Познавший дух природы

"Ревнитель истины, духовный богочтец,
И словом, и умом, и жизнию мудрец;
Любитель простоты и от сует свободы,
Без лести друг прямой, доволен всем всегда,
Достиг на верх наук, познавши дух природы,
Достойный для сердец пример, Сковорода».
М.К.


В этом 2022 году (3 декабря) исполнится 300 лет со дня рождения Г.С. Сковороды…
 
В начале третьего десятилетия XVIII века на левобережной Украине в Малороссии произошло удивительное событие…  В 1722 году в селе Чернухи Киевской губернии Российской империи в семье малоземельного   казака родился будущий самобытный, странствующий   философ и поэт Григорий Саввич Сковорода.  Философом и поэтом    его называют в энциклопедиях и биографических описаниях материалистической ориентации за неимением более подходящих терминов в лексиконе этого направления познания, но на самом деле   Сковорода явление гораздо более сложное, совершенно не вписывающееся в материалистическую картину мира, и не объяснимое с точки зрения принятых церковных догматов… Феномен Григория Сковороды - одно из уникальных проявлений духа в человеке, душевно-духовного единства человека с природой в самом широком смысле этого слова, мудрец, получивший с Божьего благословения доступ к самым высоким источникам Истины, «духовный  богочтец, познавший дух природы» …
Это эссе ещё одна попытка представить наше духовное «Я», показать как оно   может проявиться в жизни реального человека, получившего завет жить в добре и истине,   как оно выражается в его склонностях, стремлениях, страстях, образе жизни… «Богочтец» -  это человек, пытавшийся рассказать нам о самом сокровенном,  скрытом в духовном мире… о вечных законах Истины и Добра.

                ***

Попробую сразу ввести читателя в тему, ссылкой на величайшего авторитета и гения русской литературы…  Л.Н. Толстой почитал его и собирался написать его биографию… и написал простое и довольно короткое изложение  его жизни и учения «Г.С. Сковорода». Не могу не привести  здесь очень внятное и лаконичное изложение великим русским писателем  учения Сковороды.

«Учение его такое.

Для того, чтобы человеку найти благо, ему надо познать Бога. Бога же познать человек может только в самом себе. Когда же человек познает Бога в самом себе , он увидит то, что истинное благо его в том, чтобы исполнять волю этого духа. А воля этого духа всегда согласна с волею Бога. И потому духовные желания человека всегда исполняются. И человек, живущий духовной жизнью, всегда счастлив и спокоен. Такой человек сливает свою волю с волей Бога и считает, что жизнь его принадлежит не ему, а Богу и во всем, что с ним случается, видит волю Бога.
Для того чтобы не ошибаться в том, что есть воля божия, каждый человек должен слушаться своего внутреннего голоса, который указывает ему, что добро и что зло. Человек должен жить не по своим прихотям и не по советам других людей, а по требованиям этого голоса духа божьего.
Дух божий призывает людей к общей для всех и радостной работе: установлению царства божия на земле.
Работником для водворения царства божия на земле может быть только тот, кто верит в Бога.
Верить в Бога — не значит верить в то, что он существует, а значит — положиться на него и жить по его закону.
Весь закон его выражается в одном: люби ближнего.
Тот, кто много знает, но не верит в закон Бога — любить ближнего, тот все знания свои употребляет ко вреду людей. Чтобы любить людей, человек должен прежде отречься от любви к себе.
Только жизнь, в основу которой положена любовь к Богу и ближнему, имеет разумный смысл. Жизнь, состоящая в удовлетворении похотей тела, не может иметь разумного смысла, потому что тело наше должно неизбежно и очень скоро разложиться.
Тело человека разлагается, но дух божий в человеке вечен. И потому, если человек живет жизнью духа, то он имеет жизнь вечную. То, что люди называют смертью, есть не уничтожение жизни, а только перемена формы жизни, переход в новую жизнь".
Лев Николаевич, возможно, под впечатлением от жизни Сковороды, на исходе жизни тоже решил постранствовать и ушел из дома, чтобы умереть на людях где-нибудь в России. Странствовал он недолго и вскоре всё случилось так, как он задумал, правда только отчасти...

