «Не приехать ли мне самому в Москву? а мне что-то очень хочется с тобою поболтать, да я бы сам кой-какие дела обработал; напр. брилианты жены моей, которые стараюсь спасти от банкрутства тёщи моей и от лап Семёна Фёдоровича. Дедушка свинья; он выдаёт свою третью наложницу замуж с 10,000 приданого, а не может заплатить мне моих 12,000 — и ничего своей внучке не даёт».. Выкупить бриллианты Натальи Николаевны в этот приезд Пушкин не смог. Они были выкуплены в феврале 1832 г. (см. письма Пушкина к Нащокину от 8, 10 и около 29 января, от первой половины февраля 1832 г., а также письмо А. Ф. Рохманова, доверенного лица Пушкина и Нащокина, к Пушкину от 9 февраля 1832 г)
17. 10 декабря 1831 г. Москва
Не люблю я твоей Москвы. Цалую тебя и прошу ходить взад и вперёд по гостиной, во дворец не ездить и на балах не плясать. Христос с тобой.
18. Около (не позднее) 16 декабря 1831 г. Москва
никто тебя не просил платить мои долги … Не сердись, что я сержусь. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу. Пожалуйста …. не дружись с графинями, с которыми нельзя кланяться в публике. Стихов твоих не читаю. Чорт ли в <них>; и свои надоели.
Прим. Наталья Николаевна, возможно, посылала Пушкину свои стихи. О том, что она писала стихи, свидетельствует В. П. Безобразов. Описывая Полотняный завод в письме к Я. К. Гроту, он сообщает: «… я читал в альбоме стихи Пушкина к своей невесте и её ответ, также в стихах. По содержанию, весь этот разговор в альбоме имеет характер взаимного объяснения в любви» (Грот Я. К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1899). Альбом этот неизвестен.
19. 16 декабря 1831 г. Москва
я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты что-нибудь с собой да напроказишь … Тоска, мой ангел — до свидания

20. 22 сентября 1832 г. Москва
Не сердись, жёнка; дай слово сказать. Нащокина, нашёл его по-прежнему озабоченным домашними обстоятельствами, но уже спокойнее в сношениях со своею Сарою. Он кокю, и видит, что это состояние приятное и независимое. Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Ах, жёнка душа! что с тобою будет?
21. 25 сентября 1832 г. Москва
Какая ты умнинькая, какая ты миленькая … благодарствуй, жёнка … я век за тебя буду бога молить … Верьхом не езди, а кокетничай как-нибудь иначе.
22. 27 сентября 1832 г. Москва
Нехорошо только, что ты пускаешься в разные кокетства; принимать Пушкина тебе не следовало - не должно свету подавать повод к сплетням. Вследствии сего деру тебя за ухо и цалую нежно, как будто ни в чём не бывало.
23. 30 сентября 1832 г. Москва
Я ждал от тебя грозы; а ты так тиха, так снисходительна, так забавна, что чудо. Что это значит? Уж не кокю ли я? Смотри! Грех тебе меня подозревать в неверности к тебе и в разборчивости к жёнам друзей моих. Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадоны etc. etc. Знаешь русскую песню —
Не дай бог хорошей жены, Хорошу жену часто в пир зовут. А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье, да и в своём тошнит. Душа моя, мой ангел. Христос с Прим. к этому письму. H. Н. Пушкиной посвящено стихотворение Пушкина «Мадонна». Далее поэт приводит 3-й и 4-й стихи народной песни «Как за церковью, за немецкою». Эта песня сохранилась в его записи (см.: Рукою П., с. 456, 460).
24. Около (не позднее) 3 октября 1832 г. Москва
По пунктам отвечаю на твои обвинения. Видишь ли, что я прав, а что ты кругом виновата? виновата 1) потому что всякой вздор забираешь себе в голову, 2) потому что пакет Бенкендорфа (вероятно важный) отсылаешь с досады на меня бог ведает куда, 3) кокетничаешь со всем дипломатическим корпусом, да ещё жалуешься на своё положение, будто бы подобное Нащокинскому!     жёнка, жёнка!.. но оставим это.

