Бедствие необходимости

Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
                Эпикур

Вы не чувствуете здесь некоторого несоответствия? С одной стороны необходимость – бедствие, а разве можно его избежать, не заметить, отказаться, проигнорировать; попробовали бы вы отказаться от своих долгов и обязанностей: воинского, семейного, финансового, морального, гражданского …… - это можно продолжать до бесконечности. А с другой стороны, как не верить Эпикуру – это вовсе может быть и не необходимо…? А ежели рассмотреть по частям:
1. Отчего именно – бедствие? Главное – оттого, что нарушается, и иногда надолго, принцип «Свободной воли». Человек приходит в жизнь, чтобы решить свои, личные задачи, продиктованные некогда Небесами – а тут его, то туда, то – сюда, убеждая, советуя, влюбляя, а то и вовсе не спрашивая – присылают повестку – и вся недолга. Разве это не бедствие!?
2. Нет никакой небходимости жить с необходимостью – кто сразу приходит на ум из этой когорты «отщепенцев» общества? Обломов? Однако, была в истории даже целая толпа таких отщепенцев – они все, дружно кричали: - Распять, распять! Вспомнили? Не им ли Иисус предложил те необходимые 10 заповедей, подчеркиваю – «необходимые», чтобы жить счастливо ВСЕМ! А они посчитали, что в них нет никакой необходимости. И что? Прошло 2 000 лет и все они шли под знаком бедствий, несправедливостей, катастроф и войн. В том то и дело, что нельзя бесконечно идти вниз - по лестницей идущей вверх.

Так что же – Эпикур был не прав, в этих словах? Давайте присмотримся к этому мыслителю древности повнимательнее:

Эпику;р — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Эпикур и его последователи были известны тем, что ели простую пищу и обсуждали широкий круг философских вопросов. Он открыто позволял женщинам и рабам вступать в его школу. Значительные идеи: учение о счастливой жизни, атараксия ( душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность)
Дата и место рождения: февраль 341 г. до Рождества Христова, Самос, Греция
Дата и место смерти: 270 г. до Рождества Христова, Афины, Греция.

Разумеется, можно всё списать на те времена, когда ещё, возможно, не изготавливалась первая серебряная монета – «Сребреник» и люди ещё находили большее удовольствие от решения философских вопросов, нежели от торговли, песен и танцев. Что не столько интересен, сколь удивителен тот факт, что и до настоящего времени, а сейчас и вовсе широко внедрилась в жизнь справедливость этой фразы Эпикура. И если пару веков назад помещики «сходили с ума» от деревенской скушной жизни и спасались праздностью, этим самым бегством от необходимости, потому, как имели на это права и средства – как тут не заняться охотой, балами, игрой в карты, раскладыванием пасьянсов, посещением иностранных вод и курортов… Да и сейчас тоже есть таковые, «небожители своего Олимпа», наделенные талантами, в разной мере и разном качестве - служители девяти Муз. Они пользуются, как высочайшим покровительством, так и всё ещё (что удивительно) любовью народа. Разумеется и в их жизни есть свои необходимости, но они не идут ни в какое сравнение с теми необходимостями, которые существуют для простых смертных.  Может именно это и имел в виду, но не сказал полностью Эпикур, а именно – ЧЕМ МЕНЬШЕ ЛЮДИ БУДУТ ЗАДУМЫВАТСЬЯ О КРУГЕ ФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСОВ И ПРАВИЛ ЖИЗНИ – ТЕМ ВСЁ БОЛЬШЕМУ КОЛИЧЕСТВУ ЛЮДЕЙ ПРИДЕТСЯ УЖИВАТЬСЯ С «БЕДСТВИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ».


 


Рецензии
Бедствие Необходимости явно существует. Вот и пример - ковид этот создал огромное бедствие необходимости - вакцинироваться. Хотя Господь дал Свободу воли, но она кругом урезана этими бедствиями и выглядит жалким лоскутком ободранного вольного паруса после шторма. Жисть такова на бренной Земле, может есть лучше где-то во Вселенной?

Алекс Савин   16.02.2022 13:33     Заявить о нарушении
Свобода воли, данная Господом и толпе, тоже - есть бедствие, но уже бедствие "Обходимости". Толпе легче, привычнее и интереснее жить не истинно, не по правилам и заповедям, предложенным Сыном Его, а обойти их даже кощунственно-несуразной ценой. Вот, живя по правилам разбойника Вараввы, мы и имеем, что имеем, в результате.

Анатолий Федосов   16.02.2022 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.