Часть 10. Отсутствие тепла

- Знаешь, как говорят физики? Холода нет. Есть отсутствие тепла.
Гук, похмелившись, приняв душ и снова выпив, был бодр. Меня же, наоборот, клонило в сон. Ночь с тремя часами сна давала о себе знать. И даже дешевая энергия алкоголя уже не бодрила, а медленно поглощала остатки сил. Точнее, организм настолько был истощён, что не воспринимал глюкозу спирта как источник питания жизни. Наверное, копил её про запас.
- Так вот, - витийствовал Лёва, размахивая кружком жареной докторской, насаженной на вилку. - Холода нет. А из этого вытекает что?
- Что? - переспросил я полусонно.
- А то, что добра тоже нет.
Он замолчал и внимательно посмотрел на меня. Я лениво перемешивал вилкой квашеную капусту с моченой клюквой. Или брусникой. Залитую обильно оливковым маслом. Новорусское извращение. Стиль фьюжн.
- Недобро это, - наконец, сказал я, оторвавшись от монотонного занятия. Оно усыпляло. А надо было бодриться. До электрички на дачу, где меня ждали сегодня, оставалось около полутора часов. Надо было держаться. Хотя бы полчаса. Потом я выйду, пройду остановку до метро, промчусь без пробок и светофоров до Девяткино, сяду в электрический поезд и доеду нужной мне станции, где меня встретят. Подремлю в электричке под песни "Флер", предварительно поставив будильник на сорок минут. Он прозвонит и разбудит меня. Я буду минут семь приходить в себя, стоя в тамбуре и вглядываясь в проносящиеся параллельные рельсы с поперечинами шпал, и выйду на станции в объятия той, к которой я еду. Чуть взбодрившимся. А потом у нас будут целые сутки вдвоем. В которые вместится всё, что будет.
А пока надо держаться. Почему бы не делать это под бодрые рассуждения Левенгука?
- Ведь, если верить метафизикам, добро есть отсутствие зла. То есть, не делай зла, его и не будет. Не повышай энтропию отрицательного. А я считаю, что человек изначально зол. Он рожден таким. Например, добыча еды. Это охота или собирательство. Отъем у пчел результатов их труда - меда, элеутерококка и воска. Лишение жизни живого. Пожирание грибов - параллельной разумной цивилизации. Хочешь жить - умей убивать. Не можешь свернуть голову курице - семья сдохнет от голода. Логично?
- Прополис, - сказал я.
- Что?
Колбаса перестала описывать круги. Гук недоуменно склонил голову набок.
- Не элеутерококк, а прополис. У пчёл. Результат переработки... А элеу - это корень растения. И спиртовая настойка.
- А-а. Ну да, точно. Но это не важно. Выкопай корень, и растение зачахнет. Тоже ведь зло, так?
Я кивнул. Лёва продолжил.
- Я считаю, что зло изначально. Поэтому тезис "не делай зла, и это будет добром", не верен по сути.
- А как это с холодом связано?
Я действительно туго соображал. Хотелось сунуть голову под струю воды, имеющую свойство отсутствия тепла; верилось, что это поможет. Но у Гука дома не было фена. А на улице дул пронизывающий ветер.
- Причинно-следственные связи не лежат на поверхности, Май. Тут необходимо задуматься и проанализировать. Вот, смотри.
Он выпил и зажевал колбасой. Я мысленно поблагодарил богов за уничтожение гипнотического маятника.
- Ведь изначально не было ничего. А потом - Большой взрыв. И стало тепло, светло и счастье.
- Счастье кому? Не было ж никого, кто мог чувствовать?
- Ну, знаешь...
Гук возмущенно и обиженно уставился в окно. Полуголая береза хлестала ветками о подоконник, оставляя кусочки коры - кожи, скрывающей обнаженные белые кости.
- Наверное, счастье было тем, кто был тогда. Вот, например, болтаются две частицы. Протон и протона, например. Он и она. И случайно встречаются. И сливаются в одно. Думаешь, это просто физика? Я думаю, нет. Наверняка они тоже были счастливы в этой встрече. Пусть не сразу поняли это. Или поняли, что были счастливы, лишь расставшись. Не важно. Суть в том, что из холода, в котором они существовали, из холода одиночества, они выработали тепло согревания друг друга. Не важно, как: терлись боками или стукались мнениями. Они взаимодействовали. И это стало добром. Пусть поначалу для них двоих, протончиков.
- Протон - это элемент. Или молекула. Откуда чувства?
- А ты считаешь, что элементы, составляющие наше тело, наш мозг, наше сердце, эти частицы и бактерии-микробы - бесчувственны? Тупая механика соития-сливания? Это же мы - каждая клеточка. Я вот сейчас выпью - и убью наиболее слабые клетки своего мозга. Те, которые не выдерживают конкуренции в жизни. В жизни побеждает наиболее приспособившийся.
Гук замолчал.
Я тоже. Мне хотелось спать и не хотелось спорить. Но надо было держаться. Я снова принялся перемешивать капусту с клюквой в масле, представляя протончики. Красные клюковки. В длинных цепочках ДНК-капусты. В масле субстрата жизненного бульона. Вот одна встретилась с другой. Поцеловалась. Прижалась мятым боком, источая сок. И откатилась, откинутая вилкой в моих руках. Я сонно чувствовал себя демиургом.
Кстати, я заметил, что в полудрёме приходят хорошие мысли. Именно хорошие для рассказа. Некая идея. Во сне - нет; разум, активная его часть, ответственная за выживание и настоящее, отдыхает. Тем более что человек забывает сон через десять минут после включения мозга в жизнь. А вот фантазийная - вырывается. Вот и сейчас, под воздействием ситуации и слов Лёвы, я видел, как ищут друг друга клюковинки, смешиваясь в салате в стиле фьюжн.
- Вот я сука, - внезапно выдохнул Гук. - Я ж бухаю и убиваю себе подобных. Давая шанс на жизнь самым стойким. Безразличным к любви. Состраданию. Тем, кто выживает. Согласись, первыми дохнут или сходят с ума наиболее чувствительные, разве не так?
- Лёва, ты чего?
- Да так. Нашло вдруг. Понимаешь, Май...
Он замолчал, остекленев взглядом на бутылку с остатками водки.
Все ж мы молодцы. Хоть и пьем почти каждый день (читай - алкоголики), но вовремя отрубаемся от пьяной жажды. То есть, не допиваем с вечера, зная, что утром это будет нужнее, чем сейчас, в пьяном угаре. Лишнее - оно всегда ненужное. Хотя отягощенный разбавленным спиртом разум думает иначе. Точнее, он теряет способность думать и прячется за инстинкты. Забывая о том, что похмелье надо лечить, а не переживать.
А ведь вчера нас чуть было не потянуло на подвиги - поиски женщин. Остановило каждого своё. Лёву его прощание с любовью, меня - невозможность изменить той, что ждет меня через два часа.
 - А вдруг бог, или создатель, или кто он там, устроивший этот большой бадабум, тоже бухает каждый день, а? Сидит на облаке и пьет через трубочку нектар? И поэтому совершает глупости, и не слышит голосов, взывающих к нему? А? Я по-другому не могу объяснить его поведение. Почему он не наведет порядок в созданном им?
- Наверное, потому что мы придумали его, образом и подобием, - лениво сказал я. Точнее, через силу. Говорить не хотелось - мечталось спать. Но продолжил.
- Вот ты. Почему не моешь тарелки сразу? Это же проще - поел и вымыл. Но ты копишь, потому что лень, есть другие дела, отчитываться не перед кем - находишь оправдания. Вот так и он. Ленится. Или просто ждет критической массы.
Лёва посмотрел на меня. Я изобразил улыбку.
- Ты, кстати заметил, что я вымыл ночью всю посуду?
- Вот, кстати, да. Хотел тебя спросить. Зачем?
- Ненавижу бардак. Точнее, я сам лентяй, и с бОльшим удовольствием посидел бы в интернетике. Но это то малое, что я могу сделать сейчас, пересилив себя. А ты сибарит и твой бог такой же. Образ и подобие.
- Хочешь сказать, что сколько людей, столько и богов?
- А у некоторых их несколько.
- Интересно, как они там помещаются, во вселенной? Впрочем, она ж бесконечна.
- И холодна, - поддакнул я. - Добра в ней нет. Согласно твоей теории.
- Эмм...
Гук задумался.
Я заставил себя встать и включил чайник. Пора было искать силы, скоро выходить. А энергия горячего напитка бодрит. Полез в шкаф, достал чашку.
- Опять у тебя кофе нет.
- Я не пью растворимый. Ты же знаешь. А такой варить лень.
- Ага.
Все время забываю приносить с собой необходимое. Кофе, например. Или яблоки. Я их люблю, а Лёва нет. Поэтому всегда страдаю от дефицита необходимого мне. Постоянно даю себе зарок купить, но мы так долго выясняем, какую водку брать и чем лучше закусывать, что необходимое завтра забывается. Остается во вчера. Придется пить зеленый чай.
- Раз там у них нет добра, тогда все закономерно встает на свои места. Нет там. Откуда ему тогда быть здесь? Транслировать нечего.
- А холод почему? - снова спросил я, заливая заварочный чайник кипятком.
И Гук пустился в пространные объяснения.