= III = 
1833-й – год тронизации НН в блудуаре царя

25. 20 августа 1833 г. Торжок
не кокетничай 26-го
Пушкин имеет в виду Николая I. 26 августа, в годовщину битвы при Бородине, во дворце обычно устраивался бал
26. 21 августа 1833 г. Павловское
Забыл я тебе сказать, что в Ярополице (виноват: в Торжке) толстая Мllе Pojarsky, та самая, которая варит славный квас и жарит славные котлеты, провожая меня до ворот своего трактира, отвечала мне на мои нежности: стыдно вам замечать чужие красоты, у вас у самого такая красавица, что я встретя её (?) ахнула. А надобно тебе знать, что MIle Pojarsky ни дать ни взять Mde George, только немного постаре. Ты видишь, моя жёнка, что слава твоя распространилась по всем уездам. Довольна ли ты?       в Петербурге, на Чёрной речке на даче Миллера.
Прощай, моя плотнинькая брюнетка (что ли?). Я веду себя хорошо, и тебе не за что на меня дуться. Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, ч<то> с твоим лицом ничего сравнить нельзя н<а све>те, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица. Прощай, мой ангел, цалую тебя крепко.
Прим. Пушкин рванул по местам любовного тура самого своего загульного 1829-го …
Имение Павла Ивановича Вульфа, расположенное в двух верстах от Бернова (имения Ивана Ивановича Вульфа) и в пяти верстах от Малинников (имения П. А. Осиповой). «Просёлочная дорога», о которой пишет Пушкин, шла от Торжка на Старицу, через Кречетово и Жердино. От Торжка до Жердина 43 версты. Из Жердина Пушкин «своротил» в Павловское (т. е. проехал ещё 21 версту). 
27. 26 августа 1833 г. Москва
28. 27 августа 1833 г. Москва
Однако скучна Москва, пуста Москва, бедна Москва …умер князь Пётр Долгорукой — получив какое-то наследство и не успев его промотать в Англ.<ийском> клобе,[164] о чём здешнее общество весьма жалеет. В клобе я не был — чуть ли я не исключён, ибо позабыл возобновить свой билет. Надобно будет заплотить 300 рублей штрафу, а я весь Английский клоб готов продать за 200.  А всё Кузнецкий мост да вечные французы» («Горе от ума», д. 1)
29. 2 сентября 1833 г. Нижний Новгород
30. 2 сентября 1833 г. Нижний Новгород
Городничиха и тётка так были восхищены моим рыцарским поступком, что решились от меня не отставать и путешествовать под моим покровительством, на что я великодушно и согласился. Таким образом и доехали мы почти до самого Нижнего … Ты спросишь: хороша ли городничиха? Вот то-то что не хороша, ангел мой Таша, о том-то я и горюю.  Addio mia bella, idol mio, mio bel tesoro, quando mai ti rivedro…
31. 8 сентября 1833 г. Казань
32. 12 сентября 1833 г. Языково
33. 14 сентября 1833 г. Симбирск
Адрес: Её превосходительству милостивой государыне Екатерине Ивановне Загряжской В С. Петербург в Зимнем дворце.  Для дост.<авления> H. Н. Пушкиной.   
Муж не знает где живет жена!
34. 19 сентября 1833 г. Оренбург
Что, жёнка? скучно тебе? мне тоска без тебя. Как я хорошо веду себя! как ты была бы мной довольна! за барышнями не ухаживаю, смотрительшей не щиплю, с калмычками не кокетничаю — и на днях отказался от башкирки, несмотря на любопытство, очень простительное путешественнику. Знаешь ли ты, что есть пословица:
На чужой сторонке и старушка божий дар. То-то, жёнка. Бери с меня пример.
Адрес: Её превосходительству милостивой государыне Екатерине Ивановне Загряжской В С. Петербург в Зимнем дворце. Для дост.<авления> H. Н. Пушкиной.   
Муж не знает где живет жена!
35. 2 октября 1833 г. Болдино
Въехав в границы Болдинские, встретил я попов, и так же озлился на них, как на симбирского зайца. Недаром все эти встречи. Смотри, жёнка. Того и гляди избалуешься без меня, забудешь меня — искокетничаешься. Одна надежда на бога да на тётку. Авось сохранят тебя от искушений рассеянности. Честь имею донести тебе, что с моей стороны я перед тобою чист, как новорождённый младенец. Дорогою волочился я за одними 70 и 80-летними старухами — а на молоденьких <------> шестидесятилетних и не глядел.
Муж не знает где живет жена!
36. 8 октября 1833 г. Болдино
Не стращай меня, жёнка, не говори, что ты пококетничалась; я приеду к тебе, ничего не успев написать — и без денег сядем на мель. Ты лучше оставь уж меня в покое, а я буду работать и спешить. как-то, мой ангел, удадутся тебе балы? В самом деле не забрюхатела ли ты? что ты за недотыка?
37. 11 октября 1833 г. Болдино
Не мешай мне, не стращай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с ц.<арём>, ни с женихом княжны Любы. Что касается до тебя, то слава о твоей красоте достигла до нашей попадьи, которая уверяет, что ты всем взяла, не только лицом, да и фигурой. Чего тебе больше.
Адрес: Натальи Николаевне Пушкиной. В С. Петербурге у Цепного моста против Пантелеймона в доме Оливье.
