Великопостная тетрадь

ПРОСТИ МЕНЯ

...безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси...(Псалом 50)

ТАК я, грешный, долго думал о себе.
И не только думал, но старался выразить сии "премудрости" в слове.
"Я познаЮ Тайны Божии, дарованные мне свыше".

Но на самом деле - надо мною глумился ад.
С его легионами бесов.
И лично сатаной (клеветником).

Еще я нередко выдавал желаемое за действительное.
Мне казалось, что от этого желаемое - сбудется.
Но оно не сбывалось.
Мне становилось всё хуже.
Я погрязал в трясине обмана и самообмана.
И в какой-то момент мир, в котором я жил, стал миражом.

И только храм Божий вернул меня к правде.
Да и просто - к реальности.
Еще моя истинная ближняя.
Без нее и Церкви я бы сейчас был в аду.

Прости меня, Господи.
Прости меня, Мариночка.
Прости меня, мир людей.


МОЩИ СВЯТОЙ МАТРОНУШКИ В НАШЕМ ХРАМЕ

Матушка сама приехала
к нерадивому сынку,
что в Москве за имяреками
не добрался по звонку

до Покровской той обители,
где Матронушка хранит
веру истинную (видели?),
помогает и целит.

Очередь идет так медленно,
всяк поклоны ей кладет,
а сынок ненадоедливый
всё "любви" какой-то ждет

от чужой жены и матери,
возвернувшейся в свой дом
с покаянием страдательно,
всех оставив на потом.

Что же это получается?
Я опять хочу блудить?
Вот и очередь кончается,
вот и мне поклоны бить.

И прошу я у Матронушки,
прижимаясь лбом к стеклу,
утешения и помощи
нерадивому сынку!
 

***
Слова ищу неторопливо -
и чем я больше их ищу,
тем больше понимаю: мнимо
всё то, что высказать хочу.

Есть вещи, о каких не скажешь.
Молчанье выразит ясней,
красноречивей и отважней
всю муку совести моей...


НЕМАЯ МОЛЬБА

Святой Преподобной Марии Египетской

Как цепко держит страсть, не отпуская,
слепит глаза и сердце... и любовь
с гордынею меняются местами,
уже не чая райских берегов.

О, помоги избавиться от страсти!
Не ревновать, не ведать, не судить!
И только каясь подходить к Причастью,
Христа в себе неблудно сохранить!


***
В одни и те же падаю грехи
и покаянья в них почти не имам:
они вросли в меня, как те стихи,
что остаются лишь ее любимым.

Меня же - нет... ни памяти, ни слов,
лишь сонное предчувствие ухода:
мое - к Нему, ну а твое - в альков,
где снова воцаряется свобода.


СТРАСТЬ И УНЫНИЕ

Пропускаю службы, не хожу,
день и ночь в кроваточке лежу.
И хватаюсь за мираж ушедший,
из последних сил лелея лжу

прошлого...


***
Как хорошо смириться, Боже,
не верить чувствам ни на грош
и думать только о хорошем,
отринув искреннюю ложь

чужой жены, что возжелал я,
святую заповедь поправ,
вот потому и пожинаю
плоды страстей и горьких трав.

Сидеть тихонько на балконе,
на фонари глядеть и знать,
что мы инакие по крови,
какою зАлита тетрадь.

Учи нас, Господи, смиренью
и самолюбие прости,
пусть пишутся стихотворенья
в любви и истине пути.

А в чем мой путь? Да уж конечно
не сайты это и альков,
где я порою таял грешно
от ласки всех ее стихов,

чье содержанье - испарилось
еще быстрее, чем она
ко мне душой переменилась,
чужая щедрая жена.

Я лишь сейчас домой вернулся,
увидел православный крест,
не жду победных контрибуций,
не требую иных чудес,

опричь спокойствия и мира
в душе моей, страдавшей так,
что даже память изменила,
какой я в жизни был дурак.

Не всем признаньям нужно верить.
Не все хотенья исполнять.
Среди привычных словопрений
луной поддельной не сиять

на том картонном небосклоне,
что предлагает нам порой
зов плоти с именем "любови",
презрев воистину любовь.


ОЖИДАНИЕ (К фотографии ёжика, стоящего на лапках у окна)

Чего ты ждешь, малыш? какого счастья?
Любимая сегодня не придет.
Ее смела лавина безучастья,
забвения потрескавшийся лёд.

