Волочаевский бой

Волочаевской битве  в 2022 году 12 февраля  исполняется 100 лет, длилась она три дня. Это не просто мимолётные и смертоносные дни – это крупнейшее сражение, это апогей, всей кровавой Гражданской войны во всей России. В Приамурье она закончилась в конце 1922 года, но ещё продолжалась в Приморье до 1925, а в некоторых местах до 1927 года.
Дальний Восток, особенно в Приамурье, был   неимоверно истощён многолетней Гражданской войной. Войну надо было заканчивать — оставался лишь вопрос, кому это сделать и где. В основном всё крутилось возле Хабаровска и Владивостока. В  повествовании книги будут охвачены события происходящие в Приамурье, Хабаровске и Волочаевке.
Шёл 1921 год. Деревни левого берега Амура  были заняты  белогвардейцами в содружествн с  японцами, они вели   короткие бои с партизанскими отрядами. Эти отряды стремились прорваться за станцию Ин. Удержаться партизанам в этом районе было крайне трудно. Летом топкое междуречье Амура и Тунгуски, расположенное у села Волочаевка, превращалось в непролазное болото, тянувшееся на многие километры. Но только там и был назначен штурм и, конечно, зимой, чтобы не потонула техника.
Блюхер знал, что за спиной белых стоят не только японцы. но и американцы, раздражённые неуступчивостью ДВР.   Поэтому, откладывать решение о штурме сопки было опасно. Штурмовые отряды В. Блюхера нуждались в снабжении оружием.  Гранат, ножниц, «кошек», топоров и многое другое не хватало. Только часть разведчиков Амурского полка имела белые халаты …
Как мы знаем, из истории,  кВолочаевская битва фактически завершила Гражданскую войну не только в Приамурье, но и в России.  Враждующие стороны — Народно-революционная армия под командованием Василия Блюхера и бело повстанческая армия под командованием генерала Молчанова  стали штурмовать сопку Июнь-Корань.  Бой происходил на подступах к Хабаровску. Битва шла с 10 по 12 февраля 1922 года, достигнув апогея 12 февраля.
Но хочу на минуту пригласить читателя  в будущее нашего Приамурья – на полвека вперёд. То есть, в свое подростковое время. Почти десять лет я прожила в пос. Покровка (ныне пос. Приамурский) и часто мы, дети,  отправлялись с родителями в Хабаровск пригородным поездом. Наш посёлок  расположен в 9-ти километрах от Хабаровска, то есть на противоположном левом берегу Амура. По правой стороне от железной дороги имели место быть заросшие травой старые окопы и блиндажи. Ещё они располагались возле Амурского моста. А вот левая  сторона, которая находилась в зоне затопления, таких сооружений  не имела. В детстве, не только я, но и мои сверстники, не понимали, для какой цели они  служили?  О Гражданской войне в Приамурье упоминалось в учебниках бегло – только несколько слов. О Волочаевских боях и о героях мы, практически мало знали, кроме Блюхера, Постышева, Серышева, Бойко-Павлова. Но нам, потомкам, может поведать о штурмовых днях сама Волочаевская сопка – она и есть Июнь-Корань (тунгусо-маньчжурское   название). 
На вершине этого холма поставлен памятник  и возведён мемориал павшим героям, имеется музей боевой славы. В 1937 году режиссёрами Васильевыми был снят фильм «Волочаевские дни», а в романе «Пароль не нужен» Юлиан Семёнов описал бой с бело-повстанческой армией.
Брат моей бабуши Марьи – Арефий Гуров, бывший партизан, был в отряде И.П. Шевчука и командовал обозами. Партизаны добывали, со свойственной им смекалкой( как всем русским мужикам), оружие на базе КАФ   у засевших на складах японцев. База находилась на берегу Амура в 10-15-ти километрах от Хабаровска, как самостоятельный объект. Интервенты  боялись партизан, как огня. Обратно, обозами, нагруженными добытым оружием под завязку, смельчаки возвращались по замёрзшему Амуру в Архангеловку, где стоял отряд Шевчука. А это почти  60 км.
 В 60-е годы дед часто навещал Покровку, в которой когда-то жил (деревня немало важную роль сыграло в Гражданской войне). С моим отцом дед рыбачил на Амуре, а вечерами, за обеденным столом, шла беседа о Гражданской войне, об обозах, о японцах, о партизанском командире Шевчуке, Постышеве, Бойко-Павлове, и конечно, о Волочаевском штурме. В том бою погиб второй бабушкин брат Сидор Гуров – младший командир. А вот разговор про окопы я, возможно, прослушала. В беседу взрослых не рекомендовалось вмешиваться детям. Но в другую комнату, куда я удалялась, легко долетали слова громкоговорящего деда. Память упрямая штука – я запомнила то немногое, что услышала.  Но, став подростком, я сделала свой вывод – окопы возле железной дороги не служили для учения солдат в 70-е годы. Расположенная рядом в/часть, по факту, имела свои полигоны. Окопы остались, как немые свидетели прошедших боёв с интервенцией, как эхо партизанской войны.