Об отношении Николая I к H. Н. Пушкиной П. И. Бартенев записал со слов П. В. Нащокина: «Сам Пушкин говорил Нащокину, что <царь>, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам по нескольку раз проезжает мимо её окон, а ввечеру на балах спрашивает, отчего у неё всегда шторы опущены. — Сам Пушкин сообщал Нащокину свою совершенную уверенность в чистом поведении Натальи Николаевны» (П. в воспоминаниях, т. 2). Впервые Николай I увидел H. Н. Гончарову на балу в Москве, в марте 1830 г., и красота её сразу обратила на себя его внимание. О комплиментах, которые он говорил насчёт Гончаровой Н. К. Загряжской, см. в письме 3. Появление молодой жены поэта в Царском Селе летом 1831 г. привлекло внимание всего царского семейства. О. С. Павлищева писала мужу: «Моя невестка — прелесть, она является предметом удивления в Царском; императрица желает, чтобы она была при дворе, а она жалеет об этом, так как она не глупа; нет, это не то, что я хотела сказать: хотя она вовсе не глупа, но она ещё немного застенчива, но это пройдёт, и она, красивая, молодая и любезная женщина, поладит и со двором и с императрицей» (ПиС, вып. 15). Наталья Николаевна действительно вскоре «поладила» со двором, а увлечённость ею царя подала повод к сплетням и послужила основанием для грязных намёков в анонимном пасквиле (см. об этом: Щёголев). Н. И. Иваницкий, в присутствии которого В. А. Соллогуб рассказывал в 1843 г. о дуэльной истории Никитенке, вспоминает: «Разумеется, обвинения в связи с дуэлью пали на жену Пушкина, что будто бы была она в связях с Дантесом. Но Соллогуб уверяет, что это сущий вздор… Подозревают другую причину. Жена Пушкина была фрейлиной (!) при дворе, так думают, что не было ли у ней связей с царём. Из этого понятно будет, почему Пушкин искал смерти и бросался на всякого встречного и поперечного. Для души поэта не оставалось ничего, кроме смерти» (ПиС, вып. 13). Эта запись, несмотря на некоторые неточности (H. Н. Пушкина никогда не была фрейлиной), свидетельствует, что Соллогубу был ясен скрытый смысл пасквиля, в котором содержался намёк не на Дантеса, а на царя. (О намёке «по царской линии» [См. «Словарь имён», статья «Николай I Павлович».]
Речь идёт о женихе Любови Александровны Хилковой — Сергее Дмитриевиче Безобразове. И о скандале с рогами
38. 21 октября 1833 г. Болдино
Радуюсь, что ты не брюхата, и что ничто не помешает тебе отличаться на нынешних балах - кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности — не говорю уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему. Охота тебе, жёнка, соперничать с гр.<афиней> Сал.<логуб>. Ты красавица, ты бой-баба, а она шкурка
а каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? не ожидал я этого от него
39. 30 октября 1833 г. Болдино
я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путём искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нём толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе <******>; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковьи Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападёшь. Прочти басню А. Измайлова о Фоме и Кузьме. Фома накормил Кузьму икрой и селёдкой. Кузьма стал просить пить, а Фома не дал. Кузьма и прибил Фому как каналью. Из этого поэт выводит следующее нравоучение: Красавицы! не кормите селёдкой, если не хотите пить давать; не то можете наскочить на Кузьму. Видишь ли? Прошу, чтоб у меня не было этих академических завтраков. Теперь, мой ангел, цалую тебя как ни в чём не бывало; и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, жёнка; только не загуливайся, и меня не забывай. Мочи нет, хочется мне увидать тебя причёсанную ; la Ninon; ты должна быть чудо как мила…
да, ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во всё тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышнею, всё, что не comme il faut, всё, что vulgar…Если при моём возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.
40. 6 ноября 1833 г. Болдино
Друг мой жёнка, я был немножко сердит — и кажется письмо немного жёстко
Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведёт; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения. Радоваться своими победами тебе нечего. К----, у которой переняла ты причёску (NB: ты очень должна быть хороша в этой причёске; я об этом думал сегодня ночью), Ninon говорила: Il est ;crit sur le c;ur de tout homme; ; la plus facile. После этого, изволь гордиться похищением мужских сердец. Подумай об этом хорошенько, и не беспокой меня напрасно.
 Жёнка, жёнка! я езжу по большим дорогам, живу по 3 месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу, — для чего? — Для тебя, жёнка; чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотою. Побереги же и ты меня. К хлопотам, неразлучным с жизнию мужчины, не прибавляй беспокойств семейственных, ревности etc., etc. — не говоря об cocuage, о коем прочёл я на днях целую диссертацию в Брантоме.
Прим. На сердце каждого мужчины написано: самой податливой. По-видимому, это цитата из приписываемого Нинон де Ланкло сочинения «La coquette veng;e» («Отмщённая кокетка») (1649). Брантом (Pierre de Bourdeilles, seigneur de Brant;me) — французский писатель, автор жизнеописаний знаменитых полководцев, известных красавиц и пр. Пушкин имеет в виду его книгу «Vie des dames galantes» («Жизнь благородных дам»). Один из трактатов, помещённых в этой книге, называется «Sur les dames, qui font l’amour et leur maris cocus» («О дамах, которые занимаются любовью и украшением мужей своих рогами»). В первой фразе этого трактата употреблено слово «cocuage». В библиотеке Пушкина было издание сочинений Брантома (;uvre du seigneur de Brant;me, nouvelle ;dition plus correcte que le-pr;c;dentes. Paris, 1787. T. 1—8) (Библ. П., ); том 3 этого издания не сохранился).

