Музыка полета
Николай отложил в сторону прочитанную книгу из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Была и, как не странно, существует до сих пор такая серия книг, которую еще А.М. Горький основал. Эту книгу он взял из собрания серии ЖЗЛ в библиотеке у отца. Почему именно о Перикле захотелось почитать было необъяснимо. Скорее всего, предпочтение было сделано, следуя негасимому с детских лет желанию больше узнать о легендарной эпохе и её героях, ярких личностях и событиях. Эта тяга, сравнимая с пристрастием к сладкому, возникла после прочтения замечательного издания «Легенды и мифы Древней Греции».
И если закрыть глаза, то и сейчас Николай спустя многие годы мог отчетливо увидеть обложку густой черноты в золотистом теснении, придающем ощущение бархатистости поверхности книги. Его тогда покорили и поразили подвиги и приключения героев, открытие новых земель, завоевания и главное – самоотверженный поиск своего мира и самого себя, собственного места на Земле. Больше всех ему полюбился Одиссей – отважный, хитрый... Просится назвать его героическим путешественником, но более всего подходит к нему - скиталец, устремленный преданно домой, в свой мир, а значит и к себе.
Обращаясь к той эпохе, поражал тот факт, что каким-то непостижимым образом на кратком отрезке времени героев и событий тогда, 2,5 тысячи лет назад, оказалось так много. И каких! Практически вся основа современной науки и культурной жизни заложены именно тогда.
Какой области не коснись – музыка, театр, медицина, философия, математика и ... Да что там науки и искусство. Основы государственного устройства общества в виде демократии, тирании, формы свободного и диктаторского существования – все оттуда, из тех давних времен. И концентрация всего этого огромного конгломерата мысли, интеллекта и эволюционного культурного скачка пришлась именно на Грецию.
Почему так? Может благоприятный климат, условия сосуществования и деятельности людей? А может всего лишь из-за того, что письменных свидетельств о том периоде дошло до нас много. Возможно и так.
Удивительное совпадение, но в то же время за много тысяч километров на далеком востоке в Непале и Индии зарождался Буддизм, в Китае свершается период Вёсен и Осеней или период Чуньцю когда Конфуций составляет свои летописи. А в Иудее тогда же записывались наставления или проповеди сына Давида и получилась "Книга Экклесиаст" – одна из самых поздних, если не самая поздняя книга, вошедшая в канон Ветхого Завета. Наверняка подобный интеллектуальные вспышки, озарения мыслью происходили в то же время и в других странах и континентах. Просто мы пока еще не обнаружили фактов, материального подтверждения этих прозрений и откровений.
Удивительна синхронность событий, которые отзываются и сегодня. Да что там отзываются – являются основой нашей современной жизни. Мы даже отчета себе не отдаем сколько всего пришло в наш сегодняшний день из тех времен. Озадачивает и поражает практически одномоментность взлета человеческого сознания. Как по команде свыше людям подняли занавес и показали неизведанные высоты, просторы; открыли новый пласт знаний и озарили свежим пониманием мира и себя в этом мире. Вот и сейчас мы наблюдаем качественный скачек (скорее приближаемся к нему) в эволюции познания.
Николай отложил в сторону прочитанную книгу и усмехнулся вдруг возникшей мысли, что возможно слово «пассия» имеет основу и даже вероятнее всего произошло от имени второй жены Перикла – Аспасии, которая была знаменитой гетерой Афин. Известной она была не только и, пожалуй, даже не столько благодаря красоте, сколько своему уму и способности собрать и окружить себя великими мудрецами того времени. Великий Сократ высоко ценил ее ум и часто вел с ней дискуссии. «При этом он, - с усмешкой подумал Николай, - никоим образом, наверное, не комплексовал по поводу того, что ведет заумные беседы с женщиной, а тем более гетерой».
Возможно, кто-то с ухмылкой подумает, что философ приходил к ней для другого, а не разговоры мудреные вести. Ну, это право каждого – думать то, что хочет. Кстати, именно в тот период закладывалась концепция, обеспечивающая защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В спорах философов и политиков, а главное с участием граждан вырабатывались основы правового статуса личности, прав человека.
