Зототе теля в Украинском театре

Ворвался я волею судьбы в Украинский театр на «Золотого теленка» по Ильфу и Петрову. Дилогия ента «12 стульев» и «Золотой теленок» были когда-то важнейшими кирпичами моего фундамента личности, не побоюсь этого слова. Был у меня такой период примерно между 15 и 20 годами, когда я не столько искал новых книг, сколько перечитывал старые. В итоге «12 стульев» и «Золотой теленок» я перечитал раз 50. Потом еще с 20 до 25 была линия торможения, когда я снова перечитывал книжечку раз в годик.
Считал я себя довольно долго знатоком Ильфа и Петрова, пока меня не срезал, нет не сын, но муж маминой подруги. Этот эрудит возьми и спроси – а курил ли Бендер?
Я почесал голову снаружи и изнутри и вспомнил все эпизоды, в которых Остапу следовало бы занервничать, а значит и закурить.
- Нет, - отвечаю.
А муж маминой подруги и говорит – В первой главе, когда Бендер только зашел в Старгород, он просит у дворника (того самого, который сказал - «Для кого и кобыла невеста») подкурить. Взяли книжку, проверили, таки да, в этом единственном эпизодике Остап закурил. В самом начале, а потом не курил ни разу. Я для верности еще раз прочел оба романа.
Но потом я вынес мужа маминой подруги кажется со счетом 4:1.
- А что было написано на ведре, привязанном к автомобилю Козлевича?
- … эээ ….
- Арбатовский родильный дом!!
- А какие четверостишья Никифора Ляписа-Трубецкого были в фильме Гайдая, но не были в книге?
- эээ … эээ
- Гаврила был неверным мужем, Гаврила женам изменял
Выиграл, в общем.
Потом у меня был коллега, который прочел дилогию всего три раза, но помнил все основные ходы и фразы со мною наравне. И мы с ним полтора года разговаривали отрывками из Ильфа и Петрова.
- А как там наш мощный старик?
- Он таки обратился во всемирную лигу сексуальных реформ.
И я поражался и восхищался тем, как тонко он понимает дилогию и как здорово ее цитирует. Но потом пришел финансовый кризис, и наши профессиональные пути с коллегой, увы, разошлись.
А еще я задался целью посмотреть все экранизации «12 стульев» и «Золотого теленка». Обломался я на Zwоlf Stuhle (12 стульев) режиссера Ульрике Оттингера. Георгий Делиев там воплотил Остапа Бендера, а Наталья Бузько – Эллочку-людоедку. Почему-то Старгород (в этом городе произошла завязка – знакомство Бендера с Воробьяниновым) снимали в Вилково. Вероятно, Ульрике Оттингер вначале приехала в Одессу, а потом начал искать живописную провинцию поблизости.
В общем, с определенного момента я понял, что из похождений Остапа Бенера я новый сок выдавить уже не в состоянии. После чего прочел наконец «Мастера и Маргариту», «Чапаева и пустоту» и познал новые сюжеты.
И вот, 16 января я робко вошел в Украинский театр с улицы Пастера. Вещи в гардероб рекомендовали не сдавать, с нынешними ценами на газ лучше не расставаться надолго с верхней одеждой.
«Золоте теля» вызвало у меня просто бурю восторга. Блестящие нетривиальные ходы, пир постмодерна, когда зрителя постоянно удивляют новыми ракурсами привычных контекстов.
Внутри меня все ликовало от увиденного. Долго, конечно, 2 часа 50 минут вместе с антрактом, но было восхитительно! Смотри бы я дома такое кино, я бы поставил на паузу, чтобы отдышаться от этого счастья.
В какой-то момент мне стало казаться, что каждый новый ход лучше предыдущего. Но, возможно я просто стал лучше понимать замысел режиссера.
На сцене был тот самый гротеск и буффонада, кои я так люблю. Труппа блестяще пробежалась между Сциллой классики и Харибдой современности. С нами говорили о вечном, метафорами из дня текущего, и наоборот. Почтение к авторам в сочетании с актуальной повесткой дня.
Короче, слезы выступили из глаз, но слегка подмерзли из-за температуры в зале. Я с удовольствием присоединился к стоячей овации после спектакля. Некоторые зрители принесли артистам цветы, а одна дама смущаясь протянула Бендеру небольшой пакетик с конфетками, как будто она пришла решать мелкий вопрос в собесе.
Я вышел из театра и погрузился в самую переполненную маршрутку в городе. К счастью, ни один Шура Балаганов не вытащил у меня черепаховую пудреницу, тем более, откуда ей быть у меня.
Я уснул на пару часов, потом проснулся от переполняющего меня удовольствия и записал все это. Всем спасибо, заседания продолжается, эти сюжеты вечные, как бесконечность, пока на белом свете жив будет хоть один пиит. Прекрасно, что они так работают с формой, наполняя ее содержанием, и пусть дальше все получается!!


Рецензии