= V = 
Попытка вырваться из пут двойного кокюажа

НН кокетничала, не унимаясь и все более увлекаясь, а муж брал деньги…
В марте АСП упек женку в калужскую глушь – в Полотняный Завод, но она и там дала … жару…
41. 17 апреля 1834 г. Петербург
42. 19 апреля 1834 г. Петербург
43. 20 и 22 апреля 1834 г. Петербург
Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трёх царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упёк меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра добра не ищут. …
 не слушайся сестёр, не таскайся по гуляниям с утра до ночи, не пляши на бале до заутренни.
Кокетничать позволяю, сколько душе угодно.   Верьхом езди не на бешеных лошадях …
Прим. Это письмо Пушкина было перлюстрировано на почте, и копия его доставлена Бенкендорфу. Поэт был уверен, что его читал и царь. Своё возмущение он выразил в дневниковой записи от 10 мая: … Г.<осударю> неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию — но я могу быть подданным, даже рабом, — но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако, какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене, и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться и давать ход интриге достойной Видока и Булгарина! что ни говори, мудрено быть самодержавным»  Эпизод с письмом обострил отношения между царём и Пушкиным (см. Щёголев П. Е. Пушкин о Николае I).. Хотя Николай I и знал содержание письма, но текст его до него не дошёл. Копия письма была спрятана от Бенкендорфа почитателем Пушкина, бывшим лицеистом П. И. Миллером.
44. 24 апреля 1834 г. Петербург
45. 28 апреля 1834 г. Петербург
Кланяюсь сёстрам… Эх, хотелось бы отпустить une bonne plaisanterie, да тебя боюсь. Adio.
46. 30 апреля 1834 г. Петербург
Одно худо: не утерпела ты, чтоб не съездить на бал кн.<ягини> Галицыной. А я именно об этом и просил тебя. Я не хочу, чтоб жена моя ездила туда, где хозяйка позволяет себе невнимание и неуважение. Ты не Мllе Sontag, которую зовут на вечер, а потом на неё и не смотрят. Московские дамы мне не пример. Они пускай таскаются по передним, к тем, которые на них и не смотрят! Туда им и дорога. Жёнка, жёнка! если ты и в эдакой безделице меня не слушаешь, так как мне не думать… ну, уж бог с тобой. Ты говоришь: я к ней не ездила, она сама ко мне подошла. Это-то и худо. Ты могла и должна была сделать ей визит, потому что она штатс-дама, а ты камер-пажиха; это дело службы. Но на бал к ней нечего было тебе являться. Ей богу, досада берёт — и письма не хочу продолжать.
Прим. Речь идёт о характерной черте великосветского быта: артисты-гастролёры, приглашавшиеся для выступлений на светских балах, не рассматривались как полноправные гости. Ср. рассказ А. В. Мещерского о том, какой скандал произвело приглашение им на танец Полины Виардо — знаменитой артистки, выступавшей перед гостями на балу в качестве певицы (см.: РА, 1901, кн. 1).
48. Около 5 мая 1834 г. Петербург
 Явлюсь в свет в первый раз после твоего отъезда. За Салог.<уб> я не ухаживаю, вот-те Христос; и за Смирновой тоже. Смирнова ужасно брюхата, а родит через месяц
49. 12 мая 1834 г. Петербург
Какая ты дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалер-гардом. Из этого ещё не следует, что я равнодушен и не ревнив. Я отправил тебя из П.<етер> Б.<урга> с большим беспокойством
опасения насчёт истинных причин моей дружбы к Софьи К.<арамзиной> очень приятны для моего самолюбия
волочиться, я ни за кем не волочусь.
Одна мне и есть выгода от отсутствия твоего, что не обязан на балах дремать да жрать мороженое
50. 16 мая 1834 г. Петербург
говорил я со Спасским о Пирмонтских водах; он желает, чтобы ты их принимала; и входил со мною в подробности, о которых по почте не хочу тебе писать, [потому что не хочу, чтоб письма мужа к жене ходили по полиции.
51. 18 мая 1834 г. Петербург
Смотри, жёнка: надеюсь, что ты моих писем списывать никому не дашь; если почта распечатала письмо мужа к жене, так это её дело, и тут одно неприятно: тайна семейственных сношений, проникнутая скверным и бесчестным образом; но если ты виновата, так это мне было бы больно. Никто не должен знать, чт; может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни. Я пишу тебе, не для печати; а тебе нечего публику принимать в наперсники. Но знаю, что этого быть не может; а свинство уже давно меня ни в ком не удивляет.
да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином!
Неприятна зависимость; особенно когда лет 20 человек был независим. Это не упрёк тебе, а ропот на самого себя.
52. 26 мая 1834 г. Петербург
