Валерьяныч

Вот сотворит же Господь человека? Вроде ничего особенного, а узнал - не забудешь. С изюминкой... Да с какой ещё... Бывает, что и не с одной. Как говорится, и смех и грех. Перебирая старые фото, доктору Рощину вдруг вспомнилось...

1.
Игорь - он же Гарик, он же - Игоряша был именно из такой породы людей. Маленького роста, щуплый, с длинным носом, торчащим вперёд, словно клюв, на который были водружены очки в толстой роговой оправе. Но, в то же время, чрезвычайно живой и подвижный, как на шарнирах... Он запоминался...
О детских годах Игоряши судить сложно, ибо давно поросли они - эти годы травой-лебедой. Чуть позднее, в школе, Гарика стали отличать неуемная Любовь к деньгам и стремление разбогатеть любой ценой. И в этом желании весьма напоминал он "гоголевского" Чичикова.
Так, по Гоголю, юный Чичиков "слепил из воска снегиря и, раскрасив его, продал в школе, получив при этом немалую для мальчишки сумму".
Игоряша же построил макет изящного парусника, который продал соседскому мальчику за 25 рублей - значительную по тем временам сумму.
Дабы не истратить свои накопления, Павлуша Чичиков зашивал их в кусочки ткани.
Гарик шил для денег матерчатые мешочки, куда аккуратно раскладывал монеты, сообразно достоинству. Мешочки эти он хранил в шкатулке - жестяной коробке из-под индийского чая. Бумажные деньги содержались им в старом отцовском портмоне.
Заработать денег Гарик был способен как угодно и где угодно. Собирал под окнами дома окурки сигарет, потрошил их, высыпая остатки табака в стеклянные банки, и затем продавал курящему соседу по сходной цене.
После уроков в школе собирал пустые бутылки под окнами домов, которые, пьющие сограждане, ленясь идти к мусорным контейнерам, выбрасывали из окна прямо на улицу. Гарик приносил их домой, мыл и затем сдавал в ближайший пункт приёма стеклотары. Деньги были небольшие. Но зато - это был стабильный заработок. За месяц Игоряша мог заработать на бутылках до 30-40 рублей.
Таким образом, суммируя финансовые поступления Гарика от различных видов деятельности, можно было предполагать, что его ежемесячный доход составлял, примерно, 50 рублей. Что было приличной суммой денег в то время, особенно, если принять по внимание возраст юного бизнесмена - 14 лет.
В 15 лет Игоряша уже "зарабатывал" деньги, играя во дворе с пацанами краплёными картами, которые пометил лично. При этом, заранее договариваясь с приятелем об особых, на первый взгляд, не вызывающих ни у кого подозрений, знаках, которыми они обменивались во время игры. Знаки эти Гарик также разработал сам. Обман раскрылся, когда обиженный при дележе барыша приятель раскрыл перед дворовой шпаной секрет его небывалого везения. Игорька сильно побили, но от этого он стал лишь хитрее и изворотливее.
Пережив сложные во многих отношениях пубертат и юношество, Гарик окончил школу, имея в своей копилке что-то порядка 3000 рублей. Это уже был приличный капитал. Дабы не хранить деньги дома, он положил их под проценты в Сбербанк на срочные вклады, избегая риска кражи.
В то же время, несмотря на свой бизнес, школу Игоряша закончил на "4" и "5".
Не чураясь общественных нагрузок, Гарик в старших классах принимал активное участие и в Жизни комсомола школы, будучи членом его Комитета.
По сути, принимая во внимание вышесказанное, Гарик вёл двойную жизнь, полную таких же двойных стандартов.
Поступив после окончания школы в медицинский институт, он продолжил своё триумфальное восхождение по карьерной комсомольской лестнице: комсорг группы - член факультетского бюро ВЛКСМ - секретарь факультетского бюро ВЛКСМ.
При этом, Гарик не забывал также приумножать свои капиталы. Деньги "крутились" в банке, принося ему постоянный доход. Общественная нагрузка тоже была отнюдь не альтруизмом. Как секретарь факультетского бюро комсомола он зарабатывал в месяц немалые деньги. К тому же, вдобавок, был Ленинским стипендиатом, с персональной и большой стипендией. Кроме того, по ночам он на 0,5 ставки дежурил санитаром в морге. А, поскольку расход спирта там никто не контролировал, Игоряша делал бизнес и на нём. Он продавал его алкашам. Местные пьяницы быстро протоптали дорожку на ул. Россолимо, весомо пополняя и без того туго набитый кошелёк Гарика.
Периодически подрабатывал он и гардеробщиком на стадионе "Лужники". Особенно в дни, когда проводились важные футбольные матчи, и стадион был до отказа набит болельщиками.
Деньги, конечно, за эту работу платили не самые большие - 10 рублей за смену, но зато была возможность пошарить по карманам одежды в гардеробе, забирая себе "на Память" всё, что в них находилось. Иной раз только мелочи удавалось набрать на пару червонцев и более.
Таким образом, со слов самого Гарика, в студенческие годы его доход  составлял примерно 500 рублей в месяц. Что было вполне сопоставимо с должностным окладом профессора медицины.
Однако, Игоряша желал большего...
Окончив институт, он поступил в клиническую ординатуру и через 2 года стал дипломированным урологом. Затем, как по мановению волшебной палочки, выхлопотал себе место в очной аспирантуре при кафедре и через три года успешно защитил кандидатскую.
Купил однокомнатную квартиру недалеко от Центра, автомашину ВАЗ 2107.
Казалось бы, живи - да радуйся...
Но тут произошло то, чего никто из знающих Гарика людей, не ожидал. Он стал пить...
Причём запойно... И из перспективного молодого карьериста быстро перешёл в разряд "алкоголиков".
С кафедры, где ему выбил ставку ассистента научный руководитель, Гарика уволили за пьянство и прогулы. Конечно, "по-собственному желанию", как значилось в заявлении, но всё же...
Влекомый Судьбой, он устроился на работу в районную поликлинику. Врач-уролог - всегда востребованная специальность в первичном звене. Вот тут-то Жизнь в очередной раз и свела его с Рощиным...

