Люди и лошади

Глава десятая
 После этого генерал посмотрел на полковника, а тот повторил:
-Если вы продолжите движение, то помните о нашем оружии.
-Хорошо, - прохрипел генерал, сразу протрезвев, - я уезжаю, чтобы связаться с маршалом Коневым.
-И ещё вот что, - добавил Хэнк Рид, - пусть ваш танк также покинет территорию, закреплённую за нами.
-Поворачивай, - скомандовал генерал танкисту.
Виллис с генералом уехал, а танк стал разворачиваться, чтобы последовать за ним. И последнее, что увидел американский полковник, это кулак капитана-танкиста, погрозившей ему из командирской башенки «тридцатьчетвёрки».
-Поехали и мы, - скомандовал полковник, а то они вернутся, когда выяснят, что это обман.
Процессию из грузовиков с лошадьми и трёх групп животных, состоящих из жеребцов, движется в сторону американской зоны. В хвосте колонны на джипе следует полковник Рид, к которому верхом подъезжает лейтенант Билл Куинливан.
-Сэр, - кричит он, - лошади и люди измождены. Может, сделаем привал, ведь мы в пути уже второй день, а отдыхали только несколько часов ночью.
-Нет, надо спешить, - отвечает полковник. – Скоро мост через реку, а там уже наша территория, тогда и отдохнём.
Караван продолжает свой путь.
И вот, наконец, мост. Но он забаррикадирован группой вооружённых людей.
Один из них, вероятно, командир, с автоматом направляется к колонне.
-Мы партизаны-коммунисты, - говорит он на плохом английском лейтенанту Куинливану. – Вы не сможете вывести этих лошадей из Чехословакии, потому что у нас приказ от командования русских, с которыми мы сотрудничаем.
Американский лейтенант машет рукой, и тут же к нему подъезжает полугусеничный бронетранспортёр М3, вооружённый станкОвой реактивной установкой «Базука» и крупнокалиберным пулемётом.
-Быстро разбирайте баррикады, - кричит лейтенант, - иначе вы все погибнете. Мы разнесём вас в клочья. Считаю до трёх.
Партизаны, не обращая внимания на своего командира, который громко ругается по-чешски, начинают освобождать въезд на мост. Караван попадает на территорию, которую контролирует армия США. Операция «Ковбой» завершилась, редких лошадей липицианской породы спасли.
Обо всём полковник Рид доложил генералу Паттону.
- Вы с честью выполнили задачу, - говорит тот, пожимая руку полковнику.
-ПрикАжете готовить лошадей к эвакуации в США? – спрашивает он.
-Ни в коем случае, - отвечает Паттон. – Мы вернём их законным владельцам в Австрию.
-Но альпийская республика в зоне советской оккупации, - говорит полковник.
-Я знаю, - отвечает генерал, - поэтому они будут находиться здесь под нашим присмотром и уходом, - а затем вернём их в Вену.

Будённый закончил рассказ о приключениях лошадей этой уникальной породы.
- И что было дальше? – спрашивает кто-то из присутствующих.
-Американцы передали лошадей только в 1955 году, когда наши оккупационные части покинули Австрию, - сокрушённо говорит маршал. – Мы не смогли забрать этих животных себе.
-Может это и к лучшему, - внезапно говорит Эстемиров-отец, - мы бы не смогли уберечь этих животных.
От таких крамольных слов наступает тишина. Все ждут, как отреагирует Будённый. Говорить такие вещи в присутствии Маршала Советского Союза - это преступление.
-Вы так считаете? – спрашивает Будённый.
-Считаю, - отвечает отважный джигит.

