В. Васнецов. Иван царевич на Сером волке

    Половина экскурсии сделана. Слушатели мои слегка притомились и уже ищут глазами место, где можно было бы присесть. Они прибыли  к нам в Москву из дальней страны. С другого края Европы. Их соотечественник император Наполеон в свое время проделал тот же путь за несколько месяцев. Сегодня тот же путь по воздухе возьмёт три с половиной часа. Кто бы мог подумать в те времена, что передвижение в пространстве может делаться так быстро. Непостижимо, невероятно, но сегодня это привычная обыденность.

   А вот теперь они послушно следуют за мною из зала в зал  музея и пытаются вникнуть в мои слова рассказа о русской живописи. А я, как умею, стараюсь приобщить их к живописным изображениям  нашего русского мира. А это так не просто. Трудность в том, что всё, что они увидят в маленьких залах большого музея, как бы с чистого листа  – это всё впервые. Просто всё. И ни одного нашего художника они не знают. И каждая картина для них -  это открытие.  Да ведь как ещё надо рассказать! Коротко, сжато, но исчерпывающе  понятно, ясно и просто. И при этом не грузить их  искусствоведческими терминами, показывая свою учёность.
 
     Мы в зале художника Васнецова. Для нас для всех это художник русской сказки. Но он творил картины  не только на сказочные сюжеты. Он писал также иконы и религиозные фрески в церквях.  Он ведь родился в семье священника. Живописал он и былинные истории нашей страны.

     Заходим в зал и прямо перед нами огромное полотно,  знаменитые «Богатыри». А справа тоже не маленькое полотно, о котором у нас сначала пойдёт речь.  Вот перед ним мы  и остановливаемся. 

       То, что это сказочный сюжет,  мы это поймём сразу. Огромный волк несёт на своей спине вскачь большими прыжками влюблённую пару, одетую в роскошные платья.  В жизни такого быть не может. А в сказке может. Пусть! У сказки особые законы, это особый волшебный мир и надо его принимать таким, каков он есть. Понимают это у нас, и иностранцы тоже понимают. Сказка – это явление всемирное и не малая часть общей человеческой цивилизации.

      А что такое сказка? По научному ответ будет звучать так: «Преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета».

      Звучит занудно и скучно. А для ребёнка сказка – это жизнь. Или образы жизни, которые он не может, да и не хочет отличать от всего, что он видит вокруг. Он, ребёнок, ещё не научился отличать того, что может быть в жизни, и того, что не может. Он ещё безусловно верит в то, что ему расскажут и даже покажут. Его маленький жизненный опыт ещё не научил его воспринимать  жестокий мир взрослого человека. Каждая сказка учит великим нравственным истинам. Она учит его отличать добро от зла. И тому, что в жизни есть место и добру, и злу. И добро непременно должно победить зло. А ещё и тому, что существует сама жизнь, но и конец её тоже существует, как не печально это признать. И существует вода живая и мертвая.

     Сказки есть у каждого народа. У каждого. Без них никак невозможно. Сказка – это начало восприятия видимого мира. Иногда сказочные персонажи перемещаются от одного народа к другому или даже становятся достоянием  всего человечества. Ну кто, скажем, у нас знает, что Красная шапочка, Золушка, Мальчик- с пальчик  и даже Синяя Борода, с которыми мы знакомимся в самом раннем детстве, пришли к нам из далёкой Франции.
 
    Я, помню, долго думал, что «Аленький цветочек» вырос на нашей русской почве. Особенно  после чудесного мультфильма с тем же названием. Я  завороженно увлекался волшебным сюжетом и его персонажами, одетыми в русские  платья. А оказалось, что писатель Аксаков просто переработал под русский стиль сюжет, известный всей Европе. Только там он называется «Красавица и Чудовище».
 А кто в детстве знает, что деревянный мальчик с длинным носом Буратино и его названный папа Карло, и даже ужасный Карабас-Барабас с длиннющей чёрной бородой пришли к нам из чудной страны Италии благодаря писателю А. Толстому.
    А сказки "Тысячи и одной ночи" Шахарезада рассказывала не только царю - своему повелителю, но и всем детям всего мира, во всём их волшебном восточном шарме. 

      Но есть, однако.  и наши сказочные персонажи, которые никогда не покидали русский мир. И никто их у нас не позаимствовал. И все их знают у нас. И хороших и плохих. Баба-Яга, Кощей-Бессмертный, трёхголовый  Змей-Горыныч   пугают и ужасают только наших детей. Иван-дурак, который совсем и не дурак, он только наш. И лентяй Емеля веселит своими подвигами только  наших деток.

