Легенда ВМФ Александр Шабалин
Его называли "хозяином моря", "охотником без промаха", "самым хитроумным катерником", "везунчиком".Командир торпедного катера, дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин
Он родился 4 ноября 1914 года в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области. В семье было четверо детей. Саша учился в школе, помогал родителям по хозяйству. Онега издавна славилась опытными мореходами, поморы обычно шутили - "Онежане - те же норвежане". Для молодого парня, кроме, как дороги в море, другого пути в жизни и не было.
Однажды к ним в гости приехал из Мурманска дядя по матери Федор Валявкин. Он был замечательным рассказчиком, говорил о своей работе в море, о промысловых судах, о северных морях. Вот так и "заразил" Сашу морем. После отъезда гостя Саша твердо решил, что станет моряком.
В 1931 году, окончив семилетку, Александр Шабалин приезжает в Мурманск. Дядя Федор и тут помог - по знакомству устроил племянника юнгой на рыболовный траулер "Краб".
Пришлось и палубу драить, и рыбу чистить (или, как моряки говорят - шкерить), изучать рыбацкие премудрости и секреты.Александра зачислили в команду матросом. Он нес вахты, начал осваивать рулевое дело.
Но какой юнга не мечтает стать капитаном? Александр поступает в Мурманское мореходное училище на штурманские курсы. Зачисление в мореходку прошло без проблем. Он, как успевший поплавать на судах тралфлота, оказался самым подходящим кандидатом в курсанты. Учился легко - опыт практической работы на траулере давал о себе знать.
Выпускные экзамены Шабалин сдал на "отлично" и 27 августа 1935 года получил диплом штурмана.А в октябре 1936 года Александра призвали на службу - в Военно-Морской Флот. Служить он попал на Балтику.
Сначала он попал в Кронштадт - в школу электромехаников. Затем его направили в учебно-испытательный дивизион торпедных катеров. Здесь Шабалин освоил свой первый торпедный катер. В числе нескольких краснофлотцев и Александр оказался в учебном подразделении, что готовило катерных боцманов.
Курс обучения он прошел досрочно и сдал все экзамены на "отлично". Боцман Шабалин уже умел управлять катером, руководить торпедными стрельбами, выполнять учебные и боевые задачи.
С марта 1938 года был переведен боцманом "ТКА-161" ОВР (охрана водного района) Северного флота. С сентября 1938 года был назначен и.о.командира, а с мая 1939 года - командиром "ТКА-112" ОВР Северного флота.
Наступила Великая Отечественная. Она застала Шабалина на Балтике во время отпуска. В августе 1941 года его назначают командиром торпедного катера Северного флота ТКА-12.
Александр сумел получить офицерское звание, несмотря на такой недостаток, как отсутствие "официального образования" для получения офицерского звания. Стоит отметить, что в те годы практика ценилась не меньше, а иногда и гораздо больше, чем теория. Военное образование Шабалину предстоит получать уже после завершения Великой Отечественной войны.
Маленькие деревянные торпедные катера типа Д-3 в начале войны вообще не рассматривались, как серьезные боевые единицы. Корпуса катеров длиной 21 метр, водоизмещением чуть более 30 тонн, изготавливались из дерева. Отсюда и их обозначение - Д.Днище было трехслойным, а борта и палуба - двухслойными, из лиственницы и сосны. При небольших повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. Обшивку укрепляли медными гвоздями. В качестве балласта использовались... печные кирпичи.
Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков - в первом располагался форпик (крайний носовой отсек); во втором - четырехместный кубрик. А еще были камбуз, помещение для котла и радиокаюта. Экипаж 8-10 человек, а устройство палубы позволяло передвигаться по ней во время похода и перевозить десантную группу. Скорость хода зависела от двигателей. Отечественные давали возможность развивать до 30 узлов. Импортные "паккарды", поставлявшиеся в СССР в годы войны по ленд-лизу - до 37 узлов.
Главное оружие Д-3 - два торпедных аппарата бортового сбрасывания, в которых размещались две 533-миллиметровые торпеды. Боевой заряд торпеды составлял 320 килограммов тротила, скорость движения 50 узлов, максимальная дальность поражения цели - около 20 кабельтовых (примерно четыре километра).Дополнительное вооружение Д-3 состояло из двух 12,7-миллиметровых пулеметов ДШК (Дегтярев-Шпагин Крупнокалиберный).
