Старое кино. 1 Актриса

21 декабря я включила канал «Культура» и услышала давно забытую песню.
Шёл старый фильм «Актриса». Фильм уже заканчивался. Я увидела лишь последние кадры, где Героиня пела:

«Девушка, помни меня,
 Милая, помни меня…»

И я вспомнила…  Эта мелодия, слова напомнили мне время, когда я смотрела этот фильм.

Сейчас на экране – последние кадры… Последний и единственный поцелуй героев, и фильм закончился.

В последующие дни в моей  голове вновь и вновь звучала мелодия из фильма, и я невольно напевала  этот простенький припев песни.

В выходные с дочерью нашли фильм в интернете, и я с нетерпением и желанием встречи с чем-то далёким, но очень дорогим для меня села смотреть фильм.
Фильм «Актриса» был снят в 1942году.  Шла война, а я тогда была младенцем. Когда же я его смотрела?
Наверное, фильм я могла смотреть лет в 10-12.

Да, именно в этом возрасте запоминаются такие фильмы. Тогда я посмотрела два фильма о войне: «Зоя» и «Актриса».
 
И если фильм  «Зоя» потряс моё детское воображение жестокостью войны, мученической смертью Героини, то фильм «Актриса» заставил трепетать моё юное сердце историей любви на войне.
Да, фильм не столько о войне, сколько о любви к искусству, любви молодых героев на войне…

Итак, чёрно-белый фильм «Актриса» - мелодрама, поставленный режиссёром Леонидом Траубергом по сценарию  Николая Эрдмана и Михаила Вольпина.

Фильм был восстановлен на "Ленфильме" в 1972 году.

Главные роли исполнили:

Актрису Зою Владимировну  Стрельникову сыграла 28 летняя артистка театра и кино Галина Ермолаевна Сергеева.

Роль Петра Николаевича Маркова, военного майора, исполнил Борис Бабочкин.

Когда я первый раз смотрела фильм, актёр Борис Бабочкин ещё не был известен как знаменитый Чапаев, да и все его памятные роли  в театре и кино ещё не были сыграны.
 Но и в этом фильме Бабочкин запоминается  своей «масштабностью»,  и это качество раскроется в полную силу позже.

Актриса, сыгравшая роль опереточной и эстрадной певицы, Галина Сергеева была мало известной.

Однако в этом фильме  именно она «вела» весь фильм. Блестящая опереточная певица по фильму,  она исполнила для нас   песню Сильвы, Нинон «Карамболина, Караиболета», куплеты Периколы.  И ни разу не появилось недоверие, что поёт за нее кто-то другой.

Роль санитарки военного госпиталя Зои актриса исполнила достоверно в рамках того времени, как это задумано режиссёром.

Сюжет мелодрамы военного времени и прост, и увлекателен.

Зою Владимировну Стрельникову – известную певицу оперетты вместе с театром эвакуируют в тыл.  Её хозяйка, у которой она снимает комнату, очень строга. Агафья Лукинична, у которой сын на войне, была непримирима ко всякому веселью:
- Нынче, господа хорошие, война!  Пляски отменяются!

Зоя  Владимировна близко к сердцу принимает слова пожилой женщины.  Она уходит из театра и идёт работать санитаркой в военный госпиталь.

В госпитале среди раненых Зоя много внимания уделяет майору с забинтованными глазами.

Между ними часто возникают беседы.
Майор Пётр Николаевич Марков оказался большим любителем оперетты. Больше того, у него есть любимая исполнительница, голос которой он никогда не спутает ни с каким другим.

Однажды в госпиталь пришли шефы – пионеры городской школы и принесли патефон.  Но ни у кого не было пластинок.

И тут майор говорит Зое, что у него в тумбочке есть одна пластинка. Он просит Зою, чтобы она нашла её и поставила бы для прослушивания.
Зоя находит пластинку, читает оглавление, в котором указано её имя и её исполнение.  Значит, это она, Зоя Стрельникова, является любимой исполнительницей Петра.
Взволнованная, она крутит ручку патефона и неосторожно сбивает пластинку на пол.
Пластинка разбилась. Зоя в ужасе. Но Пётр ничего не видит, его глаза забинтованы.
И певица решает сама петь вместо пластинки.

Все узнают голос знаменитой певицы Зои Владимировны Стрельниковой. Все раненые и медперсонал в восторге.

Пётр просит Зою:
- А теперь поставьте пластинку на другую сторону.

Зоя берёт осколок пластинки и читает – там поёт совсем другая певица. Что делать?
Пётр подходит к Зое и называет её полным именем.  Он говорит, что узнал её сразу, что живой голос певицы он узнает всегда.

Однажды майор просит Зою прочитать письмо от матери. Мама писала ему, что к ней поселили квартирантку – певицу. Она думала, что это хорошая девушка, но та оказалась плохой:

Она весь день ходит в брюках, уходит и приходит через окно, разговаривает с попугаем.  К ней приходят такие же сумасшедшие артисты. Они громко поют и танцуют.

Идёт война! Люди воюют, а они веселятся.»
Зоя с ужасом понимает, что она читает письмо её хозяйки, а Пётр – её сын.
Но Пётр весело смеётся.
- Узнаю свою мать! Да, это пишет моя мать. Но она не права.  В войну артистам надо петь и танцевать.  И это помогает воевать на фронте.

Дружба майора и певицы Стрельниковой крепнет. Пётр убеждает  Зою, что её место в театре. Она должна петь!  Искусство и война – две вещи совместные. Искусство должно помогать воевать.

После излечения майор Пётр Марков  едет на фронт. Зоя Стрельникова возвращается в театр.

Вскоре вместе с театром  Зоя едет с концертом на фронт. После многих бессонных ночей и концертов на передовой бригада артистов оказывается в части, которой командует Пётр.

Он разрешает артистам выступить перед его солдатами, которые скоро идут в бой.
И  Зоя поёт свою фронтовую песню «Девушка, помни меня.»  Она поёт не со сцены, а подходит к каждому солдату, словно поёт ему одному:

«Ночь темна, не видна в небе луна.
Как усталый солдат, дремлет война.
Только вдали за рекой, где-то боец молодой
Песню поёт, и звучит тихо она:
Ветер злой, снег сухой крутит в кольцо.
Вижу я пред собой милой лицо.
Девушка, помни меня,
Милая, помни меня! …»

Её сильный и нежный голос воодушевляет каждого бойца. Среди них их командир Пётр Николаевич Марков.
Ему сообщают: «Отправка!»
Майор подходит к музыканту-трубачу и просит проиграть мелодию «Сигнал боевой тревоги».
Солдаты стройными рядами идут на передовую, в бой.

Пётр подходит к Зое, чтобы попрощаться. Он говорит ей слова, которые Зоя давно хотела услышать.

Пётр подаёт ей руку для прощального пожатия, но Зоя обнимает его и целует.
Пётр догоняет колонну солдат. Фильм заканчивается.  Фоном звучит фронтовая песня  Актрисы:

«Девушка, помни меня,
 Милая, помни меня…»

И эту песню, услышанную в детстве, я тоже помнила всю жизнь.

Следует небольшое продолжение.


Рецензии
Добрый день, Анна Алексеевна ! Спасибо за содержательный рассказ о старом, но замечательном фильме. Он мне самой очень нравится. И песня очень красивая,
трогает за душу.
С уважением,


Людмила Каштанова   11.12.2023 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила за внимание.
Меня, правда, в это время больше волновал у нас шторм его разрушительные последствия.
Всего Вам доброго.

Анна Алексеевна Золотовская   12.12.2023 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.