В кинематографе фильм очень часто снимается с конца. Так, например, в этой картине, сначала снимался эпизод с погрузкой в поезд немецких офицеров, удирающих от Красной Армии. Затем совершенно в другом месте была съёмка погрузки советских женщин в товарный вагон, который затем будет прицеплен к пассажирскому составу, чтобы партизаны не смогли взорвать поезд. Затем там же снималось освобождение женщин из неволи, когда Вася Говорухин (актёр Сергей Гурзо) освобождает пленниц, среди которых была и его любовь Надя Воронова(актриса Т. Чернова). Другой характерный пример. Съёмка эпизода, когда раненного Васю конь Буян привозит к деревенскому дому, где его прячут на чердаке. Отсняв этот эпизод, там же снимают другую сцену фильма, когда туда приходят немцы и, по чистой случайности, не обнаруживают Говорухина. Однако находят спрятанного Буяна и солдат Шульце(актёр Г. Шпигель) приводит его офицеру фон Швальбе (актёр Р. Плятт). Короче говоря, когда сами будете пересматривать этот увлекательный и прекрасно снятый фильм, поставьте себя на место режиссёра и сделайте в уме «раскадровку» эпизодов, снятых в одних и тех же местах, но разнесённых во времени. А далее – его величество монтаж, который и создаёт неразрывную целостность фильма».
Наконец, фильм отснят, смонтирован и прошёл озвучание, и директор киностудии назначил заседания художественного совета по приёмке фильма.
 Обсуждение происходит бурно, и для создателей фильма неблагоприятно. Затем  директор пригласил режиссёра Юдина в свой кабинет.
-Вот, Константин Константинович, - начинает директор, - протокол заседания худсовета. Там, к сожалению, отмечено, что фильм не может быть принят, потому что выявлено очень много серьёзных недостатков. Сейчас на основании этого документа будет подготовлено официальное заключение о невозможности выпуска этого фильма в прокат.
-Леонид Александрович, - спрашивает Юдин, - Вы мне можете назвать фамилии людей, выступивших с отрицательными заявлениями?
-Нет, сейчас не имею права. Но назвать основные, серьёзные замечания, - пожалуйста.
-Спасибо и на этом.
-Вот, - говорит директор, - например такое мнение. Фильм дискредитирует роль партийной организации и органов НКВД, не сумевших выявить на протяжении длительного времени немецкого шпиона и диверсанта, скрывавшегося под агентурным псевдонимом Белецкий. Что вы это скажете?
-Но ведь фашисты были не дураки. Мы с ними воевали четыре года. Потеряли, как сказал товарищ Сталин, семь миллионов советских людей. Абвер - немецкая разведка, работала очень хорошо. И главное, это же основная интрига фильма. Белецкий опытный агент, прекрасно знающий русский язык и лошадей. Я не понимаю…
-Вот ещё одно замечание, - не обращая внимания на эти слова, продолжает директор, - оставить в тылу старшего тренера завода предложил не руководитель партийной организации Кожин, а сам тренер, которого играл артист Грибов.
-Это ерунда, – возражает режиссёр, - у Кожина были задачи по организации партизанского отряда. А как же творчество масс, инициатива простых людей?
-Дальше, - читает директор, как будто не слыша оправданий режиссёра. – Почему никак не был наказан табунщик «дядя Степан», упустивший Белецкого. Его не судили, даже не поставили на вид, хотя, по большому счёту, в условиях военного времени он должен быть подвергнут высшей мере.
Режиссёр с изумлением смотрел на директора и не верил своим ушам. Ему казалось, что он сходит с ума.
-Так, вот ещё, - продолжал руководитель студии, - в фильме не отражена роль парторганизации завода. Нет ни одного собрания, где бы коммунисты выступали с предложениями об улучшении работы предприятия.
Юдин молчит.
-Ну, и по мелочи, - завершает свою речь директор, - почему на озвучании у вас и Белецкий и фашистские вояки говорят по-немецки с таким акцентом? Неужели нельзя было пригласить переводчиков, владеющих языком на уровне его носителей? Это будет выглядеть смешно, даже для неискушённого зрителя.
-Здесь я с вами согласен, - говорит Юдин, - это недоработка.
Режиссёр ничего не мог возразить другого, потому что это была их изощрённая месть - Вольпина, Эрдмана и его, Юдина - за сроки, проведённые в заключении, за смерть брата. С таким рязанским акцентом немцы, конечно, говорить не могли. Но им казалось, что на это никто не обратит внимания, однако заметили, хотя теперь это уже не имело никакого значения.
«Конец карьере, - думал Юдин, - его, Эрдмана и Вольпина. А может, и конец жизни. Не выполнить указание Сталина, это…»
Его мысли прерывает звонок по вертушке.
-Слушаю вас, товарищ Большаков, - подобострастно говорит вставший директор Мосфильма.
Слышно, как министр что-то говорит.
-Да, худсовет смотрел, и полностью забраковал фильм.
В трубке опять слышен голос Большакова.
-Есть, товарищ Большаков, но, я и товарищи считают. что в таком виде картину нельзя… Есть, товарищ министр.
Юдин тоже встаёт и с недоумением смотрит на директора. А тот, опустив глаза, говорит вполголоса:
-Министр товарищ Большаков, высылает за вами машину…
-Зачем? - спрашивает режиссёр.
-Вы поедете и повезёте плёнку с фильмом в Кремль на просмотр. Сам товарищ Сталин приказал…