- Она придет, она мне обещала,
она найдет знакомое окно.
И мы начнем воистину сначала
надеяться и верить - все равно!..


ГЛЯДЯ ТЕБЕ ВСЛЕД

Когда я гляжу, как ты удаляешься, как сегодня,
такая маленькая и хрупенькая - посреди такого большого города, людей и машин,
мне хочется плакать, Мариночка,
плакать и бежать за тобою, прижать к себе изо всех сил
и никуда не отпускать даже на миг.

В эти мгновения мне не нужны никто иные, как бы я ни был привязан к ним сердцем.
Потому что у иных - много: семья, родные, коллеги и друзья.
А у тебя - только я.

И если меня не будет рядом, то кто тебя защитит, моя крошечка?
ПРОСТИ МЕНЯ, МОЯ ЖЕНА, МОЯ ИСТИННАЯ БЛИЖНЯЯ, ДАННАЯ МНЕ БОГОМ.
Вот о чем я думаю, глядя тебе вслед...


***
Прольется тишина в живую душу -
и станет ей спокойней и светлей.
Кому я в этом мире нужен
кроме жены моей?

И Господа... так, может быть, довольно
искать в других сердечные дары,
от коих беспокойно или больно
в конце игры?


ЗИМА В АПРЕЛЕ

Снег и ветер... заслужили вьюгу,
хрупкое тепло не берегли.
И чужими сделались друг другу,
пусть и говорили о любви.

Снег расстает, холод обернется
новым потеплением сердец.
Но сегодня - мы в зиме, что бьется
в наши двери, как иной пришлец.


ПАМЯТИ КИНОТЕАТРА "ДРУЖБА" В УЛАН-УДЭ

Тебя сломали, словно наше детство:
ни сквера, ни девчонок, ни кино.
Один асфальт китайского главенства,
театр здесь отстроившего, но

уходит что-то главное, ушло уж.
Бетоном никогда не заменить
ни тот живой пейзаж по Терешковой,
ни наших робких посиделок нить

в уютном сквере... Пред Театром Драмы
ни взрослый, ни ребенок не поймет,
ЧТО нас сюда влекло сильней рекламы,
и память сердца вряд ли оживет.

Ну что ж, прощай, кинотеатр "Дружба"!
Ты был мне много больше, чем афиш
простое безыскусное оружье,
манившее в мечтательную тишь...


КАК ВАЖНО

Как важно жить церковной жизнью,
ходить на службы, пост блюсти,
отринув всю мирскую жимолость
унынья, сжатого в горсти.

Но как же редко удается
благоговейно предстоять
пред алтарем, покуда льется
на нас святая благодать.

Зато в трапЕзную - я первый.
И мысли: я ль ни заслужил
все эти постные, но перлы,
хотя по правде и не жил

церковной жизнью... Ноги волка
всегда кормили, как меня.
И мир влечет почти без толка,
не окормляя, не храня...


ЛЮБОВЬ И САМОЛЮБИЕ

Как много самолюбия во мне,
а вот любви - почти и не имею,
всё требую внимания в войне
двух самолюбий, где она - умнее.

Мы перед Богом оба не правы.
Ну так прости и ничего не требуй:
ни отзыва, ни строф, ни мишуры,
СМИРИСЬ ДУШОЙ и восходи на небо

по мере сил... Но всё чего-то жду
от женщины мирской, а не духовной.
Каков и сам... Любовь моя в аду,
а самолюбье - лезет на иконы.

"Прости меня, как я себя простил" -
смешно сие, но верно: мы такие.
Любил ли я тебя? Да, я любил.
Но я тебя любил СВОЕЙ богиней,

принадлежавшей мне и только мне.
Любовь ли это? По Христу - едва ли.
Гори, душа, на медленном огне
и очищайся от грехов страданьем.


***
Мне хочется сказать тебе, что ты
осталась для меня родной и близкой.
И память сохранит твои черты
не только на тебе ненужном диске.

Ты перестала выходить на связь
по зову сердца, ибо не скучаешь.
И личный мой Фисон впадает в грязь,
которой ты уже не замечаешь.

Не в муже дело, но в тебе самой.
Тебе самой я стал совсем не нужен.
И это началось еще зимой.
Сегодня - просто кончилось, как ужин.

Благодарю за то, что ты была.
Светила мне вечернею звездою.
Алкала и надеялась, звала.
Я большего на свете и не стою.