Ты молода, но ты уже мать семейства, и я уверен, что тебе не труднее будет исполнить долг доброй матери, как исполняешь ты долг честной и доброй жены. Зависимость и расстройство в хозяйстве ужасны в семействе; и никакие успехи тщеславия не могут вознаградить спокойствия и довольства. Вот тебе и мораль. Ты зовёшь меня к себе прежде августа. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? что мне весело в нём жить между пасквилями и доносами?
Прим. тема пасквилей, анонимок и доносов была уже обыденной для семьи?
53. 3 июня 1834 г. Петербург
Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности (inviolabilit; de la famille) невозможно: каторга не в пример лучше. Это писано не для тебя…
Прощай, мой ангел. Не сердись на холодность моих писем. Пишу скрепя сердце.
54. 8 июня 1834 г. Петербург
не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что ещё хуже, опутать себя денежными обязательствами. Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным. Зависимость, которую налагаем на себя из честолюбия или из нужды, унижает нас. Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно им поступать как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога. Но ты во всём этом не виновата, а виноват я из добродушия, коим я преисполнен до глупости, несмотря на опыты жизни.
Для развлечения вздумал было я в клобе играть, но принуждён был остановиться. Игра волнует меня — а желчь не унимается.
Прим. Речь идёт о ссуде из казны на печатание «Истории Пугачёва». 26 февраля 1834 г. Пушкин обратился с официальной просьбой к Бенкендорфу о ссуде в 20 000 руб. Письмо Пушкина входило в дело III отделения «О выдаче заимообразно 20 т<ыс.>. р. камер-юнкеру двора его величества Александру Сергеевичу Пушкину на издание „Истории Пугачёвского бунта“». Ссуда была Пушкину выдана.
55. 11 июня 1834 г. Петербург
Прошу тебя, мой друг, в Калугу не ездить. Сиди дома, так будет лучше.
Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться? с губернаторшей?
желал тебе воротиться из Завода такою же тетехой. Полно тебе быть спичкой
Она просит, чтоб я тебя в Калугу пустил, да ведь ты махнёшь и без моего позволения. Ты на это молодец.
Охота тебе думать о помещении сестёр во дворец. Во-первых, вероятно, откажут; а во-вторых, коли и возьмут, то подумай, что за скверные толки пойдут по свинскому П.<етер> Б.<ургу>. Ты слишком хороша, мой ангел, чтоб пускаться в просительницы. Погоди; овдовеешь, постареешь — тогда пожалуй будь салопницей и титулярной советницей. Мой совет тебе и сёстрам быть подале от двора; в нём толку мало.  Вы же не богаты. На тётку нельзя вам всем навалиться. Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в П.<етер> Б.<ург> не заманили и московским калачем. Жил бы себе барином. Но вы, бабы, не понимаете счастия независимости и готовы закабалить себя навеки, чтобы только сказали про вас: Hier Madame une telle ;tait d;cid;ment la plus belle et la mieux mise du bal.
На того я перестал сердиться, потому что, toute r;flexion faite, не он виноват в свинстве его окружающем. А живя в нужнике, поневоле привыкнешь к <----->, и вонь его тебе не будет противна, даром что gentleman.Ух кабы мне удрать на чистый воздух.
56. Около (не позднее) 19 июня 1834 г. Петербург
57. 26—27 июня 1834 г. Петербург
Ваше благородие всегда понапрасну лаиться изволите (Недоросль)
Буду отвечать тебе по пунктам. Когда я представлялся в.<еликой> кн.<ягине>, дежурная была не С.<оллогуб>, а моя прищипленая кузинка Чичерина, до которой я не охотник, да хоть бы и С.<оллогуб> была в карауле, так уж если влюбляться…
Ты пишешь мне, что думаешь выдать Кат.<ерину> Ник.<олаевну> за Хлюстина, а Алекс.<андру> Ник.<олаевну> за Убри: ничему не бывать; оба влюбятся в тебя; ты мешаешь сёстрам, потому надобно быть твоим мужем, чтоб ухаживать за другими в твоём присутствии, моя красавица.  Addio, vita mia; ti amo
58. Около 28 июня 1834 г. Петербург
Я могу иметь большие суммы, но мы много и проживаем. Ты баба умная и добрая. Ты понимаешь необходимость; дай сделаться мне богатым — а там, пожалуй, и кутить можем в свою голову.
Виноват, ещё другое: залог имения. Но можно ли будет его заложить? Как ты права была в том, что не должно мне было принимать на себя эти хлопоты, за которые никто мне спасибо не скажет, а которые испортили мне столько уж крови, что все пиявки дома нашего её мне не высосут.
Я перед тобой кругом виноват, в отношении денежном. Были деньги … и проиграл их. Но что делать? я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь. Всё Тот виноват; но бог с ним; отпустил бы лишь меня восвояси.
