Леонардо да Винчи

               
         Я купила репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи. В нашем книжном магазине. Там продавалось много чего интересного и я часто заходила туда. Интересные книги, журналы по искусству.
 
      Уже давно жила одна. Дети выросли, разъехались. И у меня было достаточно времени, чтобы я могла посвятить его любимым занятиям. Только работа. Чтение, поэзия. И вылазки на природу. С этюдником. Особенно любила осень. Пробовала себя, но у меня получалось не очень. Знакомый мой художник предложил давать мне уроки живописи.

      Но он такой знаменитый и талантливый, что я не могла согласиться. У него и так было много занятий. Он член Союза художников. Много путешествовал. Его приглашали в другие города и страны.
 
      Понравились мне его полотна из Японии. Много выставлялся. Пригласил на открытие его персональной выставки в Комсомольске.  С любименькой внучкой шести лет. Для нее это было так полезно. Первое знакомство с настоящей живописью. Она была счастлива и сейчас вспоминает, что она видела. Мы с ней были в восторге.

       Под впечатлением от выставки я и купила эту «Ждоконду».
      Повесила картину на стене в гостиной. Там всегда много пространства и света. Всегда светло и пусто. Диван, телевизор, пианино и два цветка папоротника на подставках. Вот все, что там было.
   
       И эта Ждоконда ожила. Она все время смотрит на меня. И никуда не деться от этих внимательных глаз, освещенных лучиком затаенной улыбки. Кажется, что она знает что-то такое, да не скажет. Это ее тайна, которой она поделится, но не с каждым.  Когда я выхожу из комнаты, провожает меня взглядом. Такой эффект. В этом талант художника. В этих ее живых глазах.
 
       В этой комнате я  пью утренний кофе, делаю зарядку. Первые же лучи восходящего солнца проникают в комнату через большое балконное окно. Дети так и называл эту комнату: комната, в которой живет солнце.
 
       Какое-то восторженное состояние души, внутренняя гармония с самой собой посещала меня посещала в этой комнате. Состояние непроходящего счастья с самого раннего утра. Летать хотелось! Так было мне хорошо там, в этой моей любимой комнате.


    Как-то младшая дочь сказала мне:
   -  Мама, давай выйдем на балкон и закричим. Громко-громко!
   -  Зачем?
   -  А низачем. Просто так!
      В те времена она закончила свои университеты. Уехала от меня сначала в Питер. Это была ее мечта – жить и работать в Питере. В этом красивом городе. Городе – живой истории, городе – празднике.
    Работала там на телевидении. Устроилась без никакой протекции. Откуда у меня протекция, жительницы Хабаровского края. Я там раньше никогда и не бывала.  в Питере.

     Ей предложили работу по ее диплому. С  испытательным сроком две недели. Но к исходу первой она уже была зачислена в штат. Многого достигла. Проработала там она около года. Ей поручали прямой эфир. Но каждая достигнутая мечта уже не мечта. Она становится повседневностью. И хочется большего. Мечты меняются и становятся выше.

    -  Мама, я хочу путешествовать.
    -  Но надо же работать и зарабатывать на жизнь.
    -  А я так и буду жить. Путешествовать и этим зарабатывать. Я уже получила сертификат для работы за рубежом и заключила договор с классной туристической фирмой.
      Я гид по зарубежным странам. Турция, Греция, Рим, Венеция, как ты говоришь. Короче, у этой фирмы много направлений. Я жду визу. И вот приехала к тебе на побывку. На две недельки. Уже наняла препода лингвистической школы. Мне надо срочно усовершенствоваться в английском. И в вождении.

    И вот так всегда. Все всегда решала сама!  Училась в универе и ей исполнилось двадцать лет. Надо было получать новый паспорт, она поменяла имя. Говорит мне по телефону. Мы жили в разных городах:
    -  У меня для тебя сюрприз! – так весело и таинственно. Ну, думаю: что она придумала на этот раз? Молчу. Жду.
    -  Мама, я поменяла имя!

       Это действительно был для меня сюрприз. Да еще какой! Имя-то у нее красивое и ей полностью соответствует. Оксаночка. Такое нежное, красивое. С этим именем мы ее крестили. У Бога она Оксана. Говорят, у крещеных людей есть их ангел-хранитель. Молчу.
    -  Мама, почему ты молчишь, ты не рада?
    -  Рада, конечно, но это так неожиданно.
    -  Не трусь. Все будет хорошо! Новое имя – новая судьба!
    -  А чем тебе твоя судьба не нравится?
 
