Навеяно Стихотворением Ольги Гуляевой

В Москве в 80-ые годы мы устраивали "жур фиксы" от французского "jour fixe", т.е. зафиксированный день недели, когда собиралась определённая компания, и мы общались.  Ранее жур фиксы были у моей мамы, у нас в Столешниковом. Приходили её приятельницы-пенсионерки, человека 3-4, обсуждали прочитанные книги, фильмы в Иллюзионе, лекции в библиотеке иностранной литературы, истории из их жизни.  Мама их называла "мои карлистки", по аналогии со старушками, поклонницами короля Карла из венгерского фильма "Королева Шантеклера", который мы с мамой тогда посмотрели.  Для журфикса мама готовила винегрет, покупала капусту Провансаль, жарила камбалу.  Иногда пекла капустную кулебяку.  О диете никто не заморачивался.  Это были 60-ые годы. До войны она работала переводчиком письменным и устным в отделе технической информации одного ВНИИ (ВНИРО) и проектного ин-та Гипроцветмет. А после эвакуации она стала надомницей - художницей, чтобы быть дома и иметь возможность приглядывать за мной. Сначала мама разрисовывала стёклышки диснеевскими персонажами, а потом пластмассовые тарелки федоскинским методом.  Как она говорила, благодаря тому, что нашла работу "на бульваре", (в скверике на Советской площади) гуляя со мной, она получила "рабочую" карточку раньше, чем папа "служащую".  Культа еды в нашей семье не было, жили пол левизом "ешь, что дают"  Иногда она покупала нам готовые обеды, которые можно было взять с заднего входа, выходящего во двор кафе "Арфа", находящегося в нашем доме.  Иногда покупала полуфабрикаты в кулинариях известных ресторанов, находящихся по соседству. Кулинария ресторана Будапешт (вход с Петровских Линий) находилась на чётной стороне Петровки, в 5 минутах ходьбы от нашего дома. А кулинарии в Москве были чудесные, большая подмога хозяйке. Колоссальное разнообразие мясных полуфабрикатов. Почти напротив Будапешта (через Петровку, в устье Столешникова) была кулинария, как бы прилепившаяся к гостинице Урал. Если я правильно помню названия и цены, мясные полуфабрикты включали: котлеты готовые по 3 коп. за штуку, полтавские - 5 коп., на вес брали бефстроганов, азу, куриные части - наборы на бульоны, ещё два вида мяса - один из
 говяжьей вырезки ( антрекоты), другой (эскалопы) из свинины. Эти продавались поштучно и дороже. Во всяком случае, это было доступно для семьи инженера-проектировщика из трёх человек, когда работающая жена должна была выработать норму к определённому сроку.
 Очень часто, когда у меня не было вечерних занятий в институте, я оставалась дома и сидела с мамиными "карлистками". Я любила их компанию, кот. состояла из тёти Веры (Вера Ивановна), тёти Мули (Милица Владимировна), тёти Гени (Евгения Семёновна), Маруси (Марии Адольфовны) и, конечно, моей мамы Шуры (Александра Матвеевна).   С Марией Адольфовной мама в молодости вместе работала в отделе тех.информации  проектного ин-та Гипроцветмет и дружила.  А потом, так случилось, что уже я стала работать в той же организации, а МА ещё работала, и я их вновь соединила.  Каждая из этих "тёть" заслуживает отдельного рассказа, т.к. они прожили на тот момент трудную, насыщенную событиями жизнь, но я всё-таки должна придерживаться темы наших более поздних журфиксов.
  По образу и подобию маминых мы с друзьями стали устраивать, более усовершенствованные журфиксы раз или два в неделю, по субботам.  Они у нас был "передвижные" moving, (как "Праздник, который всегда с тобой" Хэмингуэя) т.е. мы встречались на разных "платформах" - у тех друзей, которые готовы были предоставить квартиру на данный момент.  Также мы, ещё не зная слова "potluck", старались каждый принести свою предварительно оговорённую еду, чтобы хозяйке/хозяину было меньше хлопот.
Должна заметить, что встречаясь у нас в огромной центровой коммуналке, никто даже внимания не обращал на убогость жилища.  Мамины карлистки к тому времени были женщины одинокие, привыкшие к советскому быту и,  некоторые даже  дворянского происхождения,  нетребовательные.  А у мамы была семья и поэтому, я думаю, она хотела их всех приютить у себя.  На наших журфиксах темы были такие же с поправкой на время. Мы были в курсе всех диссилентских и отъездных дел, открыто обсуждали их в нашем узком кругу, не боясь, что кто-то из друзей донесёт. 
И, вот, тут я уже подошла к теме, из-за которой и пишу всю предисторию.  На одном из наших журфиксов, когда страстно обсуждался матч Карпов-Каспаров, наша старшая подруга Соня, в скором времени уехавшая в Вашингтон Д.С., очень трезво заметила: "Вы ж понимаете, что мы сейчас говорим не о шахматах".  Все расхохотались, так это было в точку.

Поэт Ольга Гуляева завоевала на Стихах.ру  Первый Приз на Турнире Поэтов за 2021 год.  Одним из представленных ею стихотворений является понравившееся мне стихотворение "Корчной", на которое я случайно наткнулась и которое вызвало у меня вышеприведённые ассоциации.  Кстати, нужно учесть, что недавно вышел фильм с Хабенским в главной роли "Чемпион Мира"

Корчной

Корчной небрит, Корчной немного дик, глядит на мир из семьдесят восьмого.
Я точно знаю – Карпов победит, но я опять на стороне Корчного.
Мне наплевать, что он уже не наш, мне всё равно, что я не знаю шахмат –
Из всех коней цэ-два-аш-пять-о-аш к соседям в гости ходит тихим шагом.
Наверное, они его родня, они близки, они как пиву – пена.
А я не Карпов, нет, и у меня – ни био-, ни энерготерапевта.

Возможно, станут пешка, слон, ладья когда-нибудь редкоземельной солью
И растворятся в жидкости, но я – сегодня я, увы, ни Том ни Сойер –
Сегодня я живу в СССР, мне надо срочно выучить девизы,
Включить девизы в повесть и эссе, но мой не чёрно-белый телевизор,
Поймавший передачу с Филиппин о том, как для коней куют подковы,
Мне говорит: «не спи не спи не спи», и я опять на стороне Корчного.

Советский человек, советский, но я не человек советский ни индиго.
Я знаю всё, поскольку я – Корчной, и это я тогда не победила.
Ему тогда один бы на один, но карма – что поделать, это карма,
И он бы победил, но победил – и это точно – Анатолий Карпов.
А людям что – балет и общепит, и ликовать в своих хрущёвских норах.
Я точно знаю – Карпов победит. Но я – всегда – на стороне Корчного.

news.ru/cinema/habenskij-sygral-predatelya...

В Москве состоялась премьера масштабного, двухчасового фильма «Чемпион мира» о самом скандальном и драматичном в истории шахмат поединке между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в Багио в 1978 году.


Рецензии