Дом крайний и последний

Дом бабы Зои стоял на краю красивой деревни, прилепившейся к косогору, поросшему сосновым бором. Под косогором резво бежала маленькая речка, населенная юркими пескарями. Сегодня баба Зоя проснулась необычно рано. Всю ночь ворочалась на скрипучей кровати. Эту кровать в год её свадьбы притащил отец из дома арестованного местного священника, отца Игнатия. Тогда это была единственная в деревне железная кровать с мягкой панцирной сеткой. Из-за неё мужики чуть не подрались, когда делили поповское имущество.

Федор Жолудев, красный партизан, со зла, что ему кровать не досталась, кинулся поджигать церковь. Но мужики его за это поколотили. С церкви сняли крест и перестроили её под школу. Красивая была церковь. Стояла над всем селом, на взгорке. До утра в сознании старушки то вспыхивали, то затухали картины прежней колхозной жизни. Вслед за хозяйкой с постели соскочила проголодавшаяся кошка и стала тереться о ноги, выпрашивая еды для себя и для своего маленького котеночка с мутными глазками и маленьким трясущимся хвостиком. Это была единственная радость бабы Зои.

За окном сияла ноябрьская зима. В избе за ночь выстыло, хотя и без того было не слишком тепло. Топить печку было нечем. По осени натаскала всякого хламу от соседних брошенных домов.

Хороший топор у неё забрал беглый мужчина. Остался совсем плохонький со сломанным топорищем. В конце лета во двор забрел какой-то усталый и обросший щетиной худой мужик в робе заключенного и потребовал от неё еды, курева и самогону. Жадно доел с плиты остатки пшенной каши и картошки. Хлеба не было. Самогону тоже. За это бродяга ткнул ее в грудь кулаком, забрал трехлитровую стеклянную банку с пшенной крупой, два бумажных пакета сахару, коробок спичек. В углу увидел выкопанную картошку, стоявшую в ржавых ведрах, пнул по ним ногой, матерно выругался, положил несколько картофелин в карман куртки, захватил лежавший у порога топор, сорвал с гвоздя фуфайку и ушел в лес. Оглянувшись, хрипло крикнул: «Ты меня здесь не видела. Поняла?» И снова выругался. После этого у нее долго болело в груди, а рубить дрова стало нечем. В прежние годы она вскапывала огород и сажала картофель и всякую огородную овощ. А нынче сил не хватило. Посадила всего несколько кустов картошки и накопала всего четыре ведра.

Как-то, несколько лет назад, из соседней деревни на тракторе дальний родственник Володя привез с собой несколько мешков комбикорма и сказал, что это её пай из расформированного колхоза: «Поехали, баба Зоя, в деревню, к нам жить. Что ты здесь одна?» Но она знала, какой у Володи дурной драчливый характер. Да и пьяница он беспробудный. Трудно будет с таким человеком в чужой семье. И она ничего не ответила. Два года баба Зоя кормила этим комбикормом нескольких кур и петуха. Но большую часть комбикорма растащили мыши, а кошки тогда еще у бабушки не было. Кошка появилась позже совсем неожиданно... В конце лета сюда часто заглядывали грибники. После их отъезда баба Зоя иногда ходила на место пикников и подбирала то полезное, что оставалось. В хозяйстве очень пригодились, например, пластиковые бутылки. В них она хранила воду, за которой ходила на чистую прозрачную речку. А зимой приходилось растапливать снег. Иногда подбирала мятые газеты и пыталась читать. Но толком в них ничего не понимала. Появились какие-то новые непонятные слова: ваучеры, приватизация, рыночная экономика, инфляция. После одного из таких налетов гостей баба Зоя нашла несколько шоколадных конфет. Съела одну. Но непривычное кушанье ей не понравилось, и остальные она положила в шкафчик с посудой.

Как-то вновь появилась веселая публика из города. Сияющий краской автомобиль остановился около дома. Из машины вышел толстый потный мужчина и с одышкой спросил: «Как, бабуся, у вас тут с грибами?» Она стала объяснять, как пройти к грибным местам. В это время из машины вышла красивая молодая женщина, а за ней выскочила маленькая девочка, лет шести-семи. Баба Зоя, вспомнила про конфеты, юркнула в избу и протянула их девочке. Девочка ласково сказала: «Спасибо, бабушка». А женщина с иронией произнесла: «О! Да вы тут богато живете. Какие конфеты!». Но взять их девочке не позволила. Девочка прижалась к толстому мужчине и попросилась слабеньким голосом: «Па, давай к бабушке в дом зайдем. Она такая хорошая». Но женщина взяла девочку за руку и потащила к машине. Мужчина высунулся из машины и крикнул: «Эльвира, ну что ты там?» А девочка все оглядывалась. После очередного такого наезда отдыхающих и появилась кошка. Она была песочного цвета, с голубыми глазами. Баба Зоя никогда раньше таких кошек не видела. Кошка оказалась беременной и все просила есть. Кроме картошки ей предложить было нечего. Вскоре она окотилась. Родились три котенка. Один мертвый. Другой был совсем слабенький и тоже умер. А один вот до сих пор сосет тощую кошку.