      Мы давно уже жили одни. Без ее отца. Он ушел от нас в мир иной. Мужчина в семье – надежда и опора. Материальное благополучие. Это тепло и забота. Но ничего этого у нас с ней нет.  У нас с ней семья – она да я. Выживаем, как можем. Старшая доченька была уже замужем. Тоже перебивалась с хлеба на воду.


      Поступление моей младшей в универ – это отдельная тема. Все платное. Бюджетных мест только десять на факультет. Вот только одна учебу закончила, тут другая подоспела. Разница у них – семь лет. От той учебы я не отошла еще. В эти девяностые, как их называли, всем досталось. Работала на заводе. Зарплату платят раза три в году.   
      После двух экзаменов  младшая была шестой по баллам на бюджет.  Почти с медалью окончила школу. И знания были. А когда пришли на зачисление, оказалась девятой бюджетницей. Еще бы парочка блатных подошла с богатенькими родаками, и видели бы мы с ней учебу в гробу в белых тапочках. А на что я могла бы ее учить платно?

     Мы жили и выживали. Она, начиная с первого курса, на работу устроилась.
     -  Мама, не трусь. Проживем как-нибудь! Вот и жили мы как-нибудь.

     Перестройку наши вожди затеяли. То строили коммунизм: «от каждого по способностям – каждому по потребностям!» До него было уже рукой подать. Потом капитализм с человеческим лицом. А лицо это было – козья морда. Не для всех, конечно. Но для основной массы народа – да. Козья морда. Это точно.

       Кинулись на народе эксперименты ставить. То  «шоковая  терапия» Гайдара, то мгновенная приватизация. Главным «приватизатором» был глава Рос – НАНО – Чубайс. По его распоряжению была проведена эта грабительская приватизация.    Буквально за копейки, за бесценок продавались заводы и фабрики. И кому? Особо приближенным и тому, у кого были деньги. Америке были проданы триста военных кораблей по цене автомобилей класса «люкс».

       Результатом  этих «реформ» 90-х годов стал пятидесятипроцентный спад производства. Страна обнищала и нищета стала уделом основной массы бесправного народа.  Но эти молодые экспериментаторы «не забыли» и про народ.
     Всем досталось по эксперименту Чубайса по ваучеру от достояния  государства. Кому – газ и нефть, заводы и фабрики по бросовой цене.
     И за копейки. А нам – бумажка. По штуке на члена семьи. Они до сих пор у меня лежат в макулатуре. Эти его ваучеры гребаные. Так и хотелось всегда швырнуть их в его толстую морду!


    А тут и раздел страны подоспел. Разделили, сволочи, разорвали на части по живому. Такое государство было! Империя! Кому-то срочно захотелось Президентом стать, как в Америке!
    Объявили референдум. И народ же проголосовал за Союз! Но своя рука – владыка! Похерили волю народа. Суверенитет объявили. Самоопределение народов! У них там пиарщиков этих, как собак нерезаных. За такие деньги, как им платят, они что хочешь для заказчика сделают. Распиарят, мама не горюй! Еще и не то придумают.
      И что теперь имеем? За что боролись, на то и напоролись! Теперь телевизор смотреть страшно. Все воюют. Свободные народы. Самоопределяются. А Россия только и успевает их разнимать да братскую помощь оказывать.

      А было одно государство! Мощное и многонациональное. Но единое! И сильное! Все были друг другу братья! В армии вместе служили, на демонстрации ходили. Заводы и фабрики строили. Недрами земли, какими недрами -  владели!
    Теперь все отошло в частные руки. Что есть у государства, с чего можно бюджет страны пополнить?
    А ничего! Народ нищий, безработный. Потому что все развалено. Работать негде. Это раньше была своя промышленность, заводы и фабрики. Были совхозы и колхозы. Была государственная собственность на недра страны. И в этих недрах чего только нет!


     Вот недавно Норвегию по телевизору показывали. Так там такая государственная политика, что за счет нефтедолларов все бесплатно. И медицина, и образование. Такие государственные социальные программы. Не буду перечислять. Но запомнила. Много чего интересного узнала. И  весь народ, а не только чиновники, пользуются многими льготами.
    Так это Норвегия! Сравните площади наших стран и запасы в них полезных ископаемых! Да у нас этой нефти и газа – девать некуда. Всем странам за копейки предлагаем.  Сами же и на газопроводы эти тратимся. «Северный поток - 1», «Северный поток -2». А свои города и села не газифицированы. Средств нет трубу подвести. Платим за сжиженный привозной  газ. А по морям и океанам по дну столько тысяч километров для всей Европы – так это у них есть!
    А еще государственная монополия на алкоголь. А пил во все времена наш народ не слабо. И все это капало в бюджет.

