Бытие и Ничто

Героем фильма Екатерины Селенкиной «Обходные пути» (Россия, Нидерланды, 2021) является «закладер» - курьер, закладывающий дозу наркотика в тайник, из которого его  потом возьмет клиент.
 Мы смотрим на экран глазами героя, который сначала в режиме просмотра улиц Google Earth подбирает места для тайников в безлюдных уголках Москвы, потом  находит этот схрон въяве, прячет туда пакетик, и делает снимок, помечая закладку красным фломастером. Совпадая с взглядом «закладера», камера рыщет по городу – по стенам и крыльцам домов, по палисадникам, по собачьим питомникам, по помойкам, сарайчикам. Временами в кадре появляется сам герой, озабоченно шествующий по городу с рюкзачком на спине; иногда он ковыряется в земле, и даже, попав под подозрение, подвергается обыску в отделении полиции. Видя «закладера» на экране, зритель обретает свой собственный взгляд, и, по мере продолжения фильма его можно отличить от взгляда героя. Если последний смотрит на мир  узко профессионально - чисто утилитарным, точно сфокусированным взором, то зритель видит много больше, замечая и сеанс рэйва, и фотосессию молодых домохозяек, и одиночный пикет протестанта. Более того, даже самые обычные городские уголки, увиденные зрителем, оказываются эмоционально и эстетически окрашены, когда в них, например, врывается ярко-красный цвет женского платья.
Сначала два способа виденья в фильме сосуществуют, но постепенно зрительская позиция замещает зрение  «закладера»; вытеснив его, зритель сам становится главным героем. Кульминацией фильма является «грибной дождь», обрушивающийся на великолепный цветник, чудом оказавшийся в привычном городском пейзаже, и его освятивший… И вдруг эта картина заменяется глухой тишиной и черным экраном; эта чернота длится и длится, пока не  появятся титры; я испытал катарсис, не понимая – почему? И должно было пройти какое-то время, чтобы меня озарило: Бытие сменилось Ничто.
Тут мне вспомнилось, что похожее переживание  сопроводило финал фильма Антониони «Затмение», только суть там была опосредована, а здесь установлена с философскою прямотой.
                Январь 2022 г.


Рецензии