В этот день топить печь баба Зоя не стала. Умылась холодной водой, причесалась. Посмотрелась в тусклое зеркало. Рядом с зеркалом на стене висела фотография в деревянной рамке. Сняла её с гвоздя, поставила на стол перед собой и долго вглядывалась в уже забытое лицо мужа. Вроде бы и свой, вроде бы и жили вместе, а уже так все было давно, что, кажется, что и ничего этого не было. На фотографии они с мужем Василием уже не молодые, но еще не старые. Это за два года до того, как он умер. Поехал на тракторе «Беларусь» с тележкой к речному обрыву, чтобы глины привезти для ремонта печи да углы дома промазать к зиме. Поставил тележку на откос, но та перевернулась и придавила Василия. Приехал он домой сам. Пришла фельдшерица, сказала, что сильный ушиб грудной клетки и посоветовала ехать в районную больницу. Но Василий был мужчина крепкий и в больницу не поехал, а через несколько дней поднялся и стал снова ходить на работу. Но трактора ему не дали. Работал на ферме скотником. К зиме он занемог, подолгу кашлял и в лютые январские морозы умер. Долбить мерзлую землю мужикам было не под силу. По иронии судьбы они разложили костер из старых резиновых колес его любимого трактора, чтобы отогреть землю на месте могильной ямы. Школьный физрук Мишка Соколов, заядлый охотник, стрельнул над могилой из ружья в воздух три раза. Жилистый был Мишка. Когда бил кедровую шишку, то с кедра на кедр перепрыгивал. Жаль физрука – разбился пьяный на мотоцикле о трелевочный трактор.

Осталась баба Зоя с дочерью Надей, которая ещё в школу ходила. А сын Алексей уже был взрослый. Уехал работать куда-то на север «за длинным рублём». Но писал оттуда редко. Однажды почти целый год не писал. Когда получили от него письмо, то оно почему-то пришло из Белоруссии. В нем Алексей сообщал о тяжких своих приключениях, которые ему пришлось испытать. Оказалось, что работая на каком-то прииске, он с ружьем отлучился от поселка, присел на штабель заготовленных в лесу дров. Там-то его и подкараулил медведь. Снял с него скальп и сильно повредил лицо. Так он пролежал в снегу до глубокой ночи. Отморозил пальцы на руке. Когда его нашли, то не было надежды, что останется живым. Но выкарабкался. В таком «исковерканном» виде он не захотел появиться в родном селе и со знакомой женщиной уехал к ней на родину. Сейчас у них растет сын, сильно похожий на своего деда Василия. Назвали тоже Василием.

А дочь Надя так и не закончила школу. Рано вышла замуж и уехала в какую-то деревню в Томской области, работает медсестрой. Оказалась беспутной бабой. Поменяла уже три мужа. Как уехала из дома, так поначалу иногда еще приезжала. А теперь и писем уже несколько лет не пишет. А может быть и пишет, но, как деревня распалась, так и почты не стало. Почтарь Василий Калистратович, по прозвищу «Тпру Бузина», уехал из деревни в райцентр к дочери. Такое прозвище он получил за то, что, развозя почту по дворам на своей лошади – Бузине, всякий раз, когда подъезжал к очередному дому, громко, чтоб слышали хозяева, кричал: «Тпру, Бузина!» Охромел Калистратович, работая на сплаве леса. Там то ли на спор, то ли спьяну схватились мужики драться железными крюками — цапками. Вот ему и досталось по ноге.