Прим. Вскоре после женитьбы Пушкин писал П. В. Нащокину: «Женясь, я думал издерживать втрое против прежнего, вышло вдесятеро» (письмо от 7 октября 1831 г). Однако в 1831 г. он ещё не предвидел в полной мере всех своих расходов. По подсчёту самого Пушкина, сделанному в июне — июле 1835 г., годовые расходы на квартиру, лошадей, кухню, платья и театр составляли 30 тыс. руб. (см.: Рукою П).. Этот подсчёт не исчерпывал всех возможных затрат, так как в мае 1836 г. Пушкин писал Наталье Николаевне о необходимости иметь 80 тыс. руб. доходу (см. письмо 74). Помещичьи доходы Пушкина шли главным образом на содержание родных и на уплату процентов в Опекунский совет (см. письмо 56). «Царское жалованье» (Пушкин получал его с 14 ноября 1831 г.) составляло 5000 руб. ассигнациями в год. Основным источником дохода были литературные заработки. Исчерпывающих данных о размере гонораров Пушкина в 30-е гг. мы не имеем. Известно, что в 1830 г. Пушкин продал Смирдину право переиздания всех ранее вышедших сочинений на четыре или три с половиной года из расчёта по 600 руб. в месяц, что в 1831 г. он получил от Смирдина 10 тыс. руб. за «Бориса Годунова» и в том же году ещё столько же за «Повести Белкина» (см.: Гессен С. Книгоиздатель Александр Пушкин. Л., 1930, с. 103—120). Были также поступления от продажи «Стихотворений Александра Пушкина» (ч. 1—4) (1829—1835), «Повестей» (1834); большие гонорары платила «Библиотека для чтения» (известно, что за стихотворение «Гусар», напечатанное в № 1 за 1834 г.. Пушкин получил 1000 руб. серебром). Однако гонорары не могли даже в малой степени покрыть расходы семьи. Большой урон наносила Пушкину цензура. В 1833 г. был запрещён «Медный всадник». «Это мне убыток», — писал Пушкин Нащокину (Акад., XV, № 865). Не оправдались надежды на доход от «Истории Пугачёва»
59. 30 июня 1834 г. Петербург
Твоя Шишкова ошиблась: я за её дочкой Полиной не волочился, потому что не видывал, а ездил я к Александру Семёновичу Ш.<ишкову> в Академию, и то не для свадьбы, а для жетонов, <pas> autrement. История же о княжнах совершенно справедлива, и я не вижу тут ничего смешного. Благодарю тебя за милое и очень милое письмо. Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет- и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело. Но что ж делать?
Прости, жёнка. Благодарю тебя за то, что ты обещаешься не кокетничать: хоть это я тебе и позволил, но всё-таки лучше моим позволением тебе не пользоваться. Радуюсь, что Сашку от груди отняли, давно бы пора. А что кормилица пьянствовала, отходя ко сну, то это ещё не беда; мальчик привыкнет к вину, и будет молодец, во Льва Сергеевича.
Пожалуй-ста не требуй от меня нежных, любовных писем. Мысль, что мои распечатываются и прочитываются на почте, в полиции, и так далее - охлаждает меня, и я поневоле сух и скучен. Погоди, в отставку выду, тогда переписка нужна не будет.
60. 11 июля 1834 г. Петербург
Ты, жёнка моя, пребезалаберная (насилу слово написал). То сердишься на меня за С.<оллогуб>, то за краткость моих писем, то за холодный слог, то за то, что я к тебе не еду. Подумай обо всём, и увидишь, что я перед тобой не только прав, но чуть не свят. С С.<оллогуб> я не кокетничаю, потому что и вовсе не вижу, пишу коротко и холодно по обстоятельствам тебе известным, не еду к тебе по делам, ибо и печатаю П.<угачёва>, и закладываю имения, и вожусь и хлопочу — а письмо твоё меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть ты меня ещё любишь, жёнка. За что цалую тебе ручки и ножки.
Я говорю, что ты уехала плясать в Калугу. Все тебя за то хвалят, и говорят: ай да баба! — а у меня сердце радуется
61. Около (не позднее) 14 июля 1834 г. Петербург
Ты разве думаешь, что холостая жизнь ужасно как меня радует? Я сплю и вижу, чтоб к тебе приехать, да кабы мог остаться в одной из Ваших деревень под Москвою, так бы богу свечку поставил; рад бы в рай, да грехи не пускают. Дай, сделаю деньги, не для себя, для тебя. Я деньги мало люблю — но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости. А <о> каком соседе пишешь мне лукавые письма? кем это меня ты стращаешь? отселе вижу, что такое. Человек лет 36; отставной военный или служащий по выборам. С пузом и в картузе. Имеет 300 душ и едет их перезакладывать — по случаю неурожая. А накануне отъезда сентиментальничает перед тобою. Не так ли? А ты, бабёнка, за неимением Того и другого, избираешь в обожатели и его: дельно. Да как балы тебе не приелись, что ты и в Калугу едешь для них. Удивительно!