                ***

Сковороду называют философом-моралистом. Философы-моралисты ещё с античных времён основной задачей  человеческой жизни считали обретение добродетелей (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество)  и каждый на свой лад пытались научить людей быть счастливыми. Сократ считал добродетель моральным качеством, присущим всем людям и обеспечивающим истинное блаженство. Источником такой целостной добродетели человека он считал разум и мудрость.  Платон относил к добродетелям мудрость, знание, благоразумие (рассудительность), мужество, справедливость и умеренность, благочестие. Впоследствиии классическое, античное понимание  добродетелей стало краеугольным камнем в философско-богословской трактовке христианского вероучения, подтверждая тем самым преемственность и единство европейской духовной культуры.
Наиболее  продвинутые из древних греков (киники) считали добродетель единственным благом и истинной целью жизни.  Поражает  интеллектуальная мощь, глубина и многоплановость античных мыслителей, подготовивших философскую  основу для будущей эволюции человечества. Например, философ Плотин  высказал идею уподобления человека Богу посредством развития в себе добродетелей. Эту идею потом глубоко проработает Р. Штайнер в своей антропософии и покажет, каким образом и при каких условиях это может произойти.
 
В тексте Ветхого Завета, в Книге Премудростей Соломоновых  тоже упомянуты четыре добродетели: рассудительность (аналог благоразумия), справедливость, мужество (аналог силы как стойкости) и целомудрие. И все они - дочери праведности. Праведность понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием. "Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни". (8:7) Таким образом, за исключением "целомудрия" Ветхого Завета, совершенно чуждого античной культуре, склонившейся скорее к подобной ему "умеренности", мы можем заметить, что добродетели предлагаются те же самые, или очень похожие.
Мистерия Голгофы и крестные страдания Христа продвинули  понимание добродетелей в нравственном отношении ещё дальше, включив в их число до той поры неведомое понятие совести, через которую Бог мог направлять движения души верующего. Добродетели человека в христианстве противопоставлены искушениям и грехам и разведены волевым элементом, в результате чего необыкновенно важным для человека становится постоянный выбор между добром и злом и поиск правильного морального импульса, соответствующего христианскому вероучению.. Кроме того, к четырем классическим, или кардинальным добродетелям (Благоразумии, Умеренности, Силе (или Храбрости) и Справедливости) христианские авторы добавили еще три - Веру, Надежду и Любовь. Все вместе они противостояли семи основным грехам человечества: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, обжорство и леность. Отмечу, что западные христиане делают акцент на классических добродетелях, объединяемых идеей справедливости, а восточные, православные - на христианской любви.

Ответить на высшие запросы человеческого духа восточнославянских народов, найти пути к проблеме человеческого счастья  и пытался в своей философии Григорий Сковорода. Саму философию мыслитель понимал как мудрость, как жизнь в истине, которая построена на принципах его учения - это главное, что роднит его с философами античности.
Ещё в мальчишестве он отличался тягой к учености - главная черта характера умственно и духовно продвинутых людей -  и это стремление сопровождало его всю жизнь. После окончания в 1734 году сельской начальной школы он поступил в Киево-Могилянскую Академию, где изучал грамматику, синтаксис, поэтику, риторику. Основы философских знаний ему преподавал известного в то время украинский философ, просветитель и религиозный деятель Михаил Казачинский.
Сковорода был очень музыкален и прекрасно пел, играл на различных музыкальных инструментах, на скрипке, флейте, бандуре, гуслях: на портретах и рисунках его часто изображают с дудочкой-свирелью.  Был выделен по своим способностям и приглашен в Санкт-Петербург для пения в придворной хоровой капелле. Это было во время царствования Елизаветы Петровны, которая любила музыку и малороссов. Однако пел он в капелле недолго, придворная жизнь не прельстила его и вскоре вернулся в академию для продолжения изучения философии.
 

