Кризисы как уровни развития

2008 год, октябрь.

Наступает экономический кризис. Наступает он медленно, но грубо и основательно. Вот уже первые перья полетели: химики стали работать меньше, так же как и КАМАЗисты, кому то уже снижают оклады. Люди снимают деньги в банках, кто может – вкладывает в недвижимость, кто не может – просто хранят дома. Кого не спросишь, никто не знает что будет. Даже из СМИ невозможно взять нужный совет.

Так что же такое кризис с психологической точки зрения? Как он уже отражается и как он отразится ещё на людях?

Сейчас начальный период. Кризис только представляется всем этаким страшным монстром, идущим к нам с Запада. И этот начальный период уже повлёк за собой некоторые события.

Приехала клиентка из другого города. Она рассказала такую историю: она вместе с подружкой продала свою квартиру и взяла в ипотеку квартиру в том городе. Но через некоторое время ни та, ни другая не смогли платить ипотеку. Деньги кончились, а притока больше не было. И подружка на нервной почве попала в психоневрологический диспансер. Там она симулировала шизофрению, не знаю как уж ей это удалось. Но в конце концов, она получила справку о том, что она недееспособна (может, действительно, была больна). И её мучения с ипотекой на этом закончились. Моя клиентка тогда тоже подумала о таком выходе. Но ясно понимала, что она не сможет «сыграть», а заболеет по-настоящему. По телефону и при встрече она много раз спрашивала, может ей в «психушку»?

Таким образом, её программа по решению для неё безвыходной ситуации запустилась. Но сознательно она не хочет её претворять. Но, как мы все знаем, бессознательное сильно. При встрече руки её тряслись, голос прерывался, взгляд не фиксировался, а бегал. Мысли путались, на вопросы она отвечала долго и сначала пристально смотрела мне в глаза. Она сказала: «Я ведь ещё адекватная». Да, она была ещё адекватная. Хорошо, что она приехала во время. Не знаю, что с ней было бы чуть позже.

Так вот что такое кризис!? Это когда люди не могут уже платить ни кредиты, ни ипотеки. Это когда будут заполняться психиатрические лечебницы и наши клиенты будут приходить на приём почти за бесплатно (потому что нечем платить)?!
В последнее время каждый клиент говорит о кризисе. Или в контексте бизнеса, или просто от беспокойства.

Кажется, в нашей стране завершается процесс стратификации. Социальные прослойки оформились и приходит время их фиксирования. Мне представляется это как сосуд, набитый камнями. Снизу много мелких камней, повыше – побольше камни, и наверху всего несколько совсем больших – наши олигархи. При кризисе этот сосуд встряхнётся сильно и всё утрамбуется. Какие-то мелкие камушки упадут ещё ниже. Я думаю, что бессознательно все боятся именно этого: упасть ниже, чем есть на данный момент.

Сон другой клиентки сегодня: она в доме, и там подпол открытый, без люка. И она боится, что туда упадут её дети.

Я предложила подумать о детях как о своих частях. Она боится, что она туда упадёт. Она согласилась, что это так. Дальше продолжился анализ размышлением на тему «упасть социально». Она сказала, что боится стать беднее, чем есть сейчас (на данный момент она материально обеспечена хорошо).

Этого же и боятся и неочень богатые люди, так называемый средний класс (у которых доход на человека в семье больше 100 т.рублей в месяц, но не больше 500 т.р). Они также боятся оказаться ниже, чем они привыкли. Они вкладывают деньги, рассредоточивают их по валютам. В любом случае – что-то активно делают.
Значит, страх коллективного бессознательного существует – страх упасть вниз. Хоть физически человек этого боится, хоть социально.

Как же от этого уберечься?

Чем то прилепиться к соседним камушкам. Т.е. сдружиться, объединиться с себе подобными (т.е. кто рядом). Одному никак, одному можно и провалиться.
Но дело то в том, что чем выше камушки, тем они думают больше в направлении объединения (укрупнение бизнеса, создание корпораций). А чем ниже – тем больше индивидуализма (как бы не сократили, как того, поэтому надо быть отдельно).
Выживание людей и организаций сейчас будет зависеть от того, как кто может объединиться и закрепиться около соседей. И не только материально, но и духовно (дружеские связи также сильны как и финансовые).

Посмотрим, что будет дальше.

1 ноября 2008 г.