Но вернёмся к повествованию. И так, Тунгусский партизанский отряд был сформирован Иваном Павловичем Шевчуком в 1918 году. Почти всё местное население, включая близлежащие деревни направляли в отряд своих сельчан.  Название отряд получил от Тунгусской волости Хабаровского уезда, расположенной вдоль левого притока Амура – реки Верхней Тунгуски. База отряда находилась в деревне Архангеловке, где проживал Шевчук.  Его отряд, в начале 1919 года состоял из нескольких десятков человек, к концу года достиг тысячи человек, в него входила пехота и кавалерия. И, конечно, его партизанский отряд активно участвовал в Волочаевском бою.  Во все годы партизанской войны отряд был действующим, и от него крепко доставалось японцам.
П.П. Постышев с 1919 года участвовал в партизанском движении. Он, как комиссар, находился в отряде И.П. Шевчука.
 В отряде Шевчука был и Бойко-Павлов. Под командованием Бойко-Павлова партизанское движение в Приамурье выросло в могучую силу и сыграло огромную роль в освобождении Дальнего Востока от интервентов и белогвардейцев.
Очень часто бои разного рода принимала Покровка. Она была, как буфер, и как первая деревня, стоящая  от Амурского моста, она  имела дополнительные железнодорожные пути для сортировки вагонов.
 В Гражданской войне сошлись строившие новый мир большевики и силы контрреволюции. Последние получали военную и материальную помощь от мирового империализма. Империалисты хотели воспользоваться «ссорой русских» и разделить Россию на лакомые куски. Летом 1918 года белогвардейцы  одержали победу на всей территории Дальнего Востока и Забайкалья. Японцы сидели в Хабаровске 3,5 года. Самураям нравился Хабаровск и Тунгусская волость (сейчас это ЕАО) с разветвлённой железной дорогой и почтовым трактом. Там-то они и держали свои гарнизоны. Интервенты бесчинствовали, сжигали деревни, казнили партизан, вывозили всё, что можно. Нельзя не донести до читателя зверства войска казачьего атамана Калмыкова, выступавшего против частей Хабаровского Дальсовнаркома. 5 сентября 1918 г. особый Уссурийский казачий отряд атамана Калмыкова входил в Хабаровск. 
Его поддерживал Чехословацкий корпус и 12-я японская дивизия. Для жителей города начинается темное время, вошедшее в историю под термином «калмыковщина». С первого дня своего пребывания в Хабаровске калмыковцы показали свою жестокость. Они стремились найти и уничтожить всех, кто хоть как-то был связан с большевиками, словом или делом сочувствовал Советской власти. Озверевшая часть казаков ( но надо отдать должное, многие потом перешли в партизанские отряды) и японские солдаты рыскали по городу.   
Белогвардейские застенки устроили в подвалах каменных домов в центре города. Вошёл в историю бронепоезд «Калмыковец», выкрашенный желтой краской и прозванный вагоном смерти. Белые использовали желтый поезд в качестве камер заключения и пыточных комнат для своих политических врагов – красных партизан. Сотни идейных большевиков приняли мученическую смерть от рук белых. Истребление хабаровчан приобрело широкий размах. По некоторым данным за период правления в Хабаровске белого атамана Калмыкова – с 5 сентября 1918 по 13 февраля 1920 года – было зверски замучено и расстреляно несколько тысяч горожан, уличенных или только заподозренных в симпатии к  большевикам.Людей, попавших в руки карателей, жестоко избивали и на расстрел вывозили уже «чуть тёпленькими».
Белые не утруждались похоронами. Одних сбрасывали в Амур с Алексеевского (Амурского) моста, ставшего, по выражению Жданова «Голгофой для борцов за великие идеалы коммунизма». Других расстреливали на краю оврага за городом. Вскоре местные жители окрестили это место «оврагом смерти» –  сейчас  это существующая автобусная остановка в Хабаровске «Памятник партизан».
В ночь на 20 апреля 1920 года[ два металлических пролёта амурского моста были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных.
В январе 1922 года войска Народная революционная армия, во главе В. Блюхера собралась у станции Ин, Тунгусской волости. До этого в основном велась   партизанская война и, причём, временами успешно. Белогвардейские войска находились почти рядом, у посёлка Ольгохта.   
 Бои не утихали. Временами бойцам удавалось выбить белых из Ольгохты,  и даже прорваться на окраины Волочаевки. К сожалению  поблизости не было сёл,   чтобы сделать передышку и как-то отогреться красным бойцам. Эти два села находились на приличном расстоянии друг от друга.
