Чеченский синдром

  Воронина Зоя.

                Чеченский синдром.
 Вадим отслужил в армии, как и положен молодым людям. Вернулся он домой уже в конце лета 2002 года. Устроился работать на шарикоподшипниковый завод, который ещё был у нас в городе. А летом он встретил прекрасную девушку, Оксану. Всё лето они встречались. По выходным дням они ездили в Зенковский парк. Он был хоть и заброшен в то время, но всё равно молодёжь стремилась туда. Там прекрасная природа, а какой чудесный воздух! Во всём городе такого не найдёшь. Дышится там легко. Видно, он целебный. К осени парк опустел, и Вадим с Оксаной в свободное время слонялись без дела по городу или сидели у кого-то из них дома.
-Послушай, Оксана, а давай мы с тобой поженимся! – Предложил однажды он.
-Что так и поженимся? А я мечтала о свадебном платье, о золотом колечке на пальце, что мне жених в ЗАГСе наденет. – Ответила она мечтательно.
-Да с этим проблема. Ну, ни чего, безвыходных положений не бывает. Придумаю что-нибудь. – Родители Оксаны были бедные люди. Работу они потеряли, и в данный момент найти что-то подобное не могли. Отец с горя запил, мать пошла в уборщицы. Всё деньги в дом принесёт. А у Вадима вообще одна мама только. Папа погиб на шахте уже лет десять тому назад. Он задумался. Через какое-то время Вадим сказал:
-Я слышал,  военкомат набирает ребят, отслуживших в армии, в Чечню. Там идут боевые действия. Это опасно но зато всем военнослужащим платят деньги и не малые. Ребята не за так головы свои положат.
-А зачем тогда деньги нужны, если ты сложишь голову свою? Нет, это не выход. Можно ведь заработать деньги иным путём.
-Где? Разве ты не в курсе, что предприятия нашего города почти все закрываются? Может, и наш завод скоро прикроют. А так денег заработаю не только на свадьбу, но ещё и останутся.
Как не ломали ребята голову над проблемой, как заработать деньги на свадьбу, придумать ни чего так и не смогли. Выход был один, подписать контракт на сверхурочную службу в Чечне.
-Ты не переживай за меня, - успокаивал Вадим свою невесту, - мой знакомый ездил туда, и благополучно вернулся. Правда, он получил там ранение. Но деньги ему заплатили. Сейчас он на машине ездит. А нам машина не нужна, пока.
И осенью Вадим отправился зарабатывать деньги в Чечню. Контракт был заключён на полгода, но вернулся он через три месяца службы там. Его комиссовали. Но теперь с трудом можно было узнать Вадима. Нет, внешность его не изменилась, практически. Только руки его тряслись, в голове появился седой волос. На вопрос Оксаны, что с ним произошло, отвечал:
-Не волнуйся, чеченский синдром. – Они поженились, всё же. И когда пришёл к ним в гости его друг, Валера, то Оксана услышала рассказ мужа. Её на то время не было дома. Она внезапно вернулась, и вот что девушка услышала:
-Нас, четверо человек, командир отправил на задание.  Мы сели в армейский ГАЗик. Вместе с шофёром нас стало пятеро. Но не успели мы отъехать далеко, как нашу машину захватили боевики. Вид у всех был угрожающим, все, как один, бородатые. Вытащили нас из машины, лопочут на своём языке, не поймёшь, о чём разговор. Видно решают, что с нами сделать. Потом один из них, видно, старший, нам говорит:
-Сейчас мы вас казнить станем! По одному рубить ваши головы будем. Одного казним, другие смотреть будут. Все поняли? – Мы молчим. Я тут вспомнил свою Оксану. Ну, думаю, не дожить мне до свадьбы нашей! – Начнём с вот этого. – И на шофёра показывает пальцем. Его схватили, поволокли в сторону. Было страшно, но наши ребята держались стойко, ни кто не проронил, ни звука! Голова нашего товарища покатилась по земле. Он задёргался в предсмертной агонии. Мы молчали. И так продолжалось довольно долго, как мне казалось. Я стоял последним в их проклятой очереди. Пока подходила она, я попрощался, мысленно, со всеми близкими мне людьми, вспомнил маму свою, попросил у неё прощения за всё, и даже за то, что не совершил. Уже, когда повели стоящего передо мной товарища, внезапно помощь пришла. Боевики бросили бедного моего товарища, и отступили. А нас отправили в госпиталь. Товарищ мой, с которым мы в госпитале были, весь седым стал.
-Неужели боевиков так отпустили? – Спросил Валера.
-Не помню, по-моему, положили сколько-то человек. но у меня так нервы были натянуты, как струна, помять моя помутнела, поэтому, плохо помню, что дальше было. А как выписался из госпиталя, домой сразу отправили.
-Так вот что такое, чеченский синдром! – Подумалось тогда Оксане. Она стояла за шторкой, слушала мужа, а по щекам её катились слёзы. – Бедный мой Вадик, что пришлось тебе испытать?- А когда он окончил свой рассказ, она потихоньку вышла из дома. Оксана не хотела, что бы он видел, как она плачет.


Рецензии