Продолжается наблюдение за предкризисным состоянием. Средний класс объединяется, богатые – уже объединились. «Низы» так и остаются индивидуалами.

Посмотрев вчера фильм «Троянская война», я сделала вывод: что если «низы» и объединяются, то это большой погоды каждому из них не принесёт. Вот как вчера действовали воины: они объединялись в большие группы, защищались щитами и шли в один ритм. Так они уберегались от стрел – здесь объединение  помогло. Но вот они подошли поближе к врагу и им была дана команда «Вперёд!». Они побежали так же кучкой, но первых поразили сразу же, остальных – как получилось. Война выигралась численностью. Я не беру итог самой Троянской войны.

Царь Спарты Менелай объединился с братом – царём Агамемноном – против Трои. Также они привлекли и множество героев Греции, в их числе был и царь Итаки, мудрейший из героев Одиссей и юный непобедимый герой Ахилл.

Ещё в своё время Маркс указывал на кризис человеческого общества. Но Эрих Фромм считал, что Маркс был не прав, говоря, что причиной этого кризиса являются экономические отношения и частная собственность. Как только возникает деперсонализация общества: массовая культура, массовые поведенческие навыки, массовые трансы общества потребителей, массовое взятие кредитов, неизбежно возникает кризис общества. И это не столько кризис в экономике, сколько кризис в человеческой душе (хочется индивидуации взамен деперсонализации). Фромм считал, что это состояние можно вылечить, приобретя «свободу для чего-либо» через переход от состояния «иметь» к состоянию «быть».

А вот это «быть» сложнее понять. Стали приходить всё чаще люди, которые хотят понять своё предназначение, своё «бытиё». Это не только Миссия – что надо делать и чем заниматься, но главное ответить на вопрос: «Кто Я?». Многие приходят с желанием узнать о своей уникальности. Они считают, что их уникальность особенная, они предназначены для чего то большего, чем просто перекладывание бумажек в офисе или составление баланса. Как многим не хочется услышать, что они обычные люди, миссия которых служить людям. Одна моя клиентка нашла свою Миссию – защищать природу. И ей это очень долгое время не нравилось. Но она нашла способ – придумала, что защищать природу можно и из властных структур, и пошла по пути права.

А ведь как важно определиться, а кто же Я? Любой анализ приводит к индивидуации. Это сложный, долгий, мучительный путь. И многие люди так бы и жили без ответа на этот вопрос, занимаясь не своим делом. Но пришёл кризис. И просто оставить без внимания вопрос идентификации и индивидуации просто невозможно. Людям приходится находить себя ещё в чём-то, чтобы прокормить свою семью. Вот и наступает время осознавания себя, 

По Ведической конструкции есть брамины (мудрецы, идеологи) – меланхолики по темпераменту, есть кшатрии (воины, герои, полководцы, цари, харизматические личности) – холерики по темпераменту, есть вайшьи (предприниматели, ремесленники, торговцы) – сангвиники, и есть шудры (исполнители, работники) – флегматики.
В Бхагавад-Гите говорится, что эти касты не перемешиваются.

Успешные предприниматели, которые организовывают работоспособную структуру, приносящую ему прибыль, - это вайшья. Этот вайшья набирает чистых холериков – ближайшее окружение, которые являются только кшатриями – воинами - служащими. Они ему набирают шудр – исполнительных работников.
 
Как только кшатриев – воинов становится больше, вайшья набирает   вайш – полководцев, чтобы они уже управляли воинами. Но он оставляет при себе сангвиников - флегматиков ( исполнительных слуг, или предприимчивых исполнителей, как Труфальдино из Бергамо). 

Действительно, такие исполнители больше ценятся работодателями. Но не в плане оплаты труда, а поиска. Но, как правило, предприимчивые исполнители высоко себя ценят, а работодатели платить не хотят. Рассказывает моя клиентка, молодая женщина, 30 лет: вышла замуж и уехала за границу, так тяжело найти домработницу, перебрала человек 30, никто не подходит, правда была одна, очень чистоплотная, надежная, всё делает так как надо, я на неё могла положиться. Но она не стала у нас работать. Наверное, мы ей не понравились. Сказала, хоть сколько платите, не приду». Выяснилось, что домработница оценив взглядом дом и фронт работы, предположила, что ей понадобится на уборку 2 часа. Хозяева на 2 часа ушли из дома. Пришли ровно через 2 часа. А она немного не успела. Хозяйка была недовольна, раздраженная, что даже не скрывала. После этого домработница больше не захотела приходить к ним.
 
