О братьях наших меньших

 Сейчас и на просторах интернета и во многих литературных произведениях животные частенько упоминаются как «братья наши меньшие». Пожалуй, впервые это словосочетание было употреблено в Евангелии, но в оном совсем было не понятно, о ком конкретно там идет речь. И, наверное, впервые это словосочетание в приложении к животным использовал в 1924 году в своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» очень любимый Серегой поэт Сергей Александрович Есенин:

«Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове».

 Серега с детства был приучен отцом к общению с животными. И не только с кошками или собаками. Отец, как и многие тогда, в полуголодные пятидесятые – шестидесятые годы прошлого века, держал кроликов, за которыми и Серега тоже ухаживал. Разводил и домашних элитных голубей, порой очень красивых и необычных пород. Но конечно же, все-таки, кошки и собаки были основными любимцами в семье.

 У деда Сереги был кобель по кличке Жук. Очень преданная и любящая деда собака была. Защищала его всегда, когда дед с устатку мог и прикорнуть где-нибудь в незнакомом месте или с песнями добирался домой с дружеской пирушки. Серега был тогда еще совсем мальцом, но любовь Жука к внуку деда, как продолжателя рода, на себе уже тогда в полной мере почувствовал. И навсегда полюбил собак.

 С кошками были у Сереги не очень понятные взаимоотношения. По сравнению с собаками они казались ему не такими преданными и любвеобильными. Были, кроме того, всегда себе на уме, никаких команд, по мнению Сереги, если даже и понимали, выполнять не торопились, и были очень злопамятны. Если были обижены кем-то, могли жестоко отомстить позднее обидчику, когда никто уже и не помнил о том, на кого или на что кот был обижен. А вот с собаками Серега и в детстве дружил, да и сейчас любит с этими «братьями» или с «сестрами» собачьего сословия пообщаться.

 Конечно, пока не было у Сереги в семье детей, собак в квартире не содержали, так как ухаживать за ними вечно занятым на работе Сереге с женой было некогда. А вот когда появились дети, а потом и подросли, начали в доме появляться то кошки, то собачки мелких пород, сердобольно подобранные детьми на улице. Но эти «дворняги», как правило, приученные к уличной свободе, в доме не задерживались и к печали детей, наевшись вдоволь, куда-то испарялись.

 Пожалуй, первой собачкой, которая прижилась в семье, стала болонка, которую принесла в дом дочь. По-видимому, болонка когда-то уже жила в семье, так как была приучена ко многим командам, была очень игрива и доставляла детям истинную радость общения с ней. Какого же было горе у детей, когда на одной из прогулок любимая собачка детей погибла под колесами автомобиля, который на немыслимой скорости мчался по внутренней придомовой дороге.

С целью хоть какого-то уменьшения этого детского горя Серега приобрел у одного из своих знакомых, который руководил тогда известным в городе «Дискоклубом», пуделя, которого совместно на семейном совете окрестили кличкой «Тим», а в быту называли Тимоней, Тимкой или даже Тимофеем. Очень ласковый был пес. В один из приездов бывшего владимирского институтского шефа Сереги Тимка все время к нему ластился. А потом оказалось, что прогрыз джинсы на колене. Когда Серега вместе с соратниками создавал в начале девяностых свое частное предприятие, часто после работы собирались дома у Сереги. Серега приятелям рассказал о случае с брюками своего институтского шефа. Один из друзей, который впоследствии стал техническим директором фирмы по прозвищу «Технарь», удивился, как можно не почувствовать, что собака прямо на теле прогрызает джинсы. При этом забросил ногу на ногу, и все увидели, что Тимка отгрыз у него по половине носков, причем на обеих ногах. Вот тогда уж приятели и посмеялись над «Технарем», который тоже не почувствовал никакого подвоха со стороны ластящегося к нему пса. Позднее было еще два подобных случая с гостями семьи Сереги, хотя все были предупреждены о возможности такого действа со стороны их ласковой собаки.
               
