Шурка из династии Романовых

Шурка из династии Романовых

У нас в классе, под конец учебного года появился новенький ученик. Пацан, как пацан. Ничем особым он не отличался. Поначалу вел себя застенчиво, как обычно это бывает, когда приходится вливаться в новый коллектив. Единственно, чем он похвастался перед всеми нами, тем, что он, мол, происходит из древнего рода династии Романовых. Его отец – бывший отставной офицер, его дед и прадед, тоже из военных, носили фамилию Романовы.
 
Перед тем, как приехать в наше село, они жили где-то на крайнем севере, в военном городке по месту службы отца. Офицеры, служившие на севере, рано зарабатывали военный стаж, и еще в довольно-таки молодом возрасте могли уйти в отставку. Мать его тоже из военных, по слухам, служила где-то при штабе.

Мы уже заканчивали третий класс, весенняя природа вовсю манила нас своими просторами и мы с нетерпением ждали начала летних каникул. Звали мальчишку – Шурка.

Я сидел в классе на галерке, рядом со мной на парте было свободное место и Шурка, по приходу в класс плюхнулся со своим портфелем рядом со мной. Привет – привет!

У нас, в тот учебный период, под конец учебного года постоянно проводили разные контрольные работы, то по математике, то по русскому языку и по другим предметам.

Я числился тогда в отличниках, учеба давалась мне легко, и по поводу контрольных особо не переживал.

В отличие от Шурки.

Как выяснилось, школы, как таковой, у них в гарнизоне на севере не было, а детей было всего человек пять младшего школьного возраста. С ними кое-как занималась какая-то престарелая женщина, мать одного из военнослужащих, не имеющая никакого педагогического образования, и которая вела сразу четыре класса с этими пятью учениками.  Естественно, эта женщина едва смогла научить детей только начальным навыкам чтения и письма, простым арифметическим действиям на уровне второго класса.
Каким образом Шурку зачислили в наш третий класс, никто не знал. Вероятно, его отец так сказал завучу, что его сын должен учиться в третьем классе.

Кончилось тем, что Шурка все контрольные и диктанты написал на двойки и его оставили в третьем классе на второй год. С этим делом тогда было строго, и никакие поблажки, типа, мол, мой папа военный, не действовали.

Мы все переживали за него и по своему, по пацански, сочувствовали ему, представляя, что на следующий учебный год пойдем в четвертый класс, а он снова будет учиться в третьем.
До сих пор помню только, как Шурка, стиснув зубы сказал: «Я все равно вас догоню!..»

Лето пролетело, как-то незаметно. Если не считать, того, что в школу ходить нам не надо было, зато во всем остальном, нам приходилось работать наравне со взрослыми. Ухаживать за домашней скотиной, носить воду, заготавливать дрова, сено.

Мой отец работал председателем колхоза, а отца Шурки, как бывшего офицера, на колхозном собрании выбрали бригадиром одной из семи бригад. Хоть он и получал какие-то деньги от государства, как военный пенсионер, но просто так сидеть, сложа руки, он не хотел, поэтому стал работать бригадиром в колхозе.

Жили семья Романовых недалеко от нас в большом доме, который купили по приезду с севера.  Поэтому с Шуркой мы быстро подружились и были с ним типа – «Не разлей вода». Гоняли на велосипедах по деревне, по полям, мотались купаться на речку. Ходили в лес по грибы, ягоды. Иногда спорили, иногда дрались, но потом быстро мирились.

Мы с ним умудрялись даже подзаработать. Шурка при колхозной ферме некоторое время пас стадо телят, а я целый месяц бегал подпаском у деревенского пастуха. Еще помню, как с Шуркой помогали бригаде колхозниц убирать вручную лен на полях. Нам даже заплатили от колхоза какие-то деньги за это.

Наши отцы тоже дружили, насколько позволяла субординация председателя колхоза и бригадира. Они иногда устраивали у нас дома вечеринки, обычно вечером, после работы по выходным дням. Беседовали за военную службу, за военные похождения, поскольку успели повоевать с немцами в конце войны на просторах Европы...

Хотя, сейчас речь пойдет совсем о другом.

Пришел сентябрь. Все дети, и мы с Шуркой пошли в школу. У нас в соседней деревне, за три километра от нашего села работала единственная на всю округу школа – семилетка. Учимся. Я в четвертом классе, Шурка в третьем. Все, как обычно. После школы, быстренько сделав уроки, бежим играть на улицу.