В любом случае, сначала надо научиться подчиняться. Как в армии сначала «дух», потом «дед». Некая инициация, внутренняя покорность, признание авторитетов. Если исполнитель не прошёл такую инициацию, в нём развивается агрессия, он мстит своим работодателям и тем, кому завидует. Даже полководец должен пройти такую инициацию подчинением, чтобы потом мудро управлять другими. Вот почему так ценится руководитель, прошедший «снизу» свою карьерную лестницу.
Есть поговорка «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Но она имеет другой смысл – любой генерал сначала должен быть солдатом. Для того, чтобы стать начальником, надо научиться подчиняться, иначе начальник станет самодуром. Возвращаясь к примеру с женщиной, отмечу, что сама она никогда не подчинялась никому. И считает, что и не должна.

Только настоящий мужчина по китайской традиции принимает иерархию, т.е. может подчиняться сильнейшему (физически, социально). Это чистый Ян. Который дополняется женской Инь, именно она успокаивает, залечивает раны и льет мёд на сердце настоящему мужчине. И ведическая, и китайская традиция учит принятию своего места и выполнению своих обязательств. В Бхагавад-Гите говорится, что лучше плохо делать своё дело, чем хорошо – чужое. Не удивительно, что часто стали обращаться клиенты с самоопределением, с нахождением своего места, предназначения.

25 октября 2009 года

Кризис продолжается. В стране. У нас в маленьком городе он проявляется по-своему. Олигархи не поколыхались, они твёрдо сидят. Середняки – были в неврозе, бегали, суетились, выигрывали и проигрывали. Кто то из их чуть понизился, другие – чуть повысились.

Достаётся всё больше «низам».
Сейчас работодателям нужны те же предприимчивые исполнители, только за малые деньги.

Работодателям нужны профессиональные рабы.

Жизнь сама привносит в жизнь многих людей инициацию. Не все прошли армию, где нужно было сначала научиться подчиняться, потом умело и мудро применять власть. Не все прошли такие инициации (у женщин тоже есть такие возможности, хотя бы дома с мамой). Вот жизнь сама ввергла таких неинициированных людей в возможность стать «героем». Это как мальчиков забирали вожди на охоту, там они преодолевали трудности и страхи, и мальчики приходили домой уже мужчинами (это не как сейчас – секс «делает» мальчика мужчиной). Женщины же в некоторых племенах лишались девственности старухами, метафорически это означало полное подчинение старой женщине. В любом случае – инициировали молодых старые, умудрённые опытом старики и старухи.

Что же сейчас? Кризис не только экономический. Но и социальный. Стариков не уважают.  Молодым не у кого проходить инициацию. А без этого многие так и остаются инфантильными (эмоционально незрелыми) или становятся живыми покойниками. Закономерности не возможно изменить.

Вы придите в центр социального и пенсионного обеспечения! Вот утрированная форма общества – старики и старухи по стеночкам ходят, плачут в платочки, заходить в кабинет боятся, а молодёжь - сотрудники на них кричит, мешают им де ходящие тут и просящие… Всем всегда рекомендую: не отправляйте своих родителей в пенсионный фонд одних, там над ними будут издеваться.

В жизни всё стремится к равновесию. Вот и пришло время когда людям надо научиться подчиняться, принимать своё, не всегда лучшее, место. Это трудно.

Кто-то через боль, через напряжение, но всё же опустится на колени и примет своё положение раба. Кто-то нет. Профессиональный раб – это тот, кто профессионально выполняет все мыслимые и немыслимые обязанности своей должности, 24 часа в сутки, за гроши и улыбаясь, уважая работодателя и искренне ему служит. Поверьте мне, таков запрос работодателя на сегодняшний день. Касается это многих должностей.
Кто не соглашается, что это за люди?

Это, во-первых, свободные художники (они с протестом внутри, с принципами могут как стать великими художниками, так и скатиться вниз на самое дно). Во-вторых, это глупцы. Это просто глупцы. Они мучаются от не признания, они обижаются на весь белый свет, они злы, у них все виноваты, они не хотят менять себя, не хотят принимать мир таким как он есть. Понятно, что им осталось не много…
Составим современную стратификационную лестницу.