     И чем дальше от столиц, тем народ более нищий и бесправный. Не может пользоваться всеми благами цивилизации и культуры государства.
     Мы – окраина России! Когда еще про нас вспомнят в Москве! А народ разбегается. Постоянный отток. Особенно молодые. Какие тут для них перспективы? Вот такие дела. Все больше на нашем Дальнем Востоке чужого народа становится. Скоро станем провинцией Китая. Они проникают и стараются зацепиться здесь любыми способами. 
 
     Мы, простой народ, не банкиры и не экономисты. Нет у нас замков за рубежом. Нет яхт размером с большой многоэтажный дом. Но видим, что из их преобразований получилось. Кто ближе к власть предержащим, пооборотистей да побогаче, вывозят капиталы за границу. Приобретают там бизнес и учат там своих детей.

     Анекдот такой пришел на телефон. Идут дебаты в правительстве: где провести очередное испытание атомной бомбы.
     Один говорит: - а давайте кинем на Америку.
       -  Да ты что? Ну их на фиг. Такой в мире резонанс поднимется. Мама не горюй.
       -  Давайте на Швейцарию!
       -  Сдурели вы, что ли? Там же все наши капиталы. Вот придумали.
       -  Ну хорошо. Тогда на Англию!
       -  Кто тут у нас с дуба рухнул?
       -  Там же все наши дети учатся! – И все дружненько порешили:
       -  А давайте на Хабаровск! 
     Ну это к слову пришлось. Про других. А давайте про нас. Про наше родное государство.

     И что мы здесь имеем?  Медицина, учеба – все платное. Пенсии копеечные. Возраст пенсионный повысили под мировой футбольный матч. Тихо и спокойно объявили, когда все уже было сделано. Народ от футбола отошел. Ура, ура, мы так все провели хорошо! Спасибо родному государству и его правительству!

     Отфестивалили. Рот открыли, а уже поздно! После боя кулаками кто же машет? Закон уже принят! Госдума одобрила, спасибо ей, дорогой нашей Думе.  Придумала, пока мы в футбол играли! Им бы такие зарплаты да пенсии положить, чиновникам нашим. Как рабочим, которые у станка стоят, ценности создают. Да на хозяев работают. И пенсионерам, которые всю свою жизнь на это государство за копейки работали. И посмотреть, как бы они жили!
    Устроили государство в государстве. И получается, что власть имущие сами по себе. А народ сам по себе. И устраивают наши члены правительства дебаты друг с другом на тему «Как искоренить нищету». Это их излюбленная тема. И уже много лет.

    И в результате богатые богатеют. Вон миллиардеров сколько развелось. И богатство их нажито не веками, как у других людей. У них поколениями благосостояние наживалось. Поколениями! А у наших - удачными махинациями. Только и видишь по СМИ, какие у них замки, недвижимость за рубежом, да яхты размером в жилой дом. Деньги вон камазами вывозят.

    Это что за  бизнес такой, когда состояние приобретается за одну ночь? И государство наше ни сном, ни духом до поры до времени ничего не знает! А как оно может знать? Все же эти магнаты живут за высоким забором, а то и за рубежом! В основном там, конечно. И живут припеваючи на два государства. Люди мира. И богатеют.
    А нищета еще дальше в яму падает. Вон средняя пенсия за прошлый год четырнадцать тысяч. И давно уже. Народ смеется:
   -  Есть, есть в нашем государстве стабильность! Хоть что-то в нашем государстве стабильное. Все остальное растет. И цены на продукты, и коммуналка. А пенсии такие же!

                *****

      Отступление получилось на целый километр. Надеюсь, вы меня простите. Наболело.
    Продолжаем общение с моей младшей. Путешественницей.    
    - И это все хочешь успеть за две недели? Как у тебя это получится?
   -  А что, мое время лежания на диване прошло. У меня много дел и желаний! –  вот такой ответ получила. Надо все успеть.
      И я подумала тогда,  что «давай закричим», это, наверное, чтобы вселить уверенность в себе и заявить всему миру:
   -  Я выхожу на Ты! - Так говорили в давние времена в святой Руси, когда шли на войну. Когда решались встретиться с врагом. И у моей девочки сейчас было такое время, такое чувство. И она должна набраться сил, чтобы победить.
      И я ее понимала. Это благодаря ей, ей самой, перед ней открыт весь мир! Что я могла одна ей дать, работая на заводе, на котором зарплату платили три раза в год. И теперь только от нее все зависит. И ей могло быть страшно перед этой неизвестностью. Я – мама. Наш дом - ее тихая гавань. Куда она может приехать и побыть какое-то время. Зачерпнуть чистой родниковой воды из источника ее детства.

