История моего детства. Иж-Юпитер-3

 Мое доброе советское отрочество было интересным и увлекательным. Кроме занятий музыкой и спортом хотелось пошалить, выйти за рамки, проверить, что значит «нельзя». Особый интерес вызывало управление техникой. У отца был мотоцикл Иж-Юпитер-3, и он однажды мне показал, как трогаться, затем переключаться на вторую передачу и в редкие моменты я наслаждался управлением, но, при этом, отец всегда был на заднем сидении и выправлял мои неловкие движения рулем и помогал переключать передачи. Мне всегда хотелось покататься одному или, того круче, с деревенским ребятами, но на это был наложен строгий запрет. Не знаю, как так получилось, но приехав в очередной раз к бабуле, отец забыл ключ в замке зажигания, и я , обнаружив его, обошел несколько раз вокруг и когда убедился ,что всем не до меня и за мотиком никто не смотрит, аккуратно завел  его ( мотоцикл был прогрет и схватился сразу) и, включив первую передачу , медленно тронулся с обратной стороны дома в направлении футбольного поля, что было за сельским клубом. Диспозиция была правильной, потому что со стороны подъездов в двухэтажный деревянный 16-квартирный дом проезжать было рискованно, так как там были лавки, на которых постоянно сидели жильцы и можно было просто сразу попалиться.
  И так, по дороге я встретил товарища, который прыгнул в люльку, еще один знакомый деревенский пацан сел сзади меня и наш круиз вокруг поля успешно и весело начался. Первый круг я проехал очень аккуратно, исключительно на первых двух передачах, на втором круге ребята стали подзадоривать ехать быстрее и, выйдя из поворота на прямой отрезок, я стал разгоняться и первый раз в жизни переключился на третью. Мотоцикл скинул обороты, но при этом, при подаче газа плавнее набирал скорость и пролетев часть поля, надо было делать поворот и когда я, немного сбросив газ, подал рулем вправо, колесо коляски начало подниматься. Не знаю как, сработал внутри инстинкт самосохранения, я левой ногой слегка оттолкнулся от земли, при этом огромным усилием выровнял руль, и, выжав сцепление, стал медленно притормаживать ножным тормозом. После остановки я заметил, что моего спутника на заднем сидении нет, он ,видимо, спрыгнул на повороте, сидевший в люльке товарищ, дрожа, поднялся и тихо пошел в сторону клуба. Надо было возвращаться, сердце колотилось внутри и вдали у лавки я увидел, как соседи смотрели в мою сторону.
  Подъехав сбоку дома, со стороны кухонного окна, я заглушил мотор и услышал, как в доме начался переполох. Отец и бабушка вышли на улицу меня встречать, их выражения лица и походка были очень решительными. Больше всего пострадало правое ухо, которое до сих пор немного оттопыренней, чем левое. Ну и конечно, самый действенный метод исправления ошибок — это метод Л.Н. Толстого «воспитание трудом». В то время, когда все ребятня ехала на великах купаться, мне нужно было собрать по пути колорадских жуков на дальнем огороде, заехать на торфяной огород, ну а после уже не было никакого желания купаться. Так же был еще картофельный огород за клубом, самый ближний, соответственно, поход на фильм подразумевал заход на данный огород. Хорошо это было или плохо? Сейчас я понимаю, что это была настоящая школа, в которой учили отвечать за свои поступки и в которой каждый знал свои обязанности. Было ли обидно? Конечно, когда при всех тебе вывернут ухо, будет обидно.
  Оглядываюсь и вспоминаю эти годы с теплом в сердце и, к сожалению, наблюдая за происходящим с молодежью сегодня, становится не по себе. Вот первоклашка нашкодил на уроке и в наше время один взгляд учителя приводил в оцепенение, особо одаренных учитель мог оттрепать за форму и выгнать из класса, ну и приглашение родителей в школу считалось особым позором. Сейчас только тронь, этот карапуз, который только научился открывать свой рот, уже говорит о своих правах, но только обязанностей не знает. Возможно, я не открыл ничего нового и проблема всем известна, только порой хочется, чтобы изобрели машину времени и тогда я бы предложил ввести в воспитание подрастающего поколения одну лучшую практику- отправку на летние каникулы в советскую деревню начала 80-х 20-го века или в пионерский лагерь. Вот бы посмотреть на них по возвращению!


Рецензии