62. 14 июля 1834 г. Петербург
Все вы, дамы, на один покрой. Куда как интересны похождения дурачка Д и его семейственные ссоры. А ты так и радуешься. Я чай, так и раскокетничалась. Что-то Калуга? Вот тут поцарствуешь! — Впрочем, жёнка, я тебя за то не браню. Всё это в порядке вещей; будь молода, потому что ты молода — и царствуй, потому что ты прекрасна
Но обеих ли ты сестёр к себе берёшь? эй, жёнка! смотри… Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети покамест малы; родители, когда уже престарелы. А то хлопот не наберёшься, и семейственного спокойствия [не набер<ёшь>] не будет.
Надеюсь, что ты передо мною чиста и права; и что мы свидимся, как расстались.

63. Около (не позднее) 26 июля 1834 г. Петербург
Наташа мой ангел, знаешь ли что? Ради бога, берегись ты. Женщина, говорит Гальяни, est un animal naturellement faible et malade.* Какие же вы помощницы или работницы? Вы работаете только ножками на балах и помогаете мужьям мотать. И за то спасибо.
*есть животное, по природе своей слабое и болезненное.

64. Около (не позднее) 30 июля 1834 г. Петербург
Что это значит, жена? Вот уж более недели, как я не получаю от тебя писем. Где ты? что ты? В Калуге? в деревне? откликнись. Что так могло тебя занять и развлечь? какие балы? какие победы? уж не больна ли ты? Христос с тобою.

65. 3 августа 1834 г. Петербург
Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишка, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? что за охота останавливаться в трахтире, ходить в гости к купеческим дочерям, смотреть с чернию губернский фейворок — когда в Петербурге ты никогда и не думаешь посмотреть на Каратыгиных и никаким фейвороком тебя в карету не заманишь. Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да видно уж у тебя такая натура. О твоих кокетственных сношениях с соседом говорить мне нечего. Кокетничать я сам тебе позволил — но читать о том лист кругом подробного описания вовсе мне не нужно. Побранив тебя, беру нежно тебя за уши и цалую — благодаря тебя за то, что ты богу молишься на коленах посреди комнаты. Я мало богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для нас.
66. 15 и 17 сентября 1834 г. Болдино
Ох! кабы у меня было 100 000! как бы я всё это уладил; да Пуг.<ачёв>, мой оброчный мужичок, и половины того мне не принесёт, да и то мы с тобою как раз промотаем; не так ли? Ну, нечего делать: буду жив, будут и деньги…
Ну, жёнка, умора. Солдатка просит, чтоб её сына записали в мои крестьяне, а его-де записали в вы****ки, а она-де родила его только 13 месяцов по отдаче мужа в рекруты, так какой же он вы****ок? Я буду хлопотать за честь оскорблённой вдовы
меня так и тянет к тебе, как ты жмёшься ко мне, когда тебе страшно.

67. Около (не позднее) 25 сентября 1834 г. Болдино
Вот уж скоро две недели как я в деревне, а от тебя ещё письма не получил. Скучно, мой ангел. И стихи в голову нейдут; и роман не переписываю. Скажи пожалуй-ста, брюхата ли ты? если брюхата ….

= VI = 
C 1835-го суицидального и до мая 1836-го

68. 14 сентября 1835 г. Михайловское
Эдак я и осень мою прогуляю, и коли бог не пошлёт нам порядочных морозов, то возвращусь к тебе не сделав ничего. Пиши мне как можно чаще; и пиши всё, что ты делаешь, чтоб я знал, с кем ты кокетничаешь, где бываешь, хорошо ли себя ведёшь, каково сплетничаешь, и счастливо ли воюешь с твоей однофамилицей.

69. 21 сентября 1835 г. Михайловское
Жена моя, вот уже и 21-ое, а я от тебя ещё ни строчки не получил
А о чём я думаю? Вот о чём: чем нам жить будет? Отец не оставит мне имения; он его уже вполовину промотал; Ваше имение на волоске от погибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30 000. Всё держится на мне да на тётке. Но ни я, ни тётка не вечны. Что из этого будет, бог знает. Покамест, грустно.

