02. Письмо атеисту

Добрый вечер, Александр.

Вы спрашиваете, кроме "древних сказок" (так Вы называете Библию), читал ли я что-нибудь еще? Совсем немного. Но зато... кое–что достаточно поучительное. Позвольте поделиться высказываниями людей, которые не очень похожи на сказочников. Мысли А. Эйнштейна заслуживают внимания. Как считаете? Итак, парочка цитат от одного из основателей современной физики:

«В иудеохристианской религиозной традиции мы находим высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлении; и ценностных суждении;». (Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).

«Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, все; же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня». (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).

Как замечательно, что наиболее великие учёные чрезвычайно скромны. Итак, знаменитый учёный видит в гармонии Вселенной руку Творца и считает, что стоит руководствоваться «высочайшими принципами». А находятся эти принципы, конечно же, в Священном Писании. Словно сговорившись, вторит Эйнштейну другой знаменитый физик, Сэр Исаак Ньютон:

«Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа. ... Сеи; управляет всем не как душа мира, а как властитель вселенной, и по господству Своему должен именоваться Господь Бог Вседержитель». (Ньютон, «Начала». М.: «Наука», 1989. – С. 659).

«Я принципиально убежден в том, что Библия – Слово Божье, записанное людьми по вдохновению Господа. Я изучаю Библию каждыи; день». (Ньютон, цит. по: Tiner 1975).

«В Библии я нахожу больше примет подлинности, нежели в любой светской истории». (Ньютон, цит. по: Morris 1982, 26)

Не буду скрывать, мне особенно интересно отношение людей, которые оставили заметный вклад в науке, искусстве или иных, значимых и полезных для человечества, деяниях. И, конечно же, это не только почтенные учёные, жившие в период зарождения современной науки, но и более современные учёные.
Имя Уильяма Филлипса известно не всем, потому стоит упомянуть, что в 1997 году ему была присуждена Нобелевская премия по физике «за создание методов охлаждения и улавливания атомов лазерным лучом». Академик Филлипс (информацию о нём можно найти в Википедии) не скрывает своих убеждений:

«Я верю в Бога. Более того, я верю в личностного Бога, Который действует в творении – и взаимодействует с творением. Я верю, что наблюдаемая нами упорядоченность физической вселенной и исключительно точная «тонкая настройка» всех условии;, необходимых для развития жизни, указывает на разумного Творца.
Моя вера в Бога – это личная вера, вера, полностью соответствующая тому, что я знаю о науке». (Phillips 2002b).

Наверное, большинство людей согласятся, что наука и сказки имеют не очень много общего. Так вот, знаменитый физик, в следующей цитате, упоминает о источнике своих убеждений:

«Трудно представить, чтобы наука каким-то образом указывала на Творца, Который желает личных отношении; с нами, любит нас и хочет, чтобы мы любили друг друга, и Который в мудрости Писания открывает нам Свою волю». (Цит. по: Witham 2001).

Другой Нобелевский лауреат, Арно Пензиас (удостоен премии за открытие космического микроволнового фонового излучения) говорит, на мой взгляд, очень интересные мысли. В интервью, опубликованном в научном сборнике «Голос гения» (The Voice of Genius, 1995), профессор Пензиас сказал:

Пензиас: Библия говорит о целесообразности творения. Мы повсюду сталкиваемся с удивительными свидетельствами порядка; а порядок, как мы знаем из опыта, обычно указывает на цель.

Брайан: И этот порядок отражен в Библии?

Пензиас: Читая Библию в целом, естественно предположить существование порядка в
мире. Если есть цель, то должен быть и порядок. А мы видим именно порядок.

Брайан: То есть можно предположить существование цели?

Пензиас: Именно... Этот мир лучше всего согласуется с идеей целенаправленного сотворения». (Цит. по: Brian 1995, 163-165).

Впрочем, будет несколько однобоко, если мы посмотрим на Писание лишь с позиции физиков. Ведь есть ещё очень интересные грани. Как Вы знаете, Нобелевские премии присуждают не только самым замечательным учёным, но тем людям, которые принесли значимый вклад для человечества и в других сферах. Томас Вудро Вильсон в 1919 году стал лауреатом Нобелевской премии мира за «искренние усилия в проведении мирных переговоров» и за содействие установлению мира после Первой мировой войны. Многие помнят, что он был влиятельным политиком, но не все знают, что он был доктором наук (политология и история). На мой взгляд, весьма интересно мнение профессионального историка о Библии. Итак, предоставим слово Вильсону:

«Библия – одна из ценнейших древних исторических летописей, хотя она не дает исчерпывающего описания событии; прошлого и не претендует на такое описание. Однако историк может смело изучать эти священные страницы, не боясь найти на них неправду.

Библия не знает себе равных и как философская книга. На ее страницах выстраивается интеллектуальная и моральная философия непревзойденной простоты и в то же время глубины, непревзойденной ясности и логичности. Никто из философов, древних и современных, не мог найти мотивов убедительнее тех, что раскрыты в Библии. В ней содержится ключ к пониманию человеческой природы – то, что так долго и безуспешно ищут философы». (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 185, Arthur S. Link – editor; see also the Wilmington North Carolina Presbyterian, Aug. 30, 1876).

Уважаемый Александр, боюсь Вас утомить, потому сделаю паузу. Если Вам интересно, я могу ещё поделиться тем, что я читал кроме «древних сказок».
Искренне желаю Вам всего самого доброго!
С уважением,


Рецензии