***

Я стоял на станции и ждал электричку. Шел снег с дождем. Точнее, сначала с неба падала вода, но потом, незаметно для глаз, это обернулось снегопадом. Я прятал звуки и слова песен "Флёр" под капюшоном. Народу было мало, и весь он укрывался под навесом. А я, как и положено питерскому поэту-декаданту, стоял в стороне, у самого края перрона, курил, выдыхая дым в сталь атмосферы и пил холодное пиво из банки, пряча её в кармане аляски. Не хотелось выяснений с полицией. И думал о холоде.
Вот пиво. Его приятно пить холодным. Теплое пиво - зло. Холодное - тоже зло, но маскирующееся под удовольствие. Значит, не всё тепло - добро?
Или избыток тепла. Летом, например. Жару не люблю. Не переношу её. Получается, что тепло летом - беда, а холод водоема - благо.
Неоднозначность. Нет белого и черного. Точнее, есть, но лишь для нас. Как мы решим, так и назовем то или иное. И для нас это станет истиной. И мы будем нести этот флаг нашей веры в своё понимание до тех пор, пока обстоятельства не заставят нас изменить убеждения. Не важно, что это будет - любовь, предательство, несправедливость. Мы меняемся, незаметно для себя. Как дождь превращается в снегопад, так и мы становимся старше, при этом не мудрее и зачастую даже не опытнее. Просто другими. Жизнь постоянно заставляет нас видоизменяться.
Пришел электропоезд и я сел в него. И поехал. Странно, но спать уже не хотелось. Совсем. Я ехал, смотрел в окно. Мелькали пейзажи пригорода. На смену осени приходила зима. Было просто немного грустно. Потому что я ехал спасаться от холода. Но не был уверен, что везу тепло.

2-9 ноября 2014 г.


Рецензии