Безе На фронтах Первой Мировой войны

Повар расположил свое хозяйство на внутреннем дворе . Кухни ему было явно мало , и на скорую руку соорудили у дома три плиты прикрытые железными листами ,поставили два котла для варки,а невдалеке под развесистыми кленами сколотили столы и скамейки под навесом. Офицеры заказывали отбивные и бефстроганов ,пюре и вареную картошку.  Ещё был и пирог ,с капустой и яйцами и  безе .Разбойничья красной самоварной меди физиономия повара с торчащими обувной шеткой рязно седыми усами , его трубный крик на кухонную прислугу производили впечатление . Да, пышная фигура.А как он подавал безе господам офицерам. Незаметно и деликатно.Из-за спины.Наверное так командующий армии генерал Сухомлинов подавал его императорскому величеству Николаю второму прожект о полном разгроме Германии,для чего требовалось весь парусный флот России поставить на колеса и дождаться попутного ветра на Берлин.
 Безе всегда заказывала матушка ,когда мы с ней заходили в кафе . Безе ,мороженное и кофе . Ученикам младших классов циркуляром было кофе запрещено и мне как то раз сделал замечание школьный инспектор . Как же матушка его разделала . Несколькими фразами и всего одним взглядом .Он выкатился из кафе оставив шляпу и так и не посмел за ней вернуться .Матушка не уходила еще где- то с час из того кафе и я естественно с нею. Мне пришлось съесть еще три безе и выпить сельтерской. Но наш враг так и не пришел. Возмущенно фыркнув матушка взяла меня за руку и мы удалились из кафе с полной Викторией .   
Я съел одно пирожное , взял еще два в память наших посиделок . Ах ,любезная моя матушка , молю Бога ,что бы не тревожила ты понапрасну сердечко свое .Я на войне уже полгода ,а ничего особо страшного и не было .
Поев, я пошел не торопясь к нашему расположению , желая принести пирожные своему командиру и другу ,преисполневшемуся нынче чувства долга и наотрез отказывающегося от обеда ,пока не разберёт всю накопившуюся документацию .
У нашей двери толклись и топтались солдаты, а наш седой денщик защищал от них дверь распластавшись на ней своим телом .Я в шутку рявкрнул на них. Шесть месяцев прошло, а я все не могу привыкнуть к тому как вытягиваются в струнку и застывают взрослые,седые уже мужчины,стоит мне только повысить голос.Иногда,я делаю это специально.Ну они отступили и один из них ,самый старый по возрасту ,взволнованно поинтересовался дома ли господин батальонный командир.
-Ну, а где ж ему быть – ответил я . Тогда старый солдат сказал – Шпионы – и отошел в сторону,открыв передо мной дверь. Я зашел в комтнату .Сергей сидел склонившись над бумагами, увидев меня показал на них рукой и вздохнул – Полчаса дай мне или минут сорок,сам сам там реши.Что там ? –Шпионы – ответил я.Ну расспроси их,попридержи в общем,я скоро.Безе убери,не переношу.Серж старше меня на четыре года, а в юности это много .Он друг моего брата. Вместе они играли в первой Петербургской футбольной команде. А я болел за них.С Сержем я сошелся на почве музыки и он познакомил меня с Бруни, замечательным музыкантом и поэтом,наслушавшись которого,решил написать стихи и я. Прочел Сержу и услышал от него совет пожить жизнью народа,поспать в курной избе рядом с коровой,разгрузить баржу с арбузами с низовьев Днепра и пропить полученные три рубля в трактире,подраться там с фабричным мастером,а поутру пьяными слезами выплакать грех на исповеди и уж только потом,писать стихи про народную жизнь.Я решил последовать его совету и пошел на войну. Так,по моему,узнать жизнь можно было быстрее. А Серж возомнил,что в ответе за мое решение перед моей матушкой и братом и ринулся следом за мною.Не знаю его связей,но он стал моим командиром и честно говоря,уберег меня от многих ошибок, которые просто обожают совершать молодые офицеры. Благодаря ему я не проигрался в карты,не подрался на дуэли с членом императорской фамилии и не скомпрометировал жену полковника. Серж даже спас мне жизнь застрелив здоровенного австрийца,уже примерявшегося как бы половчее кольнуть меня штыком.Я сбил австрияка прикладом и целился в другого,а он коварно ожил и намеревался поиграть в энтомолога ткнув меня штыком снизу под челюсть.У меня даже остался маленький шрам.Я думал похвастаться им перед матушкой,но нет.Нет. Не буду пугать её даже минувшей угрозой.Похвастаюсь брату.  Стоит ли говорить,что Серж был моим кумиром, я даже подражал ему в жестах, манере цедить слова, наклоняя голову и мелких бытовых привычках. Например,он не садился за стол не застеленный свежей скатертью.Денщик собирал эти скатерти где только возможно.          
