Село родное, что с тобою сталось?

   Вы были в селе? Видели, как разрушается привычный уклад  сельской жизни? Сокращается поголовье личного подсобного хозяйства, зарастают бурьяном огороды, и молодёжь уезжает в город. Почему так?
   Михаил Попов в своем стихотворении «Село родное» из  книги «Стихи последних лет» пишет:
Село родное, что с тобою сталось?
В отчаяньи не нахожу я слов –
Мне кажется порой, что не осталось
В селе здоровых русских мужиков.
Не видно тех, что ставили рекорды
В полях, кошарах, фермах, мастерских,
В недавнем прошлом сильных, умных, гордых
Трудом своим и делом рук своих.
Куда девалась сила их былая?
Где им на смену поросль молодых?
А кладбище, «жильцами» пополняясь,
«Работает» почти без выходных.
Иль так согнул их труд нелегкий в поле
И на подворье собственном своем,
Иль вся причина скрыта в алкоголе,
Что вполз змеей почти, что в каждый дом?
  Мне посчастливилось лично быть знакомой с автором  стихотворения. В нем  Михаил Попов размышляет о причинах, которые привели в плачевное состояние  жизнь сельчан. Колхозы развалились, работы для жителей нет, и начинает процветать воровство:
Ворюги у хапуг старушьих бродят
Без страха и стыда, и между тем,
Воруя все, что есть на огороде,
Да и в дому не брезгуя ничем.
  Для людей, который опутал своими лапами  «зелёный змей» – нет ничего святого. Они начинают собирать металлолом,  ночами снимая железные столбы с заборов своих односельчан, оградки с кладбищ, сетки с огородов…Собранное продается за копейки заезжим предпринимателям и пропивается. Частенько устраиваются драки и разборки возле «блатхат», где собирается пьющее население. Спиваются и женщины, для которых на первом месте уже не букет цветов, а бутылка водки.
Михаил Попов  замечает, что:
Немало хлопцев пристрастилось к пьянке,
И потому в селе по вечерам
Давно уж не зовут девчат тальянки
На танцы в клуб, как в юности их мам.
В селе не станет скоро молодежи:
Одни, спиваясь, катятся на дно,
Другие рвут на промысел отхожий.
Без молодых село обречено!
  Уезжая на заработки, мужчины не всегда возвращаются в родное село, скитаясь по разным городам в поисках лучшей жизни, заставляя своих родных терпеливо ждать их возвращения. Порой уезжают и семьями, бросая свои дома. Разрушаются построенные в советское время школы, Дома Культуры, детские сады…
  Не радостней и внешняя картина
От вида хат заброшенных, пустых,
Торчат укором мрачные руины
Начальных школ, бригад и мастерских..
  То, что раньше создавалось, теперь приходит в упадок. И как верно заметил ипатовский поэт, такое
Могло присниться лишь во сне кошмарном
Видение в иные времена:
Гуляют ветры по пустым кошарам,
Как овцы по степи без чабана.
Грустная, очень грустная картина  появляется после чтения стихотворения Михаила Попова. Кто виноват в происходящем? Как изменить ситуацию?
На фермах окна, выдранные «с мясом»,
С такими же провалами ворот
Взывают к нам безмолвно, так что разом
И стыд, и гнев, и оторопь берет.
А ведь когда-то люди там трудились
И славили себя своим трудом,
Кормили семьи, пользу приносили:
Доход – хозяйству и достаток – в дом.
Колхозы и совхозы развалились. Пришли инвесторы и  земля стала чужой.
Земля в округе, с сызмальства родная,
Злой мачехою стала для селян –
Пусть хоть трещат склады от урожая,
Но людям – шиш, доход – в чужой карман.
Как будто по селу, как смерч, пронесся
И все разрушил пришлый супостат,
Оставив всем нам вечные вопросы:
«Что делать?», «Как?» и «Кто же виноват?»
  Может потому и начали спиваться люди, что разочаровались в политике и не смогли найти себе применение в новых экономических условиях жизни? Кого винить в том, что произошло? Поэт предположил, что:
Не осознали все же до сих пор мы –
Случайность это иль коварный план:
Когда в Москве «воркуют» про реформы,
То жди удавок новых для селян.
Страшно видеть умирающие села в России. А их становится все больше и больше.  Михаил Попов проводит параллель между родным селом и другими селами России.
И жуть берет: а вдруг по всей России
Такой же хаос, как в родном селе?
Кого винить, коль сами мы такие,
Дав все разрушить на своей земле?
Нет ничего апатии постыдней,
Позволившей без боя все отдать.
Очнитесь мужики! Россия гибнет!
Кончайте пить! Страну пора спасать!
  Внимательно прочитав стихотворение Михаила Попова, я пришла к выводу, что пора, пора обратить внимание на сельское хозяйство, на села и деревни, в которых ещё живут люди. Тысячи и тысячи деревень уже погибли В России,  а ведь каждая имела свою индивидуальную историю. Каждая деревня - это отдельный и особый мир со своими традициями, особенностями и неповторимым укладом жизни.  Уничтожение села продолжается по сей день. У людей нет работы, нет перспектив, нет стимула для жизни. И те мужики, что еще могли бы работать на земле – от отчаяния спиваются. И в итоге лишь разруха и нищета.
  Спасибо нашему земляку, ставропольскому поэту Михаилу Попову за его правду.  В своём стихотворении «Родное село» он показал  сельскую жизнь такой, какая она есть. Реальной. Без прикрас.
  Есть надежда, что у политиков, стоящих у власти,  появятся новые варианты возрождения российской деревни.


Рецензии
Очень жаль, что то, что было создано за годы советской власти, так безжалостно уничтожается.Спасибо Вашему земляку, ставропольскому поэту Михаилу Попову за его правду.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   17.11.2023 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.