1. Александровы дела-сказ о рус. богатыре Горасала

                Детство.

  -Ура!Ура!Ура!-кричал народ и в воздух чепчики бросал.
Под эти возгласы на балкон царского дворца в Царском селе вышел Император Александр 2 и его старший сын- цесаревич Николай. Народ увидев царя и наследника закричал:
  - Да здравствует Государь Император и Цесаревич Николай!

  Множественные возгласы "ура" прокатились в толпе под балконом. Народ ликовал. Женщины подняли на руки детей прося благословения для них.

  -Ура! -кричал худощавый мальчик лет десяти и радовался вместе со всеми.
  Он увидел в дверном проёме выхода на балкон худощавую, красивую женщину и помахал ей рукой. 

  Балкон опустел и народ, воодушевлённый лицезрением государя и наследника, начал расходится. Опустевший двор начали подметать дворники. Один из них случайно,двигаясь спиной, толкнул одинокого мальчика который продолжал мечтательно смотреть на балкон ожидая вновь увидеть там свою мать.

  Дворник, наткнувшись на неожиданное препятствие, резко развернулся желая обругать зазевавшегося ротозея, но увидев на кого он наткнулся, стал низко кланяться и извиняться. В этот момент из дворца, через боковую дверь, вышла женщина и направилась к мальчику.

  -Пойдём сынок- сказала она и взяла за руку мальчика.-Пора обедать.
  -Мама! А почему ты не стоишь рядом с отцом когда он выходит на балкон? - спросил мальчик.
  -Даст Бог не только я буду стоять на балконе, но и ты- сказала женщина и обняла сына.

  Пообедав мальчик побежал за ограду дворца. Обычно он слонялся по округе не зная чем себя занять. Иногда он шёл в слободку и играл там с местной детворой. Иногда ходил на пруд купаться. Но особо он любил смотреть на коней - они такие красивые.

  Не далеко располагался коно-гвардейский полк дворцовой стражи и мальчик любил смотреть как всадники гарцуют на лошадях. Стоя у ограды он представлял себя верхом на лошади. В мечтах он выхватывает шашку из ножен и мчится во весь опор рубить капусту закреплённую в конце манежа на шесте. Мальчик смотрел он на ученья гвардейце до самого заката.

  В тот день ему опять не повезло. На него опять наткнулся дворник. По окончании учений мальчик стоял у ограды и грезил о службе в армии. Дворник (они все пятятся задом когда подметают) напоролся на мальчика и стал на него орать и обзывать "раззявой". Мальчик стал грубить в ответ. Тут дворник совсем рассвирепел, схватил мальчика за шиворот и со словами "я тебя проучу", поволок его на конюшню. Мальчик стал упираться и кричать. На шум откликнулся командир полка. Он на конюшне проверял порядок.

  -Что за шум? - спросил полковник обращаясь к дворнику который служил при конюшне.
  -Вот, господин полковник, этого паршивца надобно высечь. Лягается больно да ещё и обзывается- ответил дворник и развернул мальчика лицом к полковнику.

  Увидев кого дворник тащил за шиворот, полковник побледнел и с размаху ударил дворника по лицу. Тот отлетел в сторону и запричитал. Полковник наклонился к мальчику и улыбаясь предложил покатать его верхом на лошади. Мальчик аж засиял от радости. Не веря своему счастью он тихо спросил:
  -А можно! А меня за это не наругают? Матушка мне не позволяет ездить верхом - сказал мальчик и опустил глаза вниз.
  -Я поговорю с Вашей матушкой и что бы Вы не свалился, мы поедем вместе- успокоил его полковник.

  Полковник строго посмотрел на дворника(он был ещё и конюхом при полковой конюшне) и приказал ему седлать лучшего, спокойного жеребца, что бы "доставить их высочества до матушки". "На кого руку поднял?"- всполошился конюх и побежал исполнять приказание. Через несколько минут конюх подвёл осёдланного жеребца к полковнику, подсадил мальчика вперёд и когда полковник запрыгнул в седло, стал страстно целовать мальчику руку и просить прощения.

  -Ну что ваше высочество? Простим старого дурака! Ну он же не со зла! Он не знал кто Вы - сказал полковник обращаясь к мальчику.
  -Да я и не думал обижаться- смущённо сказал мальчик.

  Полковник довёз мальчика до дворца и сдал его на руки матери.
 
                ******

  Утро следующего дня началось со строго внушения, которым мать пыталась довести до сына возможную опасность верховой езды. Она привела многочисленные примеры падения с лошади наездников, которые заканчивались травмами , а в некоторых случаях даже смертью наездника. Так же она сделала упор на молодость сына и его не опытность в обхождении с лошадьми. Но мальчик проявил не виданное до селе упрямство и заявил, что сбежит из дому если ему запретят учиться ездить верхом. Не добившись от сына покорности, мать решила поговорить с полковником и послала за ним служанку.

  Полковник выслушал опасения матери и когда ему предоставили слово сказал, что запрет не убережёт юнца от травм, а наоборот может толкнуть его на крайности. Так же полковник заверил женщину в необходимости, для юного великого князя, обучения верховой езде и воинскому искусству. Напомнив что мальчик не является наследником престола, то ему лучше всего поступить на службу в армию.

  -Хорошо! Но всё равно последнее слово за императором. Пусть он решает судьбу сына- сказала мать.
  Не много подумав она добавила:
  -Возьмите на себя этот труд. Я не знаю как сообщить об этом Императору- с грустью сказала женщина.
  -Слушаюсь сударыня!- ответил полковник.

                *****

  На следующий день полковник явился на доклад к Императору. Отчитавшись по служебным делам, полковник предложил императору проект устройства детских ясель при полковом манеже для прогулок царских детей и обучении их верховой езде. А старшего сына предложил зачислить в полк на правах вольноопределяющегося.

  Царь мало занимался воспитанием детей своей второй жены. Вся его любовь и внимание были направлены на цесаревича Николая - возлюбленного сына от первой жены. Она не перенесла роды, чем нанесла тяжёлую травму Александру Николаевичу-ныне Императору. Александр 2 не долго думал над предложенным проектом и подписал его переложив заботы о своих детях на плечи командира полка дворцовой стражи.

  Так будущий император Александр 3 поступил на военную службу.
    
               

      
    
 

    

 






 






         


Рецензии