Пути психологического взросления

Сегодня мы живем в мире, переполненном информацией. Многие люди размышляют и говорят о возможностях духовного роста, называя их просветлением, пробуждением, освобождением. Это путь для всех, нужно ли мне это или нет? Как этот путь связан с психикой и психологией?
На вопросы связи духовных путей и психологии подробно отвечает Интегральная психология, автором которой является психолог, философ, писатель, буддист Кен Уилбер. Тем, кому серьезно хочется разобраться в этой теме, стоит обратиться к его книгам и направлению психологии.
Я хочу предельно просто прояснить мое понимание проблемы.
Заходить на территорию этой темы, не будучи в какой-либо духовной традиции или не интересуясь этой стороной жизни, бессмысленно. Я принадлежу к одной из традиций индуизма. Если сказать очень просто-это йога. Также по своему опыту мировосприятия в течении нескольких десятков лет я связана со знанием европейского и русского символизма.  И будучи продуктом своего времени и культуры, я знакома с естественно научной парадигмой, распространённой в текущее время. На стыке нескольких мировоззренческих концепций, мне значительно проще выходить за рамки любой концепции, сравнивать, рассматривать разные точки зрения.
Я сразу хочу отметить, что любая философская доктрина духовной традиции возможна для полноценного постижения только изнутри, не получится аргументировать против или за традицию, к которой лично не принадлежишь. То есть не имеешь посвящения в традицию, открывающее игру на внутреннем уровне, позволяющую психике переживать феномены данной системы внутри себя. Это же верно не только для путей, считающихся религиозными, но и для научной парадигмы взглядов, для символизма- как языка психоанализа, а до этого являвшегося языком европейской алхимии. Конечно, аналитический книжный уровень познания тоже возможен. Но он не будет глубоким, если только человек не является гением. Хотя гений скорее это и есть человек, который может разворачивать мульти игры в своем сознании в кратчайшие сроки, постигать напрямую без прохождения ритуалов, занимающих время у обычного адепта.
В индуизме существует несколько философских школ. Я буду говорить о самой известной, той, что сегодня называют Адвайта веданта или Нео Адвайта. Ее популярность началась на Западе в 60-е годы прошлого века, массовая культура хиппи, любовь к Индии и Востоку, многочисленные духовные учителя, приезжающие на Запад, все они помогли становлению и популярности доктрины Адвайты.
Как же объясняет мир эта система? Это сложная философская доктрина, которая была разработана древними индийскими философами Гаудопадой и Шанкарой примерно в 7 веке, включает в себя десятки тысяч написанных оригинальных книг и комментариев, и миллионы последователей. В этой системе присутствует одновременно три теории о происхождении Вселенной. Как такое может быть? Каждая теория включает в себя более простой уровень и является ветвью одной большой философской системы, как арифметика-математика-алгебра.
Первая- подобна той, что постулирует современная наука- постепенное творение. Большой взрыв, линейное время из прошлого в будущее.
Вторая теория- мгновенное творение. Все происходит одновременно. Как это понять? Лес уже существует. Вы вошли в темный ночной лес. Осознавать вы будете только то, что видно в свете вашего фонарика. И ваш путь- такой поход по лесу. Нет никакого прошлого леса или будущего, лишь внимание –свет фонаря превращает ваш путь из прошлого в настоящее.
Для того, что объяснить третью теории происхождения вселенной, я приведу следующую аналогию. Если человек в очках виртуальной реальности начинает смотреть игру про орла, летающего над Парижем, надо сказать, что это мой любимый пример из виртуальных игр. И будете смотреть эту игру на протяжении нескольких лет, не снимая оборудования, сколько времени займет отождествление себя с этим самым орлом? Месяц, два, два года, три?  Именно так, примерно в три года, ребенок перестает говорить про себя «она», а начинает «я». Ребенок поверил, что он –это тело, ограничив и отформатировав себя этой верой. И у него или нее уйдет много времени и сил, чтобы разотождествиться с этой верой. И в том числе, вхождение в духовную традицию связано с возможностью узнать иной язык миро построения, и суметь выйти за рамки привычного, снять очки виртуальной реальности и начать видеть жизнь- как она есть.
Третья теория происхождения Вселенной Адвайты- для тех, кто осознал, что такое «Полет орла над Парижем». Разве орел реален? Его жизнь? Где она? Где орел? Его не существует. Лишь в сознании есть некий опыт, который может быть переживаем.
Каждый соглашается с той теорией, которую способен не просто принять умозрительно, но начать переживать на собственном опыте. Развернуть игру в своем сознании, согласно определенной парадигме взглядов.
