Часть 1. Рассуждения о друзьях в эпоху онлайн

Мы сидели с Левенгуком с одной из затрапезных кафешек, с верандой на улице. Близилась осень, шумели дожди. Болтали обо всём. Мы не виделись около полугода, всё недосуг.
И вот, в перерыве между вторым и третьим бокалом пива, и седьмой или восьмой сигаретой, он сказал мне следующее.
- Знаешь, - сказал он. - Тут один тип, ты его не знаешь, ну да ладно. Так вот, он сказал мне, точнее, изрёк одну сентенцию, причём так, аксиомно. Суть такова: "Скажи мне, сколько у тебя друзей в социалках, и я скажу, к какому типу человека ты относишься". Представляешь?
- И что? - спросил я, рассматривая затылок блондинки за соседним столиком. Она была хороша именно сейчас, в эти минуты - вечер, август, ливень стихает, мне уютно, пиво, хоть я и не люблю его вкуса, угнездилось во мне, взывая с мольбой к клеткам мозга - примите по доброй воле, иначе пойдём войной. В общем, вечер, пятница, хорошо.
- Ну как что? Человек возомнил себя психологом! По количеству друзей в сети он может определить твой психотип. Ну не ересь ли?
Лева возбуждённо затушил сигарету и отхлебнул уже тёплое пиво.
- Понимаешь, в чём суть его теории - если у тебя сто пятьдесят друзей, то ты человек - душа нараспашку. А если их у тебя всего десять - то ты, конечно, интроверт. Самозаполняемая собой система. Закрытый, волк-одиночка и всё прочее. А я с ним начал спорить. В том смысле, что он зря составляет психологический портрет человека, исходя из количества друзей. Ладно, я опустил тему о том, что социалки и жизнь не равнозначны, хотя, зря конечно. Я говорил ему, что надо добавить в анализ другие мелочи, которые доступны в сети, открыты. Что у него в заметках, что у него в лайках. Каким видео он делится, какая  музыка в его плейлисте. Ведь логично же, что совокупность факторов даёт больше, чем просто количество друзей.
Он допил и обернулся в поисках официанта.
Обернулся он неудачно - через левое плечо, тогда как мальчик, приписанный к нашему столику, стоял справа. Судя по тому, что он увлечённо "тапал" в смартфон, несложно было догадаться о том, что юноша уже прожжённый волк в своём деле и заранее оценил, кто на что способен и сколько чаевых оставит. Но я поднял руку, привлекая внимание. Мальчик заметил - профессионал, я не ошибся.
Левенгук посмотрел на меня, понял, что его желание принято, обработано и юноша подойдёт, продолжил.
- Так вот. Типчик вдруг начал со мной спорить. Кричал, руками махал. Правда, мы пьяные были оба, очень хорошо. Шлялись по улицам. Дождь начался - под крышу, коньяк, кофе. Закончился - дальше. Ну, так, покуролесили слегка. Сам понимаешь, какой отрыв в нашем возрасте? Выйти, пьяно распустить перья, мол, я ещё о-го-го и вся ерунда. Попытка доказать себе. Для самоутверждения.
Левенгук вздохнул и закурил очередную сигарету. Я болтал в бокале остатки пива.
- Будем ещё? - спросил я.
- А чёрт его знает? - сказал Лева. - Вроде и хочется. А с другой стороны... В нашем-то возрасте.
- А что наш возраст? Мы с тобой ещё о-гого. Хочешь, пойдём перья пораспускаем? - поддел я его.
- Хочу, - сказал он. - Но не пойду. Смысла не вижу.
Он вздохнул.
- Смысла - нет. Чем это всё может закончиться? Ну, неким самоудовлетворением. В нормальном смысле этого слова - ты сам себя удовлетворил морально. Ты можешь, ты хорош собой, и даже можешь у некоторых подвыпивших барышень вызвать интерес. А зачем? Зачем это? Не лучше ли придти домой? А  там - по обстоятельствам. Или книжку почитать, или в игрушку поиграть. Или в тех же соцсетях посидеть, анализируя, сколько у человека, с которым ты общаешься, друзей, записей и лайков. Тоже некое... - Он сделал паузу, ища подходящее. - Расслабление.
- Ну да, - согласился с ним я. - С одной стороны. А с другой? Жизнь-то - проходит. Встретимся мы с тобой через год или через два. Сядем за столик. Закажем по рюмашке. Если сухой закон не введут. И кто-то из нас скажет: "А, помнишь, как год назад мы с тобой гуляли в окрестностях Невского? Какие были смешные девчонки! А?"
- Да.
Левенгук вздохнул.
- Заманчиво. Но я не пойду. Настроение не то.