                *****
   Повторяю, ребёнок воспринимает окружающий мир, совсем не так, как взрослый, который уже отяготил своё сознание жизненным опытом. Это замечательно было замечено французом-маркизом и лётчиком Экзюпери. Где? В самой известной книге, в философской сказке «Маленький принц».  Причудливая смесь воображения и реальных картин видимого мира дают ребёнку порой больше возможностей для познания истины.
 
     Вот как об этом говорит Экзюпери. Лётчик нарисовал прямую линию. В середине эта линия делает крутой изгиб вверх, а потом вновь опускается, чтобы продолжить горизонтальное движение. На самом деле он таким образом изобразил питона-удава, который проглотил целиком слона и ещё не переварил  его.  Дальше цитата:

     « Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Мне отвечали: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком». Только мальчик, именуемый Маленьким принцем, давал прильный ответ. Воображение ему подсказало этот ответ.  Воображение, которого уже нет у взрослого.

     Или другой пример:

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота! Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.»

                *****
        Я в детстве любил русские народные сказки. Правда, в мое время не было таких красивых книжек с замечательными нарисованными картинками, которые без труда можно теперь купить в любом книжном магазине. В моём детстве таких книжек не было. Но были замечательные детские фильмы-сказки, снятые уже легендарными режиссёрами Птушко, Александр Роу и др. И я их смотрел в крохотном зале клуба «Коммуна» на Большой Тульской улице. А ещё были диафильмы. Такие длинные целлулоидные ленты с маленькими квадратиками. Эту ленту надо было вставлять в проектор и смотреть увеличенные изображения на белой простыне повешенной на стену.

    А сегодня  наши дети почти ничего  не читают. Ни сказки, ни вообще что-либо. Сядешь в метро, а перед тобой сидит народ всех возрастов и состояний. Все уткнулись в смартфоны. Все за редчайшим исключением. Вот я, например, держу в руках книгу. Получается парадокс. Чудо науки и техники делает взрослых людей и детей в не меньшей степени тоже  не умнее и образованней, а тупее,  опуская всех до примитивизма. А что дальше будет? Хороший вопрос.
               
                *****
   Итак, мы пришли, я и мои слушатели, в зал художника Васнецова. Сразу справа от нас довольно большая картина «Иван царевич на сером волке».  То, что это сказочный сюжет - объяснять не нужно. При виде мощного волка с огромной головой, несущего на своей спине влюблённую пару, все всё поймут сразу. Иностранцы тоже.  Но моя задача сводится к тому, чтобы приобщить в этом месте чужое сознание и восприятие к нашему народному творчеству. К русской сказке.

      Повторяю,  народное сознание у тех же французов наполнено своими сказочными образами . Знаю это, поскольку читал давно в детстве  большой замечательный  сборник французских сказок. Особый волшебный мир, наполненный королями, принцами и принцессами, злыми колдуньями и добрыми феями, и всевозможными зверями – добрыми, мудрыми, глупыми, злыми, всякими. И в этом мире добро тоже всегда одерживает верх над  злом. Эти сказки, этот мир  тоже не малая часть французской культуры. Именно с французской сказки у меня началось когда-то  постижение этого  французского мира.

       А здесь они в зале Васнецова как бы вторгаются с моей помощью  в наш мир во всём его своеобразии. А вот все ли у нас знают эту историю про Ивана-царевича и его верного друга серого волка. Сомневаюсь. А вот давайте прочтём эту историю. Не пожалейте времени. Только попытайтесь так,  как если бы нам было лет 5-6. И никак иначе, чтобы получить истинное удовольствие. Окунёмся в мир детства.  Это не просто, но попытаться всегда можно. Итак: 
 
                СКАЗКА.
 
    Жил — был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто — то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
   Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
Утром царь его спрашивает:
— Ну — ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
    Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван — царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар — птица и клюет золотые яблоки. Иван — царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар — птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста. Наутро приходит Иван — царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар — птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить и есть и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар — птице.
Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар — птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь — дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван — царевич в третью сторону. Ехал Иван — царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван — царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.
Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван — царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные. Запечалился Иван — царевич: куда без коня идти в такую, даль?

   «Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего». И пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван — царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван — царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?
— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар — птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар — птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой — правдой. Садись на меня да держись крепче. Сел Иван — царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван — царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар — птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!
   