Прошли столетия исторических потрясений и в эпоху Возрождения и Реформации в Европе были выработаны правила, обеспечивающие права человека в их современном понимании. Кто знает, может именно в беседах Сократа и Аспассии и был заложен фундамент прав женщины и защита ее достоинства. Во всяком случае, Перикл положил немало сил, средств и времени, чтобы привести этот брак и рожденного в нём сына в законное русло.
Николай вышел на балкон. Мысли продолжали роем крутиться в голове, перескакивая с одного на другое. Он машинально ходил вдоль перил, пытаясь прийти к какому-то выводу из переплетения исторической кутерьмы, мифологических героев и титанов науки. Звук, раздавшийся со стороны пихты, растущей неподалеку как раз напротив, отвлек его от размышлений. «А-а-а, опять, – подумал он, улыбнувшись, – родители прилетели». Чуть больше двух недель прошло, как в ветках дерева глуби свили гнездо и отложили пару яиц. Его тогда еще удивил выбор птиц. Гнездо уложили между тремя веточками на конце ветви, отходящей от основательного ствола пихты на высоте третьего этажа.
Конструкция гнезда была неказиста, и ветка довольно сильно раскачивалась даже при слабом ветре. Казалось, что птица, сидящая на яйцах, выпадет из него при сильном порыве. Но все обошлось благополучно и вот уже появились птенцы и родители, сменяя друг друга, выкармливают их. Николай незаметно для себя втянулся в наблюдение за жизнью семейства. Его познания животного мира неожиданно расширились пониманием, что у горлиц на яйцах сидят, а в последствии и выкармливают птенцов оба родителя, сменяя друг друга. Как раз на его глазах один из них прилетел громко курлыча. «Вот тебе и вся история, - с улыбкой подумал он и хмыкнул с иронией в ответ своим размышлениям, претендующим на глубокомысленность.
История и истории. Что мы в действительности заем? Какой осколок от общего массива информации дошел до нас и что из этого правда, а где вымысел? Кто знает, кто скажет? «Да никто», – с усмешкой ответил сам себе Николай. Тут даже о текущих событиях правду узнать невозможно. Остается надежда, что потомкам достанется хоть что-то правдивого в виде рассекреченных документов или рассказов компетентных очевидцев. Но и тут кроется опасность, что не все окажется правдой. А потом вдобавок ещё растолкуют в нужном свете. Ведь власть на своё усмотрение и в угоду сиюминутным выгодам дозирует и приправляет любые сведения. Но и это не все.
«Это точно, – продолжил свои умозаключения Николай, - пусть даже свершилось невероятное и удалось собрать много правдивых, истинных фактов. Но как из бесчисленного набора правдивых фрагментов сложить общую картину. Как ощутить вкус? Я вот даже детям своим не могу донести картину нашего бытия при социализме. Они в своих оценках и восприятии склоняются к негативному образу нашего недавнего прошлого. Даже интересуются изредка и немного свысока: «Как вы там, в совке, выживали?» И как им объяснить, что жили в целом хорошо. Без страха за завтрашний день, уж точно. Это предыдущие поколения своё к тому времени уже отбоялись. Как рассказать, передать им дух оттепели и развитого социализма, переходящего в перестройку. Уж наверняка, чтобы понять эпоху в ней надо прожить».
Николай опять подумал про древнюю Грецию и сегодняшний день. Пришло на ум, что формируют эпоху не только и не столько политики, сколько ученые, артисты, музыканты, писатели и мыслители – те, кого называют творческая интеллигенция. Но и это не все. В пространстве витает еще и коллективное бессознательное. Это вообще нечто такое эфемерное, неподвластное логике явление. Нематериальное, но очень влиятельное. Возможно, даже наверняка, есть уже технологии по формированию и управлению коллективным мышлением с помощью СМИ и прочей атрибутики современного информационного мира.