Я вышел из комнаты ,подошел к сгрудившимся солдатам ,они расступились и глазам моим предстали шпионы . Совсем молодые люди ,скорее всего мне ровесники ,одетые в русские мундиры , вроде бы правильно одетые ,но без винтовок …И еще одно …на мундирах были аккуратно зашитые следы  от пулевых отверстий . Мундиры сняли с мертвых . Старый солдат доложил ,что их и взяли ,потому что винтовок не было . Признались сразу ,что шпионы и что поляки ,что австрийцы их заставили .Я протянул им безе ,скорее что б освободить руки ,чем в качестве дружеского жеста. Руки их были связаны спереди и они смогли запихнуть пирожные в рот, а вот проглотить не смогли,пока денщик не протянул им флягу со словами.-Вона как от испуга в глотке пересохло,небось, небось, мы не звери. Потом они начали говорить,говорить перебивая друг друга. Два брата поляки,оказались под австрийцами. А матушка осталась глубоко на нашей территории. Она старая и почти слепая. У неё никого нет. Пытались они перейти фронт и не смогли. А мама одна долго не сможет .Она привыкла к их заботе .А сейчас ничего нет,ни еды нет,ни угля нет.Она пропадет ,она просто пропадет,пан поручик,должен это понимать.У него ведь тоже есть матушка. Австрийцы вербовали поляков рядится под русских солдат и шпионить.Они и согласились,решив перейти фронт и сразу сдаться так и сделали. Один очень благодарил меня за безе ,говорил,матушка такое все время покупала им и сельтерскую в кафе. Я обернулся ,оказывается командир уже некоторое время слушал через открытую дверь прислонившись к притолоке и с любопытством  разглядывая поляков .
- Представляешь Сергей, один из них такое же училище заканчивал как я,то есть я  Тенишевское училище закончил,куда меня батюшка благословил ,а маменька все сомневалась ,а он в Варшаве.А потом по классу фортепиано учился,как и мы с тобой ,но выгнали его с третьего курса.Ну хорошо,все закончено,скоро к маме поедут .
- Да бывает так - ответил командир. Потом ,словно опомнившись- Отставить. К какой это маме ?
- Ну …к своей. Проверит их контрразведка и отпустит,они же наши .Серж крепко взял меня за руку и отвел подальше под деревья.
- Лучше бы они были австрияки. Им никакой контрразведки не положено. Ты их контрразведка.Ты допрос провел, в условиях военного времени, на линии фронта и в присутствии нижних чинов.В ходе допроса задержанные показали,что они добровольно, без принуждения и побоев, одели нашу форму и согласились стать шпионами.      Теперь трибунал. Все .
Я внимательно посмотрел на друга – Сергей , ведь ты не сможешь .Не сможешь так. Шпион мерзок …любой шпион не имеет чести,но ведь и офицер не палач, не вешатель .
- Да успокойтесь Вы, юноша бледный !Пора бы уже начать разбираться,а то полгода войны, а все как штафирка. Мы тут вообще не причем. Да и не повесит их никто .Их к полковнику сейчас,ты доложишь, десять минут суд и расстрел и все. Это полкового командира тяжкий крест приговор выносить. А мы с тобою ,потом пойдем,хорошенько пообедаем. Я пожалуй и водочки выпью, а то голову ломит после штабных директив, да и безе съем.
Я стоял на месте и молча смотрел на него.-Ты заметил,он безе съесть не мог - сухо и приглушенно заговорил Серж.-Когда человек лжет,у него в горле сохнет. Потом, его биография, как с твоей списана и мама безе покупала и училище и музыка.Про матущку и безе надо быть дураком, чтоб не догадаться. А даже и ошибся бы он,скажем не было бы у тебя матушки,тетушка тебе бы безе покупала,все равно б ты растрогался,когда он о своей матери рассказал.Теперь про училище,извини,ты не кадровый офицер и отличить тебя труда не представляет.Значит ,наличие училища очень вероятно в твоей биографии.А про музыку, так у тебя, друг мой, руки пианиста.Тут и гадать не надо. Если б этот жовнир назвался присяжным поверенным или цирковым акробатом,и то он бы больше доверя заслуживал.Стоишь,радуешься,а он тебе в глаза,твою биографию лепит.
Так что же - шпионы? - проговорил я.
-Не знаю,-ответил Серж -не нам решать,слава Богу. На то полковник есть.Пойдем водку пить.
Я пошел за ним.Я знал,полковник их не выпустит.Просто на всякий случай .          


Рецензии