                ***
«Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядк только нет"
А.К.Толстой. История
государства Российского.
    
Чтобы понять, каких соблазнов он в столице Империи избежал, надо представить себе жизнь при дворе императрицы Елизаветы Петровны, где в то время в фаворитах преуспевал и блаженствовал Алексей Григорьевич Разумовский (1709-1771), земляк  Григория Сковороды. Он тоже был из бедных малоземельных казаков, в детстве пастушком пас скотину, пел с дьячком на клиросе, однако из-за своего красивого голоса так же как и Григорий был приглашен в придворную капеллу. Кроме певческого таланта Алексей был ещё и красив необыкновенно. Пением, красотой  и добродушием характера он и привлёк к себе  российскую Императрицу, любительницу музыки и Малороссии. 
Вскоре выяснилось, что кроме всего прочего Алексей Григорьевич обладал ещё и выдающимися сексуальными способностями, что не было редкостью в то время, когда люди жили на воле и питались простой здоровой пищей. Царица приблизила его к себе насколько это было возможно и осыпала  своими милостями, сделала одним из богатейших людей России, по слухам даже тайно обвенчалась с ним где-то в подмосковной церквушке. Был обласкан высочайшей благодетельницей наградами, званием генерала-фельдмаршала и возведён в графское достоинство.
Алексей, войдя в силу, вызвал в столицу своего младшего брата Кирилла Разумовского (1728-1803), неграмотного казачка и отправил его на обучение в  Западную Европу. Будучи недюжинного ума, Кирилл Григорьевич освоил многие премудрости и языки, сделал успешную карьеру, приобрёл огромное богатство и влияние, стал последним гетманом Войска Запорожского, был произведен в генерал-фельдмаршалы, и - что меня поразило - более полувека был президентом Российской академии наук, как раз в то время, когда М.В. Ломоносов (1711-1765) боролся с засильем в ней иностранцев. Так как у старшего брата Алексея законных детей не было, стал основателем рода графов и князей Разумовских в России и после его смерти, приняв наследство от бездетного брата, разбогател баснословно.
Современники называли А.Г. Разумовского «ночным императором», история его восхождения и наслаждения жизнью с Елизаветой Петровной и потом в царствование Екатерины II - все любили и привечали его за незлобивость,  мягкость характера и отсутствие политических амбиций - читается как увлекательный любовный роман - вот какие карьеры делали в то время при русском дворе талантливые выходцы из малороссийских казаков.
Однако наш герой Г. Сковорода, будучи предназначен судьбой совсем для других надобностей, и имея соответствующие этому предназначению черты характера, всех этих соблазнов благополучно избежал, чтобы оставить свой след в истории духовной культуры Украины и России. Так сейчас приходится говорить, хотя из сказанного и несказанного совершенно очевидно, что Россия и Украина и их народы исторически соединены неразрывными духовными скрепами. Рассказал о Разумовских и их возвышении, чтобы дать исторический фон и охарактеризовать время и место действия их  современника и земляка совершенно другой духовной организации и ориентации.
  Надо было бы для полноты картины ещё о Малороссии и Слобожаншине рассказать, о прекращении в царствование Екатерины II (1729-1796)  гетманщины и казачьей вольницы - Кирилл Разумовский был последним гетманом Войска запорожского), - но это нарушило бы формат и направленность  эссе.

                ***

Вернувшись из Петербурга в Киев, Сковорода, сопровождая важное лицо,  много путешествует, посещает Будапешт, Братиславу, Вену, Прагу, Галле, знакомится в Германии с произведениями философов-мистиков и пиетистов, что сыграло огромную роль в формировании его будущих философских взглядов.  В 1750 году Сковорода возвращается в Киев и преподает поэтику в Переяславском коллегиуме. Удивительно, какое внимание в те стародавние времена в учебных заведениях уделялось культуре речи.  В1759 году он переезжает на Слобожанщину и преподает в Харьковском коллегиуме поэтику, этику, синтаксиму и греческий язык. Здесь он подружился с молодым преподавателем коллегиума Михаилом Ковалинским, который стал позднее первым биографом Г. Сковороды и автором книги «Жизнь Григория Сковороды».
Эта биографическая книга  вместе с оставленным Сковородой литературным наследием и стали основным и самым надежным источником информации о  Сковороде, поскольку была написана в год  смерти мыслителя (в 1794 году) очень близким ему по духу человеком, понимавшим и ценившим   его уникальные духовные способности. Более того, по моему мнению, без этой работы М.И. Ковалинского (1745-1807), также имевшего, по признанию современников, мистические наклонности, невозможно было бы понять и оценить истинное значение жизни, литературного творчества  и философии Сковороды. Наставник сердечно любил своего ученика и перед смертью, собрав последние силы, приехал к нему в поместье на последнее свидание и  оставил ему  рукописи всех своих работ.

