Мастер и Маргарита, очередь на полтора квартала

Животворящая 1000 грн. Зеленского творит чудеса, и вот 25 января я снова в Украинском театре на классике – «Мастер и Маргарита». На спектакле – полный аншлаг, и зрителей пускают довольно небыстро. Билетёрша проверяет, пока я раскрою в телефоне PDF билета, а охранник – пока в Дие открою сертификат о вакцинации. Там же в театре можно за 120 грн. пройти экспресс-тест. Индустрия уже адаптировалась к пандемии.
Я приехал чуть заранее и отстоял очередь всего-то от пересечения Конной и Пастера до входа в театр. Но, как я узнаю позже, на пике очередь занимала полтора квартала – до самой Софиевской.
Когда я отстоял примерно половину очереди, к ней подбежали три взволнованных зрительницы.
- А что за очередь, здесь дают колбасу? Или хотя бы наливают? - весело спрашивают барышни.
И уходят в хвост процессии отстоять положенное. Все это как-то подготавливает нас к восприятию жемчужины советской литературы.
Я вхожу в театр и начинаю ждать мою Наташу, которая приходит чуть позже и приносит благую весть о том, что на пике очередь была в полтора квартала. В Украинском нет буфета, но пока я шастаю по вестибюлю, то замечаю, что три женщины, которые спрашивали про колбасу и налив, укрылись в уголке и опрокидывают аккуратные рюмочки.
- А вы знаете толк в искусстве, - восхищенно говорю я им.
- Мы опытные театралы, - хохочут барышни, и сообщают что у них есть еще один свободный наперсток. Я отказываюсь, во-первых, это помешает мне воспринимать искусство, а во-вторых от алкоголя согревающий эффект длится 20-30 минут, а потом становиться еще холоднее.
И вот спектакль начинается.
Я уже начал понимать толк в театре. Если на сцене на пике человек пятьдесят, значит это играет местная труппа, и всем надо дать работу. А если 5-7 актеров, то значит, что труппа приезжая, и действие вытягивают 2-3 звезды профессии. На сцене как раз второй вариант.
Кстати, когда начинается бал у Воланда, на сцене как раз присутствует вся труппа. Но смысл не в том, чтобы все воспроизвести как в сериале Владимира Бортко, а в том, чтобы заставить чувствовать и переживать самого зрителя. Иначе для наступления катарсиса понадобятся стимуляторы, а буфета, как я говорил, нет.
Маргарита на сцене очень скованна, но действие вытягивает другой женский персонаж. Труппа, как я говорил, небольшая, и актриса, которая своей игрой более всего напоминает соблазнительную Гелу из свиты Воланда, воплощает от сцены к сцене до пяти персонажей. Впрочем, под стать ей и некоторые актеры мужского пола, которые почти без смены костюмов перескакивают из одной ипостаси в другую.
Были и другие интересные трактовки. В спектакле именно Воланд подбрасывает Мастеру выигрыш в лотерее, чтобы тот мог сосредоточиться на написании романа.
Фигура Мастера кажется мне неубедительной, что у Булгакова, что у Бортко, что на вчерашнем спектакле. Почему он такой великий писатель? Что его вдохновляет? Почему Маргарита – его муза? Ну ок, великий, так великий.
Воланд на сцене тоже как-то не слишком демоничен. Но Гела просто царит на подиуме! Ее и много и вместе с тем, она всегда блистательна в каждом действии. Она и пластична, и остра, и насмешлива, и стремительна. После антракта ее почему-то совсем не стало на сцене, и женскую линию вытягивает Маргарита.
У нее вроде как идеальная жизнь, она молода, красива и богата, но зачем-то купила букет желтых цветов и пошла искать Мастера. И вот они вместе и занимаются не пойми, чем. В том смысле, что трудно понять, что кроме «чуда любви» связывает их в этой жизни. Ну он пишет, она читает, его песочат критики, она страдает, он сбегает в дурдом, она рыдает. Предсказуемо. Впрочем, классика и должна быть отчасти консервативной.
Кстати, барышни накатили и в антракте, стоило у них спросить, в чем дело. Но момент был упущен и теперь придется разбираться самому.
Коровьев успел обтяпать пару-тройку дел Воланда. И тут на сцене происходит самое неприятное. Появляется киевлянин Поплавский, дядюшка перееханного трамваем Берлиоза. Поплавский говорит на суржике, в криво одетой вышиванке приезжает аж в Москву и нелепо просит отдать ему квартиру племянника. Киевлянин подан как безнадежный провинциал, говорящий языком Сердючки, но не Булгакова. Так плохо его не прописывал даже Михаил Афанасьевич, так плохо не выглядит даже современный киевлянин Поплавский. Зачем Украинский театр пустил спектакль с этим позорищем на сцену, ума не приложу. Но вскоре Коровьев изгнал его с эстрады без единого квадратного метра.
Маргарита отработала на балу, ей вернули Мастера и оба они ненадолго обрели счастье. Но коварный Воланд забрал обоих с собой, где у них уже не счастье, но покой.
А в дурдоме тем временем достиг просветления Иван Бездомный, который смешит полспектакля публику своим трусами. Дешево, конечно, таким трикотажем развлекать публику в 21 веке.
Примерно тем же, но еще более нелепыми, практически безразмерными семейными трусами в горошек попотчевал зрителей и воплощенный директор «Варьете» Лиходеев. После того, как разочарованный в нем Воланд телепортировал Степана в Ялту, он там смешно спрашивал, где находиться и взвизгивал от неожиданного ответа.
«Твердая тройка», сказал я после спектакля Наташе. В том смысле – что удовлетворительно. То есть это было неплохое представление, но даже «хорошо» я бы ему не поставил. Но вот Наташа как раз поставила «четверку», особенно ей понравилось музыкальное сопровождение.
Это было в пока самый холодный день зимы. Зрители спешили по домам. А я думал о том, что и «Мастер» и «Маргарита» мне скучны, а гораздо интереснее Воланд и Гела.
На всякий случай. Моя критика отдельных моментов не исключает главного. Это был СПЕКТАКЛЬ в полном смысле слова. Я благодарен труппе и режиссёру. Недостатки представления также по-своему хороши, как и достоинства, ибо главное, это чувства и мысли, которые они во мне будят.   
Быть может, пройдет время, и я дорасту до иного восприятия того, что ещё вчера мне казалось слабым и пустым.


Рецензии