Часть 1 Глава 5 Эмоции п. 2 Критерии классификации

2. Основные критерии классификации эмоций и других психических процессов.

 
    Классифицировать эмоции, просто перечисляя и описывая психические состояния – гнева, радости, удивления, горя и др. – дело заведомо бесперспективное, по причине хотя бы индивидуальных особенностей реакций (физиологических, нервно-двигательных и пр.) разных испытуемых в равноценных ситуациях. Такой способ классификации поставит больше вопросов, чем ответов на них.


    Эмоция представляет собой лишь один из психических процессов, а всего их у человека - по числу тел, в которых они возникают. Как вывод:  классифицироваться могут не только эмоции, но и процессы  мышления, равно как и эфирного, и физического тел. Суть названной проблемы в выборе наиболее общего критерия, по которому можно было бы относить тот или иной процесс к какому-то определенному виду.

    Наиболее общим и значительным критерием классификации всех процессов без исключения следует считать потребность, её вид и качество. Выше уже была предложена иерархическая схема потребностей, из которой следовало, что количество потребностей у разных тел различно и увеличивается по мере уплотнения самих тел. Монада обладает минимальным количеством потребностей (зато - наиболее важных), ментальное тело — чуть большим, астральное — ещё большим количеством, наибольшим же – физическое тело.

    Трудность понимания иерархии классификаций психических процессов заключается в том, что люди зачастую не в состоянии различать субъективные качества переживаний, связанных с этими процессами. Духовное переживание можно легко спутать с ментальным или эмоциональным. Тем не менее, различие между ними существует и оно объективно, как объективен факт жизни тонких тел в отрыве от плотных в единой иерархической структуре. Сознание адептов трансцендентальных практик, восходя в тонкие планы, вполне способно различать особенности каждого из таких переживаний и отличить эмоции от более тонких - ментальных и духовных процессов.

    Традиционная психология в этом смысле не делает должного различия. Понятие переживания духовного и ментального тел ей чуждо, а потому все виды рассматриваемых переживаний она валит в единый набор, называемый эмоциональными состояниями, куда относит аффекты, чувства, настроения, собственно эмоции, мыслительные ступоры и прочие, не выделяя при этом их принадлежности определенным телам. Это - не система знаний, а всего лишь - эклектическая каша, не имеющая ни научного, ни практического значения. Здесь психологам - непочатый край работы. Каждое понятие, в конечном счете, должно найти строго своё место. Различия субъективных переживаний процессов разных тел существуют так же объективно, как, к примеру, таблица Менделеева, несмотря на то, что далеко не все её элементы были известны при жизни самого ученого, да и по настоящее время. В этом и заключена суть элемента веры или интуитивного видения в любой из наук.

    Теперь же обратимся к классификации собственно эмоций, в зависимости от вида потребности.

    Процессы тонких тел трансформируются на астральный уровень сообразно их законам: любви, свободы, творчества, развития, сохранения. На астральном плане к ним добавляются процессы, связанные с особенностями общения или языком коммуникаций. Отдельные ученые выделяют сигнальную функцию эмоций в целом. Думается, что это не совсем соответствует действительности, ибо не все эмоции призваны сигнализировать о чём-либо. Скорее, нужно говорить об эмоциях общения - как следствии сопутствующей потребности в коммуникациях и языке.

    Особо следует выделить эмоции, связанные с осознанием преимуществ от приобретений, и эмоции, связанные с необходимостью смирения с потерей. От принадлежности эмоций к тому или иному из них виду будет зависеть знак эмоционального переживания — положительного или отрицательного. Потребность осознания преимуществ от приобретения влечет положительные эмоции, соответственно, потребность смирения с потерей — эмоции отрицательные, причем независимо от того, какой вид “нейтральной” потребности им сопутствует. Подчеркиваю, что только два критерия — приобретение и потеря — заведуют полярностью эмоций. В связи с этим следует отказаться от концепции деления эмоций на положительные и отрицательные в зависимости от принадлежности их к потребностям развития или сохранения. Информационная теория эмоций (автор - П.В.Симонов), безусловно, правильно назвала потребности развития и сохранения критериями классификации эмоций, однако эти потребности “нейтральны” и ни в какой мере не определяют знак эмоции.

    Общеизвестно большое множество фактов, когда потребность сохранения вызывала положительную эмоцию. Стоит вспомнить любое авантюрное приключение, на которое мы идем ради испытания острых ощущений. Основная потребность выпрыгнувшего из самолета парашютиста — опуститься на землю живым и здоровым — явно потребность сохранения. Если парашют раскрывается, то эмоция парашютиста явно положительная от осознания преимуществ полета. Но даже когда доминировала предшествующая ей эмоция, связанная с потребностью сохранения, отрицательного переживания не было. Оно могло возникнуть лишь тогда, когда парашют не раскроется. При этом отрицательный фон эмоции будет вовсе не из-за доминирования потребности сохранения, а из-за стремительно увеличивающейся вероятности потери жизни и нарастания потребности смирения с этой потерей. Потребность сохранения останется, вызванная ею эмоция будет осуществлять поиск необходимого сектора информации для мышления. Однако по мере уменьшения шансов сохранить жизнь, потребность смирения с ее потерей становится доминирующей, вытесняющей на второй план потребность сохранения, что соответственным образом отражается и на полярности эмоции обреченного. Окончательно смирившемуся со смертью эмоции ни к чему.

    Данный пример показывает возможность пребывания в зоне сознания сразу двух или нескольких потребностей и соответствующих эмоций, поочередно сменяющих своё доминирующее положение во внимании индивида. Такая смена происходит в зависимости от значимости потребности и вероятности отыскания необходимой для её удовлетворения информации.

    Ради следующего примера вспомним поговорку “смех и грех”, означающую присутствие в сознании минимум двух эмоций, соответствующих потребностям разных видов. Порой мы совершенно искренне смеёмся и, одновременно, сочувствуем человеку, который, замечтавшись, нечаянно падает в вырытую дорожными ремонтниками яму. Налицо - кому-то и радость от редкого зрелища, и сочувствие испачкавшемуся, набившему шишки человеку. Кто-то из нас более порадуется в такой ситуации (если, например, жертва - один, из копателей этой ямы), кто-то более расстроится за мечтателя, а кто-то, возможно, и вовсе не обратит на данный казус никакого внимания. Все будет зависеть от вида доминирующей на данный момент потребности или вовсе её отсутствия.

    Деление потребностей на доминирующие и непроявленные приводит к соответствующему различию эмоций. Непроявленные, находящиеся в латентной фазе, эмоции — своего рода запасной вариант, реализуемый в случае несостоятельности доминирующей эмоции по выходу из проблемной ситуации (скажем, когда страх сменяется гневом), или когда доминирующая потребность, найдя своё достаточное удовлетворение, отходит на задний план, уступая место проблеме, стоящей на очереди.

    Кроме названных, существует ещё целое множество самых разных критериев, по которым различаются те или иные эмоции, однако, вряд ли их можно отнести к числу основных.


Рецензии