Биография и судьба Ковалинского при знакомстве поразила меня разнообразием жизненных событий и своей карьерой. Путешествовал по Европе и завершил своё образование в Страсбургском университете. Был воспитателем детей графа Кирилла Григорьевича Разумовского (старшего брата А.Г. Разумовского, о котором шла речь выше), в Петербурге служил прокурором Военной коллегии, был Главным надзирателем Московского Воспитательного дома, с 1793 года - генерал-майор, в этом же году был уволен со службы «за воровство и грабёж», однако в 1797 году произведён в тайные советники и назначен генерал-губернатором Рязанской губернии. В 1801 году Александром I назначен куратором Московского университета, после университета жил в Москве, где и умер в 1807 году, похоронен в Симоновском монастыре. Имел очевидную склонность к литературным занятиям и является автором нескольких хвалебных од, посвященных Екатерине II и Потёмкину.
Интересна характеристика, данная ему в конце жизни одним из современников: «Очень умный, приятный и приветливый человек, хотя в бытность его губернатором и не то о нём говорили; но другие времена - другие нравы. Он, кажется, немного мистик. Обещал со временем ссудить меня сочинениями Сковороды, который был его наставником. Манускрипт этих сочинений беспрестанно у него на столе перед глазами».
Характеристика любопытная, только про мистику очень осторожно сказано: он действительно был мистиком и похоже был знаком со своим современником, шведским духовидцем Эммануиллом Сведенборгом (1688-1772), которого буквально преследовали видения духовного мира. Об этих прозрениях он рассказал в нескольких своих книгах. В своём труде «О небесах, о мире духов и об аде» Сведенборг выдвинул версию посмертного существования, которое потом детально подтвердил-описал на основе уже своего личного духовного опыта Рудольф Штайнер.  Мистики-духовидцы -  это Колумбы, первооткрыватели духовных миров, которые периодически появлялись среди обычных людей, указывали  на существование иных миров и даже рассказывали об их населении и географии...
Сведенборг - шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Автор трудов по обработке металлов. Считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия  и физиология;мозга. На мой взгляд, можно  доверять откровениям такого человека.

                ***

Думая о личности и духовном предназначении М.И. Ковалинского,  надо иметь ввиду, что он был заметным и характерным деятелем эпохи российского Просвещения, которая занимала преимущественно вторую половину XVIII века. когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот  время возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит  Екатерине Великой. В литературе это было время М.И. Ломоносова (1711-1765), Д.И. Фонвизина (1745—1792), А.Н. Радищева (1749-1802), Н.И. Новикова (1744-1812), Г.Р. Державина (1743-1816).
М.И. Ломоносов и все его последователи заложили  основы современного русского литературного языка. А Державин, «сходя в гроб», благословил на продолжение этой великой миссии юного Александра Пушкина. О  русском языке эпохи российского Просвещения и его выразительности вы сами можете судить по книге Ковалинского, написанной «в прежнем вкусе», и по отрывкам из неё, приведённым в этом эссе. При этом надо понимать, что язык - это форма бытия сознания народа, говорящего на этом языке; сравнивая язык и его лексику разных исторических эпох можно увидеть, как развивается наше сознание и оценить  уровень культуры народа. Это справедливо и для каждого человека: по речи можно судить о развитие говорящего и выражающего свои мысли индивида.
Из биографии Ковалинского видно, как он своими силами содействовал Просвещению. В Харьковском коллегиуме он получил прекрасное гуманитарное образование, которое включало поэтику, риторику, философию, богословие, греческий, латинский и русский язык. По окончании до отъезда в столицу преподавал в альма-матер поэтику. Кроме сохранения и продвижения наследия Сковороды, он был домашним учителем детей графа К. Разумовского, с 1775 года был членом Вольного Российского Собрания (ВРС) при Московском университете, при Александре I был назначен куратором Московского университета, дружил с Г.Р. Державиным. Фонвизин и Державин - составители  первого толкового словаря русского языка. Членами   ВРС  были многие выдающиеся ученые и литераторы того времени. Общество должно было решать актуальные задачи развития исторических и филологических наук в России, а также способствовать развитию русской литературы и языка. Программные цели: «исправление и обогащение» русского языка, составление словаря русского языка, введение в обиход русских научных терминов, издание исторических источников.
Это было время русских гигантов-гениев  во всех сферах государственной деятельности: один Александр Васильевич Суворов, друг Державина чего стоит! Эпоха Екатерины великолепный пример того, как одна высокоодарённая личность («человек с Минервой» по определению Сковороды) пробуждает таланты и собирает на государственном поприще себе подобных для деяний во славу Отечества. Так в нашей стране проявляет себя дух русского народа…