 Были как-то в гостях у Сереги его родители и брат с женой. Очень уж им понравился пудель Тимка. И они в один голос попросили Серегу, если, конечно, у него будет возможность, приобрести и для них подобное чудо. Пуделя найти не удалось, но подвернулась оказия приобрести щенка спаниеля. У одного хорошего знакомого Сереги был кобель породы спаниель, которого он время от времени предоставлял заводчикам этой породы для вязки. Ну и естественным образом получал в подарок одного из родившихся щенков. Вот такого щенка он и предложил взять Сереге, зная желание его родителей. Щенок, которого назвали Биллом, да еще и время от времени называли в шутку «Биллом Клинтоном», некоторое время жил в квартире у Сереги вместе с Тимоней и котом Гошей, который был переселен в семью Сереги из семьи его дочери после рождения ею сына. Билл был хоть еще и совсем мал, но прожорлив настолько, что всегда первым оказывался у миски с едой, расталкивая при этом недоумевающих Тимку и Гошку. Серега с женой требовали от них обоих дать сначала поесть Биллу. К их удивлению оба слушались и ложились поодаль, положив мордочки на вытянутые вперед лапы и печально наблюдали за трапезой прожорливого сожителя. И только после того, как тот заканчивал есть, степенно двигались к миске за своей порцией еды. А после еды начинались игры. Гошка забирался под диван и внимательно наблюдал за Тимкой и Биллом. Билл, как правило, после еды дрых без задних ног, а Тимка начинал нарезать круги по комнатам. Пробегал и мимо дивана, под которым прятался Гошка. Тут Гошка неожиданно выпрыгивал из-под дивана и запрыгивал на спину Тимоне и мчался на нем, как на необъезженном скакуне. Ох и радости было от этих игрищ и у зверей, да и у детей с родителями тоже. «Билл Клинтон» пришелся ко двору и в семье брата Сереги, который тогда жил в одной квартире с родителями. Все его любили и обожали. Послушный пес был. Один раз получив запрет не лаять в квартире, больше никогда здесь не подавал голос. Прожил Билл аж целых 16 лет, достойно охраняя покой хозяев и их квартиру. Никого из чужих без разрешения хозяев даже за порог не позволял заступить в отличие от своего отца – славного спаниеля-производителя. Тот был хозяином воспитан подносить ему после прихода его с работы домой тапочки, чем особенно восхищал домочадцев. Правда только до тех пор, пока не принес тапочки и грабителям, которые как-то сподобились наведаться на квартиру в отсутствии хозяев. Когда хозяин пришел с работы, тапочки уже лежали у двери, а пес, виновато поджав хвост и уши, лежал в другой комнате.

 Когда Билл почил в бозе, отец Сереги похоронил его в выращенном собственными руками хвойном лесу в задней части приусадебного участка дачи. И даже заказал и установил на могилке Билла гранитный памятник с фотографией Билла и указанием лет его жизни. Вот так был Билл любим и почитаем в семье.

 А вот когда не стало Тимки, в семье Сереги появилась необычная длинношерстная такса. Тоже ласковая, но оглушающая своим лаем собачка. Недаром есть басня про Моську, которая лает на слона и целый ряд русских пословиц, например, что «мал клоп, да вонюч». Вот и Джекки, которого кроме этой короткой клички еще и «Джекки Чаном» величали, не упускал случая, чтобы облаять не только собак, причем независимо от их размера и свирепости, но и всех прохожих, проходящих мимо него. Такая уж натура, видимо, у всех такс. Но со своими домочадцами Джекки был ласков и учтив, не показывая своего скверного нрава в части лая на всех и на вся. А умен был до невозможности. Знал, где в семье хранят шоколадные конфеты, при виде которых его прямо в дрожь бросало. А когда уж очень хотел съесть конфетку, требовательно сначала скулил, привлекая внимание к себе, а потом вставал в стойку рядом со шкафом, где эти его любимые конфеты лежали. Джекки прожил где-то около двенадцати лет. К сожалению, такие вот достаточно мелкие, искусственно выведенные породы собак подвержены массе болезней. Так и у Джекки были проблемы со зрением – развивалась катаракта глаз, по-видимому, одолевал диабет и от этого присутствовала такая его тяга к сладкому, и были проблемы с лапами, поэтому передвигался, хромая. Джекки тихо ушел. Видимо, ночью. Но как показывали его следы поднимался на второй этаж дома, где спали Серега и его жена, наверное, чтобы проститься с хозяевами навсегда. При этом следует сказать, что на второй этаж дома он до этого никогда не поднимался. Потом спустился назад на первый этаж, где и почил на своем, выделенном ему месте для отдыха.

