19. 2. Пушкин. Четыре роковые ошибки

Рок — это мойра,  участь, курс жизненного пути. Судьба — это его цель или общий жизненный удел.


Рок — это мойра,  участь, курс жизненного пути. Судьба — это его цель или общий жизненный удел.

В своей жизни на финальном ее этапе Пушкин совершил ЧЕТЫРЕ ОШИБКИ: две СТРАТЕГИЧЕСКИЕ и две ТАКТИЧЕСКИЕ.
К стратегическим я отношу ошибку с выбором жены и затем связанную с этим ошибочный шантаж царя Никса-1 (включая пасквилем).
К тактическим я отношу  ошибку конфликта и дуэльной ситуации с двумя баронами -  Ж.Ш. д-Антесом и Луи ван Геккерном -  и тактико-техническую на дуэли в сумерках 27 января 1837-го…

Вы можете резонно возразить: Легко вам быть «умным как моя жена потом...»!  А какая у нас с вами в очередной Стране Советов «Пу-царьство» выбор?   

Рассмотрим ошибки поэт-человека для его друга — «опыта ошибок трудных».

1. Стратегическая ошибка №1 — женитьба на Натали Гончаровой (НН)

Хорошо известно, что Пушкин, возвращенной по его личной просьбе царем Никсом-1 из изгнания иным царем (Ал-1) в глушь Михайловской губы, обязан был по сговору:  (а) служить  Двору Е.И.В и всему Дому Романовых своим гениальным пером  и (б) шустро исправить свою сомнительную (мягко говоря) общественную репутацию  смутьяна, афеиста, либертина, либерала, диссидента, хулителя и развратника. Исправление последнего требовало одного = женитьбы. Женатый становился как бы перебесившимся, остепенившимся, ответственным перед венцом и данной под ним клятвой  Богу и его наместнику на Земле — Царю.
Сразу с разбегу, не прикинув шансы  и не подумав о позоре абшида, в 1826 г Пушкин сватался к своей дальней
родственнице Софье Фёдоровне Пушкиной (1806—1862), но она была не дурой и вышла замуж за Панина. О ней стихотворения «Ответ Ф. Т.» и «Зачем безвременную скуку…».
Пожив пару лет холостым и полютовав с девицами на пару с  бароном А. Вульфом, Пушкин с 1828 г снова принялся искать себе женку-жену.  Начался его знаменитый гон женихания: по концепции «семья по Домострою» он выбирал исключительно молоденьких девиц, которых находил удобными в подчинении и управлении. После Софьи Пушкиной его выбор пал на Анну Оленину (1808 – 1888) - в 1829 г  он сватался к ней, дочери президента Академии художеств А. Н. Оленина, но получил решительный отказ. Музыкантша и певица Аннет была адресатом стихотворений «Я вас любил…», «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты…», «Не пой красавица при мне», многих строф «Онегина»; она вышла замуж после смерти Пушкина в 1840 г в возрасте 32-х лет за гусара и полковника, настоящего.
Оленин заперся с пришедшим просить руки и ножки поэтом и оттуда тот прямиком пошел по следу Гончаровых, хотя его предложения уже давно ждала Екатерина Ушакова как и Зизи Вульф.  Уже весной 1829, не долго переживая абшид Олениных, Пушкин направляет свата — Федора Толстого-Американца к Гончаровым. Далее история этого женихания известна — она кончилась тем, что будущая теща «Карс» сдалась и согласилась на брак, если поэт заплатит 11 тысяч рублей за невесту Натали и принесет письмо от властей с гарантиями в благонадежности и отсутствии судебного преследования. Пушкин эти требования выполнил: получил справку об освобождении и о репутации «своего» от Бенкендорфа и набрал денежную сумму, обобрав до нитки крестьян отцовской болдинской дер. Кистеневки. В январе 1831 АСП и его Мадонна НН вступили в барк и поэт рванул в бухту «Погибельной счастье», не снимая … «розовых очков». Уже в начале лета поэт привез свою юную супругу в Царское Село и … имел неосторожность из тщеславия похвалиться ею перед очами царя Никса-1.  Царь моментально положил на молодую жену сочинителя … глаз и… Всё! Стратегическая ошибка №1 была Пушкиным совершена!  Царь воспользовался правом феодала на любую даму царства. Женка поэта ответила на внимание царя  кокетством. Всё, случилось!  в Дом поэта вошел кокюаж со всеми его последствиями ...

Результат этой ошибки: избранница поэта не принесла ему доброй славы и не дала повод гордиться (кроме ложного тщеславного чувства обладания телом «первой красавицы столицы»), наоборот,  семейная пара из-за своего поведения в социуме заняла позицию жертвы — объекта насмешек, издевательств, клеветы  и травли. Эта позиция пары, сдобренная семейным кокюажем, вывела их на минное поле, окруженное хищниками, готовыми растерзать уязвимого по натуре поэт-человека, осыпавшего их злобными эпиграммами. Эти эпиграммы стали удобрением почвы мести поэту сильными мира сего, стократно умножая виктимность Пушкина. 