Рядом с этой фотографией висела еще одна застекленная рамка с фотографиями. Вот они всей семьей, вместе с другими селянами, веселые и подпитые идут по деревне с красным флагом из колхозной конторы и с транспарантом «Да здравствует Первое мая!» Впереди директор школы, маленький и толстый. Пронзительным голосом он что-то кричит, размахивает руками. Вокруг него ребятишки. Он чудаковатый. Но его все в деревне любили за то, что он был справедлив, не воровал, как многие другие, внушал всем своим ученикам, что учеба – это главное в жизни. К нему все шли за советом и помощью. Однажды он насмешил селян в магазине так, что через несколько дней в деревню приехали какие-то начальники и долго с ним беседовали. В этот год всю сельскую интеллигенцию обложили, как и колхозников, натуральным налогом. Каждый должен был сдать определенное количество сливочного масла, яиц, шерсти и другого сельского продукта. Но так как у директора школы была большая семья и не было излишков, то он пришел в магазин, купил полтора килограмма масла, несколько яиц, которые днем раньше сдали на склад колхозники, и снова вернул это все на склад. При этом сказал, что благодаря новому правительственному постановлению, мы не за семилетку, а за неделю догоним и перегоним Америку.

Баба Зоя открыла сундук, достала чистое белье, оделась, накинула на плечи шелковую шаль. Это свадебный подарок Василия. С самого дна сундука достала закутанную в цветастую скатерть икону Божьей Матери. Провела по образу ладонью и приложилась губами. С иконой в руках вскарабкалась на скамейку, сняла с божнички почетную грамоту с портретом Ленина и изображением комбайна, идущего по созревшему пшеничному полю и поставила икону на место. Эта икона досталась ей от матери. Мама принесла из разоренной церкви. Умирая, мама сказала: «Доченька, забери её. Это все, что у меня есть для тебя. Береги её». Баба Зоя внимательно посмотрела на почетную грамоту. На ней фиолетовыми чернилами красивыми ровными буквами было написано: «Передовой доярке колхоза им. Булганина Зое Федоровне Матрениной за первое место в социалистическом соревновании». И ниже – корявая подпись председателя. Злой и грубый был человек, даже по деревенским меркам. Рано по утрам верхом разъезжал по деревне, стучал кнутовищем в окно и матерно требовал выходить на работу. Но на работу никто с первого слова выходить не хотел.

Затем она достала полиэтиленовый пакет со старыми письмами. Попыталась читать, но слезы не давали ей видеть тусклые строчки.

За окном сияло солнце. Баба Зоя надела старенький полушубок, закуталась в шаль и вышла на улицу. Под валенками скрипел свежий снег, выпавший с вечера. Было по-зимнему не очень холодно, но мороз начинал крепчать. Баба Зоя, бороздя валенками еще неглубокий снег, двинулась в сторону кладбища. Там лежали почти все её родные. Где отец похоронен, она не знала. Погиб где-то на фронте. Пропал без вести. Поэтому она не получала за отца никакого пособия за утерю кормильца. О дедушке знала от родителей, что погиб в Гражданскую войну, разбойничая вместе с Федором Жолудевым. Другой дед погиб в первую германскую войну. Его Георгиевский крест долго лежал на божничке, потом она его отдала каким-то археологам. Нужен он им был сильно для какой-то науки. Обещали за крест помочь дров на зиму наготовить. Но, видимо, забыли.

Добрела баба Зоя до перелеска, за которым уже кладбище было видно, и выбилась из сил. Дальше начались сугробы. Остановилась в нерешительности, ступила еще несколько шагов и встала. Отдышавшись, глядя в сторону берез, склонившихся над могилами, шевеля губами, осенила крестным знамением пространство перед собой. Сюда, обычно летом, иногда приезжали родственники навестить могилки. Но молодых она уже никого не узнавала. А пожилые да старые появлялись очень редко. Вот с ними-то она иногда и беседовала. Все разговоры сводились в основном к тому, кто жив еще, а кто уже помер. Вытирая сухие глаза кончиком косынки, покачивала головой и приговаривала: «Как жаль, как жаль. А был, ведь, еще молодой, мог бы пожить. И зачем она, эта водка, им только нужна?»

Возвратившись в избу, разделась и села за стол. Поставила перед собой фотографии и долго на них смотрела. Рамки с фотографиями, чтобы они не падали, подперла деревянными счетами. Она их подобрала в колхозной конторе, когда колхоз закрыли и увезли из конторы все бумаги. На счетах в конторе щелкал бухгалтер Афанас. Однажды на собственном покосе он так перетрудился, что несколько дней не мог встать с постели. В те времена крестьянам косить не давали для себя, пока не заготовят достаточно сена для колхозного стада. Но тут к самой осени председатель разрешил кость сено и для себя. Вот Афанас и не рассчитал свои силы. Поправившись, он с женой тут же уехал к дочери куда-то на нефтепромыслы в Тюменскую область. Через год приехал навестить свою деревню в дорогом костюме, в соломенной белой шляпе и в штиблетах, через которые пальцы видно было. Вся деревня дивилась его наряду и рассказам, как по-настоящему люди живут: колбасу в магазине покупают, все мотоциклы имеют. Почему-то было жаль, что счеты, когда-то самая важная вещь в конторе, валялись бесхозными на полу. Но она нашла им свое применение. Когда начинала болеть спина, то ложилась на счеты и каталась по костяшкам. Кажется, помогало.