 Кручинились по Джекки Чану долго, но потом увидели в местной прессе объявление, что продаются щенки породы Акита Ину. Серега сразу же вспомнил фильм про собаку по кличке Хатико, которая была именно этой породы. Посмотрел также отзывы о породе в интернете. И на семейном совете решили взять щенка. Собаки этой породы очень своенравны, плохо поддаются, именно из-за своей своенравности и свободолюбия, дрессировке. Но, если уж воспитаешь ее, как полагается, не будет друга преданнее. Щенка назвали Рикки, Серега тут же наградил его более длинной кличкой «Рикки Тикки Тави», вспомнив известный мультфильм про мангуста с такой кличкой.

 Жили в деревне.  Часто ходили гулять в поля. Видимо, там и насобирал Рикки клещей. На беду, попались среди них и энцефалитные. И несмотря на всяческую ветеринарную помощь, какая была только возможна, Рикки, не прожив и года, умер. Как уж Серега и его жена были расстроены, словами и не описать. Знакомый ветеринар, видя такие переживания и сопереживая этому горю вместе с Серегой и его женой, пообещала быстро найти замену, чтобы сгладить горечь потери. И быстро нашла предложение. В Казани предлагали отдать собаку породы лабрадор возрастом около полугода в хорошие руки. В казанской семье ее любили, холили и воспитывали, но оставить у себя по причине аллергии на собачью шерсть домочадцев, в том числе маленького ребенка, не могли. Так и появилась Гера у семьи Сереги. Впервые кличка собаке была дана не Серегой и его родными. У Серегиной жены появились какие-то неприятные ассоциации, связанные с этим именем, но она очень быстро нарекла собаку своей кличкой «Гирлянда», созвучной с основной, чем и сгладила, а может быть, и совсем избавилась от предвзятого отношения к имени Гера.

 Гера в греческой мифологии является покровительницей брака, верности и семейного очага. Помогает женщинам во время родов. Считалась идеалом женщины и матери. Продвигала людям идею моногамии, карала изменщиков. Ну чем не богиня всех женщин? Но в то же время Геру характеризуют как сильную, властную и мстительную особу, которая дерзнула бросить вызов самому Зевсу, верховному богу и ее мужу. Вот, видимо, поэтому ее и любили, но и ненавидели одновременно.

 А собака Гера очень ласкова. И никогда не лает. Лаять, правда, умеет, но не хочет опускаться до мелких, на всех тявкающих шавок, коих в деревне достаточно. И смотрит она на них с презрением, проходя мимо и не обращая никакого внимания. Как будто говорит: «Да тьфу на вас, шавки неразумные!». Но всегда рычит на людей в камуфляже. Видимо, кто-то ее в раннем детстве, когда она еще жила в Казани, обидел. И этот кто-то определенно носил камуфляжную форму.

 Вот такие они разные - «братья наши меньшие. Но очень умны. Все понимают, только сказать не могут ничего словами. Но понять их можно, изучив мимику, ужимки и их завсегда осмысленный взгляд, выражающий любовь к хозяину и полную ему преданность.

 Главное - «братьев наших меньших» никогда не нужно обижать. И предпринимать все от человека зависящее, чтобы они чувствовали себя полноценными членами семьи или по их терминологии «стаи», где именно они, а не их хозяева являются вожаками. Сие, конечно, во многом зависит и от породы собак, да и от взаимоотношений людей с ними.
       
               

 
 


Рецензии