В середине войны на торпедных катерах для защиты от авиации противника установили более мощное стрелковое оружие - 20-миллиметровую автоматическую пушку "Эрликон" и спаренный пулемет "кольт-браунинг" калибром 12,7 миллиметра. Кроме того, катера могли нести 8 глубинных бомб и оснащались аппаратурой для установки дымовой завесы.
К началу Великой Отечественной в составе Северного флота находилось два торпедных катера типа Д-3. В августе 1941 года из Ленинграда по железной дороге доставили еще пять.В годы войны тех, кто воевал на торпедных катерах называли "смертниками". Легкие деревянные корпуса катеров легко пробивали как снаряды артиллерии, так и крупнокалиберные пулеметы.
А ведь для успеха торпедной атаки надо было на максимальной скорости подойти к вражескому судну на самое, что ни на есть минимальное расстояние, как говорили - На пистолетный выстрел.Для выполнения боевой задачи от экипажа торпедного катера требовались просто железные нервы, огромная выдержка и терпение и, конечно, немалое боевое мастерство.
Свой первый бой Александр Шабалин провел 12 сентября 1941 года. Два торпедных катера Северного флота - ТКА-11 под командованием капитан-лейтенанта Светлова и ТКА-12, который вел младший лейтенант Шабалин, вышли из базы Пумманки (становище Земляное), чтобы перехватить вражеский конвой, следовавший из Киркенеса в Петсамо.
Шабалин перед походом предложил атаковать вражеский конвой со стороны берега, когда все внимание немецких моряков обращено в открытое море. Маскируясь шумом ветра и волн, скрывавшими гул работающих моторов, катера почти вплотную приблизились к скалистому побережью. Обнаружили конвой из транспорта и четырех кораблей охранения в 22 часа 05 минут. На самом малом ходу ТКА-11 и ТКА-12 скрытно приблизились к каравану, затем, развив максимальную скорость, произвели торпедные залпы. Шабалин атаковал транспорт, а Светлов - сторожевой корабль. Метким торпедным залпом было отправлен на дно конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера.
Это была первая победа катерников-североморцев в начавшейся войне. Буквально спустя 3 недели, в ночь с 5 на 6 октября 1941 года два торпедных катера снова вышли в море. Головным шел Шабалин. Они отправились на "свободную охоту". Шабалин вел катера в глубь Варангер-фиорда, опять к самому берегу противника. Был обнаружен конвой их двух транспортов и двух сторожевых кораблей противника. Советскими катерниками были одновременно атакованы два транспорта - один из них "Бьёрнунген" был потоплен. После этого успеха Шабалина повысили в звании и наградили орденом Ленина.
Шабалин предпочитал атаковать как раз с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Часто в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды, потопив или повредив вражеские суда, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели, для того чтобы не обнаружить свое местоположение неприятелю не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. С выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам или их союзникам надоест заниматься поисками, и спокойно уходил домой на базу.
15 сентября 1942 года на базу торпедных катеров Пумманки был совершен массированный налет вражеской авиации. Шабалин, маневрируя, спас свой торпедный катер от немецких бомб.
Те же немцы с удивлением отмечали, что относительно небольшие и не обладавшие хорошими мореходными качествами русские торпедные катера действовали западнее полуострова Рыбачий вплоть до Нордкина с необычной для русских предприимчивостью.
В 1943 году катера Шабалина несколько раз встречалось с вражескими конвоями. 18 апреля наша разведка обнаружила в районе Петсамо конвой из двух транспортов и восьми сторожевиков. Отвлекая весь огонь охранения на себя, Шабалин дал возможность другому катеру подойти на короткую дистанцию и потопить два транспорта. В июне 1943 года катер Шабалина потопил вражеский мотобот, а в сентябре и ноябре - два транспорта.
В 1942-1943 годах Александр Шабалин командовал ТКА-13 и звеном торпедных катеров. Экипажи под его руководством активно действовали на вражеских коммуникациях, высаживали на побережье противника разведывательные группы, ставили минные заграждения близ портов, спасали летчиков со сбитых самолетов. В 1943 году Александр Осипович Шабалин вступил в партию.
