О коротком рассказе

Конкурс Копирайта -К2

Предлагаю вашему вниманию три рассказа:

Владимир Сорокин. Черная лошадь с белым глазом,

https://srkn.ru/texts/chernayaloshad.shtml

Чехов. Лошадиная фамилия, https://ilibrary.ru/text/988/p.1/index.html

О. Генри. "Друг - Телемак" (Перевод М. Урнова),

http://poesias.ru/proza/ogenri/ogenri10018.shtml

Страшный ли рассказ написал Владимир Сорокин? Вызывают ли смех рассказы «Лошадиная фамилия» и «Друг – Телемак»? Судить вам. Делюсь.

Также мнением МБ и статьёй «Жанр короткого рассказа», http://ekrost.ru/poster/zhanr-korotkogo-rasskaza.html

Далее позвольте разразиться (по обыкновению) длинной речью по поводу короткого рассказа.

Мужик Бородатый   25.10.2019 23:57

Тема конкурса хороша – написать короткий рассказ. Беда в том, что многие участники поставили во главу желание испугать / насмешить. Ладно, испугать – бог с ним, пугать легко, а вот смешить… Тут все плохо. И не удивительно. Смешной рассказ – еще более редкая вещь, чем великолепный рассказ.
Между тем, существенной вещью было условие написать короткий рассказ. С которым, между прочим, дела обстоят не так просто, как с длинным <рассказом>. Давайте разбираться с этими тонкостями.
Рассказ – это единство. Много раз я предлагал вам взглянуть на свои (и чужие) тексты именно с точки зрения единства. Ныне предложу еще одну точку обзора (и размышлений).
Что такое цельность рассказа? В том числе, и в том, что история, излагаемая автором, заканчивается («заканчивается» выделено шрифтом) в тот момент, когда читатель дочитывает до финальной точки. Все. Точка. История, которую автор предложил нашему вниманию, логично завершилась. Даже, если финал открыт, то это означает: автор как бы предложил герою выход (или переход) из этой истории в другую. Из этой – в другую. Но эта (выделено шрифтом) история завершилась. Герой претерпел все задуманные автором метаморфозы, дураки остались в дураках, идея доказана. В который раз говорю общеизвестные вещи, правда?
Теперь перейдем к объему рассказа. Формально считается, что рассказ включает в себя от 500 до 10 тыс. слов (или примерно от 3 до 80 тыс. знаков). Как видите разброс большой. Опять же, условно рассказы до 20 тыс. считаются короткими. (Еще раз: все деления более или менее условны, в данном случае не надо упираться в подсчеты с точностью до 2 знаков после запятой).
Вернитесь, пожалуйста, на абзац назад. Рассказ – это история, которая завершилась финальной точкой. Другими словами, в рассказе в 3 тыс. знаков история метаморфоз героя должна с чего-то начаться, чем-то продолжиться и, главное, логично завершится. И все это автор должен провернуть за 500 слов. Сложно, не правда ли? Если вы сейчас подумаете, что за 500 слов – это сложно, а за 800 легче, то будете неправы. Что 500 слов, что 800, что 1200 – без разницы, если ваш сюжет невозможно изложить сжато. Сюжеты коротких рассказов разительно отличаются от сюжетов т.н. «длинных» <рассказов>. Причем (и это примечательно), длительность изображаемого художественного времени не играет никакой роли. Вспомните рассказ По «Морелла». Короткий, но его действие охватывает более 10 лет.
Прямо сейчас вспомните любые 5-7 рассказов, которые придут вам на ум (только не с сайта Проза.ру, разумеется). И попробуйте сгруппировать их по «компактности» сюжета. Категория, не поддающаяся формализации, но тем не менее, осознаваемая каждым из нас. Компактность, сжатость, лаконичность.
Нельзя утверждать, что пространный сюжет – обязательно плохой, а сжатый – обязательно хороший (и наоборот). Критерием «хорошести» является целесообразность. Возможно, метаморфозы героя, которыми автор хочет подтвердить правильность своей идеи, не могут совершиться враз, мгновенно, по щелчку, поэтому автор проводит героя через достаточное количество испытаний (сюжетных поворотов). Соответственно, рассказ удлиняется, и если автор убедителен в изображении, то развернутость (антоним компактности) – это хорошо.
Здесь мы приходим к пониманию понятий «избыточность» и «смысловые пропуски». Оба греха считаются серьезными. Сцилла и Харибда для писателя. Нельзя долго ездить по одному и тому же кругу и нельзя прерывать логику повествования. Все одновременно.
И как же при таких требований написать короткий рассказ? – спросите вы. Как уложиться в небольшое количество знаков, чтобы убедительно (и ярко! Ведь литература – это ярко, образно, зримо) показать все перипетии и дать задуманной морали возможность восторжествовать?
Очень сложная, реально сложная задача, поэтому коротких рассказов (по-настоящему коротких рассказов, а не обрывков мыслей) так мало. Короткий рассказ – это большое искусство.
Имеем ли мы на конкурсе коротких рассказов эти самые короткие рассказы?
Начнем с того, что среди представленных 12 работ (13-ю я еще не открывал) собственно рассказами являются только 4: «Глаз», «Чепушило», «Отважный Чувичкин» и «Первый встречный». Остальные авторы, к сожалению, сработали в паралитературных жанрах, да и в них многие завязли.
Итак, 4 рассказа. По объему (формальный признак) все попадают в категорию коротких. Однако проведем такой мысленный эксперимент: попробуем дописать данные рассказы до объема, вдвое превышающий тот, что есть. Авторов попрошу пока не возмущаться, мы лишь учимся, взяв за образцы ваши, безусловно, стОящие рассказы.

Если возникнет желание, делитесь своими литературными находками и мнением.



кое-что о рецензиях http://proza.ru/2019/03/29/522


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2019
Свидетельство о публикации №219102001084

Комментарии http://proza.ru/rec.html?2019/10/20/1207


Рецензии