2.
Гарик - теперь уже Игорь Валерьевич - кандидат медицинских наук и врач-уролог районной поликлиники был рад встретить коллегу, с которым несколько лет подвизался на ниве комсомольской работы в институте.
-Вадим, ты? Вот так встреча... Ты, что же, со мной теперь работать будешь?
-Да, Игорь... так случилось... Сам не ожидал, что встретимся. Ты давно тут?
-Почти два года. Как защитился - пришёл сюда. Но, откровенно скажу... Не хочу здесь работать, да лучше пока ничего не нашёл. Однако, рад, что теперь нас - двое. А то ведь тащил я один эту лямку... Сейчас хоть половину пациентов на тебя переключат. Знаешь, сколько порой за смену принимаю? 60-70 больных. Устаю как собака... Домой прихожу - водки выпью грамм двести - и в койку. Но теперь ты появился. А ты как сюда попал?
-Всё просто, Игорь... Я ведь тоже кандидатскую делаю. С Главным встретился на конференции. Он вспомнил меня по институту. Разговорились... Предложил к нему на работу перейти. Зарплату хорошую пообещал. А мне семью кормить. Каждая десятка-двадцатка на счету. Жена ведь тоже доктор - зарплата маленькая.
-Ну, что делать, Вадим... Что делать? Знали, ведь куда шли, когда в институт поступали. Но ты не паникуй зря. Если работать с умом, то и здесь неплохие деньги делать можно. Давай, быстрее оформляйся и начнём вместе работать. Когда "свой человек" рядом - это всегда страховка. Мало ли чего?

3.
Через неделю Рощин вышел на новое место работы. В первый же день сменщик кратко ввёл его в курс дела, разделив пополам картотеку амбулаторного приёма, и выдал ключ от сейфа, где хранились медикаменты.
-Смотри, Вадим, в шкафу - у каждого своя полочка. Вот в  бутылочках - спирт. Он отчётный... Будешь вести журнал его расхода. Потому у тебя - свой, у меня - свой...
Вот пузырьки с настойками пиона, пустырника, а эти - с валерьянкой. Каждого по 10 штук. На случай, если больной занервничает - накапаешь ему капель 20-30. Но тебе так много в первое время и не надо. Поэтому я сразу заберу у тебя всю валерьянку. А ты, я думаю, вполне обойдёшься остальным. Идёт?
-Да хоть всё себе возьми. Я
больных до психоза не довожу, потому обойдусь...

