Под окном черемуха колышется

Давно не слышал эту песню. А тут получил на электронную почту короткое видео с записью в исполнении Марины Влади, французской актрисы и певицы  русского происхождения, более известной в России как жена Владимира Высоцкого. Два куплета из записи 1974 года.


На мой взгляд, исполнение не лучшее, многие акценты расставлены  вовсе не так, как я эту песню знал в исполнении Ольги Воронец или Надежды Кадышевой. Но чаще всего в детстве я слышал её в исполнении  молодых соседок на улице  или моей матери и её подруг. Впрочем, я и сам любил исполнять эту песню, пел без всяких выкрутасов. Правда, после  1961  года в нашем кругу эту песню уже не исполняли.

А в ранние годы у нас часто собирались  рукодельницы. К матери приходили женщины её возраста, вязали кружева, носки, шали, переснимали выкройки, что-то штопали или вышивали. А ещё собирались подруги моей сестры. Тоже вязали и вышивали, обменивались узорами, хвалились приданым, которое готовила каждая для себя.


Собирались, вкручивали в единственный в доме патрон самую большую лампочку на 150 свечей, и комната наполнялась ярким светом,  и каждый узор был виден. Сидели, разговаривали, пели. Радио тогда ещё в наш край не провели, потому все новости узнавали во время посиделок. У всех, кто к нам приходил, дома были побольше и побогаче нашего, но  собирались почему-то у нас.


У моей матери был большой репертуар песен. Это мудрёное слово РЕПЕРТУАР я уже знал и был уверен, что в его основе слово ПЕТЬ, как и в слове РЕПЕТИРОВАТЬ. Когда после переезда в Германию я стал охотиться на слова, меня очень удивляло, как другие не слышат в латинском слове repetieren, якобы «повторять», русский корень ПЕТЬ и русскую приставку ПЕРЕ. Ведь это так ясно: РЕПЕТИРОВАТЬ – ПЕРЕ + ПЕТЬ, значит снова, опять, по-новому, заново  петь. А слово РЕПЕРТУАР, как мне тогда казалось, обозначает количество и порядок исполнения песен.

И подруги матери, и подруги сестры , если пели, то всегда начинали с новых песен. У многих они были записаны в тетрадях и альбомах с красивыми рисунками, с вырезками из журналов, с цветными наклейками. У нас же нередко и переписывали новые песни. А песня «Под окном черемуха колышется» всегда оставалась на конец, как и песни «Одинокая гармонь» и «Хороши весной в саду цветочки».


Когда у нас никого, кроме меня, дома не было, мама заводила  частушки. Иногда  я ей подпевал, но я точно знал, что кончится всё слезами. Похоже, сама песня «Под окном черёмуха колышется» вызывала такие воспоминания молодости, что ей становилось жалко и саму себя, и то время, когда песня только появилась, и ещё какие-то воспоминания терзали её, воспоминания, о которых теперь уже точно не скажет никто. Я остался единственным свидетелем и участником тех вечеринок в нашей избе  под большой яркой лампой на очень длинном проводе, который можно было и в подпол опустить, и на печку протянуть, и в сени вынести.


Несколько сборников песен  я привёз из России, но текста  песни «Под окном черемуха колышется» в них нет. Отыскал несколько вариантов в сети. Некоторые  источники до сих пор считают, что песня народная, но у неё был автор – Борис Тимофеев.   Изначально это был романс «Сердце девичье», сочиненный  советским писателем в 1926 году.

В сети встречаются несколько вариантов текста, выставляю тот, который мне кажется более удачным  и который я помню с детства.

«Под окном черемуха колышется»

(музыка народная - стихи Борис Тимофеев)

Под окном черемуха колышется,
Осыпая лепестки свои…
За рекой знакомый голос слышится,
Да поют всю ночку соловьи.

Ой, ты, песня, песня соловьиная,
До чего ж ты за душу берешь!
Ведь к любви ведет дорожка длинная:
Чуть отстал, и вовсе не дойдешь… Как вариант «Чуть отстанешь – больше не дойдёшь».

А дойдешь — от счастья не надышишься,
От признаний нежных, от любви,
Пусть тогда черемуха колышется,
И поют всю ночку соловьи.

Сердце девичье забилось радостно…
Как свежо, как хорошо в саду!
Жди меня, мой ласковый, мой сладостный,
Я в заветный час к тебе приду.


Ох, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута,
Жаль, что люди много говорят.


