Как умудриться уснуть...

Сталин медленно шёл по коридору ближней дачи с подушкой под локтем. Трубка погасла и запах горелого табака был неприятен. Он положил трубку на подоконник и посмотрел в ночь… Желтый свет фонарей освещал засыпанные снегом  аллеи парка. Редкие снежинки пуховыми перьями медленно оседали вниз. Левая половина головы болела. Боль отдавалась в левом глазу и раздражала…  Она не давала уснуть. Он открыл форточку, желая вдохнуть свежего воздуха.
На пульте охраны звякнуло. Охранники напряглись.
- Пойди проверь, обойди всё здание.

Сталин прошёл в кабинет. Открыл лежащую на столе пачку «Герцеговины Флор», вытащил папиросу и взял спички. Сел на диван, положил подушку. Размял папиросу, но не закурил…
Из памяти выплывали картины прошлого: Яков – старший сын, Като – первая жена, мелькнуло лицо матери… Он медленно лёг на правый бок и закрыл глаза…

С каждым годом всё труднее удавалось засыпание. Конечно, сказывался возраст. Но ещё больше влиял на это образ жизни. Многолетняя партийная и руководящая работа вне всяких временных границ и правил. Труднейшая работа в двадцатые и тридцатые годы становления государства, окружённого врагами. Сложнейшая задача подготовки к войне с Европой. Всё было сделано для того, чтобы её отдалить, чтобы встретить её во всеоружии… Отбросить врага мощным ударом и разгромить его на его же территории… Все знали, что война будет. Но никто не предполагал, что такая рациональная, всё просчитывающая германская штабная машина решится на удар не подготовленная к войне на российском бездорожье и сибирским морозам… Даже он…
Сталин заснул… Видения преследовали и во сне…
******
Я проснулся в привычное теперь время, в начале седьмого. Удивительным было то, что шея не болела, и я лежал на спине. Ощущение лёгкости и бодрости было во всём теле. Я выспался!
Когда-то это было обычным явлением, теперь большой редкостью.
В детстве, набегавшись за день, я засыпал, едва касался головой подушки…
К одиннадцати годам в голове роились мысли о завтрашнем дне, играх, встречи с понравившейся девочкой, с образом которой нередко и засыпал…
Даже теперь не забылись те десятки мыслей, которые роились в моей голове в старших классах школы и студенческие годы и не давали заснуть... Но стоило от них отвлечься, сразу засыпал…

Армия избавила от лишних мыслей перед сном. Странным было просыпаться утром с ощущением, что только положил голову на подушку, как тебя разбудили. Уже во второй половине службы, когда организм привык режиму армейских будней, научился просыпаться за час до побудки, и после туалета, с удовольствием досыпал до команды дневального: «Рота, подъём!» Тут я уже не вздрагивал нервно от истерического крика, а спокойно открывал глаза. Не торопясь наматывал портянки, натягивал сапоги и под команду дежурного по роте сержанта: «Выходи строиться!», не торопясь начинал свой день…
*****
Настоящие проблемы со сном пустили корни после женитьбы, когда начали рождаться дети.
Жена так выматывалась за день, что ночной плач детей редко мог разбудить её. Я после работы ещё и подрабатывал, но мой сон был более чутким, и я просыпался, менял подгузники, пелёнки…
Сейчас проблем таких нет. Теперешние подгузники впитывают влагу настолько, что можно не беспокоиться, что ребёнок уписившись, замёрзнет и заболеет. А тогда приходилось два-три раза за ночь вставать, проверяя, не мокрые ли пелёнки.
Эта привычка, просыпаться несколько раз за ночь, сохранилась на долгие годы. К пенсии она стала пропадать… Но развившаяся аденома возобновила эту старую зависимость…
*****
С возрастом, когда проблема с засыпанием стала проявляться, я в нескольких источниках нашёл разные рекомендации облегчения засыпания. И даже вспомнил свою, из детства. Все они работали. Но все они требовали времени, для наработки навыков. Лёжа в постели надо было  сосредотачиваться на системе, и одновременно расслабляться…
*****
Однажды в голову пришла простая, как три копейки мысль. Она родилась не случайно. К ней подтолкнули обстоятельства создавшейся в стране ситуации…
Жизнь стала не интересной. Страна стала мачехой. Мы стали чужими на этом празднике жизни. Кто мы? Мы – большинство жителей страны, живущие за чертой реальных жизненных потребностей. Пусть бы те, кто определяет прожиточный минимум и минимальную зарплату, пожили бы на них хотя бы пол года…

В советское время было много развлекательных телепередач, особенно в праздники. А фильмы мы ждали с нетерпением. Почти каждый фильм был событием, рождавшим мысли, приносил положительные эмоции. Его обсуждали на работе и с друзьями.
Теперь этого нет… Теперь любой фильм можно смотреть с любого места и без сожаления выключать телевизор на середине серии…

Так вот однажды мне пришла мысль приучить свой организм к строгому графику. Я стал ложиться спать ровно в десять часов вечера, прекращая всё, чем я занимался до этого времени…
Через небольшое время я заметил, что я стал легко засыпать, даже, если укладываясь в постель не испытывал ни малейшего позыва ко сну.
И просыпался я легко, проспав семь – восемь часов. Обычно я просыпался в 5-07; 5-17… Зимой иногда досыпал ещё час.  Интересно то, что если я засыпал позже на 30 – 40 минут, я просыпался в привычные пять утра…
Вот так! Если это кому либо интересно…


Рецензии