Эпилог с размышлениями

В завершающей части эссе  хочу обратить внимание на различие и взаимосвязанность судеб ученика и наставника. Если жизнь Григория Сковороды представляет собой редчайший случай понимания своего предназначения, понимания своего предназначения, своей духовной биографии и неукоснительного воплощения в своей личной жизни открытых ему высших нравственных ценностей и Истин духовного мира, то Ковалинский, оказавшись на перепутье, которое именуют двупутие Геркулесово: на развилке жизни Геркулесу предстали Минерва и роскошь. На этом двупутии ученик Сковороды выбрал путь и стремления обычного чнловека, и тем самым перекрыл канал, по которому его духовно подпитывал и поддерживал наставник, разорвал возникшую между ними духовную связь. Надо здесь сказать, что из таких развилок состоит весь жизненный путь любого человека….В 1769 году после усвоения преподанных ему наук Михаил Иванович Ковылинский - ему было тогда 24 года - отправился «на ловлю счастья и чинов» в столицу Российской империи. В начале эссе я вкратце рассказал, каких чинов и званий добился он в столице (генерал-майор, тайный советник, губернатор Рязанской губернии). 
А вот его собственный рассказ об этом периоде его жизни: "Обращение в великом свете, удаля его мало-помалу от его самого, заведя в лестные внешности, усыпя в нем доверие ко внутреннему голосу духа, простуди жар истинного любомудрия, возжгло в нем разум светский и возбудило свойства, собственные сему кругу бытия. Свет облагоприятствовал его своими дарами, наложа на него усыпление, дал ему жену, друзей, приятелей, благодетелей, преданных знакомых, свойственников, житейские связи и выгоды. Но дары сии напоены были соком корня их и свойствами начала их. Он увидел в счастии превращение, в друзьях — измену, в надеждах — обман, в утехах — пустоту, в союзах — самовидность, в ближних — остуду, в своих — лицеприятие.
Таковы были последствия светского круга, в который шпал он, оставя сам себя.
Удручен, изможден, истощен волнениями света, обратился он в себя самого, собрал рассеянные по свету мысли в малый круг желаний и, заключа оные в природное свое добродушие, прибыл из столицы в деревню, надеясь там найти берег и пристань житейскому своему обуреванию".  Не зря М.И. преподовал в юности словесность - каким прекрасным и проникновенным слогом написаны эти признания!.. В таком же стиле написана и вся биография его наставникаю
Это самооценка своей собственной жизни и своих собственных усилий по достижению благ так называемого света. Это самооценка человека-искателя, способного критически и беспристрастно взглянуть на пройденный путь. Такое произошло в век Екатерины II, Павла I и Александра I, но и сегодня - это путь абсолютного большинства из нас: только получаемые нами сегодня блага и звания звучат до смешного пошло и ничтожно. Да и такими анализами содеянного и пройденного сегодня мало кто занимается, доживая жизнь в беспамятстве и самомнении. В этом главное различие тех и нынешних времён….