Вот еще одно хитросплетение современности – информационные потоки, вбросы лжи или как принято нынче называть «фейки», манипулирование, подтасовка фактов и скрытие правды. Интересно, как это явление будет подаваться, интерпретироваться по пришествию хотя бы ста лет. Да и будет ли обсуждаться вообще? Наверняка совсем не так, как мы все события и их подачу воспринимаем сегодня. Так же как мы совершенно иначе воспринимаем, тут уж и гадать не стоит, не только историю древних цивилизаций, но и события минувших ста лет.
Перед глазами у Николая календарной каруселью промчались спартанцы, легионеры, княжеские дружины, народное ополчение и гусары, будёновцы и летчики. «Странно, но почему-то всю эту круговерть составляют военные. Может, потому что я мужчина? Хотя что тут странного?» - он негромко засмеялся вслух. Действительно, что тут странного что он мужчина и первым на ум пришли солдатики. Посмотрите на историю – это ведь сплошной календарь кровавых, бесконечных сражений и войн. Оглянитесь и убедитесь, что известный нам прошедший период жизни на Земле являет собой непрерывную череду завоевательных походов, захвата территорий, порабощение народов, поглощение слабых сильными и более воинственными. Не было, пожалуй, и дня на Земле, чтоб не воевали. Вон только греки додумались передышку сделать для Олимпийских игр. Но это у них, а где-нибудь на другом краю Земли, а может и совсем рядом люди сражались.
Войны, войны. И нет им числа и края. Печально. Николай вздохнул и тяжело и грустно. За что, для чего люди убивают друг друга он размышлять не хотел. Да и стоит ли – поводов, по сути, раз–два и обчелся – деньги, власть, тщеславие. Вот и все в общем-то. «Можно к этому идеологию, наверное, добавить, - вдогонку мелькнула мысль, - Но это скорее обоснование и оправдание замешанных воедино жажды власти и тщеславия». Да, еще можно и женщин приплюсовать, как веский и красивый повод для войны. Ведь Троянская война не единственная бойня, причиной которой послужила прекрасная часть человечества. И греки и римляне не раз захватывали не территории, а женщин и бились не за землю, а за плоть.
Николай, стоя на балконе, уловил порыв ветра, вернувший его из полёта в исторические высоты к реальности. Горлица накормила птенцов и усаживалась в гнезде. Она мостилась старательно, стараясь безуспешно покрыть подросших малышей. Совсем скоро они еще больше вырастут и будут только вдвоем помещаться в гнезде. Да и то недолго – растут очень быстро, буквально на глазах.
Беспокойство о птицах отвлекало и переключило внимание Николая от возвышенных размышлений от Греции. «Что-то Перикл меня сильно зацепил, - с улыбкой отметил Николай, - А что там день сегодняшний готовит?» И он вернулся в комнату, уселся за компьютер и открыл ленту новостей. Его внимание привлекло сообщение о подготовке предстоящего юбилейного 75 заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Участвовать будут лидеры государств. Интересно, как же они это все устроят при нынешнем ковидно-вирусном безумии? «Наверное будут выступать дистанционно, – подумалось Николаю, и он продолжил фантазировать на эту тему, - а если очно? Как они выходить будут? В масках? Забавно. А выступать?»
Николай хохотнул, представив себе зал заседаний ООН как огромную операционную, в которой люди сидят или ходят в масках. Это его раззадорило и аналогии на этом не прекратились. Представилось, что на трибуну они будут выходить как боксеры на ринг под музыку. Это было бы весело. Для телевидения точно картинка вышла замечательная и красочная. И тут его воображение и фантазия разыгрались еще больше.
Любопытно под какое музыкальное сопровождение вышел бы тот или иной лидер с докладом. Гимн, безусловно, для такого выхода не подходит. Под Гимн стоят, а не идут. Тут должно быть что-то яркое, колоритное такое что передает дух страны, её яркую черту и национальный характер. Николай возбужденно встрепенулся – так его завлекла идея придумать, подобрать музыкальное сопровождение для представления той или иной страны.
Вот для Росси оптимально подходит 2 концерт для фортепиано с оркестром С.Рахманинова, а возможно даже марш «Прощание славянки». А для Украины – «Щедрик» Н.Леонтовича, или вот «Розпрягайте, хлопці, коні...». Эти произведения, классику так точно, весь мир знает и безошибочно связывает с конкретной страной. В этом нет никаких сомнений.