У нас тогда были популярными такие игры, как: лапта, городки и скакалки. Среди пацанов популярными были игры в шашки и шахматы, но это в основном зимой, когда все улицы заметало снегом. Еще, может быть главным увлечением, особенно в зимний период, было чтение приключенческой литературы и фантастики.

Уже где-то в середине сентября, когда занятия в школе шли полным ходом, я стал замечать, что Шурка зачастил ко мне по вечерам, когда я обычно делал уроки. Он притаскивал свои тетрадки и учебники за третий класс, и мы сидели на кухне за столом в нашем доме, занимаясь каждый своими делами.

Сделав по быстрому свои задачки за третий класс, Шурка потом сидел, ждал меня, наблюдая со стороны, как я мучаюсь с десятичными дробями, выполняя домашнее задание по математике за четвертый класс.

Однажды, вот так же, когда я заканчивал решать свои столбики и мы готовы были сорваться на улицу поиграть в городки, Шурка обратил мое внимание странным замечанием по поводу моих вычислений. У тебя, говорит, в четвертом столбике ошибка…

Услышав это, я застыл на месте. Творилось что-то невероятное. Это надо же, какой-то третьеклассник, будет указывать, мне четверокласснику, как правильно решать десятичные дроби. Цыц, малявка…

Однако, когда все перепроверил, то обнаружил, что он был прав. В четвертом столбике у меня ошибка. Ну, ты, даешь, Шурка из династии Романовых!..

В последствии выяснилось, что этот прохиндей набрал в школьной библиотеке учебники за четвертый класс, и, никому не говоря, сам приступил к их изучению. Фактически, стал учиться в двух классах. В третьем классе официально, а в четвертом – не официально. Постоянно донимал меня своими вопросами, касательно программы четвертого класса. Мол, что вы сейчас проходите, а я вот уже это все прошел, давай я тебе помогу. Я не успевал от него отмахиваться с его вопросами, предложениями, подковырками.

В то время учебники были вполне прозрачными, самодостаточными, простыми и понятными. Стоило проработать любой из учебников от корки до корки, выполнив все упражнения, прочитав все правила, ответить на ряд контрольных вопросов, и уже можно считать готовым себя к экзамену по этому предмету.

Так оно и случилось. Уже весной мы с Шуркой вместе сдавали экзамены за четвертый класс. По всем предметам получили пятерки, нам выдали аттестаты о начальном образовании и перевели в пятый класс. Вот тогда я и вспомнил его сжатые зубы и фразу: «Я все равно вас догоню!..»

В пятом классе мне с Шуркой из династии Романовых учиться уже не довелось, поскольку отец, освободился от должности председателя колхоза, и мы уехали на новое место жительства.

Дальше наша жизнь закрутилась, завертелась. У меня - техникум, армия, институт, распределение, другие города, другая страна.

По слухам, Шурка окончил сначала военное училище, потом пошел по стопам своего отца, служил где-то на Дальнем востоке. С развалом Союза, в звании капитана пограничных войск, вернулся в родительский дом ухаживать за престарелыми отцом и матерью. У него у самого уже был взрослый сын, жена. С работой на селе было плохо. Каждый выживал, как мог. Жена Шурки устроилась работать продавцом в продовольственном магазине. Сын в колхоз на трактор, в бригаду механизаторов…

Спустя некоторое время, бывший капитан Шурка за драку, по пьяному делу загремел в каталажку, отсидел два года, стал увлекаться выпивкой, пока не опустился окончательно. Даже фамилия - Романов не помогла ему прославить свою династию. Хотя, мне кажется, задатки к этому у него были, когда я вспоминаю, как он еще в школе, пацаном, сам умудрился за один год пройти сразу два класса, и догнал нас, своих сверстников по школьной программе и по успеваемости. На такое, мне кажется, в то время не каждый был способен.


Рецензии
Характер Шурки в детстве дан в развитии. Жаль, что резко оборвался. Уверена,что была причина, почему человек опустился. А в целом читать интересно, лёгкий слог.

Тамара Авраменко   03.10.2022 17:58     Заявить о нарушении
Тамара, спасибо за отзыв, и что рассказ тебе понравился. Тема рассказа появилась недавно, после поездки летом в то село, где прошло детство. Хотелось встретиться с Шуркой Романовым. Жаль, что не застал его в живых. Только лишь удалось поговорить с его соседями, и узнать подробности.

Александр Сивухин   06.10.2022 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.