70. 25 сентября 1835 г. Тригорское
Пишу тебе из Тригорского. Что это, жёнка? вот уж 25-ое, а я всё от тебя не имею ни строчки. Это меня сердит и беспокоит. В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Наприм.<ер> вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарелся да и подурнел

71. 29 сентября 1835 г. Михайловское
Душа моя, вчера получил я от тебя два письма; они очень меня огорчили. Г.<осударь> обещал мне Газету, а там запретил; заставляет меня жить в П.<етер> Б.<урге>, а не даёт мне способов жить моими трудами. Я теряю время и силы душевные, бросаю за окошки деньги трудовые, и не вижу ничего в будущем. Отец мотает имение без удовольствия, как без расчёта; твои теряют своё, от глупости и беспечности покойника Аф.<анасия> Ник.<олаевича>. Что из этого будет? Господь ведает. Ты мне переслала записку от Md Kern; дура вздумала переводить Занда, и просит, чтоб я сосводничал её со Смирдиным. Чёрт побери их обоих!

72. 2 октября 1835 г. Михайловское
Милая моя жёнка, есть у нас здесь кобылка, которая ходит и в упряжке и под верхом. Всем хороша, но чуть пугнёт её что на дороге, как она закусит поводья, да и несёт вёрст десять по кочкам да оврагам — и тут уж ничем её не проймёшь, пока не устанет сама. Получил я, ангел кротости и красоты! письмо твоё, где изволишь ты, закусив поводья, лягаться милыми и стройными копытцами, подкованными у Mde Katherine. Надеюсь, что теперь ты устала и присмирела. Жду от тебя писем порядочных, где бы я слышал тебя и твой голос — а не брань, мною вовсе не заслуженную, ибо я веду себя как красная девица.

73. 4 мая 1836 г. Москва
Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного! невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуй-ста не прогони его, как прогнала ты Прусака Криднера. Мне очень хочется привести Брюлова в G/

74. 6 мая 1836 г. Москва
Поэт Хомяков женится на Языковой, сестре поэта. Богатый жених, богатая невеста. Какие бы тебе московские сплетни передать? что-то их много, да не вспомню. Что Москва говорит о П.<етер> Б.<ург>е, так это умора. Например: есть у Вас некто Савельев, кавалергард, прекрасный молодой человек, влюблён он в Idalie Политику и дал за неё пощёчину Гринвальду. Савельев на днях будет расстрелян. Вообрази как жалка Idalie! И про тебя, душа моя, идут кой-какие толки, которые не вполне доходят до меня, потому что мужья всегда последние в городе узнают про жён своих, однако ж видно, что ты кого-то довела до такого отчаяния своим кокетством и жестокостию, что он завёл себе в утешение гарем из театральных воспитанниц. Не хорошо, мой ангел: скромность есть лучшее украшение Вашего пола.
Прим. А теперь прочтите письма Жоржа отцу Лую и вы поймете о ком доведенном до отчаяния кокетством Натали идет речь эзоповским языком

75. 10 мая 1836 г. Москва
спешу переслать тебе 900 р.

76. 11 мая 1836 г. Москва

77. 14 и 16 мая 1836 г. Москва
Что это, жёнка? так хорошо было начала и так худо кончила! Ни строчки от тебя; уж не родила ли ты?  Слушая толки здешних литераторов, дивлюсь, как они могут быть так порядочны в печати, и так глупы в разговоре. Признайся: так ли и со мною? право боюсь. Ты уж, вероятно, в своём загородном болоте.

78. 18 мая 1836 г. Москва
Жена, мой ангел, хоть и спасибо за твоё милое письмо, а всё-таки я с тобою побранюсь: зачем тебе было писать: Это моё последнее письмо, более не получишь.
Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызывал Апрелева. — У нас убийство может быть гнусным расчётом: оно избавляет от дуэля и подвергается одному наказанию — а не смертной казни.
Прим. Пушкин пишет о дуэли между А. Ф. Апрелевым и H. М. Павловым, состоявшейся 26 апреля 1836 г. в день свадьбы Апрелева с Надеждою Кобылиной. Павлов — брат обольщённой Апрелевым девушки — смертельно ранил своего противника.
У нас в Москве, всё, слава богу, смирно: бой Киреева с Яром произвёл великое негодование в чопорной здешней публике. Нащокин заступается за Киреева очень просто и очень умно: что за беда, что гусарский поручик напился пьян и побил трахтирщика, который стал обороняться? Разве в наше время, когда мы били немцев на Красном Кабачке, и нам не доставалось, и немцы получали тычки сложа руки? По мне драка Киреева гораздо простительнее, нежели славный обед ваших кавалергардов, и благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выдет история, так их в Аничков не позовут.
Будучи ещё порядочным человеком, я получал уж полицейские выговоры и мне говорили: Vous avez tromp; и тому подобное. Что же теперь со мною будет? Мордвинов будет на меня смотреть как на Фаддея Булгарина и Николая Полевого, как на шпиона;
 чорт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!  Весело, нечего сказать.


Рецензии