Веселое настроение от быстрого решения этих двух задач улетучилось под напором обильного потока вариантов для других стран. Среди них преобладали народные мелодии и классика, которые вступали в соревнование друг с другом. Но не всегда. Например, если за Германию боролись народный «Братец Якоб» с сонатой №17 Бетховена, то за право представлять Белоруссию соперничали «Купалинка» и «Беловежская пуща». Николай волевым усилием остановил музыкальный калейдоскоп, завертевшийся наподобие пластинки у него в ушах.
Вот это да! Так это ж можно целое шоу устроить и привлечь население для отбора музыки, ярко и метко отражающей национальный характер. Любопытно, чтоб в итоге вышло. Наверняка, некоторые страны спорили бы об авторах или произведениях. Вон, недавно даже умудрились С.Рахманиова к американским композиторам причислить. Да, он в США долго прожил. Но все свои значительные, выдающиеся произведения он сочинил в России, и сам композитор является ярким выразителем русского национального характера. Взять даже «Симфонические танцы», последнее произведение С.Рахманива, хоть написанное в США, но наполненное мотивами церковной музыки и народных напевов. А как настоящий (так и просится «русский») интеллигент он в знак благодарности принявшей его стране и ее гражданам посвятил произведение Филадельфийскому симфоническому оркестру.
Задумавшись о музыке, которая может представить США, Николай растерялся. Возможность представлять страну музыкой коренного населения он отмел сразу. И не потому, что у индейцев плохие мелодии. Просто узнаваемость и популярность невелика – не определишь по ним страну. А что тогда? Джаз, блюз или кантри? Да уж, задачка. Страна приняла не одну волну иммигрантов из разных концов света. И каждая приносила свои национальные стили свои культурные особенности и способствовала щедрому наполнению плавильного котла мелодий и звуков, в котором переплавлялась и сформировались многочисленные музыкальные направления.
Композиторов сопоставимых по масштабу с Бетховеном или Россини, в Штатах не появилось и по сегодняшний день.
Размышляя о композиторах, Николай вспомнил о Леонарде Бернстайде и его мюзиклах. Идея показалась не такой уж пустой, ведь «Вестайдскую историю» уж наверняка знают во всем мире. Что там говорить – вклад в современную жизнь американской музыки бесспорно велик. И ничего не поделаешь с тем, что в этой стране оперные театры и симфонические оркестры появились лишь в конце 19 начале 20 веков и нет там традиции и представителей классической музыки.
Мужчина так раздухарился в своих музыкальных изысканиях, что не заметил, как опять вышел на балкон. Порывистый ветер не утихал, и дерево напротив стало раскачиваться с еще большей амплитудой. «Так птенцы и выпасть могут из гнезда», - забеспокоился он. А еще больше его разволновала собственная беспомощная позиция стороннего наблюдателя, который видит, но никак не может повлиять на ситуацию. Не стоять же внизу в ожидании случайной возможности словить вывалившегося птенца. Смешная и глупая бессмыслица с нулевым шансом на успех.
«Надо немного успокоиться», - подумал Николая и решил послушать что-нибудь из классики. Хорошая музыка – лучшее средство для улучшения настроения и гармонизации душевного состояния. Первым открывшимся по запросу классической музыки оказался 2 концерт С.Рахманинова. «А-а-а! Это потому, что я про Д.Мацуева недавно читал, вот и выдали это произведение в его исполнении», - вспомнилось ему с облегчением и развеяло возникшее вдруг подозрение мистических совпадений.
Исполнил музыкант концерт действительно замечательно, а Лондонский симфонический оркестр был просто великолепен. Под впечатлением от услышанного Николай машинально нажал следующее произведение в исполнении пианиста. Это оказалась соната №17 Бетховена, которую Д.Мацуев также исполнил блестяще.
Воодушевленный музыкой, Николай плавно вернулся к своим соображениям и подумал о том насколько вероятно этой сонате стать музыкальным лицом Германии. Следом пришла мысль о том, как и при каких обстоятельствах композитор сочинил это произведение, которое называют шекспировским исходя из его глубины и обозначают как психологический портрет композитора.