В это время после девятнадцатилетней разлуки уже мучимый болезнями старости семидесятитрехлетний Григорий Сковорода и приехал   к другу своему, в село Хотетово, в двадцати пяти верстах от Орла,  «разделить с ним ничтожество его». Сковорода предчувствовал свой близкий конец и привез
ему свои сочинения, многие из которых были посвящены Ковылинскому. Они много беседовали Григорий читал ему свои работы, но остаться на дожитие в гостеприимном доме друга следуя своему внутреннему чувству не захотел. От денег, которые ему предлагались на случай заболевания в дороге, надеясь только на божью помощь, он тоже отказался. Таков был Григорий Сковорода, так он чувствовал голос проведения и так он доверял божественному покровительству, от первого и до последнего дня своей жизни.
Для того чтобы прочувствовать силу доверия философа к близости Бога и его доброго участия в своей судьбе попытайтесь поставить себя на его место во время его последнего свидания с другом и единомышленником. ВЫ - старый нездоровый человек, не имеющий своего дома и постоянного места жительства,  чувствуете приближение смерти, проделав дальний, нелёгкий путь, оказались в гостеприимном, богатом доме старого друга и ученика. Вы настолько ему доверяете, что привезли ему на хранение и представление потомкам рукописи всех своих сочинений. Друг, понимая ваше положение, предлагает остаться в его просторном, благоустроенном доме, чтобы прожить в нем оставшееся время и спокойно по христиански умереть, приняв заботы близкого человека…  Конечно всякий «нормальный» человек, находясь в таком положении, принял бы предложение друга, но... Сковорода отказывается! Что-то, Кто-то (дух его народа) говорит ему, что для блага потомков он должен вернуться на Родину и умереть на Украине, где он был широко известен…. И он, прожив три недели в доме друга, отвергнув денежную помощь Ковалинского, 26 августа 1794 года отправляется в обратный свой последний путь.

Вернулся он на то место, откуда отправился к другу: жизненные силы у него заканчивались. Слобода Ивановка (сегодня Сковородиновка) недалеко от Харькова  помещика Ковалевского было то местопребывание, куда он смог доехать, покинув дом друга, где несколько времени жил он прежде и куда прибыл скончать течение свое. Помещик, видя его крайнее измождение предложил пройти предсмертный христианский обряд, сил у него мудрствовать уже не было и он согласился. На радость простым людям, не умудрённых высокими истинами,  жизнь закончил и смерть принял по христианскому обряду. И наш А.С. так перед смертью сделал, приняв совет царя…. На надгробном камне по его желанию написали те самые слова из эпиграфа: «Свет ловил меня, но не поймал». Экскурсоводы сейчас, рассказывая легенду о его смерти, объясняют детям и взрослым, что сие значит...

Друг его отметил пребывание Сковороды в его селе памятным камнем с соответствующей записью и стихами: стихотворчество несмотря на все перипетии жизни, осталось у него в крови, -  когда они познакомились в Харькове со Сковородой, Ковалинский преподавал там поэтику. Сие он написал на память добродетелей его, в благодарность сердцу его, в честь отечества, в славу бога.
1795 г., февраля 9, в селе Хотетове.

Надгробная надпись:

Григорию Саввичу Сковороде, в боге скончавшемуся 1794 года, октября 29-го дня.
Ревнитель истины, духовный богочтец,
И словом, и умом, и жизнию мудрец;
Любитель простоты и от сует свободы,
Без лести друг прямой, доволен всем всегда,
Достиг на верх наук, познавши дух природы,
Достойный для сердец пример, Сковорода.

Памятный стих очень лаконичен и необычайно глубок в характеристике друга. Низкий  поклон Михаилу Ивановичу Ковалинскому за эти строки и всё, что он сделал для сохранения памяти об этом  народном философе с редчайшими душевно-духовными и волевыми качествами, который превратил свою жизнь в иллюстрацию величайших философских истин, стоящих выше известных  религиозных догматов.
Все эти дела и стали венцом  удивительной духовной биографии Ковалинского…  Все, причастные к философии потомки и изучающие духовную науку,  запомнят его не как генерал-майора, тайного советника и рязанского губернатора, а как  друга-биографа, сохранившего для нас духовное наследие своего наставника Григория Саввича Сковороды и по свежей памяти, написавшего о нём первое биографическое исследование, рассмотрение которого и стало предметом настоящего эссе.


Рецензии