На самом верху – вершители судеб. Им кризис не почем. У них его нет.
Пониже – исполнители воли вершителей судеб. Это работодатели (собственники). 
Ниже – профессиональные рабы.

Отдельная лестница выглядит так:
Свободные художники делятся на успешных и неуспешных.
Успешные художники внутренне свободны, не от кого не зависят, они всегда в гармонии с собой.
И совсем где-то далеко от этих лестниц – глупцы.

Это моё мнение.


8 августа 2011 года

Сейчас затишье. Начали все безудержно рожать вторых и третьих детей, дают ведь деньги за это! Рабочая масса поэтому увеличивается. Будет из кого выбирать профессиональных рабов.
 
Кредитами окутали большую часть рабочего народа. Это вожжи, которыми легко управлять.

Здравоохранение нацелено на большое количество больных.

Новое название милиции полиция нацелена на большое количество преступлений.
Магазины нацелены на увеличение продаж, изъятия денег у потребителей.
Всё приходит к капитализму.

Но затишье всегда бывает перед бурей. Или так, перед большим наступлением океан отходит. Вот сейчас именно такое время. Это время для того чтобы спасаться. Но многие используют его для возвращения к обычной жизни – они не ведают опасности.
Что же значит спасаться?

Клиенты говорят о Боге всё чаще и чаще. Какой бы тема не касалась проблема, все почти ищут помощь от Бога. Это то время, когда к нам, к психологам, приходят, чтобы понять что они правильно рассуждают, что это не проявление слабости, что это уже приемлемо. Я и сама принадлежу к тем психологам, которые как Юнг, не полагаемся только на себя. Поэтому мы выполняем роль в какой то мере проводниками к вере. Помните, Фрейд говорил, что психоанализ заканчивается тогда, когда люди приходят к вере. Но Юнг говорил, что анализ только и начинается, когда человек приходит к вере.
 
Сейчас он не заканчивается, он только начинается и идет параллельно вере. Наши клиенты почему то легче говорят о вере с нами. И это тоже вопрос анализа.
В связи с кризисом хочу еще обратить внимание на один интересный момент. Очень часто клиенты стали выбирать между служением добру и злу, или другими словами служением Богу и дьяволу. В рамках юнгианской психологии я имею права говорить такими народными терминами. Это выбор между карьерой, но делать «плохое» дело, и рутинной невысокооплачиваемой работой, но доброй и правильной. Это и процентные наценки на товары. Это и обман покупателей: не обманешь, как они говорят, разоришься. Выбор обмануть или разориться. И многие клиенты сами начинают такой разговор, что это хорошо, а это плохо. Но плохое приведет к богатству. А хорошее не принесет такого дохода. Какой серьезный выбор идет внутри клиента, какая борьба между добром и злом, какой мучительный выбор!

А разве психолог застрахован от таких же выборов? Вот предлагают работу, которая заранее нацелена на обман (например, магазин торгует некачественным товаром, и просят провести тренинг продаж для своих продавцов). Я не берусь за такую работу. Или клиент приходит и говорит: хочу взять там 500 000 рублей, но надо переговорить с тем то, а я немного боюсь разговора, ведь это не совсем честные деньги. Тогда я или пытаюсь переубедить клиента не получать эти нечестные деньги, или не работаю с ним.

Тогда что же изменилось? В самые первые дни моей работы, это 94 год, ко мне пришел как он назвался киллер. Я думала, что он шутит. Но он сказал, что убивает людей. А теперь надо сделать еще один заказ, а он стал жалеть человека, вот надо жалость убрать. Это ведь уже не кино. Тогда мне было очень страшно с ним беседовать, но я просто автоматически говорила с ним о прощении грехов, что даже убийц прощает Бог, что надо только покаяться. Он тогда ушел, понурив голову.
И что, прошло 17 лет, а метод «разговор о Боге» самый эффективный?! Я столько училась, столько набиралась опыта, приобретала навыки, изучала новые методы работы, закончила после психологического образования еще два института, медитировала лет 15. И не могу развесить все сертификаты на стенке, места не хватает, самый главный сертификат – Европейского психотерапевта красуется у меня над камином, всё как мечтала. А метод как пришел когда то изнутри, так и возвратился сейчас… Метод «разговор о Боге». Пока не знаю есть ли такой. Буду узнавать. Но он для меня сейчас самый «мой».


Рецензии