Армейские истории. Нам бы такие дороги!
Небольшой экскурс в историю
Описываемые события происходили в группе советских войск в Германии. СССР и ГДР заключили соглашение о пребывании на немецкой земле ограниченного контингента советских войск. По нему, в частности, предусматривалось возмещение Советским Союзом ущерба, наносимого воинскими частями в процессе повседневной деятельности.
К чему это отступление? Воинские части дислоцировались в военных городках по всей территории страны. Полигонов и стрельбищ, на которых проводились учения войск и стрелковые тренировки, было ограниченное количество. Хорошо, если стрельбище было близко от военного городка. В этом случае подразделения выдвигались для тренировки в пешем порядке, заодно совершая тренировочные марш-броски. А если требовалась стрельба из танка или боевой машины пехоты (БМП)? В этом случае немецкими властями выделялись просёлочные дороги (танковые маршруты) для передвижения военной техники.
Учитывая плотное расположение на территории страны полей, наша военная техника передвигалась, по возможности, след в след. Но, по прошествии определённого времени, танковый маршрут превращался в подобие гигантской стиральной доски (глубокая яма – бугор, яма – бугор). Передвигаться по такой дороге было уже невозможно, и военная техника начинала прокладывать себе путь рядом, захватывая край прилегающего к маршруту поля. Такое положение не устраивало немецкие власти, так как наносило ущерб сельскохозяйственным угодьям.
По всей видимости, посчитав суммы наносимого войсками совокупного ущерба, наше правительство выделило деньги правительству ГДР на строительство оборудованных танковых маршрутов. Из истории известно о мастерстве немецких дорожных строителей (стоит только посмотреть на немецкие автобаны).
В течение нескольких месяцев, передвигаясь на стрелковый полигон и обратно, наши военные наблюдали весь процесс постройки немецкими рабочими нового танкового маршрута. Это стоит описать подробно.
Нам не мешало бы поучиться
Этапы строительства танкового маршрута:
1. Бульдозер снял значительный слой грунта, который вывезли сразу на самосвалах (глубина траншеи составила несколько метров от уровня ближайшего поля, ширина метров пять, протяжённость – несколько десятков километров).
2. В котловане поработал каток, хорошо утрамбовавший дно.
3. Затем на подготовленное дно конвейером поехали самосвалы, гружённые крупными камнями.
4. Снова по камням прошёлся каток, вминая их в утрамбованный грунт.
5. Очередной конвейер машин выгрузил на камни крупный щебень.
6. И снова вступили в дело уже несколько катков. Уровень гравийной «подушки» поднялся на пару метров.
7. Новая партия самосвалов привезла мелкий щебень, который катки укатывали тщательно и долго.
8. Заключительным штрихом подготавливаемой «подушки» стал слой песка. Подготовительные работы длились пару месяцев, рабочие делали всё сноровисто, чётко, без перекуров и авралов, по установленному графику.
9. Засыпанную и утрамбованную «подушку» обрабатывали какими-то растворами и смесями.
10. Пришло время бетоноукладочной машины, которая не спеша начала лить бетонную полосу с техническими зазорами. Через пару дней подогнали ещё одну машину, которая заливала полосу рядом с первой. Ширина полосы составляла примерно пару метров. Залитые участки рабочие укутывали сверху полиэтиленом и оставляли на несколько дней для затвердевания покрытия.
После затвердевания дорожного полотна сразу же оформляли обочины и сливную систему. На новую дорогу транспорт не пускали, оставляя её под запрещающими въезд знаками. Процесс заливки бетона (толщина слоя не менее полуметра) длился несколько месяцев.
В один из погожих осенних дней местная немецкая администрация и представители наших военных торжественно перерезали ленточку и приняли танковый маршрут в эксплуатацию. В начале механики-водители танков и БМП с опаской ездили по новой дороге: было непривычно двигаться не вверх-вниз, а спокойно и плавно по твёрдой поверхности. Время движения до стрельбища сократилось, как минимум, вдвое; машины оставались чистыми, их поломки прекратились.
Ходили разговоры, что дорога не выдержит веса боевой техники, просядет, в скором времени придёт в негодность. Но постепенно эти разговоры прекратились. Я был свидетелем. Через три года после завершения строительства, возвращаясь в СССР по замене, перед отъездом вновь взглянул на танковый маршрут и был удивлен тем, что полотно дороги за это время практически не пострадало, только края бетонного покрытия в некоторых местах сточились гусеницами и на обочине остались следы от боевых машин.
Увиденная стойкость дорожного полотна, навеяла мысль о том, что, если соблюдать технологию производства, применять качественные материалы, можно строить хорошие дороги на долгий срок эксплуатации, экономя силы и средства на их ремонт в будущем. Такому опыту можно было бы поучиться и перенять его для строительства наших дорог!
Свидетельство о публикации №222013000548
Хотя , конечно рассказ очень интересный, и познавателен. жаль, что СССР враги так рано развалили и мы не успели использовать опыт немецких друзей на у себя.
Александр Жданов 2 30.01.2022 15:37 Заявить о нарушении
Виктор Кшнякин 31.01.2022 15:29 Заявить о нарушении