***
Мои стихи не для эстрады.
Непопулярные весьма,
для одного лишь адресата -
подобьем личного письма.

Мои стихи народной массе
на самом деле - ни к чему.
Так пешеход идет по трассе
к любимой, другу своему.

Машины пролетают мимо.
И редко-редко кто возьмет
с собой поэта торопливо
и хоть немного подвезет.

..............................

Стихов общественных так много.
Им рукоплещут, как речам
вождей на съездах - ради прока
и славы годных заводчан.

Но что осталось после речи
того, иного ли вождя?
Лишь облегченье, что конечен
и он... Под музыку дождя

едва ли кто перечитает
распубликованный отчет.
Стихи общественные тают,
как снег весною или лёд.

А письма... пусть и разлюбила
она их автора давно,
хранят на память: было, было...
Пускай и выпало на дно.

Пускай и нас уже не станет.
Архив семейный сохранит
любви открытую, но тайну,
что даровал тебе пиит.


ЗАЗДРАВНАЯ ЗАПИСКА

Будь здорова и хранима Богом,
чтобы дни - смиренны и легки.
Пусть тебе семейная дорога
возжигает в сердце огоньки.

Дети будут Господу послушны,
радуют и маму и отца.
И любовь не станет равнодушной,
остужая вещие сердца.

Мурзик пусть найдет себе невесту,
чтоб котята умиляли дом.
Души пусть воистину воскреснут
к честной жизни под одним зонтом.

И не страшен дождик или ливень,
если вместе, если - навсегда.
Пусть семью вовеки не покинет
благодать Спасителя Христа.


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Я полюбил Великий пост:
он утешает и врачует,
все наши боли сердцем чует
и не дает идти им в рост;
я полюбил Великий пост.

Андрея Критского канон,
звучащий покаянной тайной,
священство в черных ризах, дальний
и приглушенный свет икон.

И глубина моих страстей
мне кажется нелепой ложью,
избыть которую несложно
в земных поклонах...
Ну а с ней,

ради которой всё забыл
и мир в душе своей утратил,
да будет чудо благодати,
гасЯщей неподобный пыл

любых предательств и измен,
лукавства, принятого миром
за вожделенную порфиру,
за самый сладостный рефрен.

Я полюбил Великий пост...


Я КРУГОМ ВИНОВАТ...

Марине

Я кругом виноват - пред тобою и Богом,
коль бежал от креста, примеряя иной,
погрязая в страстях и пороках,
соблазнившись чужою женой.

Я кругом виноват, именуя любовью
похоть плоти и гордость житейскую, вбит
в каземат оголтелой работы над ролью,
как типичный пиит.

Мне б уйти поскорее от всяких общений,
замолчать перед миром и каяться, жить
лишь стяжаньем прощенья, Христова Прощенья
и ни с кем не дружить.

У меня есть семья, что мне сайты инета,
уводящие душу от правды любви.
Я кругом виноват, наложи свое вето
на лукавые песни земли.


ПАССИЯ (ПОКЛОНЕНИЕ СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ)

...И меня благодать коснулась:
я заплакал, прося прощенья
и у Слова и у тебя,
моя ближняя и родная,
и у той, что далече ныне,
у любимых ее и мужа, -
и мне стало немного легче
пред Распятием предстоять,
видеть свечи в руках священства,
слышать глас церковного хора;
я хотел бы так плакать часто,
это всё, что еще осталось
мне на этой земле по правде.


УТЕШЕНИЕ

Я сидел на лавочке у храма,
ощущая мир в душе своей,
как давно утерянную гамму
утешенья в истинной семье.

И надежда в сердце поселилась,
что однажды встречу ВО ХРИСТЕ
ту, с какою сладостно блудилось
в некой безымянной пустоте.

Было утро, тихая прохлада
радовала грешника, что вдруг
в Церкви на обочине горсада
увидал спасение от мук.

Было хорошо, спокойно, чисто,
долго я бродил вблизи огня
Божьего... совсем без артистизма
плача на краю святого дня.

Господи! и ближние! простите!
Короток земной неверный век.
Скоро нам ложиться, как хотите,
в землю, на какую валит снег.

Что же я до смерти не напуган?
Но утешен толикой любви,
протянувшей мне живую руку,
тихо избавляя от земли...