     Здесь ее ждут. Любят и всегда поддержат. И накормят вкусно. Чаем напоят с домашними пирогами. Хорошо же, когда просыпаешься, а во всем доме уже пахнет ванилью. Праздником. А для каждой мамы  любить – значит накормить. Что мы еще можем сделать для наших детей в этой жизни?
   И это все, что я могу сделать для нее сейчас.
               
               
     Кинофильм про войну как-то в канун 9 Мая показывали. Бондарчука, кажется. «Горячий снег». Точно не помню. Но фильм классный. Там наши молодые солдаты, мальчики совсем еще, защищали высоту. От того, устоят они, или нет, зависел исход очень важного сражения. Они боролись из последних сил, просили боеприпасов. Просили огня, поддержки артиллерии. Но они в кольце врага.
     Когда подключилась артиллерия, и немцев отбросили от этой высоты, их, защитников,  остались единицы. Израненные, умирающие, но не сдающиеся. И их лейтенант, который ими командовал, тоже еле живой.  Молодой израненный мальчик.
    На позиции приехал боевой генерал. Посмотреть, как же они могли так долго выстоять? Без помощи, без еды, без боеприпасов. Все окопы разворочены. Орудия разбиты и вокруг тела защитников высоты. И только несколько живых израненных солдат он увидел. И лейтенант встал с трудом перед ним с докладом в изодранной изрешеченной пулями шинели. Без шапки. А была зима. Морозы.
   Пожилой генерал, сам раненый в ногу, снял шапку с головы, заплакал скупыми мужскими слезами. Он ходил между живыми.  Уцелевшими в этой мясорубке мальчиками и раздавал им награды. Живым. И говорил, повторял все время своим тихим осипшим голосом среди этих развороченных орудий,  окопов и человеческих тел:
    - Все, что могу. Все, что могу. Все, что могу…

                *****
               
      Почему мне это вспомнилось сейчас? Не знаю. Какая-то ассоциация возникла. Что вот нашим детям  тоже бывает тяжело. Но они не сдаются. Стараются устоять перед трудностями в этой жизни. Они готовы бороться и не сдаваться. Им нужна поддержка близких людей.

      Для них это так важно. Что их ждут дома. Любят. Накормят. Сделают для них все, что они могут, их родители.  Поддержат и обнимут в трудный момент. Объятия близкого человека – это так вдохновляет. Такая сила и теплота  в этих объятиях. Замкнулось пространство, объединяющее двух близких людей. Они вместе. Они защищены объятиями от бед и забот.

      И это все, что я могу сделать для нее в этой жизни.   
     У меня иногда получаются стихи. О ней. Я их записываю в тетрадь. А потом ей читаю. При встрече. О весне, красоте этого мира и любви. Она самый первый мой слушатель и самый справедливый критик.  Бывает, скажет, как отрежет, всю правду-матку в глаза:
    -  Маман, так не бывает. Где ты любовь сейчас видишь? Это в прошлом веке. Женщины были прекрасны и таинственны. Мужчины были ответственны  и заботились о женщинах. Преклонялись перед ними.  Преклонялись перед женской красотой. Балы, кринолины, экипажи.  А сейчас нам, женщинам, самим надо зарабатывать и думать о себе.
     Сейчас им, мужикам,  некогда. Им не до женщин. Это мимолетно. На один раз. Он с тобой, а думает, что сейчас делает его конкурент. Может, копает очередной подкоп против него.

      У них свои игры и увлечения. Бизнес. Охота и рыбалка. Машины и яхты. У кого круче. Это их игры и их игрушки. «Выше нас только небо, круче нас только яйца». Слышала такое?  Бизнес, передел собственности, рейдерский захват.
 
      Все продается и все покупается. Буквально все. Каждый человек. Любой чиновник и полицейский чин. Вон телевизор посмотри. Там сплошные убийства, «Разбитые фонари» да  «Ментовские войны». Только про этих продажных и показывают. Разница их только в стоимости.

      А ты – любовь! Смешная ты, мам! Какие кринолины? Какие французские романы? Встала утром и поперла на  работу ни свет ни заря!
    Опять она дождалась визы в очередной свой Бангкок или куда-то еще и уехала. Опять я одна. Во всей квартире.

                *****    
               
       Моя комната.  Я любила эту комнату. И что бы я ни делала, моя «Мона Лиза» смотрела на меня. Негде было укрыться от этих глаз. Особенно жутко было вечерами в сумерках. Я пригласила подругу Надин. Рассказала ей о своем впечатлении.
    -  А и правда. Она смотрит за тобой.
    -  И за тобой тоже?
    -  Да.
В тот вечер мы ходили гулять и я попросила ее остаться переночевать. Жутко одной, не уснуть.
               

