Не всегда под крылом самолета спокойно

 Серега часто для своих передвижений по миру использовал воздушный транспорт. В основном летал отечественными авиакомпаниями, но приходилось и на иностранных полетать, особенно, когда учился и работал в Германии.

 Так же, как при использовании в качестве средства передвижения автомобильного транспорта, никто не застрахован от происшествий и экстремальных ситуаций в небе. И не зря среди летчиков бытует пожелание, чтобы количество взлетов равнялось количеству посадок.

 Впервые в экстремальную ситуацию, связанную, в основном, с погодными условиями, попал Серега зимой, когда прилетал из Германии, учась в Дрезденском техническом университете, на первые каникулы в 1971 году. Обратно в Дрезден летели тесной компанией однокашников из тогда еще Ленинграда. А на подлете к Дрездену по громкой связи командир экипажа вдруг объявил, что из-за обледенения взлетно-посадочной полосы Дрезден рейс принять не может. Поэтому он будет перенаправлен на какой-нибудь запасной аэродром. При этом командир предупредил, что ситуация по всей Европе с точки зрения погодных условий почти везде экстремальная, поэтому ориентироваться будут по ситуации. Приземлились в Праге.
 
 Как потом рассказывали, некоторые таким же образом могли оказаться в невообразимых для тех социалистических времен местах. Два тезки – Александры – вообще рассказывали, что посетили таким образом даже Париж. Им мало кто верил, считая это байкой. Но когда ими на всеобщее обозрение была предъявлена их фотография на фоне Эйфелевой башни, все сомнения в правдивости их рассказа рассеялись. Остались, правда вопросы, как же они смогли посетить Париж, выйдя из транзитной зоны аэропорта. Обычно при разных задержках все ожидали продолжения рейса именно там. Но, может быть, во Франции это было по-другому? Сие покрыто мраком!
 
 Приземлившись вместо Дрездена в Праге, шумная ватага студентов сразу же начала изучать возможности, каким же образом можно расслабиться от небольшого, но все-таки стресса. Быстро выяснили, что в транзитной зоне работает круглосуточный пивной бар, куда все тут же и ввалились шумною толпою. И этим очень обрадовали скучающего за стойкой бармена. Погода не менялась. По всей вероятности, ожидание вылета в Дрезден могло при самой благоприятной ситуации растянуться, как минимум, до утра. У всех с собой было по тридцать рублей, которые разрешалось брать всем путешественникам за рубежи Родины. На самом деле это тогда были приличные деньги. На один рубль в этом баре можно было приобрести две кружки полноценного чешского пива. И под радостные приветственные слова бармена студенты приступили к тратам своих наличных средств. А когда свои закончились, еще и уговорили своих попутчиц, тоже студенток, дать им ссуды с отдачей в Дрездене уже в немецких марках. Посидели славно! Даже пару песен под радостные возгласы бармена сбацали. А в конце, когда уже объявили посадку, бармен подарил всем участникам этой импровизированной, в чисто русском стиле, пирушки по набору из двух пивных бокалов с логотипами «Будвайзера» и «Старопрамена».

 Пивным многочасовым застольем закончился еще один перелет Сереги, теперь уже из Москвы в тот же Дрезден в 1983 году. Будучи в длительной командировке в Германии, он возвращался из Союза, где был на научной конференции со своим немецким шефом. По причине какой-то неисправности, о чем было объявлено, самолет совершил аварийную посадку в Берлине вместо Дрездена. Почти все пассажиры тут же, получив свой багаж, разъехались по домам. Учитывая скромные по сравнению с российскими просторами расстояния, для людей не было большой разницы, закончить ли полет в Берлине или лететь дальше. Но учитывая, что ремонт неисправности может занять неопределенное количество времени, многие и решили прервать свой полет здесь. Но не Серега со своим шефом, который предложил зайти в пивбар, где не только насладиться пивком, но и обсудить насущные проблемы научной деятельности. Обсуждение это растянулось часов на семь. Когда была объявлена посадка на продолжение рейса, в самолете, который из Москвы вылетел с отсутствием свободных мест, осталось всего пять «чудиков», которые семь часов «ждали» за кружкой пива двадцатиминутного перелета из Берлина в Дрезден. Но зато Серега, наверное, впервые за три года работы на немецком предприятии так близко и душевно смог поговорить со своим немецким шефом, обсудив с ним не только научные проблемы, но и жизненные тоже. С тех пор дружили и встречались даже тогда, когда его немецкий шеф уже был на пенсии, а Серега приезжал в командировки в Германию.
 
