1963-1964 гг. 10-й класс. 4. Об одноклассниках

Толик Пономаренко жил с дедушкой (сторожем в городском театре) и бабушкой (домохозяйкой). Его мать уехала с новым мужем в Западную Украину, а отец жил с другой семьей в городе.

Толик был очень начитан, у него дома было много книг, благодаря дедушке он часто посещал театр, поэтому в целом он был по знанию жизни старше нас. Но изучать высшую математику и кибернетику ему было тяжело.

Он занимался плаванием. Однажды он много плавал в холодное время года, что привело к тому, что все его лицо, шея и плечи были покрыты язвочками. Плюс к этому он немного косил глазами. Из-за всего этого у него был «белый билет» (освобождение от службы в армии).

Летом он приезжал вечером ко мне на велосипеде и мы шли на пляж поплавать. И вообще получилось как-то так, что мой дом и виноградник стали точкой встреч с ребятами.

После школы он поехал поступать в МГУ, где ему сказали открытым текстом, что с «белым билетом» его не возьмут. Тогда он пошел в институт иностранных языков, где получил двойку на экзамене по немецкому языку. Вернувшись в Евпаторию, пошел работать кочегаром в котельную — первая запись в трудовую книжку. И ничего не предвещало последнюю запись — чрезвычайный и полномочный посол в Швеции.
Заработанные деньги он тратит на репетитора иностранного языка. Он учился у женщины, которая когда-то приехала из Франции и хорошо знала кроме французского языка английский и немецкий. Через год он поступает в Симферополе на иняз и начинает ездить переводчиком на круизном лайнере по Черному морю.

Еще учась в школе он делал карьеру по комсомольской линии — был членом городского комитета комсомола. Поэтому в Симферополе он продолжил комсомольскую работу в обкоме комсомоле в отделе международных связей. Потом его отправили вторым секретарем посольства в Индию на 5 лет. После Индии работа в МИДе Украины, затем работа в посольстве ФРГ в Боне. Интересно, что его косоглазие и болячки на лице успешны были вылечены.
 
2 года учебы в дипломатической академии в Москве. В летние каникулы едет в Женеву на практику, где участвует в заседаниях по безопасности и собирает материал для диссертации и заканчивает двухмесячный французский университет. Затем работа в МИДе Украине в ранге чрезвычайного и полномочного посла и наконец едет послом в Швецию, где скончался в возрасте 64 лет.


Витя Алексеев был очень интересным человеком: в нем сочеталась галантность и подлость. Он жил с мамой врачом и старшей сестрой, учившейся в медучилище. В отличие от нас он единственный подавал пальто девушкам. Помню случай у меня дома: когда вошла моя мама он резко встал — когда женщина входит, надо вставать сказал он. Ходил в в хорошо отутюженном черном костюме с галстуком и белой рубашкой, имел два белых носовых платка. Во внутреннем кармане пиджака всегда носил пачку сигарет, хотя сам не курил. Поскольку он жил в Слободке, то это была защита от шпаны, которая любит просить закурить.

Он плел интриги, наговаривая то на одного, то на другого. Временами мы с ним тесно дружили, то расходились. Он многим интересовался: физикой, литературой, философией, но знания его были поверхностны.

После школы поступил в МГУ на философский факультет, но был отчислен (дело темное). В Евпатории женился, родилось двое детей. Он сидел с детьми, а жена работала. У него обнаружили полиартрит, он начал пить. И умер в возрасте 33 лет.
На втором курсе я приехал домой на каникулы и встретил в городе Витю. Он предложил посидеть поговорить. Я взял по его просьбе две бутылки по 0,5 л мускатного вина по 88 копеек. Мы пришли в кафе «Северное сияние» и он начал пить. Я выпил с полстакана — остальное выпил он. Вдруг он заявляет: «А хочешь я сейчас здесь крикну как Тарзан?». Я сказал, что это неудобно, но он не послушал меня и во все горло выкрикнул в кафе. Мне было за него стыдно, но это было в духе Вити.


Саша Бандура жил недалеко от меня на улице Демышева. Он был старательным мальчиком, и, видимо, мог бы получить медаль, но... Один год мы с ним составили расписание тренировок, которые проводили на винограднике, где был бег, метание, прыжки, поднятие тяжестей. Потом у меня появилась Роза, а у него Валя Ярошенко, которую Сашина мама обвиняла в том, что он стал хуже учиться (похоже, что это было правдой).

После школы он с Женей Чапой поступили в Бауманку. Саша получил специальность по оптическим приборам. После окончания института работал в Загорске на заводе, дослужился до начальника цеха. Начал много пить, умер в возрасте 65 лет.