Прямо к речке тропочка проложена.
Спит мальчонка, — он не виноват!
Я не буду плакать и печалиться,
Не вернётся прошлое назад.


Под окном черемуха колышется,
Ветер рвет с черемухи листы…
За рекой уж голоса не слышится,
Не поют там больше соловьи.

Несколько слов об авторе.

Борис Николаевич Тимофеев-Еропкин (литературная подпись — Борис Тимофеев; 10 [22] июля 1899 — 6 октября 1963), советский писатель, автор слов популярных романсов.

Родился в Москве в семье инженера Николая Тимофеева и Софии Фёдоровны, она  происходила из семьи декабриста Лунина. Отец его был начальником подвижного состава петербургской городской конной железной дороги.

Окончил гимназию. Первые стихи опубликовал  в 1919 году. В том  же году  был принят в члены Всероссийского союза поэтов.

В 1920 году работал в «Окнах РОСТА» под руководством Владимира Маяковского .

В 1921 году в Петрограде выпустил первую книгу стихов «Календы».

С 1924 года после окончания  Ленинградского университета  работал  адвокатом, занимался  творческой деятельностью: писал слова для романсов,  делал  поэтические переводы  с грузинского и других языков народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Борис Тимофеев — один из организаторов блокадного коллектива художников «Боевой карандаш».

В «Крокодиле» печатался с 1944 года.

Писатель упоминается в мемуарах Анатолия Королькевича о блокадном Ленинграде:

«Громадный кабинет бывшего дворца какого-то бывшего великого князя, а ныне секретаря Куйбышевского райкома партии Николая Васильевича Лизунова. Н. Я. Янет читает пьесу. Ему аккомпанируют свист и разрывы снарядов. Напряжённые лица слушателей, освещённые лучами коптилки, как бы перекликаются с нарисованными на стенах панно в стиле мастеров эпохи Возрождения.
Все сидят в шубах, и только писатель-сатирик Борис Тимофеев лежит на диване, — он болен острой дистрофией. Лицо перевязано бинтом, его мучают фурункулы, и всё же, превозмогая боль, он острит…»

Борис Тимофеев издал более 15 книг. В «Боевом карандаше» проработал до конца своих дней. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

В Википедии есть список основных книг и романсов.
Книги: «Календы» (1921),  «Сатирические стихи» (1956),  «Басни» (1958), «Правильно ли мы говорим?» (1960), «Сокращение строптивой»  (1962).

С песней «Под окном черёмуха колышется» я встречался в студенческие годы. Правда,  у костра мы пели её мелодию,  но с совершенно другими словами. В той песне упоминался Магнитогорск, улица Пушкина, где стоял наш институт, основное административное здание. Вспомнить  мне удалось только один куплет:

А на лекции на математике
Спит мальчишка - он не виноват.
Вы его не осуждайте, братики,
Он учил сегодня  сопромат (или диамат, в зависимости от факультета).

Попытался понять, почему эта песня всегда вызывала слёзы у моей матери. Похоже, это связано с её молодостью,  а это годы первой пятилетки. Она работала почтальоном, но ей не особенно это нравилось, всегда одна, а её тянуло в коллектив. Поступила на стройку, сделали вторые этажи у нескольких зданий в центре города, она стала бригадиром, прошла обучения в ликбезе, потом всей бригаде  предложили учиться заводским профессиям. Учились на формовщиков. Её бригада стала комсомольско-молодёжной, о бригаде писали в газетах, бригада участвовала в заводских собраниях.

Моя мать всю жизнь гордилась, что её голос стал однажды решающим. Закрыли церковь Троицы Живоначальной, по цехам прошли собрания, где обсуждали судьбу здания. Потом было общезаводское собрание, где большинство предлагало взорвать, и она от имени бригады попросила слово и сказала, что взорвать никогда не поздно – ломать не строить, но лучше отремонтировать здание для молодёжного клуба, а пока молодёжи и собираться негде. И собрание её поддержало. В церкви много лет был клуб имени С.Кирова. А она вскоре вышла замуж, пришлось заниматься ремонтом избы, собранной на месте пепелища из старого амбара, а потом пошли дети. А потом большая война.

И вовсе не случайно моя мать говорила, что человеком она чувствовала себя только во время работы на заводе, сперва на строительстве, потом  на формовке. А  песня  «Под окном  черёмуха  колышется» была создана в годы первой пятилетки, а это для моей матери это был лучший период в жизни.


Рецензии