 Воздушные происшествия случались с Серегой с завидным постоянством – примерно каждые 11 - 12 лет. В 1996 году Серега с женой были в гостях у друзей в Израиле. Там имели возможность посетить друзей своих друзей в кибуце. Кибуц – это очень похожая на колхозную форма сельскохозяйственной деятельности. Так вот там и Серега, и его жена согласились прокатиться на самодельных летательных аппаратах, больше похожих на метлу или ступу с метлой бабы Яги, чем на самолеты. Один из них, на котором летала жена Сереги, через пару недель разбился. С ними-то, когда они на этих подобиях летательных аппаратов соизволили развлекаться, конечно, ничего не случилось, но, как говорится, под ложечкой засосало, когда эта информация легла на испытанные в том полете и еще не совсем покинувшие их чувства стресса и страха.

 А в 2007 году произошло воздушное происшествие, от воспоминания которого до сих пор страшно. Летели на восьмидесятилетний юбилей отца Сереги. Кроме жены Сереги была дочь с внуком. Как раз в это время Серега очень часто был вынужден летать в командировки как по России, так и за рубеж. В год суммарно более ста полетов набиралось. Со многими экипажами был знаком, со многими стюардессами общался по-дружески. Полетное время рейса, на котором тогда летели, составляло при нормальном полете около полутора часов. А тут летели уже более двух часов, а стюардессы и командир корабля все два часа молчали. Кроме того, Серега заметил, что солнце находится по отношению к самолету то слева, то справа, как будто он совершал круговые движения. Серега задал вопрос проходившей мимо знакомой стюардессе, что сие значит. Она сказала, что не имеет права разглашать сведения о создавшейся ситуации, но по секрету шепнула, что у них проблема с гидравликой и они готовятся к аварийной посадке в Казани, а сейчас совершают круговые движения для срабатывания топлива. Оказалось, что при взлете одно шасси не убралось и осталось открытым. И при наборе высоты начала барахлить гидравлика, что затрудняло управление. В этот день мать Сереги, обычно никогда не смотревшая утренние новости по НТВ, включила эту программу и услышала сообщение о вырабатывающем топливе самолете из Нижнекамска на Москву, который готовится к аварийной посадке в Казани. Даже не имея информации о том, что Серега с семьей находится в этом самолете, она начала беспокоиться и позвонила своему внуку, сыну Сереги, чтобы уточнить ситуацию. Таким образом и домочадцы, и работники фирмы, где трудился Серега, узнав об этой новости, замучили телефонными звонками все возможные службы авиакомпании и МЧС. А в салоне самолета в это время уже многие пассажиры начали чувствовать неладное и роптать, что их держат в неведении о происходящем. Наконец, было объявлено об аварийной посадке и поэтому все должны были надеть на себя верхнюю одежду, пристегнуться ремнями и занять позу, предписанную правилами аварийной посадки. Все это объявлялось по-русски, хотя, как заметил Серега, в салоне находилось много иностранцев, в том числе, и немецкоязычных. В ажиотаже экипаж о них совсем забыл. Иностранцы же в недоумении наблюдали за действиями других пассажиров и не знали, что случилось и что им делать. Серега помог, объяснив им ситуацию и призвав к спокойствию. На удивление Сереги никакой атмосферы безысходности в салоне самолета не чувствовалось. Все были спокойны, никакой паники не было.
 
 Слава богу, приземлились в Казани без происшествий. Но стресс, пережитый при этой аварийной посадке, нельзя было снять только несколькими кружками пива. Тут же из буфета, находящегося в зоне ожидания был раскуплен весь дорогостоящий коньяк и водка. Объявили, что через два часа после замены самолета рейс будет продолжен. Те же, кто не желает лететь дальше, могут забрать багаж и прервать свое путешествие. На удивление таких оказалось только двое. Видимо, они не снимали стресс коньячком.

