Доктор Неля. Глава 3

               
      Утро в школе-интернате начиналось с трелей пронзительного электрического звонка, висевшего напротив медпункта. Кнопку звонка ровно в 6.55  нажимал учитель физкультуры, ветеран войны Георгий Львович со звучной фамилией Столица. И через пять минут по лестницам спального корпуса уже сбегали сотни ног воспитанников, спешащих на стадион на зарядку. Дежурная медсестра обязательно присутствовала на зарядке и следила, все ли 350 ребят вышли, никто ли не отлынивает от упражнений.

  До этого медсестра уже проверила, как готовится завтрак на кухне. А там, на огромной электрической плите, в больших кастрюлях поспевала каша, и закипал чай. Кормили воспитанников прекрасно. Пятиразовое питание на одного ребёнка стоило всего 1 руб. 30 коп. Когда умытые и одетые воспитанники выстраивались группами  по одному у входа в столовую, здесь их уже ждала дежурная медсестра и «угощала» каждого ложкой рыбьего жира. Рядом с ней на двух табуретках стояли подносы с чистыми и грязными алюминиевыми ложками.

   Воспитанники ели в две смены, так как столовая была рассчитана на 165 человек. А после завтрака эта же медсестра всем детям раздавала витаминки-драже. Это, конечно, было приятнее, чем противный рыбий жир. На второй завтрак воспитанники получали яблоко или грушу из собственного сада. А перед вкусным обедом  с борщом, творожными сочнями и компотом все снова безропотно принимали по ложке рыбьего жира.

  Все медсёстры были строгими и неумолимыми. Особенно слушались всегда Нелю Валентиновну. А она, зорким взглядом окинув ребёнка, сразу знала, здоров он или болен, тогда не стоит его заставлять пить рыбий жир или есть кашу:                - Зайди, Ванечка, в медпункт после завтрака! Василий Андреевич тебя послушает!
 
   Пока школьники были на уроках, медсёстры обходили все палаты и проверяли качество уборки. Тогда, в первые годы, в школе-интернате работали 22 технички. Дети только застилали постели и складывали свои вещи. Директор никогда не забывал напоминать сотрудникам, что в санаторной школе  на первом месте здоровье детей, а на втором уже учёба. А ещё он говорил: «Мы с вами живем на острове Утопия, как при коммунизме».  В самом деле, в любую погоду в школе светло от собственной электростанции, своя вода, своё тепло от котельной.   Особенно это чувствовалось в зимнюю непогоду.

    Однажды зимой налетел сильный ураган. По дороге от райцентра до посёлка Затока и школы-интерната ветер повалил 18 столбов. Жители  Затоки и Роксолан сидели без света, а  на территории школы было тепло и светло, работала кухня, все 350 воспитанников были сыты и довольны жизнью. В тот день  приехали  электричкой обеспокоенные родители нескольких воспитанников из Одессы(телефон не работал) узнать, как тут дети, небось, сидят в холоде и темноте. Как же приятно они были удивлены,  как благодарили директора и всех сотрудников на радостях, что даже ураган, обрушившийся на Одессу и область,  не причинил вреда школе и их детям. Все службы были на высоте. Исправно  работала кочегарка, старшие воспитанники охотно помогали возить к котлам тачки с углём, расчищали от сугробов дорожки. Все сотрудники были на своих местах.   Медсёстры проверяли температуру в спальнях и классах. Все оконные рамы были оклеены бумагой, чтобы не дуло.

   Но бывали и другие времена, когда выходил из строя дизель. Это уже было ЧП  - чрезвычайное происшествие. Школа и весь посёлок около школы попадали  в доисторические времена -  без электричества не работали плиты на пищеблоке, насосы не качали воду, не подавали тепло из кочегарки в корпуса и дома. Не работали электрические звонки. Это единственное не было бедствием, так как позвонить на урок или на перемену можно было колокольчиком.

   В этих случаях  завтрак выдавался сухим пайком, но на второй завтрак уже была полноценная манная каша, правда, иногда с дымком.  На первом уроке вдруг распахивалась дверь выпускного восьмого класса, на пороге появлялась медсестра в белом халате поверх пальто и просила учителя отпустить с урока всех мальчиков. Мальчишки с радостью вскакивали, быстро надевали пальто и шапки и бежали на пищеблок. Одни во главе с медсестрой  вёдрами и бидонами носили воду  из резервуара, другие  с удовольствием складывали печку из кирпичей, кололи дрова и таскали сорокалитровые кастрюли .

 Несмотря на все неудобства, повара готовили завтраки, обеды и ужины согласно меню. Правда, на полдник вместо какао и пирожков были конфеты или печенье, но воспитанники были довольны и счастливы – дома ни у кого из них такой роскоши не было.  Дети учились, правда, в классах сидели в пальто и шапках. Но все знали, что эти трудности временные. А когда появлялось электричество, по всей школе раздавалось громкое «Ура!» и многие ребята распевали сочинённую в школе песенку:
« Заработал дизель! Ура, ура!                Какое счастье, повара!                Теперь нам печку не топить                И кашу с дымом не варить!»
         


Рецензии
Ох, уже, этот рыбий жир! ))
Помнится, и мне в раннем детстве его давали. Но к своим детям я уже не применяла это "лекарство".
Вы, Рита, так увлекательно и с подробностями пишите, что действие разворачивается, как в кино.
С теплом,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   22.12.2024 22:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам, Ада, за добрый отзыв!
мы тоже в детстве пили рыбий жир. Теперь это уже не так актуально. Хорошо, когда есть возможность в семье обеспечивать полноценное питание. Дети в нашей школе-интернате действительно оздоравливались - условия были очень хорошими. Жаль, что сейчас война в Украине. Интернат не работает. О фильмах и речи нет!
С теплом, Рита

Рита Аксельруд   23.12.2024 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.