Для тех, кому пора выходить, кто набрал достаточно опыта в качестве человека, существует понятие -реализация или освобождение. Освобождение от привычного отождествления себя с неким ограниченным физическим носителем- телом. Переход на другой уровень познания жизни, в другой носитель с принципиально иными возможностями.
Признаки того, что реализация произойдет в этой жизни, могут быть самые разные, назову несколько. Эти признаки иногда можно отметить даже у маленького ребенка.
-Если ребенок не задает вопросы, когда все дети в текущем возрасте сплошные почемучки.
-Если в стрессовых ситуациях маленький ребенок берет управление в свои руки, причем ребенку может быть пять лет, родители могут не знать, что делать, пугаться в сложившихся обстоятельствах, а ребенок точно знает, что нужно делать в напрягающих или расстраивающих родителей ситуации.
-Если, например, девочка, а иногда мальчик очень увлечены вышивкой бисером, вязанием крючком или спицами, постоянно что-то плетут. Скорее всего этому ребенку предстоит реализация-освобождение в этой жизни. 
-Также один из признаков- если человек начинает серьёзно бороться за справедливость по широкому кругу проблем. Это значит нужно начинать учиться, борьба за справедливость –это неопознанная, закамуфлированная потребность в обучении, возможно философии или какой-либо системе, помогающей человеку духовно эволюционировать.
Сейчас, когда мы обозначили, кому это может быть нужно. Я напишу три основных пути выхода из привычного пузыря восприятия. В индуизме эти три пути обозначены как: путь любви (путь Кришны), путь аскезы (путь Шивы) и путь силы (шактизм).
 Аналогичные пути есть и в других традициях. Очевидно, что и взросление психики может быть развернуто через эти три пути.
Человеку жизненно важно понять, какой путь его. И пройти его от начала до конца. Если он или она начинает метаться, сворачивать с пути, прыгать с одного на другой, это чревато неудачей, не прохождением или несчастной жизнью.
Например, женщина около пятидесяти лет, внешне благополучная. Замужем второй раз, взрослый ребенок от первого брака, живет в красивом доме в Италии, вяжет мужу свитера, гуляет со своей собакой по живописным окрестностям, немного работает онлайн, проводит время на форумах и в онлайн журналах тех, кто практикует осознанные сновидения или сновидения с выходом из тела. Оказывается, все это было ей доступно в ранней юности, так же, как и необыкновенно высоко энергетическое состояние, присутствующее фоном жизни. Она всегда смеялась, брала от жизни все, что хотела, не сильно заботясь об окружающих. Счастливой она была до того момента, как с ее сестрой случилось несчастье, и героине пришлось пожертвовать своими интересами, приоритетами в жизни ради сестры. Это стало концом ее счастья. Ее энергия ушла от нее, ее радость жизни, возможность астральных путешествий была закрыта. Она устроила свою жизнь в конце концов, получила профессию, брак, ребенка, второй брак, собачку и живописный край для проживания. И возможность читать про чужие опыты путешествий по другим мирам. Ее внутренний мир и ее искрящаяся энергия ушли от нее, и за тридцать лет не вернулись. Но почему? Она же благородно пожертвовала собой? Разве это справедливо?
Для прояснения вернемся к нашему орлу, вернее к аналогии жизни психики как игре. Представим, что двое друзей пришли в салон игр и выбрали одну и ту же игру- «Полет орла над Парижем». Оплатили четыре часа времени и сыграли. Один из игроков с юмором и не серьезно отнесся к своему герою и будучи благодушно настроенным и добрым по природе, жалел орлов-конкурентов, разрешал своей орлице приводить в дом приятелей-возлюбленных. С удовольствием общался с ними, не борясь за свою территорию. И через короткое время он заметил, что его перья стали выпадать, он весь как будто съежился, и взглянув в воду, пролетая над рекой, он увидел вместо орла отражение чайки. Он удивился, но это не расстроило его, значит игра должна быть такой. Сейчас он чайка, четыре часа пролетели незаметно, с героем происходили метаморфозы, игру он закончил хромым маленьким воробьём, но получил удовольствие. После игры приятели отправились ужинать, за едой первый спросил, смеясь: «Как тебе понравилось быть воробьём?» Его друг не понял: «Каким воробьем?» «Как же, в конце игры, ты не заметил, в кого превратился?» «В смысле? Заметил. В огромного дракона- императора». Только в этот момент первого что-то кольнуло, задело, оказывается это он стал воробьем, а его друг за время игры отстроил империю. Так тоже было можно.