В доме стало совсем холодно. Баба Зоя оторвалась от фотографий, встала и как-то необычно для себя легко вышла раздетая во двор, собрала какие-то щепки, палки и сложила их пирамидкой посреди комнаты. Поверх всего она положила фотографии, письма, почетную грамоту и несколько бумажных купюр, завернутых в носовой платок – деньги, припасенные на похороны. Но, как ей сказал Володя, когда привозил комбикорм, эти деньги сейчас ничего не стоят, разве, что можно две бутылки купить. С гвоздя сняла керосиновую лампу и вылила на дрова остатки керосина. Решительно подошла к двери и заперла её на крючок. Взяла спички, тощими перстами перекрестила всё сложенное, чиркнула и бросила спичку на приготовленный жертвенник. Огонь занялся мгновенно.

Баба Зоя села под образа, приложила руки к груди и откинулась спиной к стенке. Огонь взвился к потолку и осветил крюк в потолочной матице. Его ввернул Василий для детской зыбки, когда родился сын Алешка. Комната наполнилась дымом. Откуда-то выскочила кошка и, страшно мяукая, стала бешено носиться по избе. Баба Зоя сидела, закрыв лицо руками. Кошка, истерично ревя, в ярости бросилась к ней на грудь. Баба Зоя открыла глаза и увидела котенка, которого бросила ей на колени кошка. Старушка рывком поднялась, схватила счеты со стола и кинула их в стекло. В окно хлынул холодный воздух, пламя вырвалось наружу. Кошка с котенком в зубах шарахнулась в снег. Баба Зоя упала лицом на стол и обхватила голову руками. Вскоре полыхал весь дом… Сизый дымок еще несколько дней вился над пепелищем, а из соседнего пустого дома доносился истошный крик охрипшей от горя кошки и тонкое блеяние котенка. Но этого никто не видел и не слышал.

Так закончилась история одной деревушки, колхозного строя и целой эпохи большой страны. Через несколько лет пепелище дома и место деревни заросло бурьяном и молодым березняком. В яме дома бабы Зои вырос большой куст черемухи. И лишь одинокий электрический столб с белыми изоляторами и обрывками проводов напоминал, что здесь когда-то была деревня. Как и прежде, на берег веселой речки летом приезжали отдыхающие из города, теперь в основном молодежь. Однажды приехала шумная компания. Все люди выпивали, бегали по поляне друг за другом, плескались на мелководье. Одна из девушек отделилась от компании и медленно, в задумчивости бродила в отдалении. К ней подошел молодой человек и спросил: «Ты чё? Чё ты здесь потеряла? Па-а-ашли давай». Девушка продолжала шарить глазами по пустырю и тихо-тихо прошептала: «Я здесь была с папой в детстве. Он сюда нас привозил. Здесь где-то был маленький дом. В нем жила бабушка. Она мне дала конфеты, а Эльвира не разрешила мне их взять. Где, интересно, сейчас эта бабушка?» Юноша властно, как когда-то мачеха, взял её за руку и потащил к пикнику: «Ладно тебе. Какую-то бабку опять вспомнила».


Рецензии
В жанровом определении это уже не рассказ, а сказание: жила-была баба… У неё есть имя, не вымышленное, а настоящее, как и у многих героев рассказа, с которыми она жила-была. За этими именами и фамилиями – многоликая наша деревня с её непростой и трагичной судьбой. И деревня тоже реальная, действительно существовавшая, и автору она родная: в ней его истоки, корни, он знает жизнь деревни изнутри, поэтому рассказ воспринимается как подлинное свидетельство эпохи.

