Мандарин на двоих

В нашем парке я часто вижу соседку по дому Наталию Васильевну Сниткину «пенсионерку с приработком» (маникюр на дому, массаж, карты торо). Она движется всегда несколько впереди семенящего за ней её скромного супруга из плеяды бывших советских интеллигентов, Сниткина Александра Андреевича. Можно сказать, Наталия Васильевна идёт ему напоказ, слегка кокетничая. И в самом деле, Александру Андреевичу есть на чём взгляд остановить: диета и йога держат супругу в приятных размерах, и не только по оценке старого верного мужа. Примечают её и многие другие желающие, конечно же совершенно безответно. Она дорожит только взглядом мужа, и время от времени обернувшись, с улыбкой бросает ему слова о красоте окружающей природы. В ответ он тоже начинает присматриваться к облакам и деревьям, стараясь не отстать. Затем она, вдруг замедлив шаг, позволяет ему настигнуть себя, захватывает его под руку и принимается горячо проговаривать фрагменты из утренней проповеди знаменитого психолога, которого они за завтраком слушают вместе по каналу Ютуб. Муж умно поддерживает разговор, кивает и улыбается. Бросает она его тоже неожиданно. Делает рывок чтобы опять занять как бы место возницы детских саночек на верёвочке, и они идут дальше.
И вечером в фойе нашего местного театра тоже невозможно не заметить эту парочку. Они держатся за руки, как молодые влюблённые. В зале долго решают, кто на каком месте будет сидеть, предлагая друг другу более удобные, по их мнению, кресла. В самых волнующих моментах спектакля они опять же хватаются за руки, обмениваются сияющими взглядами, и потом в антракте где-нибудь в уголочке за колонной съедают мандарин один на двоих.
На поклонах артистов Наталия Васильевна самозабвенно бьёт в ладоши и посылает на сцену воздушные поцелуи. Александр Андреевич сдержан, он обдумывает увиденное и решает, что бы он мог сказать обо всем этом как бывало в лаборатории с коллегами. Вслушивается в реплики зрителей, сверяя своё впечатление с ними. А получив в гардеробе одежду, помогает жене облачиться в каракулевую шубку, кое-где потёртую на швах. Затем сам перед зеркалом долго устраивает шляпу на своей седой голове, а она внимательно следит за ним, и когда он поворачивается к ней напоказ, она живо с восхищением кивает…
Такие милые соседи. Жили вместе на одной лестничной площадке, встречались, раскланивались. Так бы шло и дальше, если бы я недавно в Третьяковской галерее опять не увидел эту картину, после чего в сие маленькое повествование встроилась ещё одна персона -  художника Константина Егоровича Маковского! Картина так захватила, что даже пришлось стихи писать. Хотя картина в общем-то рядовая. И название самое простое.
«Варят варенье» в усадебке мирной
Добрый помещик с любезной женой.
Солнечный день в Малороссии милой, -
Это теперь неотступно со мной.

Что мне они с их уютом и скукой,
Мне этот благостный вечер зачем?
Дом без детей в ожидании недуга,
Жизнь без страстей, без дворянских затей.

Только лазурное небо над ними,
Только домашний извечный покой.
Дней одинаковость летних и зимних
Милых привычек размеренный строй…

Нас так же греют деньки золотые
В тесных квартирках с детьми на размен.
Мы двадцать первого века седые
Дети - бетонных заложники стен.

Тот же покой в наших сумерках ранних,
Кошечка та же, иконка и крест.
Пан Афанасий, Пульхерия пани.
Пенс Александр и Наталия пенс...

Нового нет ничего в этом мире,
Всё провидением сводится в круг:
Годы в поместье и годы в квартире,
Строгой супруги бесценный супруг.

Только лазурное небо над нами,
Только домашний извечный покой.
Дней одинаковость в сумерках ранних,
Милых привычек размеренный строй.

Супник со щами, с ватрушками протвень.
Печи натоплены, свечи горят...


Рецензии