4.
Шло время...
Рощин вполне освоился на новом месте. Возрос и поток пациентов. Приходилось работать отнюдь не "спустя рукава". Отношения со сменщиком, в принципе, были ровными. Однако, всё больше странностей стал замечать он за своим старым знакомым.
То с его полки в сейфе неожиданно исчезали все месячные запасы спиртовой настойки валерьяны, то вдруг, как по волшебству, значительно "испарялся" из закрытой стеклянной бутылки спирт, и Вадиму Владимировичу приходилось списывать его расход в журнале на фактически не проведённые процедуры. Понимал он, конечно, чьих рук дело. Ключи ведь были в двух экземплярах. Да не хотелось "грязь из дома выносить". Но однажды его терпение лопнуло.
В очередной раз, заступив на смену, он обнаружил, что в сейфе в который раз исчезли все пузырьки с валерьянкой и полулитровая бутылка со спиртом также была пуста.
На полке сменщика их тоже не было. Зато на ней лежал вскрытый почтовый конверт, из которого выглядывал краешек купюры достоинством 50 рублей.
С этой минуты молчать более Рощин не собирался. Вечером после работы он позвонил сменщику домой.
-Алло, Игорь, привет, ты в состоянии со мной говорить, вообще? Узнаешь меня?
-Узнаю... Привет, Вадик... могу...
Голос у Гарика был вязкий, запинающийся. Из чего Рощин сделал вывод, что сменщик все ещё пьян, хотя и в состоянии вести более-менее осмысленный диалог.
-Ты зачем взял сегодня с моей полки в сейфе все пузырьки с валерьянкой? И куда исчез весь спирт?
-Вадик, долго об'яснять... Приезжай лучше сейчас... домой ко мне... Поговорим... Пиши адрес...
Вадиму Владимировичу совсем не хотелось, на ночь глядя, вести беседу с пьяным Гариком, но желание расставить раз и навсегда все точки над "i" возобладало, и он принял решение ехать...