На войне суровые экзамены поджидали Шабалина один за другим. Он то высаживал разведывательные группы на охраняемом вражеском побережье, то в штормовую погоду шел с группой катеров-охотников к немецким базам для того, чтобы обеспечить постановку активных минных заграждений на коммуникациях противника.
"К Шабалину следует присмотреться. Выход его в атаку сегодня вполне может служить примером, и должен стать им, для других офицеров катерников. Отзывы о Шабалине: охотник без промаха, умеющий находить выгодный вариант для атаки и, главное, умеющий вовремя перед ней занять наивыгоднейшее для себя положение… Надо всячески поощрять боевые способности Шабалина, представить его к очередному званию. Слишком засиделся он в старших лейтенантах, хотя воюет лучше иного капитана 2 ранга", - вспоминал в своих мемуарах "Вместе с флотом" адмирал А.Г.Головко.
Накануне Нового 1944 года командир 1-го отдельного дивизиона торпедных катеров ОВРа Северного флота Чекуров подписал представление на награждение А.О.Шабалина звездой Героя Советского Союза.22 февраля 1944 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитан-лейтенанту Шабалину Александру Осиповичу звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Вот строки из наградного листа - "... за потопление подводной лодки, четырех транспортов и двух сторожевых кораблей противника, за сбитый в неравном бою самолет, за неоднократные минные постановки, за высадку и съемку диверсионных и разведгрупп, за спасение личного состава и проявленные при этом героизм, храбрость и отвагу присвоить капитан-лейтенанту Шабалину звание Героя Советского Союза".
На вручении корреспондент спросил Александра Осиповича - "Думали Вы, что станете героем? - Нет, никогда, - ответил Шабалин. - Думал, что только необыкновенные люди могут стать героями. А, оказывается, не так. По-моему, самое главное в любом деле - добросовестность и знание своего дела до последних мелочей. А в нашем военном деле нельзя думать о смерти. Надо твёрдо верить, что врага победишь. А если погибнешь, то тогда о смерти уже думать не придется".
На тот момент Шабалин со своим экипажем произвел 82 боевых выхода на коммуникации противника, обеспечение минных постановок, высадку и снятие диверсионно-разведывательных групп. Моряками под его командованием было потоплено 4 транспорта, 2 сторожевика, 1 подлодка, сбит 1 самолет. На рубке его торпедного катера красовалась цифра 7, которая обозначала количество потопленных им к тому моменту кораблей противника.
12 мая 1944 года Александр Осипович Шабалин назначен командиром первого отряда 1-го отдельного дивизиона торпедных катеров ОВРа Северного флота. Он проявил себя настоящим мастером торпедного удара, прекрасным наставником молодых офицерских кадров.
Под его руководством торпедисты успешно продолжали выполнять задачи по высадке и снятие с побережья разведгрупп, постановке минных заграждениях. Досконально освоил Северный военно-морской театр боевых действий, что позволяло ему выполнять самые сложные задачи. Именно на Шабалина зачастую падал выбор командования в период подготовки сложных десантных операций.
Бывший радист ТКА-13 И.Ярошенко так рассказывал о своем командире: "Александр Осипович не был похож на Илью Муромца. Он был среднего роста. С виду неторопливый, почти флегматичный человек. При высадке разведгрупп Шабалин был спокоен и хладнокровен. Однако он преображался, как только наступал момент выхода в торпедную атаку. Это был уже другой человек. С ним не боялись ходить в море. И не потому, что он был везунчиком. Просто Шабалин хорошо знал море, любил катера и, что очень важно, при скоротечном бое он был быстрым исполнителем. За душевность, человечность его любили в бригаде, попростецки называя Сашей".
Шабалин воевал совершенно не по правилам. Когда надо было выходить из боя - бросал катер на транспорты и атаковал их. Зажатый несколькими кораблями противника, брал курс на береговые батареи и оказывался в "мертвой", недоступной для огня зоне. Искусным маневрированием ускользал от в открытом море от бомбардировок немецких самолетов.
Его атаки всегда были отчаянно дерзкими и хорошо продуманными. Успех своих атак Шабалин объяснял просто - "...Я никогда не пользовался раз и навсегда установленным приемом торпедной атаки. Это был бы шаблон, против которого легко найти противодействие. Я старался каждую атаку строить по-новому, а для этого надо хорошо знать противника: где и какие у него огневые средства, как располагаются его силы".
Вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза легендарный катерник получил после успешной высадки десанта в порт Лиинахамари в октябре 1944 года.
Никелевые разработки в районе Петсамо были важным источником сырья для немецкой военной промышленности. Морские ворота к никелевой руде, порт Лиинахамари, немцы превратили, как казалось - в неприступную крепость. Три года укрепляли этот район и сделали вход в порт практически невозможным. Узкий вход в залив североморцы называли "коридором смерти". По обе стороны залива на скалах - немецкие батареи. Вся акватория простреливалась, всюду посты наблюдения. Даже в порту между причалами были оборудованы железобетонные доты, державшие под прицелом подходы к берегу. Особенно опасной была батарея 150-миллиметровых орудий на острове Крестовый, простреливавшая насквозь весь залив.
Командующий Северным флотом адмирал Головко решил высадить ночью в Лиинахамари морской десант для захвата батареи на острове Крестовый. К вечеру 12 октября 1944 года все десантники заняли места на катерах. Едва стемнело, вышли в море два первых катера - под управлением капитан-лейтенанта Шабалина и старшего лейтенанта Успенского. Это была группа прорыва. Через семь минут вышла следующая группа катеров, а еще через семь минут - третья.
Противник на расстоянии 20-30 кабельтовых от входа в залив обнаружил катера. Пришла в действие система обороны - прожектора, осветительные снаряды, интенсивный заградительный огонь береговых батарей.Катера, увеличив ход и поставив дымовые завесы, устремились вперед. В 22 часа 50 минут группа прорыва преодолела "коридор смерти" и ворвалась в Лиинахамари.
Под сильным пулеметным и минометным огнем торпедные катера подошли к берегу и высадили первую группу десантников. За ними к берегу подошли катера и других групп. Вся операция заняла 45 минут. На следующий день Шабалин снова участвовал в переброске десантников. После войны в мемуарах адмирал Головко напишет: "Шабалин не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки".
Десант, высаженный в Лиинахамари, свою задачу выполнил. Порт был освобожден, а 15 октября штурмом был взят Петсамо (Печенга). У командования не возникало вопросов в том, кто отличился в тех боях, и уже 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали "Золотая Звезда".
После войны, в 1951 году, Александр Осипович заочно окончил Каспийское высшее военно-морское училище и академические курсы при Военно-морской академии. Любопытно тут то, что учиться ему довелось по учебникам, в которые к тому времени уже были внесены уникальные морские торпедные атаки… самого Шабалина!
В 1955-1957 годах он командовал бригадой надводных кораблей Балтийского флота, а затем преподавал в Ленинградском военно-морском училище имени Фрунзе. В 1968-1969 годах снова служил в Заполярье заместителем начальника штаба Северного флота.
21 февраля 1969 года Александру Осиповичу Шабалину было присвоено звание контр-адмирала. Он был назначен заместителем начальника Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе. В 1975 году Александр Осипович Шабалин вышел в отставку.
Он всегда считал Мурманск, где начался его трудовой и боевой путь, родным городом, неоднократно бывал здесь. Поэтому неслучайно в городе есть улица, названная в его честь.Стал памятником и ТКА-12 Шабалина, около пятидесяти раз за время войны выполнявший в море боевые задания.
В июле 1945 года торпедный катер передали музею Северного флота в качестве экспоната. В течение многих лет стоял он на пьедестале перед зданием флотского Дома офицеров, а ныне украшает Североморск.
Александр Осипович Шабалин скончался 16 января 1982 года.Похоронен на Серафимовском кладбище тогда еще Ленинграда.
На родине Дважды Героя, в городе Онега, установлен бюст А.О.Шабалина. Он - Почетный гражданин города Архангельска. В школе № 31 Мурманска находится музей имени Александра Осиповича Шабалина.
Сегодня в составе ВМФ России бороздит моря и океаны Большой Десантный Корабль "Александр Шабалин"
Свидетельство о публикации №222013100461
О ГЕРОЕ.
Светлая ему память.
Валерий Ковалевъ 17.04.2023 11:12 Заявить о нарушении