Архимандрит Феогност и его апология рабства

Несколько лет назад я  писал об архимандрите Феогносте (Пушкове) в связи с военным конфликтом на Донбассе. Однако нынешняя моя статья никак не связана с украинской темой. Архимандрит Феогност — фигура известная в некоторых кругах. Особенно известен он как поборник перевода богослужебных текстов на русский язык.  Человек, безусловно, образованный (кандидат богословия все-таки), он, однако, нередко высказывает вещи, которые лично у меня вызывают неприятие.  Недавно я наткнулся на его заметку  в соцсети  «Вконтакте», в которой  он заявил следующее:

; «Фёдор Тирон – на страже рабовладельческого порядка!
В богослужении (Триодь, 1-я седмица Четыредесятницы, пятница, вечерня, стихиры на «воззвах»), прославляя доблести и подвиги великомученика Фёдора Тирона, Церковь между прочим отмечает, что он «удерживает рабов от бессмысленного побега». Копаться в источниках, описывающих событие, послужившее материалом для богослужебного прославления мне некогда. Но радует сам факт. Я никогда не отрицал, что являюсь сторонником классического общественного устройства со всеми вытекающими отсюда принципами. Апостол Павел не проповедовал, что христиане должны отпускать на волю своих рабов. Напротив, рабам-христианам напомнил, что им не следует злоупотреблять добротой своих господ-христиан: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных (sic), не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]. Учи сему и увещевай» (1Тим 6:1-2). Многие проблемы у человека-интеллектуала с запросами сегодня были бы решены спокойно, будь у нас рабовладение!...» [1].


На эту небольшую заметку (даже не статью), может быть, даже не следовало бы обращать внимания. Но дело в том, что мысли о  рабовладельческом строе как о наилучшем, высказывал не только он. Не он один радовал воинствующих безбожников, ищущих, как уязвить нашу веру. Оригинальность  архимандрита Феогноста лишь в том, что он, наверное, первый, кто попытался опереться еще и на богослужебные тексты.

Действительно, в Постной Триоди есть стихира, о которой говорит архимандрит Феогност. В церковно-славянском варианте она звучит так:
«Богодарова;нную благода;ть чуде;с твоих, / му;чениче Фео;доре, всем простира;еши, / ве;рою к тебе; притека;ющим. / Е;юже хва;лим тя, глаго;люще: / плене;нныя избавля;еши, исцеля;еши боля;щия, / ни;щия обогаща;еши, и спаса;еши пла;вающия, / су;етное тече;ние удержава;еши рабо;в, / и тщеты; явле;ние твори;ши украда;ющим, страда;льче, / и во;ины наказу;еши восхище;ния огреба;тися, / младе;нцем да;руеши ми;лостивно проше;ния, / те;плый обрета;ешися предста;тель творя;щим твою; свяще;нную па;мять. / С ни;миже и нам, страда;льче свяще;ннейший, / воспева;ющим твое; муче;ние, // проси; у Христа; ве;лию ми;лость».

Что на это сказать? Конечно, следует отдать должное   архимандриту Феогносту за его  внимание к богослужебным текстам.   Судя по всему, он  совершенно правильно перевел великопостную стихиру муч. Феодору Тирону.  Но правильный ли вывод сделал архимандрит ?  Следует ли из этой стихиры, что рабовладение есть благо?   Вообще мне интересно, как бы рассуждал о. Феогност  и подобные ему «мыслители», если бы испытали иго рабства на своей шкуре?

Совершенно иную оценку  древнему рабовладельческому строю дал, к примеру, свмч Иоанн Восторгов, известный монархический идеолог,  между прочим, т. е. человек весьма консервативных убеждений, охранитель, с т.з. современных ему «прогрессистов», в своей статье «Христианство и социальный вопрос»:
«Опыт прошлого говорит, что древний мир со всеми своими нравственными и житейскими недугами нашел обновление и исцеление в христианстве; под влиянием его изменились нравы, смягчились сердца, изменились взгляды, исправились и упорядочились людские отношения, – и самое рабство, эта язва, главным образом, разъедавшая человечество и создававшая невозможные общественно-экономические условия, – рабство, которого не могли исправить в его последствиях никакие законы, пало постепенно и незаметно, без резких переломов, без крови и потрясений, под влиянием духа христианства, как тают постепенно снег и иней от дыхания теплого весеннего ветерка, под лучами весеннего солнца» [2].   

Совсем не думаю, что  слова  « су;етное тече;ние удержава;еши рабо;в», на которые обратил внимание о. Феогност,  являются неким утверждением богоугодности рабовладельческого строя.   Эта стихира писалась в свое время и человеком своего времени. Делать какие-то выводы из этих слов, я думаю, очень смело со стороны архимандрита Феогноста.    Вот слова апостола Павла, которые привел в заметке архимандрит Феогност — это все же посерьезней аргумент. Хотя и не новый совершенно. Гораздо ранее него эти и другие слова из апостольских посланий приводили воинствующие безбожники, с целью доказать, что христианство — рабская религия.    А тут практически то же доказывает православный священник и монах.