Он вдруг понял, что соната написана в самый трагический момент жизни гения. Со всех сторон на композитора навалились проблемы. И какие – рухнула надежда на личное счастье и музыканта покинула возлюбленная Джульетта. На работе тоже, как нынче говорят, полный завал. Невозможно себе вообразить глухого композитора. На фоне этих трагических событий у Бетховена возникают мысли о самоубийстве. И вот в результате этого душевного и психологического накала гений создает уникальное произведение.
У каждого из нас бывает такой этап, и возможно не один, когда человек считает, что хуже уже быть не может и жизнь уперлась в непролазные негативные, ужасные дебри. И просвета не видно и не предвидится. И тут из такой безнадежной маяты рождается что-то новое и прекрасное. Кто-то встречает вдруг любимого человека или друга, у другого необыкновенный, нежданный взлет в творчестве, научные озарения, взлет на службе или что-то в этом роде. Но обязательно…
«Что обязательно? - остановил себя Николай, но по инерции закончил мысль, - есть же и сломавшиеся от отчаянной безнадеги или даже покончившие с собой. Есть.» Но о них почему-то думать не хотелось. И чтобы отвлечься от грустного хода мыслей он решил поискать и послушать других исполнителей этого произведения. Среди упоминаемых лучших пианистов, исполнивших сонату, была ссылка на Клару Хаскил.
Мужчина не был музыкальным знатоком, а тем более критиком, которому известны тонкости музыкальных произведений. Не бы он и осведомлённым ценителем исполнителей. Встретившаяся имя и фамилия пианистки ему ни о чем не говорили. И любопытство повело его дальше.
«Когда современные технологии стоят на службе человеку и выполняют задачу его помощника в деле образования – это просто замечательно» - порадовался Николай, увидев множество ссылок на имя Клара Хаскил. И буквально первая открытая из них сообщила, что по мнению Чарли Чаплина он встретил в своей жизни три гения – Хаскил, Эйнштейн и Черчилль. Вот это да! Николаю стало за себя неудобно. Как же так? Он так заблуждался на свой счет, считая себя достаточно эрудированным человеком.
Да, нельзя объять необъятное, но гения, который жил при твоей жизни, даже если тебе был годик от роду знать все-таки желательно. Уши и щеки горели. Николай нервно вышел на балкон и вернулся. И так повторялось не раз пока он не пришел в себя от потрясения. Он решил не грызть себя, а порадоваться своему нежданному открытию. Действительно, не каждый день удается встретить, вернее открыть для себя, гения. С облегчением и радостью он посчитал возможным признать, что у него такой день именно сегодня.
Следом последовал логичный порыв услышать, если таковая имеется, запись Бетховенской сонаты в исполнении гения. О, великий интернет! Там наверняка можно найти все, что интересует человека. Все, разумеется, зависит от того, кому что надо. К радости Николая, такая запись 50–х годов прошлого столетия, имелась. Он надел наушники и с трепетным волнением, которое с удивлением обнаружил, начал слушать. То, что он услышал его потрясло. Музыка, безусловно, божественная. Исполнение было продолжением замысла композитора и исполнитель, казалось, передавал все что тот хотел сказать слушателю. Описывать музыку, исполнение и состояние слушателя совершенно невозможно и бессмысленно.
Мужчина сидел потрясенный. Следом автоматически включилась та же соната в исполнении Д.Мацуева. И он поразился еще раз. Да, играет великолепный пианист, но… Он вернулся к записи Хаскил, прослушал еще раз и ему стало больше понятно, почему Чаплин поставил пианистку впереди Эйнштейна. Определенно не только из-за галантной учтивости джентльмена, пропускающего даму вперед.
Несколько последующих дней Николай ходил возбужденный и от музыки и совершенного открытия. Пару раз он включал запись, делился ссылкой на нее со своими родственниками, друзьями и просто знакомыми. Ему казалось невозможным держать при себе такое откровение. Но потрясения на этом не закончились. Возникший интерес к личности Хаскил повел к описанию её биографии, которая оказалась захватывающей и трагической историей.