Иван — царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар — птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана царевича и повели его к царю Афрону.
Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Чей ты, откуда?
— Я царя Берендея сын, Иван — царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком — то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар — птицу с клеткой.
Загорюнился Иван — царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну прости же ты меня, прости, серый волк.
— То — то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Опять поскакал серый волк с Иваном — царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван — царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван — царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.
   Иван — царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана — царевича и повели к царю Кусману.
— Чей ты, откуда?
— Я Иван — царевич.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван — царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Еще пуще пригорюнился Иван — царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван — царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну прости же меня, прости, серый волк.
— То — то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном — царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем — дорогой, я тебя скоро нагоню. Иван — царевич пошел обратно путем — дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками.
Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек.
Иван — царевич идет путем — дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван — царевич, а серый волк ему:
   
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван — царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где — нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.
Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь — в — точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван — царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван — царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. Иван — царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем — дорогой.
А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.
Нагоняет серый волк Ивана — царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван — царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар — птицу.
— Не печалься, я тебе помогу. Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван — царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жарптицу с золотой клеткой.
Иван — царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар — птицей и поехал путем — дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана — царевича:
— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. Иван — царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.
Иван — царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар — птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван — царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар — птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана — царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша. Решились и убили Ивана — царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар — птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Лежит Иван — царевич мертвый, над ним уже вороны летают.
Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Иван — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван — царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал!..
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!
Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Иван — царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно. Вернулся Иван — царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар — птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван — царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал. Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван — царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить — поживать да горя не знать.

                *****

    Все сказки хорошо заканчиваются. Потому их так любят взрослые и дети. Пусть это и вымышленный сюжет. Да в общем-то и неправда. Сказка – ложь. Ну и пусть. Тяготение к добру заставляет видеть только счастливый конец у сказки.

   А счастливый конец для этих двоих наступит очень скоро. Конец всем бедам и опасностям. Волк мощным прыжком рассекает воздух В этом прыжке он застыл во времени. Застыл надолго, навсегда. И сколько людей и наших, и иностранцев остановились перед картиной в созерцании чудесного видения. А сколько еще остановятся.

   А художник не мог изображать свои сказочные персонажи, изобретая  их как бы при помощи только своего  воображения. Ему всегда нужна была живая модель. Без неё никак. Вот, к примеру, в «Богатырях» для всадника, который  справа, позировал Васнецову  один из сыновей Саввы Мамонтова Андрей. По-семейному его звали Дрюша. А Андрей был родным братом одной прелестной девочки. И мы все её тоже очень хорошо знаем. Это очаровательная «Девочка с персиками».  Её же мы увидим в менее привлекательном изображении на картине Репина «Не ждали». И ничего удивительного в этом нет. Васнецов много времени провел в Абрамцево – имении Мамонтова. Там же он написал и «Богатырей», и «Алёнушку».

   А вот Серого волка с Иваном-Царевичем он создал далеко от Москвы. В Киеве. В это время он работал над фресками Владимирского собора. Но отложил на время важный заказ, чтобы написать сказочный сюжет.

  Так вот и для картины, которую мы видим над текстом, ему позировали живые люди.  Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с  племянницы Саввы Мамонтова – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Кем был Иван-Царевич – этого я не знаю. Не нашёл. А он наверняка был.

    Оба одеты по царски. Роскошно. На Елене Прекрасной красивое голубое шёлковое  платье с оранжевым подолом.  Царевич в расшитом золотом кафтане  с зеленым кушаком. А за спиной Ивана виден меч-кладинец, которым он сразит любого вражеского супостата. Ему есть кого защищать.  Вот оно счастье, которое он бережно прижимает к своей груди. Могучие стволы  старых деревьев, сквозь ветви которых еле пробивается солнечный свет. Все сумрачно в лесу.

   А справа неожиданно цветущее деревце.  Это яблоня и она тут не случайно. Она напоминает нам про золотые яблоки, упомянутые по сюжету.
 
    А вокруг них сумрачный лес, полный враждебных сил и опасностей. Дремучий лес. Темная, непостижимая, злая, беспощадная сила. Она живёт в глубокой лесной чаще, и готова в каждую секунду протянуть костлявую цепкую руку. Особенно впечатлительные детки прикрывают лицо руками перед картиной.
   
И тем не менее. Пусть страх и ужас, но и радость и счастье. И вся богатая палитра человеческих чувств, которыми обогащает свою душу дитя человеческое при чтении сказки. Вслед за Пушкиным мне хочется повторить «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!”


Рецензии
Великолепный умный и добрый рассказ о сказочной картине!!! Спасибо, уважаемый Геннадий!!!

Игорь Тычинин   14.11.2022 22:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.