Не спеша, неторопливо, почти как в замедленной съёмке, эпизод за эпизодом нанизывает автор горестные картины бытия бабы Зои, героини рассказа. Дом её в деревне крайний. Это обыденное для нашего сознания слово символично, потому что жизнь её на краю. А край как точка, на которой балансируешь и вот-вот упадёшь. И держаться бабе Зое уже не за что, потому что нет той деревни, в которой существовала её семья и проходила хоть и тяжёлая, но устоявшаяся и понятная для неё жизнь. Нет ни почты, ни конторы с начальством, ни церкви, кругом только разрушенные и брошенные дома. Одиноко и пусто на душе бабы Зои, потому что жизнь её держится только воспоминаниями. Давно похоронен муж, уехали и не напоминают о себе ни сын, ни дочь.

Безысходность. Потерянность. Еле теплится печь в её доме, который стал просто убогим пристанищем. Еле теплится её жизнь. И только когда-то подобранная кошка – единственная радость – скрашивает своим присутствием существование никому ненужной старухи.

Ощущение надвигающейся беды не покидает читателя. И наречия, которые используются автором для передачи состояния бабы Зои, как гвозди, вбиваются в наше сознание и не отпускают до самого финала: тускло, стыло, невзрачно, холодно, голодно, одиноко. Сердце невыносимо ноет и страшно читать дальше: тусклый и блёклый мир захватывает, и становится ясно, что из него нет выхода.

И вдруг коротенькое предложение - всего три слова: «сияла ноябрьская зима» - выхватывает нас из этой жизни без красок и света. Какой чудесный образ! Как пронзает тебя радостью это слово «сияет»! Сколько здесь света, белого снега, яркого солнца, который слепит глаза.

Читая дальше, понимаешь, что красота этого зимнего дня – только мгновение, тот лучик света, после которого описание ударов судьбы, выпавших на долю бабы Зои, нами, читателями, будут восприниматься ещё острее.

Следующий эпизод выстроен так, что нам хочется кричать и звать на помощь бедной старухе, но судьба неумолимо продолжает вить клубок бед и обид и заносит в дом на окраине беглого мужика в робе заключённого. Его бесчинства рядятся в глаголы и глагольные формы и обрушиваются на нас с беспощадной жестокостью одно за другим. Они давят и не дают нам опомниться: ткнул, пнул, забрал, выругался, потребовал, захватил, вернулся и опять выругался, обобрав до нитки. Пространство дома бабы Зои вдруг сужается до маленького замкнутого жуткого круга, который полностью заполняется фигурой этого заросшего щетиной беглого мужика. Он мечется от одного приглянувшегося ему предмета к другому, наводя ужас на оцепеневшую старуху.

Страшно. Больно. Обидно. Автор не даёт нам возможности услышать ни стонов бабы Зои, ни жалоб, ни мольбы. Она молча, с каким-то удивительным смирением выносит обиды и унижения: не бунтует, не прячется, а только всё больше и больше сгибается под грузом своих несчастий.

А дальше – беда за бедой. Клубок из них становится всё туже – не размотать назад, и нить, что увеличивает его, не оборвать.

Мера драматизма жизни бабы Зои осознаётся нами благодаря особенностям композиции рассказа. Удивительно, но старушка каким-то образом существует одновременно в двух измерениях: в настоящем – это лишь единственный день в рассказе – и в прошлом, в своих воспоминаниях. За счёт такого переплетения рассказ то сужается до рамок одного дня, то расширяется в пространстве и времени. Два плана повествования для читателя существуют параллельно, дополняя друг друга, хотя второй план более объёмный как по времени, так и по сюжетным линиям, но наше внимание сосредоточено только на судьбе бабы Зои. В воспоминаниях же не только её прошлое, но и история деревни за весь период советской власти. Характеры односельчан выписаны через восприятие героини: одни подробно, с конкретными именами и фамилиями, детально, другие только названы и существуют в рассказе как лица внесценические, но за счёт которых расширяются границы повествования. Есть любимые односельчане, есть и нелюбимые. Автор даёт характеристики героев отстранённо, не вмешиваясь в симпатии или антипатии своей героини. Вот перед нами злой и грубый председатель колхоза, его рукой «коряво» подписана грамота, которой наградили бабу Зою, вот и алчный бухгалтер Афанас. И отзывчивый, горячо откликающийся на любую беду до предела честный и порой наивный директор школы, доказывающий всем пользу учения. И сама труженица, передовая доярка Матрёнина Зоя Фёдоровна, и многие-многие другие – и все они, с именами и безымянные – это те, кто от зари до зари возделывал землю: пахал, сеял, косил – кормил всю страну. Когда же приходила беда, оставлял плуг и шёл защищать Отечество. Плавно, без скачков текста и каких-то зримых смысловых порогов повествование будто перетекает из настоящего в прошлое и, наоборот – из прошлого в настоящее. Границы времени размыты: читая, ты даже не замечаешь их, потому что, цепляя взглядом какой-то предмет в настоящем времени, баба Зоя уносит читателя своими воспоминаниями в прошлое, где жизнь её, сотканная из потерь близких и родных, теперь уже, к моменту повествования, совсем и не жизнь, а одно сплошное страдание. Бабе Зое не хочется даже удерживаться на том краю, на котором она стоит, потому что пережитое в прошлом унесло силы, которые дали бы возможность сопротивляться невзгодам в настоящем.