 Еще пара случаев, опять же связанных с самолетами, произошли с Серегой на земле. Один раз, возвращаясь с директором завода из зарубежной командировки, в Москве попали в такую непогоду, что вылет задерживался уже на несколько часов. Многие, наверное, знают тяготу этого бессмысленного ожидания в зале аэропорта, забитого людьми, когда не только присесть некуда, но и дышать полной грудью невозможно из-за гнетущей атмосферы и запаха тысяч потеющих тел. Отпускает только, когда объявляют посадку. Так и Серегу отпустило, когда они с директором, наконец-то, сидели в креслах самолета. И Серега сказал, что ну вот они почти и дома. «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!» - ответил умудренный опытом директор и оказался прав. Полет по погодным условиям опять отменили. Пришлось ночевать в зале ожидания. Серега примостился где-то на полу. А вот Серегин директор, несмотря на свой вес под 130 килограммов и внушительные размеры, смог улечься и проспать всю ночь на узкой батарее отопления. Ну а утром все-таки вылетели домой.

 А второй случай без слез невозможно вспоминать. Происходило сие в «незабвенные» девяностые. Еще летали на маршруте, которым часто приходилось летать Сереге, самолеты типа «АН – 24». Так вот, уже сидя в самолете у окна в районе двигателя, Серега вдруг с ужасом увидел, как с движка снимают кожух, подвозят к этому месту кипу деревянных паллет, на которую взбирается невзрачный мужичок и начинает «точным» инструментом под народным названием «кувалдометр» что-то в этом самом двигателе рихтовать. Удары при этом сотрясают весь самолет, в котором уже сидят люди. Потом в самолет заходит какая-то важная комиссия и пытается убедить экипаж никуда не лететь. Экипаж же убеждает комиссию, что страшного ничего не случилось. «Подумаешь, несколько датчиков не работают!» - заявляет летчик – «Мы так уже несколько месяцев летаем, и ничего!». А пассажиры все это слышат. Так и хочется убежать! Слава богу, рейс отменили. И даже в гостиницу пассажиров разместили, видимо, уже предполагая, что очередного вылета долго придется ждать. Так и получилось. Проведя в гостинице все выходные, вылетели только в понедельник домой. Зато перезнакомились друг с другом и потом, встречаясь, всегда узнавали друзей по несчастью и дружески общались, вспоминая это незабываемое приключение.

 Вспоминается и еще один полет, когда из-за безысходности ситуации, вызванной погодными аномалиями, все пассажиры уже прощались с жизнью и молились. Дело было в 2015 году, когда Серега с женой по приглашению летели из Москвы в Тель-Авив на свадьбу дочери своих израильских друзей. При подлете к Тель-Авиву разразилась страшная гроза и самолет попал в такую турбулентную зону, что его начало сначала швырять из стороны в сторону, а потом и проваливать во многометровые воздушные ямы с появлением у пассажиров ощущения невесомости. Серега сидел у окна и ему открывался вид неукротимой стихии черных тяжелых облаков, озаряемых тысячами сполохов молний. Вот вовнутрь этой самой стихии и направлялся их самолет. Кроме того, командиром было объявлено, что единственной возможностью для посадки является аэропорт «Бен-Гурион» в Тель-Авиве, так как остальные близлежащие аэропорты тоже находятся во власти стихии, да и топливо уже на исходе. Мысленно уже попрощавшись с жизнью, вспомнив всех, кого обидел и попросив у них прощения, Серега поцеловал жену и сел в позу «младенца в утробе матери». Но приземлились на удивление ровно и без проблем. Обычно на зарубежных рейсах после посадки пассажиры аплодируют, благодаря экипаж за полет и мягкую посадку. В этот же раз экипаж заслужил такие овации, которых Сереге еще никогда в жизни не приходилось слышать. Даже в Большом театре! Вот так через бурные овации и в осознании того факта, что жизнь продолжается, выплескиваются эмоции, возникающие под действием адреналина, вырабатываемого организмом человека при стрессе.

 Обычно после таких происшествий у человека появляется инстинкт самосохранения, и он уже, по возможности, пытается использовать другие средства передвижения. Ведь «рожденный ползать летать не может», как гласит известная пословица. Серега же вынужден был и дальше летать самолетами, так как по работе принимал участие в различных конференциях, встречах, собраниях и разных других мероприятиях во многих европейских странах. И на отдых порой летел туда, куда «только самолетом можно долететь». И как бывший десантник, все-таки, мог свой полетный стресс задвигать глубоко в подкорку головного мозга. А вот зять Сереги, когда вынужден был летать на ненавистном ему средстве передвижения, этот стресс пытался снимать виски или коньяком. Получалось, но, как правило, ненадолго.

Но что следует подметить. Летая и российскими, и западными компаниями, Серега убедился в том, что в стрессовых ситуациях российские компании действуют профессиональнее и спокойнее. Так что, друзья, летайте самолетами «Аэрофлота»!!!


Рецензии