Москва, Кремль. Маленький кинозал, где Сталин с приближёнными смотрят фильмы.
Сеанс только что закончился, киномеханик, двигая бегунком реостата, медленно зажигает свет.
Вождь и приближённые посмотрели фильм режиссёра Юдина «Смелые люди». Создатель фильма вместе с министром культуры Большаковым находятся в дальнем конце помещения и с тревогой ждут приговора вождя.
Но он, как всегда, молчит, поэтому безмолвны и остальные. Никто не решается нарушить эту тишину, как всегда зловещую, потому что никто не знает реакцию товарища Сталина.
Каждый из приближённых ждёт первых фраз вождя, чтобы правильно сориентироваться – хвалить или ругать картину.
Пауза затягивается.
И вдруг Сталин бросает реплику: «Да, товарищи, это – не Голливуд».
Тишина становится зловещей. Напряжение нарастает.
Сталин встаёт со своего места, подходит к столу, где в пепельнице лежит его трубка, и повторяет:
- Не Голливуд.
Затем разламывает папиросу «Герцеговина Флор», чтобы набить табаком трубку и опять произносит:
-Это – лучше Голливуда.
И тут же тишина пропадает. Все задвигались, закашляли, начали что-то говорить друг другу, смеяться.
А вождь продолжает:
-Хорошо показаны советские люди, которые не дрогнули перед проклятыми фашистами. Отстояли Кавказ и сохранили поголовье лошадей.
Опять пауза и вопрос:
-А создатель фильма здесь присутствует?
Опять наступает тишина. Все знают, что без приказа вождя посторонний человек никогда не попадёт в Кремль, а тем более в кинозал, предназначенный для высшего руководства страны. Но Сталин любит такие игры, и играет в них постоянно.
- Я здесь, товарищ Сталин, - говорит пересохшим голосом режиссёр.
-Товарищ Юдин, - ласкового говорит вождь, - такой прекрасный фильм, где «люди-лошади», мог снять только настоящий кавалерист.
Снова игра. Сталин подробно изучил биографию Юдина, но не может не играть.
-Да, товарищ Сталин, - отвечает Юдин, - я был жокеем на московском ипподроме и был красным конником в годы гражданской войны. А затем я стал учиться на кинематографиста.
-А какие фильмы вы сняли? – спрашивает Сталин. – Напомните, пожалуйста.
Вождь всё прекрасно знает. Но эта игра доставляет ему огромное удовольствие.
-Товарищ Сталин, - вмешивается в разговор Берия, - фильмы Юдина были раскритикованы покойным товарищем Ждановым как безыдейные и, можно даже сказать, искажающие советскую действительность.
-А по-моему это были хорошие фильмы, - сказал вождь. – И «Сердца четырёх» и «Близнецы». Мы же их смотрели, Лаврентий, и смеялись.
Вновь воцарилась тишина.
-А товарищ Жданов мог и ошибаться, - продолжил вождь. – А разве плохой фильм «Девушка с характером»?
Вновь пауза, а затем вождь сам себе ответил:
-Очень хороший фильм. Но этот фильм – «Смелые люди» - самый удачный. Я думаю его даже можно выдвинуть на государственную премию. Отметить товарища Юдина, сценаристов, оператора, исполнителя главной роли. Но особенно мне понравился старый тренер в исполнении артиста Грибова.
В это время официанты стали вносить в зал лёгкие закуски и вино.
-Прошу подкрепиться, товарищи, - пригласил всех Сталин, - выпить за режиссёра и рекомендовать ему не останавливаться на достигнутом, а снять ещё несколько героических фильмов про людей и лошадей.

«Фильм «Смелые люди» стал лидером проката 1950 года. Картину посмотрели 41,2 млн. человек. Сталинской премии Второй степени за этот фильм были удостоены режиссёр Юдин, авторы сценария Вольпин и Эрдман, оператор Гелейн, актёры Гурзо и Грибов.
В 1953 году на экраны вышел фильм Юдина фильм «Застава в горах», который посмотрели 44,8 млн. человек».


Рецензии