Пересказывать невозможно. Ровно как описать состояние молодой пианистки, начавшей успешную гастрольную деятельность и которую вынуждена была прервать из-за прогрессирующего сколиоза. И не просто прервать, а оказаться добровольно обездвиженной в корсете на целых четыре года. А затем она смогла вернуться на сцену. Каких усилий ей это стоило невообразимо. И каждый выход к роялю сопровождался преодолением боли, борьбой с болезнями, избавлением от парализующего страха сцены. Без сомнения эти страдания и послужили источником бесподобного исполнения сонаты Бетховена. Хаскил испытывала созвучные близкие композитору душевные и физические муки. Остается только догадываться о них, оставив надежду понять и прочувствовать истинное положение дел.
Да и кто определит степень истинности? В данном случае, как и в истории, очень много предположений и домыслов. И вообще история весьма и весьма избирательна и высвечивает потомкам факты и персоны на свой умысел. Но еще более избирателен человек в выборе героев. А о многих достойных стать таковыми он так и не узнает. Вот, к слову, каким бы героем или примером для Николая мог бы стать какой-нибудь император или писатель Японии, а может Китая. Но он их просто-напросто не знает. А ведь, наверняка, каждый из них был убежден, что войдет в историю. Нет, безусловно вошел и оказал влияние. Но вот только какое? Может совершенно неизвестный чиновник или воин из их окружения оказал еще большее влияние.
Николай перестал задавать себе вопросы и думать об этом. Ответ очевиден. Каждый человек вносит свой вклад в историю. Кто больше, кто меньше. Вспомнился замечательный, гениальный и светлый Павел Флоренский, погибший на Соловках и говоривший, что «все проходит, но все остается. Ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. И подвиги (хоты бы о них все забыли) пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навек распрощался, а лишь временно. Мне кажется, что люди, каких бы они не были убеждений на самом деле в глубине души ощущают так же. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустой».
Никому не дано судить о том вкладе в историю, который оставляет каждый человек. А ведь каждый вносит свой вклад. Каждый! Важно помнить об этом, а не уходить от ответственности, прячась за фальшивой маской ложной скромности, оправдываясь, что «от меня ничего не зависит». Каждый является неким связующим узлом, в котором сбегаются, пресекаясь, множество нитей, причин и следствий. Как много всего остается вне поля нашего внимания и понимания!
Николай взволнованно вышел на балкон и вздохнул с легким сердцем. На веточке сидели два птенца и рядом два взрослых голубя - родителя. Они громко курлыкали, подбадривая малышей. Те робко перебирали лапками, подбираясь к краю ветки, которая стала уже прогибаться под их небольшим, но все же весом. Немного замерев на месте один из них, невысоко подпрыгнул и взлетел, громко хлопая крыльями. Его полет был недолгим. Птенец уселся на соседнем дереве. Следом, почти повторяя путь первого подлетел и второй, сопровождаемый родителями. Они все вчетвером расселись на том же дереве что и первопроходец.
Николай с радостью наблюдал за дебютным полетом птиц. Он видел впервые такое событие. Неведомо известны ли животным чувство страха или радости, но с уверенностью можно сказать, что Николай испытывал восторг сопричастности к полету, к жизни и к музыке. Вспомнился недавний выбор музыки для представления страны, и он задумался о мелодии способной отразить полет. Множество вариантов промелькнули и умчались, оставив убеждение, что каждый композитор мечтает выразить музыкой свободу духа, сравнимую с полетом. Безусловно есть не одно произведение которому это удалось. Музыка сама напоминает полет – незрима и окрыляет вдохновением.
Он посмотрел на сидящее мирно после пережитых волнений семейство. Чем вам не история?
История и истории. Все взаимосвязано и как ни парадоксально, но столкновение с историей и попытка избежать этого столкновения в определенном смысле равноценны как два варианта взаимодействия с ней. Имеют значение реакции на историю. Невозможность разминуться чревата катастрофой. Или биографией. Подчас это одно и то же. Это как отражение истории в человеке, случайно попавшемся на её дороге.
И мир живёт предназначенной свыше жизнью и жизнь летит своим чередом…
Свидетельство о публикации №222020201787