5.
К удивлению Рощина, жил его сменщик неподалёку от места работы. В видавшем виды 9-этажном доме, однозначно требующим капитального ремонта. Домофон на двери подъезда был сломан, причём, очевидно, давно. Вырванная из своего гнезда панель, служившая когда-то для аудиосвязи с жильцами дома, теперь чернела большой прямоугольной дырой, из которой торчали проржавевшие контакты проводов.
Зайдя в подъезд и заглянув в подошедший по вызову лифт, Рощин решил, что лучше идти на нужный этаж пешком. Слишком сильный запах мочи исходил из кабины лифта.
Вадим Владимирович поднимался по плохо освещённой лестнице, полной набросанных окурков и одноразовых шприцев. Под его ногами периодически позвякивали осколки стеклянных бутылок, и он недоумевал, как мог его коллега - Игорь Валерьевич жить здесь в таких жутких, антисанитарных условиях.
Звонок на двери квартиры отсутствовал, и Рощин громко постучал в неё...
Послышались шаги... Щёлкнул замок...
-А... это ты... Ну, заходи... Раздевайся...
Приветствовал Гарик сменщика...
-Старик, не обижайся. Так получилось... Слушай, завари чайку? Будь другом... Мне надо в себя придти. Всё возьмёшь на кухне...
Оставив приятеля в коридоре, Игоряша поплёлся обратно в комнату...
Через несколько минут разговор продолжился уже за чашкой крепкого чая.
Сидя в креслах напротив друг друга они пару минут, молча, смотрели программу новостей по ТВ. На экране телевизора первый президент СССР М.С. Горбачёв что-то долго и нудно говорил, в общем, ни о чём. Как всегда...
Гарик быстро трезвел...
-Вадик, давай... по порядку...
Ты в курсе - я выпиваю. Не так, чтобы в стельку... Но пью...
Спросишь почему? А Душа просит... На работе стараюсь держаться. Выпиваю дома, в основном. Думаешь, почему я твою валерьянку забираю? Она мне по кайфу... Выпью сразу один или два пузырька - и готово... И на сердце хорошо и, вообще, успокаивает. А если кто принюхиваться станет - скажу понервничал, выпил 20 капель. С кем не бывает?
-Да... Ну, прямо как мой кот... Гарик, без валерьянки уже жить не можешь? Кстати, ты в курсе, что тебя в поликлинике за глаза "Валерьяныч" прозвали? Не "Валерьевич", а именно так... Думаешь - всех обхитрил? А люди - не дураки. Ты маску медицинскую надел и считаешь, что никто не видит, что пьян? Ведь вся поликлиника видит, как тебя от стенки к стенке носит, когда по коридору идёшь... Штормит, говоришь? Больным сказался?
Игорь, мы с тобой лет 10 знакомы. Вместе в комитете Комсомола работали. На слёты ездили. Друг про друга много чего знаем...
Ты же раньше алкашом не был. Что случилось? Почему пьёшь? Чем помочь?
В комнате повисла пауза... Наконец, собравшись с мыслями, Гарик продолжил разговор...
-Вадик, если честно, признаюсь только тебе... пить я стал от страха. Ещё когда на кафедре работал. Там ведь, помимо преподавательской работы, приходилось и больных в амбулатории принимать. А от меня зависело - кого госпитализировать в стационар, кого - нет. Мест же в клинике всем не хватит. Не резиновая, поди... Ну, в общем, мне люди в карман деньги и совали. Кто десятку, кто четвертную. Не взять - не получалось. Соблазн огромный. Хотелось денег больших "срубить" по-лёгкому...
Но страшно... А вдруг подстава из ОБХСС? Кому ж охота в тюрягу на 10 лет да ещё с конфискацией? А выпьешь - и, вроде, не боишься. Уже всё - по барабану. Пьяным же, как известно, ангелы помогают...
-Игорь, тогда зачем брать взятки, если страшно? Тебе что - денег мало? Ты ведь всегда, по твоим же рассказам, мог их заработать сколько угодно?
-В том-то и дело, что мало. Есть у меня мечта, Вадик. С детства... Мечтаю уехать к чёртовой матери из этой страны. Хочу накопить деньжат и свалить отсюда в Штаты. Там деловому человеку есть, где свой талант проявить. Потому и живу в этом убогом районе и в этой "убитой" квартире. Экономлю... А вот накоплю деньжат побольше и улечу в Америку, вот увидишь. Я и не женюсь... потому, что не хочу на семью тратиться. Мечты должны сбываться. Выпить хочешь? У меня, правда, только спирт остался. Твой, кстати... Могу разбавить... А не хочешь - возьми у меня с полки в сейфе 50 рублей. Это тебе компенсация за валерьянку. Уж сколько раз брал...
-Игорь, я пить, однозначно, не буду. Хочешь обижайся, хочешь - нет. И тебе не советую. Деньги мне твои не нужны. Если без валерьянки жить не можешь - хоть всю себе забирай. Но ты спиваешься, катишься в пропасть. И сам это не понимаешь... Ты же стал алкоголиком, Гарик, тебе лечиться надо. Я не шучу...
-Не нагнетай обстановку и не наговаривай, Вадим, типун тебе на язык. Я хочу пью - хочу нет. Всё в моих силах... Могу бросить, когда пожелаю. Ладно, не желаешь со мной пить - не пей. Только вот жизни меня не учи. Много вас тут учителей развелось. Родители, брат с сестрой, ты ещё до кучи... Короче, буду жить, как считаю нужным. И хватит об этом говорить...

6.
Гарика уволили из поликлиники за систематическое пьянство на работе  с формулировкой по "собственному желанию" уже через месяц. Увольняясь, он зашёл к сменщику. Попрощаться...
-Держи пять, Вадик... Всё, ухожу... Будешь сейчас за двоих пахать здесь. Смотри, не надорвись.
-Куда ты теперь, Игорь? Подобрал новую работу?
-Нет... Я, вообще, решил завязать с медициной. Не тот масштаб, не те деньги. А годы идут... Надо быстрее накопить деньжат и реализовать мечту. А уж там, в Штатах я, по-настоящему, развернусь. Серьёзным бизнесом стану заниматься. Будете ещё мне завидовать.
-Что ж, Гарик, я желаю тебе, чтобы твои мечты сбылась. Как говорила моя бабушка: "Дай Бог нашему теляти да волка с'есть". Но на всякий случай, прощай. Вдруг уже не свидимся...

7.
Они и, правда, больше не виделись. Через общих друзей-знакомых Рощин знал, что бывший сменщик ещё несколько лет копил деньги на свою "американскую мечту", занимаясь в России бизнесом. Гарик был воистину неистощим на идеи. Креатив из него просто фонтанировал. Он то работал брокером, то открывал прачечную-химчистку, то организовывал ломбард, пункты обмена валют, похоронное бюро. Его изобретательности и изворотливости в лихие 90-е могли бы позавидовать многие. И, наконец, свершилось. Игоряша получил долгожданную визу в посольстве США и купил билет на самолёт, образно говоря, "в один конец"...
На этом можно было бы и закончить историю с Гариком... Но, однако, она имела неожиданное продолжение...