2. Стратегическая ошибка №2 — шантаж царя-вешателя полновластного

Ревнуя и без конца упрекая женку в кокетстве, предупреждая её о рисках и неотвратимых последствиях для брака по контракту, Пушкин невольно, будучи пленником чести, искал способа вырвать жену из лап самовсёдержца и насолить ему по полной. И сам царь дал ему такой шанс. Он сделал поэта своим личным историографом и допустил в святая святых Дома Романовых — в их личный архив. Там в бумагах Романовых он узнал о «подлом происхождении Никса-1» и об отсутствии у него прав не трон. Эврика! Этим знанием можно шантажировать царя и заставить его отказаться от наложницы. Судьба преподнесла Пушкину  ларчик, о двойном дне которого он не догадывался. Он рванул к Вере Молчальнице и старцу Серафиму Саровскому, которые подтвердили факт: Никс-1 - бастард. Пушкин стал шантажировать царя и даже осмелился весной 1834-го  увезти женку на полгода в Полотняный Завод.  Начались его терки с царем и тонкая игра последнего: он стал кредитором Пушкина и опутал  его долгами. Возникла двусмысленная ситуация — жена фаворитка царя, а муж берет у того деньги… Салоны Питера злорадно бурлили: автор многих эпиграмм оказался в капкане Западни.  Пушкин в состоянии психоза пошел ва-банк с шантажом: с помощью Фикельмон он изобрел акцию с Дипломом Ордена кокю, в которой прямо указал на царя как на развратника и нарушителя законов благочестия!  Этот заключительный акт шантажа царя был второй стратегической  ошибкой загнанного в угол поэт-человека. Но на это раз  ошибка была уже роковой.

Результат этой ошибки поэта: По решению Романовых в дело вступила многоопытная машина интриги и Штаб Заговора, против семьи Пушкина выступила целая армия агентов Конгрегации Клеветы — Нессеольроде, Полетика, Строгановы, Бобринские, «кружок красных» и два барона - наемники д-Антес и Геккерн.

3. Тактическая роковая ошибка

4 ноября 1836-го Пушкин вызвал поручика д-Антеса на дуэль. Без указания причин. Барон ван Геккерн прибежал к нему домой и уговорил дать отсрочку.  Затем барон и женка поэта приняли беспрецедентные меры и проявили невиданную активность для спасения: первая - сестры от позора «залета» и любимого - еще не подготовленного к дуэли д-Антеса от риска быть убитым ревнивым и постылым мужем; второй - своего любовника д-Антеса от риска поединка и краха карьеры обоих в России. В итоге штаб примирителей, включая секунданта Пушкина графа Соллогуба, и переговорщиков, включая Жуковского и Загряжскую, нашел выход из положения: сделать Жоржа свояком поэта - женить его на сестре Натали и спрятать все использованные в заварушке концы в воду. Свояком запрещено стреляться! 17 ноября (за день до дуэльного дела) д-Антес сделал предложение ЕНГ, которое она с готовностью и восторгом приняла, довольная своей ловушкой. 21 ноября Пушкин вынужденно  написал отзыв своего вызова в неоднозначной формулировке, продиктованной ему противной стороной. Это была не только западня, но роковая по утверждению барона А. Вульфа ошибка друга: в январе 1837-го бароны, обиженные враждебной непримиримой позицией Пушкина и его выходками в свете, запустили по салонам слух о трусости поэта. Основанием для слуха был как раз текст отзыва ...

Результат этой ошибки: Пушкин сам своими руками дал в руки интриганов предмет и повод для последующей его травли и ликвидации

4. Тактическая ошибка №2

Тактической ошибкой №2 было всё  поведение Пушкина 24-27 января: решение провоцировать дуэль на вечере  24 января в доме Вяземских, письмо от 25 января ван Геккерну без его копии, согласие на дуэль с жесткими условиями по проекту противников, выбор секунданта, поведение на самой дуэли 27 января и предоставление права первого выстрела д_Антесу ...

Результат последней ошибки Пушкина: смертельное ранение на поединке и смерть в мучительной агонии от скоротечного сепсиса

Примечание
Есть у поэта еще одна ошибка стратегического характера = сервилизм: сговор поэта с царем-вешателем в сентябре 1826 в Чудовом дворце Москвы и переход к нему на службу в дежурную часть. Но это судьбоносное решение не вело прямо к конфликту с социумом и не создавало той конфликтной ситуации, в которой таилась угроза дуэльных поединков с летальным исходом. Об этом мы поговорим специально в статьях о Перекрёстках Судьбы Пушкина. Эта ошибка была роковой, так как она задавала последуюший Рок - курс и путь в зону тотального риска поражения на всех фронтах жития и соответствующей Судьбой — быть жертвой социума и самого себя с точкой-пулей — конечной целью всего личного бытия. 

merci beaucoup por votre attention


Рецензии