    Я до того прониклась настоящестью этой не картины даже, а репродукции, что мне захотелось узнать о художнике и картине побольше.
     Начались походы мои в библиотеку в поисках материалов о Леонардо да Винчи. Интерес к нему возник намного раньше.
     После окончания техникума я оказалась по распределению в Киеве. Там познакомилась с молодым человеком, который учился в институте искусств. Мне нравилось с ним общаться. Он много знал о художниках. Истории написания мировых шедевров. Мы вместе рассматривали журналы по искусству и живописи. И это мне было безумно интересно.

     Потом еще в советские времена я побывала с группой туристов в Чехословакии и Германии. И, естественно, посещали музеи. Какое впечатление  на меня произвел Цвингер, дворец немецких королей!  Здесь же Дрезденская галерея. Сад скульптур.  Экскурсия была обзорная, но мы с подругой остались и до закрытия провели время в том знаменитом музее.

   «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна», « Поклонение волхвов», «Джоконда». «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», «Портрет Цецилии Галлерани», «Святой Иероним» - все это мировые шедевры. И среди них - Леонардо да Винчи. Первый среди лучших. Гений.
      Он писал свои картины в технике сфумато. Можно создать живое лицо живого человека. Буквально: мягкий, неясный, исчезающий, растворяющийся. Готовую картину он покрывает едким составом. Может быть, в него входят терпентин, отбеленное на солнце растительное масло и какая-нибудь кислота.
 
      Леонардо да Винчи исследователь и художник. Мыслитель и ученый. Много чего я о нем узнала. Исследователь природы. «Опиши язык дятла и челюсть крокодила». Он изобрел военное снаряжение и досконально исследовал строение глаза человека. Исследовал многое другое. А еще он был тонким знатоком человеческих душ. Это ему принадлежат эти слова:

    -  Если найдутся среди людей такие, которые обладают качествами и достоинствами, не гоните их от себя. Воздайте им честь. Ибо такие люди являются вашими земными Богами. Заслуживающими от вас статуй, изваяний и прочих почестей.

    Треугольник Пенроуза и многое другое. Можно перечислять часами.      Я восхищалась им, как человеком, которого интересовал этот наш несовершенный мир.  Как и все, кто знал и любил его картины. Любопытство привело меня к тому, что я захотела узнать историю написания этой знаменитой картины.

                *****
     Вот несколько версий.

    Первая:  «Джоконда» написана Леонардо да Винчи с синьоры Пачифики Брандано. Это подруга Джулиано Медичи, гонфалоньера святой Римской церкви. Она смотрит на Мастера, как бы ему покровительствуя. И это понятно, если иметь в виду положение и сан ее господина и возлюбленного.
   «Джоконда» - значит «Играющая». Во время написания картины Леонардо держал певцов, музыкантов. И постоянно шутов, поддерживающих в ней веселость. При этом знаменитый музыкант Аталант Милоротти играл на лире.
     Она имела двухлетнего сына от Медичи. Художник писал картину четыре года.
    Вторая версия:      Джорджо Вазари отождествляет модель самого знаменитого портрета в истории живописи не с Пачификой Брандано, а с Моною Лизой ди Антонио Мария ди Нольдо Геральдини, женой флорентийского гражданина Франческо дель Джокондо.  Если это так, почему синьора имеет поверх прически обычную вдовам траурную вуаль. Хотя Франческо скончался еще много позже Мастера. 
   Но и версия с Пачификой небезупречна.
   Третья версия.  Некоторые исследователи называют вместо сеньоры Пачифики неаполитанку Констанцу д - Авалос. Они ссылаются на известный  сонет, где имена Мастера и этой Констанции поставлены рядом.
        Однако, всю правду знает только Он.

                *****

    Живописец Его Величества короля Франции,  флорентиец Леонардо да Винчи умер в замке Клу на Луаре 2 мая 1519 года.
   Смерть Леонардо приключилась тот час, как пробитая солнечными лучами запылала занавесь на окнах и в саду грянули птичьи голоса. Ему было шестьдесят восемь лет.
   Купленная в Милане у семьи графов Литта  в 1865 году, «Мадонна Литта» находится в Эрмитаже. Одни видели в ней Лукрецию, графиню Бергамо. Бывшую возлюбленную герцога Моро. Вторые – наложницу короля Франциска. Третьи – этюд к знаменитой  «Джоконде».

                «Красота – это вечность, длящаяся мгновение»

                Хабаровск. 15 апреля 2021г.

               

               

   
    


Рецензии