Что же случилось с героем пока шла игра? Орел-это путь силы, и если человек, обладая определенными задатками, способностями и склонностями, начинает реализовывать путь силы, то он или она должен вести себя как орел. Пространство будет ему «платить» за то, что он корректно «играет свою роль». В этом случае человека ждет внутреннее удовлетворение и ощущение счастья как фон проживания. Жизнь будет казаться легкой и интересной, наполненной и осмысленной. И если человеку положена реализация, конец пути, то это произойдет естественно и без особых сложностей. Поработать придется, человек начнет меняться, орел, пройдя через уроки жизни, превратится в сильнейшую волшебную птицу- в гаруду, которая узнает тайны жизни, заглянет на ту сторону, перестанет быть ограниченной своими крыльями, выйдет из пузыря реальности, изменив свое восприятие. Но если только орел начнет вести себя как благодушная курица, клевать зерно вместо живой добычи, он сойдет со своего пути. С направления силы, например, на путь любви. Но это не его путь. Человека ждет череда унижений, возможно болезней, неуверенность и неудовлетворенность жизнью, потому что по своим склонностям он не предназначен для этого пути, его базовая энергия, ее качество и объем может контрастировать с возможностью испытывать нежные чувства, например, к маленьким детям. Человеку придется очень серьез себя ломать и корежить, чтобы качественно встроится в чужой путь. В течении этой перестройки его перестанут узнавать знакомые, он начнет старится раньше времени. В конце концов, возможно, он реализует путь любви. И тогда загнанный воробей исчезнет, эго растворится в любви. И он сможет выйти из пузыря другим путем, не тем, который был ему или ей предназначен. Это называется- сложный опыт. Часто бывает, что человек, сошедший со своего пути, промучившись несколько лет, возвращается в точку, где сошел. Если еще не поздно. И продолжает жить как орел, промучившись лет семь в «не своем опыте».
Аналогично может и голубь захотеть стать орлом. Возможно, ему дадут испытание, которое он выдержит. Например, ложное обвинение и тюрьму. Если выдержит, то останется орлом, причем ему придется не просто выжить в этом испытании, а обрести уверенность и если не радость, то ровное состояние духа. Так бывает, если человек превращается в война духа. То же верно и для пути аскезы.
Осознав эти правила, можно перестать запутываться в разных, на первый взгляд противоречивых рекомендациях учителей. Учитель всегда отвечает личности, то есть определенному типу ученика. И рекомендации, например, голодать, отказываться от жизни будут некорректны для того, кто выходит путем любви или силы. Они начнут хиреть и умирать. Это путь аскета. Стоит разобраться, к какому типу вы принадлежите, если вам показана реализация. И вести себя согласно этому типу.
А как же рекомендация всегда поддерживать гармонию текущей ситуации? Это верно. Но гармоничное поведение для орла и воробья в аналогичной ситуации будут противоположны. Когда духовный учитель говорит- подставьте вторую щеку, он говорит тем, кто идет путем само сдачи, путем любви. Эти люди живут в высоких вибрациях благости.  Кто доверился высшей силе и/или идет путем любви, не нужно самому останавливать зло. Бороться со злом- не его путь, и начав сходить со своего пути, человек будет сам же и наказан. В случае пути силы, разумеется, зло должно быть остановлено, иначе орел начнет «терять перья», превращаясь в ничтожество, при этом не наполняясь любовью.
Да, на высокой ступени все люди становятся самой любовью, силой и не привязанностью. Но не разумно играть в любовь и всепрощение, пока не закончена игра в силу. Желательно до конца пройти свой путь. В противном случае пространство или высшее я, или психика начнет человека наказывать, тычками и болью возвращая на свой путь.
Иногда бывает сложно понять, кто я, какой я, оценить себя верно без помощи. В основном все интуитивно чувствуют свое направление верно, но запутываются в разных объяснениях, теориях, принимая для себя чуждые советы.
Пути, которые я описала имеют свои ступени или вехи психологического взросления или перерождения. Я опишу это в одной из следующих статей.
Познание себя, понимание себя, принятие себя тем, кем являешься - очень важно. Показатель, что стоишь на верном пути- ощущение счастья и внутреннего покоя. Если нет такого фона проживания-это повод задуматься и начать разбираться. Специалисты могут помочь сэкономить время и силы, уберечься от разочарований. Выйти в радостное проживание, которое является нормой для всех людей без исключения.
Признаки, когда разумно обратиться за такой помощью, проживая важные точки перехода –внутреннего перерождения, я описываю в статье «Я уже заблудился или еще нет?».


Рецензии