Боевая техника белогвардейцев, которой снабжали интервенты, превосходила  красноармейскую во много раз. При атаке партизаны попадали в огневые мешки и с большими потерями отходили обратно.
Зима со своими небывалыми морозами, большим снегом и коротким днём, не благоволила красным отрядам.  Не хватало обычных тёплых вещей и надёжной обуви. Костры, во время передышки, почти не спасали. Сутками бойцы находились на морозе. Красноармейцы надевали поверх шинелей всё, что могли найти: старые одеяла, полушубки, мундиры, мешки, накручивали на сапоги пучки сена и всё это  обматывали проволокой.
В распоряжении Блюхера было ещё два партизанских отряда, в который входили также жители Тунгуской волости. Местом к обороне белогвардейцы выбрали сопку Июнь-Корань, стоящую возле посёлка Волочаевка. Расстояние до Хабаровска соответствовало 45-ти километрам.
Разведка докладывала о позиции белых,  Местные жители-партизаны хорошо ориентировались, в отличие от противника. На склонах сопки  белогвардейцы  вырыли траншеи.  Они надёжно были обнесены четырьмя рядами колючей   проволоки, общей  длиной 18 км, кроме того,    укреплены мешками с песком пулеметные гнезда и блиндажи. На вершине сопки установили наблюдательный пункт.
Сопку поливали водой – её сфера покрылась толстым слоем гладкого льда – получился непробиваемый каток.В тылу находились артиллерийские батареи белогвардейцев. С юга позиции прикрывал курсирующий по железнодорожным путям белогвардейский бронепоезд «Каппелевец».  В боях 5–7 февраля красные войска смогли подойти к Волочаевке, взяв Ольгохту, они обеспечили себе плацдарм для дальнейшего наступления.
 Белые отходили, в буквальном смысле слова сжигая за собой мосты,   взрывали дороги, чтобы не прошла техника.    Партизанам было намного труднее. Места были лишены перелесков и кустарников – в округе тянулось болото ровной поверхностью.  Зима, как никогда, стояла холодная. Мороз понижался до -40 градусов.  В рядах Народно-революционной Армии свыше 400 обмороженных человек вышло из боевого строя. Даже легкораненые стремительно замерзали – тонкая шинель в жёсткие морозы не спасала, отмораживались конечности. Первые  два дня красные испытывали значительные проблемы  по снабжению – не хватало продуктов, экипировки, техники.
Бойцам приходилось атаковать заранее укрепившегося противника под сильным огнем и без поддержки артиллерии. Вскоре после начала атаки выяснилось, что ножниц для резки  колючей проволоки и «кошек» всё же не хватает. А запас снарядов немногочисленных пушек не позволял проделать проходы. Красным бойцам пришлось вручную рвать колючую проволоку и вытаскивать из промёрзшей земли колья, что отнимало много времени и сил.
 Перелом наступил   в ночь, с 11 по 12 февраля. НРА удалось восстановить взорванный мост на речке Поперечная и доставить артиллерию. Почти сразу прибыл Народной Армии бронепоезд с боевой техникой.  12 февраля после часовой артподготовки красные бойцы снова пошли на штурм.  Отчаянное сопротивление  белых было с успехом сломлено. Сводная бригада Народной Армии заняла Волочаевку (согласно оперативной сводке) в 11 часов 32 минуты 12 февраля. Уже 14 февраля красные части вошли в Хабаровск.
После разгрома под Волочаевкой белогвардейцам не оставалось ничего другого, как быстрее бежать на юг под прикрытие японских войск.
 Они хотели сохранить оставшуюся живую силу для последующей борьбы. Для этого им, прежде всего, нужно было выйти из-под удара, угрожавшего на амурском направлении.
27-28 февраля белогвардейцы попытались закрепиться на заранее подготовленных позициях по правому берегу реки Бикин. Бои на бикинских позициях были последней попыткой «белоповстанческой армии» оказать серьезное сопротивление войскам Народно-революционной армии. После этих боев останки белой армии безостановочно отходили в Южное Приморье к «нейтральной зоне». Волочаевка, Волочаевский бой – эти слова стали символом боевой Славы дальневосточников, легендарной страницей в героической летописи борьбы народа с белогвардейцами и интервентами.


Рецензии
"И останутся, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни".

Спасибо, Ольга, за рассказ о героическом прошлом,
как нужно любить свою Родину и Независимость.
С теплом и уважением,

Галина Ромадина   02.03.2023 07:34     Заявить о нарушении
Галина, благодарю Вас за прочтение и отзыв!
Удачи Вам и Радости!
С Уважением, Ольга.

Ольга Суслова   02.03.2023 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.