НАКАНУНЕ ВЕРБНОГО

Веточки в руках пахнут небом,
очередь на исповедь,
освященный елей,
оченьки моей супружницы,
умиляющие и немного усталые, -
зачатки истинной любви и правды сердца.


НАШЕМУ ХРАМУ

Церковь Божия, церковь беленькая,
как супружница по утрам,
так и слушал бы твое пение,
не служа никаким грехам.

Что со мною случилось, жёнушка?
Почему потерял покой?
Почему мне соблазны - солнышком?
Потому что я сам такой.

Соблазнительный и потерянный
и для Бога и для семьи.
На чужой каравай поделенный
предъявлявший права свои.

Пусть алканье и было искренним.
Что в алканиях? Есть долги
перед ближними, словно листьями
опадавшими на круги...

Не хочу уходить из храма я,
даже если умолкнет клир.
Здесь мне лучше, чем с покрывалами,
где и сам примерял мундир

не по росту и не по должности.
Всё доказывал да кричал,
что мы в мире, как те безбожники,
а бревна и не примечал...

Научи меня вере истинной,
умилению и слезам
покаяния... пусть я мысленно
далеко от тебя, мой храм.

Но бывают минуты честные.
И тогда я - спасенью друг.   
Потому-то и ноша крестная
мне легка и желанна вдруг.

И не надо иной... вот ближние,
вот супружница, вот киот.
Что мы ищем вдали, как лишние,
окунаясь в водоворот

то страстей, то чужого отчества.
Боже, Боже, прости меня.
Никуда уходить не хочется
ни от храма, ни от огня...


ПРОСТИ И ПОМОГИ

Прости, что был негодным мужем,
искал любовь на стороне.
Святой молитвою разбужен,
опять пишу своей жене.

Я заблудил в чащобе страсти
вместо того, чтоб быть с тобой
и вместе пережить ненастье
с красивым именем "Любовь".

Любовь так скоро не проходит.
Любовь - инакая совсем.
Любовь - монашка по природе
и вечно пребывает с Тем,

Кто нам ее дарует, веря,
что мы не станем изменять,
от глупой гордости шалея,
отринув стыд и благодать.

Чего искал или алкал я?
Какого счастья среди звезд?
Лишь только душу в кровь о камни
себе изранил, снявши крест.

Там не моя семья - чужая.
Ну а с чужими на земле
не обретешь святого рая
в самом себе.

Прости меня! И помоги мне
вернуться телом и душой
к любви по имени Марина,
оставив страсти за межой...


НАГЛЯДНАЯ ТАЙНА

Это время перед рассветом в Страстную Субботу.
И вообще - всё утро, весь день и вечер именно в этот Час
(ибо ведь эти страшные сутки именно Час), где мы все как бы отпущены на свободу,
включая Природу, Космос и всех девчат.

Это видно и слышно в Страстную (и только) Субботу совсем наглядно.
Нагляднее некуда, нагляднее - жернова
наших ненужных речей в этот День, где тебе приятно
слышать и видеть, как в гости меня звала

женщина мира, а я отказал, сославшись
на головную боль и вообще - "лежу".
В Страстную Субботу (один раз в году это можно, бесценные наши) -
выключить все приборы, не слушать лжу,

запереться в доме и просто смотреть в окошко,
видеть снег за окном или притихшую вдруг Весну,
вдруг почувствовать без обмана, как напряженно домашняя кошка
ждет чего-то и явно боится, ужасается: "Я теперь не усну!"

Природа скорбит. Звёзды в небе - скорбят, надеясь,
ждут с замираньем сердца, когда же, когда, когда
Пасха настанет (а вдруг не настанет!), и наш Создатель воскреснет.
Наш Любимый Отец и Спаситель, наш Самый Любимый - да!

...Эта НАГЛЯДНАЯ (И СТРАШНАЯ) ТАЙНА длится до Полунощницы
(до 23 часов Субботы Страстной), когда Вся Вселенная
осталась по вине людской - Сиротой.
Без Господа, без более чем Помощника.
И Вселенной страшно.
Она ждет каждый миг кары Отца Небесного.
И понимает и чувствует, что заслужила ее.
Не уберегла своего Создателя Слово, Сына Божия.
Не разверзла чрево свое, не поглотила Его мучителей и убийц...

...До Пасхи - менее часа.
И мы, как всегда, с опозданием собираемся в храм - и уже не боимся,
что ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! - священник не возгласит.

- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

- ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


2016


Рецензии