Завтра, крайний срок послезавтра...

   В самом начале весны у Михаила Петровича неожиданно захворала жена. Высокая температура держалась несколько дней, вызвали из районного центра “Скорую помощь” и жену Михаила Петровича увезли в больницу. Воспаление легких. Процесс зашел слишком далеко и спасти жену Михаила Петровича не смогли. На третий день она умерла прямо в больнице.
   Как птицы со всех сторон слетелись дети Михаила Петровича. Дочь с семьей из областного центра и сын с семьей из Москвы. Дом наполнился народом и Михаилу Петровичу порой казалось, что дети и внуки просто приехали, как всегда, погостить, что жена сейчас выйдет из соседней комнаты и пойдет печь свои фирменные пироги для дорогих гостей - детей и внуков.
   А дети и внуки у Михаила Петровича и его жены очень хорошие. Образованные. Дочь работает воспитательницей в детском саду, а сын - инженер на железной дороге. У дочери сын и дочка, школьники, отличники. У сына две дочери-погодки. Вот- вот школу заканчивают. Так что у Михаила Петровича с женой три внучки и один внук.
   Похоронили жену Михаила Петровича рядом с ее родителями.
   - Место у тебя, Наташа, хорошее, - мысленно разговаривал со своей женой Михаил Петрович, - на бугорке. Здесь всегда сухо, солнышко светит. Недалеко отсюда березовая роща, птички тебе будут петь. Обиделся я на тебя, Наташа, очень обиделся. По всему я должен был умереть первым. Я старше тебя на целых три года.
   Дети наши хотят дом закрыть, а меня к себе в город забрать, а я не хочу. Как же я от тебя так далеко уеду ? Завтра, крайний срок послезавтра прилетят грачи, а потом, немного погодя, и ласточки засуетятся. Огород, хочешь, не хочешь, а сажать надо, да за скотиной ходить...
   Михаил Петрович остался в своем доме и в город к детям не поехал. Каждый день он ходил к жене на кладбище и отчитывался перед ней о всех своих делах. Однажды по пути домой Михаила Петровича накрыла боль по своей силе несовместимая с жизнью, и он рухнул как подкошенный. Похоронили его рядом с женой...

   Дочь Михаила Петровича Ольга все время плакала, сын Александр держался из последних сил. За полгода перенести две такие потери - не каждому по плечу.
   Пришел сосед Борис.
   - Жалко дядю Мишу, конечно, но я хочу поговорить с вами пока вы все тут вместе о доме и о земле. Я предлагаю вам хорошую, даже очень хорошую сумму денег за дом и за весь ваш участок. Деньги я готов принести хоть сейчас и с нотариусом проблем никаких не будет.
   Борис написал на листочке сумму, которую он готов был заплатить за дом Михаила Петровича и землю и ушел. Михаил Петрович давно говорил своим детям, что их сосед Борис стал предпринимателем. Никто точно не знает, чем он именно занимается, но по его новому дому, дорогой машине, все видели, что дела у Бориса идут очень хорошо. Сумма, написанная на листочке, повергла всех в шок. Таких денег у детей Михаила Петровича никогда не было и в помине. Даже если эту сумму разделить пополам.
   - Я, Свет, не хочу дом и землю продавать. Это наше родительское гнездо. Мы с Олей тут родились. На кладбище родители наши лежат, - говорил сын Михаила Петровича своей жене. - Дом можно закрыть, а на лето будем приезжать сюда в отпуск.
   - Ты как был тюфяк тюфяком, так им и остался, - отрезала жена. - Привык, что тебе все прямо в руки само плывет. Квартиру нам, если ты еще помнишь об этом, мои родители уступили, а сами на даче в деревне перебиваются, в доме без всяких удобств. На машину я сама накопила, со своей зарплаты. А твоего оклада нам даже на продукты не хватает. Мы на деньги Бориса за дом и участок девчонок оденем прилично, невесты вон уже, а я хоть шубу норковую себе справлю. Заграницу можно всей семьей съездить. У нас на работе там все уже побывали, кроме меня. А еще девчонкам на образование надо оставить, если они на бюджетное отделение не поступят.
   В соседней комнате плакала Оля, дочь Михаила Петровича, а говорил ее муж :
   - На эти деньги я машину приличную куплю. Отказываться от такого предложения просто глупо. Другого такого шанса может и не быть. А все остальное - сплошные эмоции. А эмоции, как тебе известно, вещь нематериальная, ими сыт не будешь, и в карман не положишь...
   На следующий день Борис привез из районного города нотариуса и сделку о купле-продаже оформили документально.

   Быстро собрались домой. Перед отъездом Ольга и Александр, дети Михаила Петровича, пришли на кладбище попрощаться с родителями.
   - Хоть раз в год будем приезжать сюда за могилами ухаживать, - сказал Александр.
   Сели на лавочку. Где-то в лесу завела свой счет кукушка.
   - К следующей весне надо памятник родителям поставить, - сказала Оля.
   - А мне больше нравится когда на могиле простой крест, - ответил Александр.
   - Знакомые скажут, что дети пожадничали. Дом продали, а памятник не поставили.
   - Да я согласен, Оль, и на памятник. Ты только пообещай мне, что если я умру раньше тебя, то ты меня рядом с нашими родителями в одной ограде положишь. Обещаешь ?
   - Обещаю. И ты меня тоже.
   Брат и сестра обнялись.
   - Вот и будем опять все вместе, - сказал Александр.
   - Как раньше... - добавила Оля.

   Дети Михаила Петровича с семьями выехали из родной деревни на двух машинах одновременно.
   В машине Александра его жена и две дочери щебетали без умолку. Они мечтали, что как только приедут в Москву, пойдут в один очень модный магазин за обновами, о которых они раньше и не мечтали. Молчал только Александр. Три сердца работали на одной эмоциональной волне, а четвертое совсем на другой. Впрочем, как и всегда...
   В машине Ольги было тихо. Каждый думал о своем. Ольга вспоминала родителей, детство. Ее муж прикидывал, где ему лучше взять иномарку, в родном городе или сгонять в Москву. Дочь Ольги Леночка и сын Степан вспоминали бабушку с дедушкой, у которых они пропадали каждое лето. Степан подумал, что когда он вырастет и заработает свои деньги, он обязательно купит для мамы домик в ее родной деревне. Три сердца в этой машине работали на одной эмоциональной волне, а четвертое на другой. Впрочем, как и всегда...
   За окнами машин мелькали деревья. Они уже потихоньку, на первый взгляд совсем незаметно, начали сбрасывать свою одежду - листву. Завтра, крайний срок послезавтра улетят на юг ласточки и наступят холода. Почитай до самого апреля...

   
 
   

   


Рецензии