Валя Ярошенко жила на улице Новоселовской за вокзалом в собственном доме. Ее мать была учительницей математики, а отец повар. Мы иногда собирались у не дома. Отец готовил маленькие вкуснейшие пельмени.

У Вали не было особой любви к точным наукам. Она была фанатом кино и театра. Дружба с Сашей Бандурой действительно мешала сашиной учебе. Из-за слабых знаний она не рискнула поступать в московские вузы, но поскольку хотела быть поближе к Саше, то поступила в Тульский политехнический институт и регулярно ездила в Москву для встречи с Сашей. Однако через два года Саша нашел себе девушку из Симферополя, на которой в конце концов и женился. А Валя по распределению уехала во Владивосток. Там вышла замуж, родила двоих детей. В начале 90-х поменяла владивостокскую квартиру на керченскую. Однажды ее муж ехал на велосипеде и его сбила машина. Несколько месяце боролись за его жизнь, но увы.

Перебралась с детьми в дом своих родителей в Евпаторию, где наладила квартирный бизнес: летом находила курортников и поселяла в свои сарайчики. В возрасте около 65 лет умерла от рака мозга.


Люда Воронина была хитрой и, как оказалось впоследствии, не очень порядочным человеком. У меня сложилось такое мнение, что она не присутствовала ни на одной контрольной работе. Если она о ней знала заранее, то не приходила в день контрольной, ссылаясь на нездоровье. А, если о контрольной она не знала, то уходила в этот день, опять ссылаясь на нездоровье. Так она дошла до серебряной медали, выклянчивая оценки.

А так она была очень активна, участвовала в наших тусовках, придумывая интересные вещи. Мне кажется, что она была ко мне неравнодушна, но там место уже было занято Розой.

Уже в начале 2000-х она заняла у моей мамы 200 долларов, которые не отдавала несколько лет. Так и умерла.


Женя Чапа был комсомольским секретарем в классе и круглым отличником. Он был очень непосредственным как ребенок: однажды на уроке нам показали картину Шишкина, на что Женя воскликнул: «Как реалистично, реалистично!».
После окончания Бауманки по специальности гироскопы работал под Москвой на заводе. В 90-е был заведующим складом. Последняя с ним встреча где-то в году 2017 запомнилась его непосредственным удивлением: «Вадик, как ты можешь не верить в Бога?». Вот до чего дошел бывший идейный комсомольский вожак.


Виталик Шульман дружил с Женей Чапой. Получил золотую мдаль. Пытался ухаживать за Розой. Мы с ним вместе поступали в МГУ, а потом поступили в МИХМ. Учились в разных группах, но иногда он приглашал меня на мероприятия их группы. Послу окончания вуза уехал по распределению в Купавну Московской области. Сейчас живет в Израиле.


Саша Новиков никогда не входил в нашу тусовку. Он жил в центре города и принадлежал к «золотой молодежи». Его отец был главврачом детского военного санатория. У него была куча репетиторов: по русскому языку, по физике и по математике в лице нашего Демкина. После школы он пошел поступать на мехмат МГУ — не прошел, потом в Бауманку на дневное отделение — не прошел. В конце концов поступил в Бауманку на заочное отделение. Его отец перевелся на работу в Москву, поэтому Саша имел право работать и учиться на вечернем в Москве. После окончания института он стал преподавать в Бауманке.


Виталик Пацина дружил с Новиковым. Он жил в центре города около кинотеатра «Ракета». Поступил в МИФИ, но после первого курса был отчислен, и пошел в институт военных переводчиков на арабское отделение. Служил в арабских странах. После выхода на пенсию поселился в Москве.


Боря Лисицкий был самым крупным парнем в нашем классе, при этом был очень добродушен. Он был единственным в классе, кого я не мог побороть в армрестлинге, правда, при этом мог долгое время держать его руку.

Его отец был сапером, а Боря решил стать пограничником. Он закончил пограничное училище и служил на границе, а потом в Афганистане со своим летучем отрядом перемещался по северу Афгана (http://proza.ru/2012/04/09/81). После демобилизации получил квартиру в Симферополе. Последнее время занимается нетрадиционными методами лечения.


Сема Шуб был закрытым человеком, при этом довольно ироничным. Он увлекался джазом, в частности, роком что и стало его профессией. Он на губной гармошке (расческа с бумагой) на переменах играл джазовые мелодии, а ребята под его музыку танцевали. Закончил школу с серебряной медалью, поступил в автодорожный институт. В девяностых годах уехал в Германию, поселился в Кельне, где работал на радиостанции «Немецкая волна» диск-жокеем. Сейчас на пенсии.

Остальные одноклассники не проявляли особую активность и мы сними мало общались во внеурочное время.

На фото ребята танцуют на перемене твист на бревнах.

Продолжение: http://proza.ru/2022/02/01/1835


Рецензии