- Настроение - появится! - снова подначил его я. - Что настроение? Давай вот, поверх пива, по соточке коньячка и пойдём.
- Нет, - произнёс он на выдохе, грустно и безысходно. - Это тоже заманчиво, но я не пойду. Знаешь, почему?
Как можно знать, что творится у него в душе и в голове? Поэтому я прямо и ответил:
- Не знаю. Откуда мне знать?
- Я не пойду потому, что я, брат, влюбился! - как-то пафосно ответил он. - И теперь любое нахождение себя рядом с ближайшей мини-юбкой я считаю для себя изменой. Тому светлому образу, который я привнёс в свою жизнь.
- Вот это ты выдал! - рассмеялся я и допил своё пиво.
Тут как раз подоспел (не прошло и десяти минут) юноша-официант. Поняв, что мы уже ничего не желаем, кроме счёта, скис и удалился.
- Гарантирую, минут пятнадцать будем ждать счёт, - сказал Левенгук.
- Не. Меньше, чем сигарета, - возразил я, разминая очередную.
Мы поспорили и поговорили ещё о чём-то.
Кстати, победил Гук. Мальчик принёс счёт через 18 минут.
Мы вышли из-под навеса, остановились покурить по последней. Ему - в метро, мне - пешком. Дома будем одинаково, только я могу попасть под дождь, он поедет в относительном комфорте метрополитена.
И тут он сказал.
- А знаешь, ведь в его словах была некоторая правда. Ну, не совсем правда, не так, другое. Немножко другое. Люди ведь - разные. У одного - тринадцать человек в друзьях, у другого - сто пятьдесят. Некоторые просто не могут отказать тем, кто лезет к ним в друзья. Есть такое чувство - неуверенности. Именно неуверенности в том, что ты сделаешь правильно, лучше для себя, если не примешь в свой мир этого постороннего человека. Плюс - боязнь обидеть. Как же - он хочет с тобой дружить, он же искренен. Понимаешь...
Левенгук закашлялся, поперхнувшись промытым теплом асфальта.
- Понимаешь. Воспитание, боязнь обидеть. Раз он лезет к тебе в друзья - значит, что-то хочет? А ты ему отказываешь. Сволочь ты, получается. Эгоист. Хренов интроверт-самомучка.
- Как? - переспросил я. - Само - кто?
- Мучка, - как-то зло ответил Левенгук. - Тот, кто мучает себя хренью заботы о том, что подумают другие. Не понимая, что те, кто поймёт твой поступок - достойны быть другом. Зачем тебе сто пятьдесят контактов не близких тебе людей? Ты же общаешься максимум с десятком?
- Не брюзжи, - попытался успокоить я разгорячённого друга. Было видно, что эта тема для него больная.
- Не, всё нормально, - ответил он. - Я что-то действительно пьян, реально. Нехорошо пить пиво после красного сухого половины от ноль-семьдесят-пять красного сухого в одного за настройкой компьютера и потом усугублять пивом. Я сейчас пойду домой, правда. Только договорю.
- Ну-ну, - сказал я ему, закуривая ещё одну. Честно сказать, я и сам-то был хорош. И тоже мешал накануне встречи.
Мы стояли на улице. Дождь утих, изредка роняя что-то около сотни капель на квадратный метр.
Левенгук мялся. Именно в этом определении, по словарю Ушакова: "Испытывать нерешительность, смущение перед каким-н. действием (разг. фам.)".
Но, наконец, выдал.
- Понимаешь, у неё... Ну, той, в которую я влюбился. У неё - сто двадцать восемь друзей. И вот я как-то раз захожу, вижу её онлайн и пишу: "Привет, как дела?" Ну, обычная бодяга, с целью задать разговор. А она не отвечает. Долго. Минут двадцать. А я думаю - обижается, игнорирует, прочее. Накручиваю себя. Кипю. То есть, закипаю - он как-то принуждённо рассмеялся.
- Кипю - это означает "нахожусь под давлением традиций правоверности, под кипой", - попытался пошутить я. Всем известно моё пристрастие к играм со словами.
- А потом смотрю - из всех её друзей, которых больше сотни, в онлайне сейчас находится пятьдесят, - проигнорировал он меня. - Представляешь? Пятьдесят плюс я. Понятное дело, что не все ей пишут и не всем пишет она. Но! Подумай сам - пятьдесят человек онлайн! Она просто тупо не успевает отвечать всем. А, так как я влюблен в неё, а не она в меня, то, естественно, что я для неё не на первом месте. А вот это - обидно.
Левенгук вздохнул и пошёл к метро. А я - пошёл домой. Пришёл и записал.
Чёрт его, знает, зачем. Просто захотелось поделиться наблюдением.

22-23 августа 2014 г.


Рецензии