День этот, с которого начинается рассказ и которым же заканчивается, наполнен трагизмом такой высокой ноты, что горестное прошлое, представленное в воспоминаниях о собственной жизни и жизни села, никак не отвлекает нас от предстоящего жуткого финала.

Давно баба Зоя бродила как скиталец по этой ставшей чужой и постылой земле, не находя приюта. И весь последний свой день она готовится к тому, чтобы осуществить задуманное. Простившись с упокоившимися родными, она и сама уже мысленно с ними. И чем спокойнее, приглушённее, обыденнее звучит авторская речь, тем страшнее сам факт этого действа. Для описания его найдены важные и точные слова: «…как-то необычно для себя легко вышла раздетая во двор». В этой фразе два словосочетания определяют её смысл: наречное «необычно для себя» и глагольное «легко вышла» – и оба об одном и том же: в первый раз баба Зоя в таком состоянии, что не чувствует своего тела. Оно мертво и уже ей не нужно.

«…собрала для костра какие-то щепки, палки». Использование неопределённого местоимения «какие-то» оправданно и необходимо, потому что именно оно даёт понимание действия как механического: без чувств, без мысли. Баба Зоя подбирает с земли то, что валяется, без разбора – лишь бы горело, и на этом огне должна сгореть её жизнь.

«Решительно подошла к двери и заперла её на крючок». Возврата нет, и никто не должен ей помешать. В наречии ‘решительно’ – полная осознанность и осмысленность действия. Благодаря ему мы видим, что сейчас осуществится последняя воля бабы Зои, израсходуются последние её силы.

«…тощими перстами перекрестила всё сложенное… и бросила спичку на приготовленный жертвенник». Эти слова «персты» и «жертвенник» определяют для нас неординарность происходящего, поднимают над обыденностью, и баба Зоя поэтому предстаёт перед нами не просто как старуха, решившая уйти из жизни, а как символ уже обречённой и умирающей деревни, её уклада, её духа, устоев, которые не смогла окончательно разрушить даже революция 17 года. Понятие общинности, принявшее форму коллективизма уже в советское время, быстро разрушается и заменяется на новые: индивидуализм и эгоизм. Исчезают те силы, которые объединяли людей в деревне: общая работа, общие понятия о нравственности и морали – и рухнула вся устоявшаяся жизнь. Баба Зоя – жертва очередных бед и несчастий, разгулявшихся по всей стране. Её судьба – это судьба «маленького человека», неспособного поднять склонённую голову и выразить протест.

Бабу Зою, как тысячи и тысячи других колхозников, растоптало, раздавило лихолетье нового времени и страшная сила, порождённая враждебностью системы. Полное непонимание того, как жить и как быть, подводит её к последнему шагу. Огонь, ею разведённый, сожрал и дом на краю деревни, оставив только яму, впоследствии заросшую бурьяном. Это был дом не только на краю в прямом и переносном смысле, но и последний дом деревни. Он не был оставлен своей хозяйкой, как другие дома, а ушёл в небытие вместе с ней. И в этом тоже особая горечь и свой смысл: некуда вернуться и некому возвращаться. Всё ушло. Всё в прошлом. Безвозвратно. И не случайно рассказ имеет название «Дом крайний и последний». Автор подводит итог: «Так закончилась история одной деревушки, колхозного строя и целой эпохи большой страны». В этих словах слышится горечь и сожаление по поводу происшедшего.

Да, деревня уничтожена, но она была, она жила. Всё, что связано с ней – это наша история: трагичная, с изломами судеб, с болью, радостью, любовью, надеждами…

Совсем неслучайно в эпилоге мы слышим слова какой-то девушки, вспоминающей «такую хорошую» бабушку, её дом, деревню. С этой старушкой у неё связаны тёплые и чистые чувства. Надо, чтобы и мы помнили эту деревню, а рассказ воспринимали бы как дань памяти и уважения нашей истории.

Ирина Заболотская   23.02.2022 19:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.