8.
Прошло несколько лет... Рощин защитил кандидатскую диссертацию и работал доцентом на кафедре в Академии последипломного образования.
Звонок по телефону оторвал его от компьютера. Звонил главный врач поликлиники, где он когда-то работал...
-Вадим Владимирович, приветствую!!! Это Андрей Михайлович... Не узнали? Терентьев... Ну? Вспомнили?
-Узнал, конечно, Андрей Михайлович, добрый день! Рад слышать... Что случилось?
-Слава Богу ничего страшного. Надо в очередной раз свою квалификацию подтверждать. У вас в Академии скоро сертификационный цикл по специальности проводиться будет. Так у меня, в связи с этим, просьба... путёвочку целевую на цикл пришлите, пожалуйста. Лично для меня...
-Конечно, Андрей Михайлович, обязательно забронирую и пришлю. Завтра же с кем-нибудь из клинических ординаторов и передам. Вы с которого часа в поликлинике?
-С 9.00, как всегда... На "боевом" посту. Вы же помните, я надеюсь? Кстати, не в курсе про своего сменщика? Игоря Валерьевича? Где он? Что с ним?
-Нет... А есть новости? Вы меня заинтриговали... Я слышал, что лет 5-6 назад он улетел в Штаты и с тех пор - ни слуху, ни духу...
-Так слушайте... Я летом летал к сестре в Нью-Йорк. Повидаться и, вообще, страну посмотреть. Она с мужем два года, как туда перебиралась. Так на Брайтон-Бич я встретил вашего пьяного сменщика... Не поверите, Вадим Владимирович, он там бомж...
-Да, ладно... Не может быть... не поверю... Игорь? Тот, кто мог сделать деньги буквально из воздуха? И бомж?
-Истинно говорю вам - это так...
Сам бы не поверил, если бы лично не встретил.
-Может, всё-таки обознались, Андрей Михайлович? Есть же похожие типажи. Чтобы Гарик и бомж? Не стыкуется в голове пазл...
-Да, говорю же вам - это он. Я специально ещё подошёл к нему, поговорил. Оказывается, бизнес у него в Америке прогорел. Деньги, которые он в него вложил, пропали. Всё пошло прахом. Диплом свой врачебный он в Штатах подтверждать не стал. В общем, лишился всего. Родных там у него нет. Вот и нищеброд. Пьёт да по помойкам роется...
-Андрей Михайлович, вы меня сейчас просто шокировали. А вы не спросили Гарика, почему он не возвращается назад в Россию?
-Спросил, конечно... Он ответил, что ему стыдно возвращаться нищим. Позора, сказал, не переживёт. Тем более, что все его накопления сгорели. Даже на билет обратный денег нет. А начинать жить с нуля, пусть и в России, как он выразился, ему уже поздно.
-Да что вы? В сорок-то лет? И поздно? Это он что-то не понимает в Жизни. Как сказала одна героиня популярного кинофильма: "После сорока Жизнь только начинается"...
-Вадим Владимирович, уважаемый, за что, как говорится купил - за то продаю. Ничего не прибавил. Вот бывает же так? Ну, да ладно... Так не забудете насчёт моей просьбы? Всего хорошего, жму руку. До встречи...

9.
После звонка Рощин долго ещё собирался с мыслями. В то, что рассказал ему коллега верилось с трудом. Слишком давно он знал Гарика, чтобы поверить в это...
Вадим Владимирович в который раз задавал себе вопрос: что могло случиться с его старым знакомым? Этим прирождённым коммерсантом и незаурядным человеком, отчего он вдруг опустил руки, нырнув, образно говоря, на самое дно социума?
И не находил ответа...
Он вспомнил, как не раз пытался отговорить сменщика от пьянства. Справедливо полагая, что именно в этом заключается причина всех его проблем.
Как сравнивал Гарика со своим котом, готовым на всё ради любимой валерьянки.
Вспомнил, как однажды, шутки ради, предложил сменщику поменять десяток флаконов с ней на бутылку французского коньяка "Наполеон". И как у Гарика, при этом, задрожали руки, словно у наркомана при виде желанной "дозы".
-Да... Бывают же у Судьбы повороты... Никогда не предугадаешь... А потому - не зарекайся...


Рецензии