Да,  действительно, как верно заметил о. Феогност, апостол Павел  не проповедовал, что христиане  должны отпускать своих рабов на волю, а только лишь к тому, чтобы те милостиво относились к своим рабам.  Но  является ли это подтверждением того, что апостол одобрял рабовладение?  Весьма сомнительно, если вспомнить историю с беглым рабом Онисимом, будущим апостола от 70-ти, бежавшим от   своего хозяина Филимона, также будущего апостола от 70-ти.  Именно благодаря апостолу Павлу Филимон дал свободу своему беглому рабу Онисиму. В житии святого апостола Онисима, одного от лика 70-ти (по изложению св. Димитрия Ростовского) об этом сообщается следующее:

«У Филимона еще до его апостольства, был раб, по имени Онисим. Провинившись пред своим господином и боясь наказания, Онисим бежал от него и прибыл в Рим, где и нашел в узах святого Апостола Павла, услышав от него святую проповедь и научившись вере в Господа нашего Иисуса Христа, он был крещен Апостолом и усердно служил ему вместе со святым Тихиком.
...через Онисима он [апостол Павел] прислал особенное послание к Филимону,  господину его; в этом послании Апостол просил Филимона, чтобы он простил Онисиму его прегрешение, и чтобы принял его не как раба, но как самого его, Апостола Павла.  В своем послании Апостол Павел называет Онисима своим чадом:«Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Флм.1:10–12) . С радостью Филимон поступил так, как советовал Апостол: он не только с любовью принял Онисима, но и дал ему свободу, и снова отослал в Рим к святому Апостолу Павлу с тем, чтобы Онисим служил там Апостолу …»[3]. 

Мы знаем, что многие святые подвижники, к примеру,  святитель Иоанн  Златоуст и  преподобный Иоанн Дамаскин, отпустили своих рабов на волю. Не продали хорошим господам, а вырученные деньги пожертвовали Церкви, а именно отпустили на волю. Может, они невнимательно читали апостола Павла, и не поняли тех истин, которые понял архимандрит Феогност?

То, что апостол Павел, как и апостол Петр, говоря на тему рабства , никогда не восставал против  этого общественного устройства, на самом деле вовсе не означает, что он одобрял этот порядок вещей. Объяснение этому дает св. Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Наука и религия»:
«...если бы христианство вместо требования высоконравственной жизни пошло по пути чисто политической борьбы, то оно превратилось бы из религиозного движения в политическое. Понятно, что это привело бы молодую религию к гибели. Новое учение вскоре же было бы потоплено в крови точно так же, как было потоплено в крови знаменитое восстание рабов под предводительством Спартака или национально-религиозное освободительное восстание иудеев против римского владычества под предводительством Бэр-Кохбы в начале II века» [4].

Там же святитель пишет: «….методы христианства в деле борьбы с рабовладельческим строем были более действенными и оружие христианства более сильным, нежели копья и мечи. Христианское оружие было духовным, оно подрывало моральные устои рабовладельческого общества, оно показывало, прежде всего, моральную несостоятельность рабовладельческой идеологии. Оно обнажало все язвы этого строя и выставляло их на позор. Эта сила морального воздействия оказалась превосходящей грубую силу римского государства, ибо она проникала в самый стан врага и поражала его волю и сознание, и вместе с тем не только утешала, но и укрепляла духовные силы страждущих» [4].

Как  видим, святитель, как и священномученик Иоанн Восторгов, которого я процитировал выше, здесь прямо говорит о том, что именно христианство  способствовало тому, что  рабство было изжито.  Конечно, люди материалистических убеждений скажут, что тому способствовали  экономические условия  и т. п. Все так, но духовное влияние христианства также сыграло не последнюю роль.

Архимандрит  Феогност, как я уже сказал в начале, весьма образованный человек.  Особенно он «подкован» в филологии.  Однако, на мой взгляд, его «подкованность» в области языкознания пошла ему не на пользу.   И ему, и делу православной миссии.  Ведь «мыслители», подобные ему, прямо льют воду на мельницу воинствующим безбожникам, хулящим христианство.

P.S.  Один из моих френдов в соцсети ВК, священник, публицист патриотического направления, которому я переслал ссылку на мою статью, написал мне: «Рабовладельчество, как мировоззрение - несомненно "ветхозаветное" явление и держалось еще некоторое время после прихода в мир Спасителя по инерции. Но если смотреть глубже, то, конечно, нет и не может быть совершенного общественно-политического "строя". Главное, на что обращал внимание Господь - это внутренний, духовный строй человека и сообщества людей, согласие с Богом».

Что на это сказать? Безусловно, он прав. Совершенного политического строя нет. Всегда были и будут несправедливости, угнетения сильными — слабых. Но если внимательнее почитать Ветхий завет, то мы увидим, что рабовладельчество, "по инерции" существовавшее в христианском обществе, на самом деле ему сильно противоречит.
 
В стихире, упоминаемой о. Феогностом, муч. Тирон препятствует побегам рабов (больше чем уверен, что это — не более чем фантазия гимнографа, автора стихиры), а в Ветхом завете Господь повелевает не выдавать беглого раба хозяину — «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего;» (Втор: 23: 15-15).  Получается, что Господь защищает беглых рабов, а Его великий угодник, мученик, защищает интересы рабовладельца? Не бред ли?

Так что правильнее говорить не о ветхозаветной инерции,  а о языческой.








1. https://vk.com/wall152439467_7786
2. Священномученик Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений. Том I // Христианство и социальный вопрос.
3. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти
4. Св. Лука (Войно-Ясенецкий). «Наука и религия»// Глава одиннадцатая. Христианство и рабовладельческий строй


Рецензии