Армейские истории. Нам бы такие дороги!

Эту история была рассказа мной, когда в компании друзей зашёл разговор о качестве наших дорог.

Небольшой экскурс в историю

Описываемые события происходили в группе советских войск в Германии. СССР и ГДР заключили соглашение о пребывании на немецкой земле ограниченного контингента советских войск. По нему, в частности, предусматривалось возмещение Советским Союзом ущерба, наносимого воинскими частями в процессе повседневной деятельности.

К чему это отступление? Воинские части дислоцировались в военных городках по всей территории страны. Полигонов и стрельбищ, на которых проводились учения войск и стрелковые тренировки, было ограниченное количество. Хорошо, если стрельбище было близко от военного городка. В этом случае подразделения выдвигались для тренировки в пешем порядке, заодно совершая тренировочные марш-броски. А если требовалась стрельба из танка или боевой машины пехоты (БМП)? В этом случае немецкими властями выделялись просёлочные дороги (танковые маршруты) для передвижения военной техники.

Учитывая плотное расположение на территории страны полей, наша военная техника передвигалась, по возможности, след в след. Но, по прошествии определённого времени, танковый маршрут превращался в подобие гигантской стиральной доски (глубокая яма – бугор, яма – бугор). Передвигаться по такой дороге было уже невозможно, и военная техника начинала прокладывать себе путь рядом, захватывая край прилегающего к маршруту поля. Такое положение не устраивало немецкие власти, так как наносило ущерб сельскохозяйственным угодьям.

По всей видимости, посчитав суммы наносимого войсками совокупного ущерба, наше правительство выделило деньги правительству ГДР на строительство оборудованных танковых маршрутов. Из истории известно о мастерстве немецких дорожных строителей (стоит только посмотреть на немецкие автобаны).

В течение нескольких месяцев, передвигаясь на стрелковый полигон и обратно, наши военные наблюдали весь процесс постройки немецкими рабочими нового танкового маршрута. Это стоит описать подробно.

Нам не мешало бы поучиться

Этапы строительства танкового маршрута:

1. Бульдозер снял значительный слой грунта, который вывезли сразу на самосвалах (глубина траншеи составила несколько метров от уровня ближайшего поля, ширина метров пять, протяжённость – несколько десятков километров).

2. В котловане поработал каток, хорошо утрамбовавший дно.

3. Затем на подготовленное дно конвейером поехали самосвалы, гружённые крупными камнями.

4. Снова по камням прошёлся каток, вминая их в утрамбованный грунт.

5. Очередной конвейер машин выгрузил на камни крупный щебень.

6. И снова вступили в дело уже несколько катков. Уровень гравийной «подушки» поднялся на пару метров.

7. Новая партия самосвалов привезла мелкий щебень, который катки укатывали тщательно и долго.

8. Заключительным штрихом подготавливаемой «подушки» стал слой песка. Подготовительные работы длились пару месяцев, рабочие делали всё сноровисто, чётко, без перекуров и авралов, по установленному графику.

9. Засыпанную и утрамбованную «подушку» обрабатывали какими-то растворами и смесями.

10. Пришло время бетоноукладочной машины, которая не спеша начала лить бетонную полосу с техническими зазорами. Через пару дней подогнали ещё одну машину, которая заливала полосу рядом с первой. Ширина полосы составляла примерно пару метров. Залитые участки рабочие укутывали сверху полиэтиленом и оставляли на несколько дней для затвердевания покрытия.

После затвердевания дорожного полотна сразу же оформляли обочины и сливную систему. На новую дорогу транспорт не пускали, оставляя её под запрещающими въезд знаками. Процесс заливки бетона (толщина слоя не менее полуметра) длился несколько месяцев.

В один из погожих осенних дней местная немецкая администрация и представители наших военных торжественно перерезали ленточку и приняли танковый маршрут в эксплуатацию. В начале механики-водители танков и БМП с опаской ездили по новой дороге: было непривычно двигаться не вверх-вниз, а спокойно и плавно по твёрдой поверхности. Время движения до стрельбища сократилось, как минимум, вдвое; машины оставались чистыми, их поломки прекратились.

Ходили разговоры, что дорога не выдержит веса боевой техники, просядет, в скором времени придёт в негодность. Но постепенно эти разговоры прекратились. Я был свидетелем. Через три года после завершения строительства, возвращаясь в СССР по замене, перед отъездом вновь взглянул на танковый маршрут и был удивлен тем, что полотно дороги за это время практически не пострадало, только края бетонного покрытия в некоторых местах сточились гусеницами и на обочине остались следы от боевых машин.

Увиденная стойкость дорожного полотна, навеяла мысль о том, что, если соблюдать технологию производства, применять качественные материалы, можно строить хорошие дороги на долгий срок эксплуатации, экономя силы и средства на их ремонт в будущем. Такому опыту можно было бы поучиться и перенять его для строительства наших дорог!


Рецензии
При социализме НАВЕРНОЕ такой метод прокладки дорог нам не мог подойти- слишком он занимал БЫ много времени и средств. При наших колоссальных расстояниях пришлось только европейскую часть страны укладывать столетиями. А сейчас это не нужно никому- при строительстве дорог ГЛАВНОЕ- максимум прибыли для себя. То есть система откатов и максимальное финансирование. У меня под домом дорогу перекладывают каждый год летом. В прошлом году заменили все бордюрные камни во всех дорах нашего микрорайона. Работу часто ведут ночью, в снег и дождь, работают в основном последние годы жители среднеазиатских республик. Неудивительно, что долговечность такого асфальта низкая. Всем этом выгодно. Город изображает бурную деятельность, фирмы перекладывающие асфальт осваивают большие средства и зарабатывают огромные деньжищи. Всем хорошо, кроме местных жителей, которые живут уже 30 лет в вечном ремонте - когда ночью под окнами с наступлением темноты начинает работать сначала техника убирающая старый асфальт, а потом техника, которая кладет новый тут же , то спать как то не хочется. Таке впечатление, что находишься на великой стройке социализма сталинских времен- сотни рабочих , куча техники и все пашут в едином порыве. На звонки в полицию никто не реагирует, хотя есть закон о тишине. Такой вот новый капитализм.
Хотя , конечно рассказ очень интересный, и познавателен. жаль, что СССР враги так рано развалили и мы не успели использовать опыт немецких друзей на у себя.

Александр Жданов 2   30.01.2022 15:37     Заявить о нарушении
Прочность и долговечность для наших дорог, согласен с Вами, не наша нынешняя тема. За качество и результат никто не отвечает. Такое впечатление, что наши дороги сродни космическим "чёрным дырам" - ежегодно поглощают огромное количество выделенных денег, а через некоторое время вновь трещины, дыры и кочки. Думаю, что если соблюдать технологию прокладки (ремонт) дорог, использовать качественные, а не самые дешёвые материалы, труд квалифицированных рабочих, а не первых попавшихся гастарбайтеров, постоянные ДРСУ, а не фирмы-однодневки, то и в нашей стране можно иметь хорошие дороги. То, что происходит сейчас можно назвать лишь одним словом - бесхозяйственность!

Виктор Кшнякин   31.01.2022 15:29   Заявить о нарушении